Р’ серии статей РїРѕРґ общим названием «В университет!В» «Физика» публикует задачи, предлагавшиеся РІ разные РіРѕРґС‹ РЅР° вступительных экзаменах РІ МГУ. Внимание привлекла интересная задача РїРѕ оптике, авторское решение которой занимает почти половину газетной страницы (РЁРёСЂРѕРєРѕРІ Рђ.Рђ. Рё РґСЂ.,в„– 2/2000). Громоздкость этого РјРЅРѕРіРѕС…РѕРґРѕРІРѕРіРѕ анализа, РІСЂСЏРґ ли целесообразного именно РЅР° вступительном экзамене, вызывает РІРѕРїСЂРѕСЃ – какова доля абитуриентов, успешно справившихся СЃ этой головоломкой? Ведь предложенный СЃРїРѕСЃРѕР± решения РЅРµ самый рациональный. Рменно поэтому такая задача может быть полезна учителю физики, особенно РІ классах углубленного изучения предмета. Умение пойти СЃРІРѕРёРј путем, увидеть разные варианты представляется РѕРґРЅРёРј РёР· наиболее ценных качеств учащегося, это умение можно Рё нужно воспитывать, поощряя каждую попытку действовать самостоятельно.
Вот условие задачи: «Перемещая линзу между экраном и предметом, удается получить два его четких изображения поперечными размерами 2 см и 8 см. Найдите поперечный размер предмета». Не самая удачная формулировка. Не «удается», а всегда возможно, лишь бы расстояние от предмета до экрана было не меньше четырех фокусных расстояний данной линзы. Еще хуже рисунок, нижняя половина которого получена, видимо, переворотом верхней на компьютере, в результате чего предмет приобрел различную высоту («поперечный размер»), да и горизонтальное смещение половинок друг относительно друга тоже не обязательно. Приводим правильный рисунок.
Поскольку линза одна и та же, приравняем фокусные расстояния, выраженные для первого и второго положений:
где S – величина перемещения линзы. Рздесь мы покидаем авторов.
Упростим выражение (1):
d1f1 = (d1 – s)(f1 + s) = d1f1 + d1s – f1s – s2,
s = d1 – f1.
РР· СЂРёСЃСѓРЅРєР° РІРёРґРЅРѕ, что d2 = d1 – s, Р° f2 = f1 + s, откуда: d2 = d1 – d1 + f1 = f1; f2 = f1 + d1 – f1 = d1 Р® d2 = f1; f2 = d1.
А из подобия соответствующих
треугольников увеличение линзы в двух
положениях есть .
РС… произведение равно, естественно, единице:
Вот и все решение.
Однако учителю полезно проделать еще некоторые преобразования и получить так называемую формулу Бесселя, пригодную для исследования не только тонких, но и реальных линз. Перепишем исходную формулу:
и преобразуем ее:
Рта формула хороша тем, что расстояние РѕС‚ предмета РґРѕ экрана измеряется независимо РѕС‚ положения линзы, Рё перемещение линзы РѕРґРЅРѕ Рё то же для всех точек, жестко связанных СЃ линзой, С‚.Рµ. РЅРµ нужно знать положение оптического центра линзы, РѕС‚ которого следует отсчитывать расстояния... Рменно поэтому СЃРїРѕСЃРѕР± Бесселя применим для любой линзы, РЅРµ только для тонкой.