А я делаю так...

А.В. Мельникова,
школа № 1304, г. Москва

Формирование умения снимать показания измерительных приборов

7-й класс. Базовый курс

В 7-м классе, после знакомства с измерительными приборами, я выделяю дополнительно один-два урока (в зависимости от уровня математической подготовки класса) для формирования умения снимать показания измерительных приборов, имеющих шкалу. Можно использовать демонстрационное и лабораторное оборудование (измерительные цилиндры с различной ценой деления, термометры, амперметры, вольтметры и т.д.), а также рисунки шкал приборов в учебниках, задачниках, дидактических карточках.

В процессе эвристической беседы ученики, рассматривая различные измерительные приборы, выделяют их общие признаки и делают записи в тетрадях:

«Шкальный измерительный прибор имеет:

1) С€РєР°Р»Сѓ;
2) СѓРєР°Р·Р°С‚ель, перемещающийся РїРѕ шкале;
3) РѕР±РѕР·РЅР°С‡РµРЅРёРµ единиц измерения физической величины, которую измеряет данный РїСЂРёР±РѕСЂВ».

Затем они приходят к выводу (и записывают порядок действий в тетрадь), что для снятия показаний приборов необходимо выполнить следующие действия:

1) определить, какая физическая величина измеряется данным прибором;
2) определить цену деления прибора;
3) определить показания прибора.

Далее следует мотивационный этап – я вызываю у учеников затруднение: на доске или на экране (с помощью кодоскопа) демонстрирую шкалу и прошу определить показание.

К сожалению, обычно немногие могут быстро и правильно выполнить это простое задание (хотя определять цену деления семиклассники уже должны уметь из курса математики). Ученик, давший правильный ответ, подробно объясняет, как он рассуждал. Затем семиклассники оформляют рисунок в тетрадях и делают вычисления (один из учеников комментирует). Я показываю записи на экране – для проверки:

Далее я сообщаю: «Сегодня мы будем учиться снимать показания с любой (!) самой сложной шкалы любого (даже незнакомого!) прибора», – и показываю на экране (или на доске) новую шкалу:

Ученики аккуратно делают СЂРёСЃСѓРЅРѕРє РІ тетрадях Рё получают учебные инструкционные карты СЃ очень подробным алгоритмом снятия показаний РїСЂРёР±РѕСЂР°. Р’ инструкционной карте I – РґРІР° задания. Для выполнения задания 1 необходима таблица (РѕРЅР° РІРёСЃРёС‚ РЅР° стене), задание 2 РјРѕР¶РЅРѕ РїРѕРєР° пропустить или выполнить устно.

Один из учеников читает вслух задания и способы их выполнения. Класс делает записи в тетрадях, я пишу на доске (или использую кодоскоп):

 1) В°РЎ, температура.
2) Р¦РµРЅР° деления:

3) РџРѕРєР°Р·Р°РЅРёСЏ РїСЂРёР±РѕСЂР°: c + n вЂў d.

t = 12 В°РЎ + 5 вЂў 0,5 В°РЎ = 14,5 В°РЎ.

Далее РјРѕР¶РЅРѕ начать оформлять задачу в„– 31 (СЂРёСЃ. 9) РёР· задачника Р’.И.Лукашика (для 7–8-РіРѕ РєР»Р°СЃСЃРѕРІ).

 Р РµС€РµРЅРёРµ

1) РјР», РѕР±СЉРµРј.
2) ...
3) ...

Поясняю, что достаточно изобразить участок шкалы, на котором снимают показания (рисовать полностью измерительные цилиндры слишком долго). Затем ученики продолжают работать самостоятельно, по необходимости пользуясь инструкционными картами или с помощью учителя.

На дом дается аналогичное задание: снять показания изображенных на рисунках приборов.

Обычно на отработку и закрепление умения требуется еще один урок (я использую часы из резерва). За это время каждый ученик выполняет разное количество заданий (они могут быть различными и по уровню сложности), что позволяет осуществлять дифференцированный подход. Учитель и сильные ученики оказывают помощь тем, у кого возникают затруднения. Оценивать классные и домашние работы можно выборочно.

РќР° следующем СѓСЂРѕРєРµ проводится лабораторная работа в„– 1. Теперь ученики используют полученные знания Рё умения РЅР° практике, работая СЃ реальными физическими измерительными приборами. Рђ учитель, проверяя работу, сможет судить Рѕ сформированности навыка снятия показаний.

Лабораторная работа № 1

Цель работы: определить цену деления измерительного цилиндра и научиться определять с его помощью объем жидкости.

Оборудование: РёР·РјРµСЂРёС‚ельный цилиндр СЃ РІРѕРґРѕР№.

Задание 1. Определить цену деления измерительного цилиндра.

 Р—адание 2. Определить объем жидкости РІ измерительном цилиндре.

Вывод

Цена деления измерительного цилиндра:    d = ... СЃРј3 = ... Рј3.

Объем жидкости РІ измерительном цилиндре:  V = ... СЃРј3 = ... Рј3.

Перевод единиц из см3 в м3 обычно вызывает затруднения. Необходимо обсудить с семиклассниками, как это делается. Сильные ученики быстро выполняют работу и берут измерительные цилиндры с другой ценой деления (или другие приборы). Таким образом, за 2–3 урока удается сформировать обобщенное умение снимать показания со шкальных измерительных приборов и повысить интерес к предмету. Больше к этому вопросу в старших классах мы не возвращаемся.

Снятие показаний приборов

Учебная инструкционная карта I

Задание 1: определить, какая физическая величина измеряется данным прибором.

Способ выполнения:

1) РЅР°Р№РґРёС‚Рµ РЅР° шкале обозначение единицы физической величины;
2) СѓСЃС‚ановите РїРѕ таблице наименование единицы физической величины, измеряемой данным РїСЂРёР±РѕСЂРѕРј;
3) СѓСЃС‚ановите РїРѕ таблице, какую физическую величину измеряет данный РїСЂРёР±РѕСЂ;
4) РїСЂРѕС‡РёС‚айте значения физических величин, указанные РЅР° шкале РїСЂРёР±РѕСЂР°.

Задание 2: определить пределы измерения прибора.

Способ выполнения:

1) РѕРїСЂРµРґРµР»РёС‚Рµ наименьшее значение физической величины, указанное РЅР° шкале РїСЂРёР±РѕСЂР°. Запишите: «Нижняя граница измерения РїСЂРёР±РѕСЂР° равна...В»;
2) РѕРїСЂРµРґРµР»РёС‚Рµ наибольшее значение физической величины, указанное РЅР° шкале. Запишите: «Верхняя граница измерения РїСЂРёР±РѕСЂР° равна...В»

Учебная инструкционная карта II

Задание: определить цену деления шкалы прибора.

Способ выполнения:

1) РІС‹Р±РµСЂРёС‚Рµ участок шкалы, РЅР° котором будете определять цену деления (РїРѕ ближайшим РѕС‚ указателя делениям, возле которых проставлены цифры);
2) СѓРєР°Р¶РёС‚Рµ наибольшее значение измеряемой физической величины РЅР° этом участке:   b = ... ;
3) СѓРєР°Р¶РёС‚Рµ наименьшее значение измеряемой физической величины РЅР° этом участке:   c = ... ;
4) РїРѕРґСЃС‡РёС‚айте число делений (С‚.Рµ. число промежутков между черточками) РЅР° участке РѕС‚ c РґРѕ b. Запишите: a = ... ;
5) РІС‹С‡РёСЃР»РёС‚Рµ цену деления шкалы РїСЂРёР±РѕСЂР°: 

Примечание

Ценой деления РїСЂРёР±РѕСЂР° называют значение физической величины, приходящееся РЅР° наименьшее деление данного участка шкалы РїСЂРёР±РѕСЂР°: 

РіРґРµ: 

b – верхняя граница участка шкалы;
c – нижняя граница участка шкалы;
a – число делений, т.е. число промежутков между черточками от c до b.

Учебная инструкционная карта III

Задание: определить показания прибора.

Способ выполнения:

1) РѕРїСЂРµРґРµР»РёС‚Рµ наименьшее значение измеряемой величины РЅР° участке шкалы, для которого определялась цена деления:   c = ... ;
2) РїРѕРґСЃС‡РёС‚айте число делений РѕС‚ c РґРѕ указателя (стрелки):  n = ... ;
3) РІС‹С‡РёСЃР»РёС‚Рµ показание: c + n вЂў d   = ... , РіРґРµ d – цена деления.

Полученный результат соответствует значению измеряемой физической величины.

Внимание! Не забывайте при вычислениях указывать единицы физических величин!

Таблица для работы с инструкционной картой I (висит в кабинете физики)

Обозначение наименования единицы
физической величины

Наименование
единицы
физической величины

Физическая
величина

Рј
СЃРј
РјРј
Рј3
СЃРј3

Р»
РјР» (ml)
СЃ
°С

Метр
Сантиметр
Миллиметр
Кубический метр
Кубический см.
Литр
Миллилитр
Секунда
Градус Цельсия
Длина
Длина
Длина
Объем
Объем
Объем
Объем
Время
Температура

Рђ
Р’ (V)

Рќ
РџР° (Р Р°)
атм.
РјРј. СЂС‚. СЃС‚.
Дж
Р’С‚ (W)
РћРј (W)

 РђРјРїРµСЂ
Вольт
Ньютон
Паскаль
Атмосфера
Мм ртутного столба
Джоуль
Ватт
РћРј
Сила тока
Элект.  напряжение
Сила
Давление
Давление
Давление
Энергия, работа
Мощность
Электросопротивление

Рј/СЃ
РєРј/С‡
РєРі
Рі
РєРі/Рј3

Метр в секунду
Километр в час
Килограмм
Грамм
Килограмм на метр кубический
Скорость
Скорость
Масса
Масса
Плотность
TopList