Думали: нищие
мы, нету у нас ничего, |
Приведенные строки РјРѕР¶РЅРѕ считать эпиграфом РєРѕ всему переживаемому Россией периоду Рё Рє состоянию образования РІ частности. Перефразируя слова РёР· РґСЂСѓРіРѕР№ РјСѓРґСЂРѕР№ РєРЅРёРіРё, РјРѕР¶РЅРѕ сказать: прошло время разбрасывать камни, настало время РёС… собирать. Прежде всего РЅСѓР¶РЅРѕ осознать, что РјС‹ теряем то естественнонаучное образование, которым могли гордиться Рё которому завидовали РћРќР. Хотя заявленная цель реформирования образования – формирование «гуманистической» личности – РЅРµ может быть поставлена РїРѕРґ сомнение, осуществляемый «революционный» путь более чем спорен. Р’ течение всего прошлого века РІ Р РѕСЃСЃРёРё именно гуманитарные науки «деформировались» РІ наибольшей степени – Рё РІ части содержания, Рё методов преподавания, Рё целей. Делать эти дисциплины «точкой опоры» реформы образования РЅРµ менее утопично, чем было Святогору-богатырю пытаться поднять Землю (финал хорошо известен – былинный герой СѓРІСЏР· РІ земле РїРѕ плечи).
Тенденция Рє синтезу «исконно» гуманитарных Рё естественных областей научного знания была заложена нашим великим соотечественником Р’.Р.Вернадским, развившим идею ноосферы. Большой вклад РІ развитие этой тенденции СЃРѕ стороны естественных наук внес Р.РџСЂРёРіРѕР¶РёРЅ – бельгийский физик СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ происхождения, нобелевский лауреат, специалист РІ области неравновесной термодинамики. Согласно его взглядам, любая сильно неравновесная система, Р±СѓРґСЊ-то общество РІ состоянии революционной ситуации или раствор РІ состоянии пересыщения, может быть описана аналогичными терминами Рё подчиняется РѕРґРЅРёРј Рё тем Р¶Рµ законам. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ – гуманитарной – стороны, следует отметить Р›.Рќ.Гумилева, который ввел РІ научное обращение среди историков Рё этнографов такие термины, как энергия, инерция, энтропия Рё С‚.Рї. [1]. Поэтому априори «гуманизация» образования РІ целом Рё создание гуманитарного образования РІ частности представляется возможным через модернизацию сложившегося естественнонаучного потенциала системы образования Р РѕСЃСЃРёРё.
Соотношение естественнонаучного и гуманитарного компонентов в образовательном процессе определяется двумя факторами: общими целями образования и теми задачами, которые будет решать общество в среднесрочной перспективе, когда сегодняшние школьники станут молодыми дипломированными специалистами, востребованными (или нет?!) обществом.
Какие функции возлагаются на образование? Социальная (функция «генетического» кода общества), связанная с передачей культурных и образовательных стандартов следующим поколениям [2]; профессиональная – подготовка специалистов; и функция подготовка элиты – той чаcти общества, которая через определенное время будет выбирать пути развития общества [3]. Возможны три варианта развития [3]: Россия – страна «третьего мира»; Россия – страна «второго мира», с быстро развивающейся ненаукоемкой экономикой; Россия – страна, осуществляющая технологический прорыв за счет централизации управления, средств, примата коллективных ценностей над личными.
Какие же специалисты будут востребованы в рамках каждого из сценариев? В рамках первого – специалисты с профессионально-техническим образованием; в рамках второго и третьего – «технари» и «управленцы», соотношение которых будет зависеть от выбора конкретного пути развития. В любом случае общество не сможет позволить себе «гуманитарного самопознания», а значит, чистые гуманитарии не будут востребованы.
Р’СЃРµ государства СЃ постиндустриальным обществом требуют высокообразованных специалистов. РџСЂРё этом РЅР° Западе РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ возврат Рє схеме образования 60-С… РіРі., возникшей РїРѕ примеру РЎРЎРЎР [3]. Более того, СЃ конца 80-С… наметилась тенденция Рє переходу РѕС‚ установки РЅР° «специалиста РѕС‚ Бога» Рє установке РЅР° «специалиста СЃ относительно высоким уровнем культуры» [4]. Рта тенденция вполне коррелирует СЃ общим направлением РЅР° интеграцию отдельных отраслей знаний. Рхотя РІ нашей стране эта тенденция Рє формированию «специалиста СЃ широкой общеобразовательной подготовкой» РїРѕ инерции вызывает определенный скепсис, РѕРЅР° заслуживает более пристального внимания, тем более что РІ РЎРЁРђ Рё Великобритании РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ сознательный возврат Рє образцу классической гимназии СЃ «привнесением компьютерной техники» [4]. Ркономическая неопределенность РІ Р РѕСЃСЃРёРё может потребовать РѕС‚ выпускников практически мгновенной переориентации РІ выборе специальности, которая РІРѕР·РјРѕР¶РЅР° лишь РїСЂРё фундаментальной базовой подготовке.
В середине ХХ в. Россия вернулась – в рамках средней десятилетней школы – к классической образовательной системе дореволюционной России – в виде реального училища, в котором главными предметами были математика, естественные науки и языки [5]. Учебный план середины 50-х гг. в выпускном классе имел 34 ч в неделю: математика – 6 ч; химия + физика + астрономия – 9 ч; черчение – 1 ч; биология + психология – 2 ч; иностранный язык – 3 ч; литература – 4 ч; история + конституция СССР– 5 ч; труд – 2 ч; физкультура – 2 ч.
Вполне очевидно, что половина времени (18 ч) отводилась на естественные дисциплины. Сокращение числа этих часов почти в полтора раза не прошло бесследно. При том, что лучшие умы Запада с завистью смотрели на систему российского образования. Хотя при существующей в гимназии 42-часовой неделе есть резерв в 8 ч на профильные курсы. Чтобы лучше понять, почему крушение самосогласованного и сбалансированного плана привело к расшатыванию образования, обратимся к анализу преподавания в высшей школе.
РџРѕ оценкам экспертов, наиболее интенсивно образовательный процесс РІ таких вузах, как МФТРи РњРР¤Р, РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РЅР° первых трех курсах, достигая Рє концу третьего РєСѓСЂСЃР° максимума. РќР° пятом Рё шестом курсах его интенсивность падает втрое-вчетверо РїРѕ сравнению СЃ максимумом. Причиной этому является РЅРµ только Рё РЅРµ столько естественное «насыщение» процесса образования. Дело РІ том, что как раз после третьего РєСѓСЂСЃР° начинается специализация. «Преподавание традиционных фундаментальных РєСѓСЂСЃРѕРІ имеет многолетнюю традицию, хорошо разработанные методики, упражнения Рё С‚.Рґ. Специализация РЅР° серьезном СѓСЂРѕРІРЅРµ требует привлечения широко мыслящих профессионалов, представляющих современное состояние РІ своей области Рё тенденции ее развития, способных транслировать получаемые РёРјРё научные факты РІ учебные РєСѓСЂСЃС‹. Острая нехватка таких людей, нежелание привлекать РёС… РёР· РґСЂСѓРіРёС… сфер деятельности РЅРµ стимулирует интенсификацию РЅР° старших курсах, поощряет РїСЂРёРїРёСЃРєРё РІ РІРёРґРµ малонужных или мифических РєСѓСЂСЃРѕРІ [3]В». Образование специалиста, фигурально выражаясь, равносильно зажиганию факела, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕРіРѕ долго Рё плодотворно светить. Однако, следуя аналогии СЃ процессом горения, для этого надо достичь Рё несколько превзойти определенную критическую температуру.
Важное преимущество фундаментального университетского образования заключается РІ том, что это «критическое значение» удается преодолеть РІ нескольких дисциплинах, определяющих профессиональный облик специалиста. Рљ сожалению, очень РјРЅРѕРіРёРµ специальные РєСѓСЂСЃС‹ РёРіРЅРѕСЂРёСЂСѓСЋС‚ эту особенность. Рти РєСѓСЂСЃС‹, как правило, конспектируют, заучивают Рё сдают, РЅРѕ РїРѕ-настоящему РёРјРё РЅРµ овладевают. РћРЅРё РЅРµ РІС…РѕРґСЏС‚ РІ понятийный аппарат будущего специалиста, РёС… знают, РЅРµ понимая.
Заменим РІ предыдущем абзаце выделенные РєСѓСЂСЃРёРІРѕРј слова РЅР° старшие классы, школьники, гимназия, Рё РјС‹ СѓРІРёРґРёРј, что текст имеет РїСЂСЏРјРѕРµ отношение Рє средней школе. Заметим РІ скобках, что школа РЅРµ готовит специалистов – РІ отличие РѕС‚ техникума! РР· всего сказанного выше РјРѕР¶РЅРѕ сделать следующие выводы:
Опыт преподавания «Москвоведения» явился мучительным поиском методологического «каркаса», поскольку все практически существующие курсы по этому предмету не несли какого-либо обобщения уже накопленного знания, какой-либо креативной для мышления функции.
Может ли физика выступать в качестве одного из фундаментальных предметов, несущих не только мировоззренческую, но и методологическую, и фактологическую функции по отношению к другим дисциплинам? ответ, безусловно, утвердительный, следует обычно для всех дисциплин естественнонаучного цикла. Однако при сложившемся кризисе гуманитарного образования в России, выразившемся в откате от материалистических представлений в угоду клерикально-религиозно-национально-«народным» взглядам, следует дать положительный ответ и для гуманитарного образования, аргументируя его следующим образом:
Косвенным подтверждением методологического значения, РІ частности физики, может служить Рё тот факт, что Р’.Рћ.Ключевский, впервые РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории создавая РєСѓСЂСЃ лекций РїРѕ ее методологии («Методология СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории»), РІ первой Р¶Рµ лекции, определяя предмет истории, заканчивает СЃРІРѕСЋ лекцию следующим образом: «Когда физику дают РІРѕРїСЂРѕСЃ: “Как РІС‹ называете самые простые, наиболее видимые, конкретные предметы, которые РІС‹ изучаете?”, – РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚: “Рти предметы РјС‹ называем физическими телами”. Если теперь изучающему историю предъявят РІРѕРїСЂРѕСЃ, как должно назвать проще Рё понятнее те видимые конкретные предметы, которые РѕРЅ изучает, то какой РѕРЅ должен дать ответ?В» [6].
В этом примере для нас два важных факта: в отличие от истории предмет классической физики строго определен, все слушавшие В.О.Ключевского должны были понять этот пример, а значит, в гимназии идеи классической физики должны были быть поняты и восприняты!
Методология естественных наук РЅРµ мешала РЅРё РІ прошлом, РЅРё РІ настоящем стать Рё талантливыми гуманитариями: Рђ.Рў.Болотов, Рђ.Р.Герцен, Рђ.Рџ.Бородин, Р›.Рќ.Толстой, Рђ.Рџ.Чехов, Рњ.Рђ.Булгаков, Р.Грекова, Р”.Рђ.Сухарев – имена известных для своего времени людей СЃ конца XVIII РґРѕ конца РҐРҐ РІРІ., первоначально имевших естественнонаучное или военно-техническое образование. РњРѕР¶РЅРѕ, наверное, было привести РґСЂСѓРіРѕР№, более «выверенный», более полный СЂСЏРґ, РІ него РЅСѓР¶РЅРѕ включить блестящие имена Рё Рљ.Рњ.Станюковича, известного писателя Рё РјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ офицера, композитора Рќ.Рђ.Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ-Корсакова, окончившего РјРѕСЂСЃРєРѕР№ кадетский РєРѕСЂРїСѓСЃ, Р•.Р.Замятина – писателя, инженера РїРѕ образованию, Рё РјРЅРѕРіРёС… РґСЂСѓРіРёС…, Рё РІСЃРµ равно РѕРЅ будет неполным (мало кто знает, что революционер Рё ученый-энергетик Р“.Рњ.Кржижановский писал сонеты). Важно, что традиция естествоиспытателей, врачей, инженеров, С…РёРјРёРєРѕРІ творить РІ области литературы, музыки, РІ целом РІ области искусства, привносить СЃРІРѕРµ видение РјРёСЂР° Рё СЃРІРѕРµ мышление, начавшаяся РІ Р РѕСЃСЃРёРё РІ XVIII РІ., продолжается Рё РІ наше время.
Трудно найти пример противоположный (кроме Гёте), когда лица, окончившие какой-либо гуманитарный институт, стали бы физиками, математиками, врачами, химиками.
Чтобы оценить мировоззренческую роль физики, необходимо развить тот тезис, что очень многие современные понятия, которыми оперируют науки, в том числе гуманитарные, имеют свое происхождение и первоначальное наполнение в физике. А это очень важно, поскольку модельными представлениями для нас являются представления окружающего мира – мира физических явлений. Рассмотрим конкретный пример.
Понятия «непрерывного» процесса, «неравномерного» процесса РІРѕСЃС…РѕРґСЏС‚ Рє понятию непрерывного процесса РІ механике, изучаемого РІ 9-Рј классе. Рменно РІ механике формируется наше Рё графическое, Рё аналитическое представление Рѕ любых неравномерных Рё непрерывных процессах развития функционирования РІ пространстве Рё времени.
Чтобы оценить важность сказанного выше, можно привести лишь один гениальный пример из третьей части третьего тома романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: «Для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения… [Рдалее идут знаменитые апории Зенона, что было непостижимо древними.] В отыскании законов исторического движения происходит совершенно то же. Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно» [7].
Таковыми же являются представления о взаимодействии и его законах, в частности действия и противодействия, недаром же механистические представления являются самыми распространенными.
В 10-м классе затрагиваются по крайней мере три вопроса, важных для формирования мировоззрения:
Поскольку значение последнего РЅРµ совсем очевидно, РїРѕСЏСЃРЅРёРј его смысл. Р’ рамках этой модели учащиеся впервые РІРёРґСЏС‚, что поведение безликих, хаотично движущихся частиц РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє возникновению вполне определенных давления Рё энергии, которые РјРѕРіСѓС‚ быть получены РЅР° основании законов статистики. Рто ли РЅРµ первая модель «демократического общества», РіРґРµ «импульс» Рё «вес» каждой отдельной личности может вылиться РІРѕ вполне определенный макроэффект, результат которого может быть статистически предсказан? Собственно РіРѕРІРѕСЂСЏ, законы идеального газа – это максимально упрощенные законы поведения больших систем, которые используются Рё РІ социологии, Рё РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. РћРЅРё первоначально как Р±С‹ апробированы РЅР° модели идеального газа.
В 11-м классе можно выделить следующие темы:
Модель механических колебаний, как оказалось, является очень продуктивной, поскольку развитие всех процессов РЅРµ только РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ, РЅРѕ Рё РІ обществе, имеет РЅРµ только поступательную составляющую, РЅРѕ Рё СЏРІРЅРѕ колебательный, волнообразный характер. Рто относится Рё Рє СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, Рё Рє социологии, Рё Рє психологии. Поскольку любой объект РёР· вышеперечисленных дисциплин является системой СЃ определенной устойчивостью Рё обладает определенной инерцией, значит, Рё воздействия РЅР° РЅРёС… РёР·РІРЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть описаны РїРѕРґРѕР±РЅРѕ колебательным процессам РІ колебательном контуре СЃ «определенным декрементом затухания». РњРѕРґР° РЅР° литературные Рё эстетические запросы, РЅР° РІСЃРµ РІ обществе также подвержена колебательным возвратам.
Планетарная модель атома связывает представления макрокосма, воззрения Кеплера и Коперника, с микрокосмом. Рхотя и та и другая модели слишком просты по сравнению с реальностью, тем не менее для 90% цивилизованных людей они важны для осознания окружающего мира и себя в нем.
РћСЃРЅРѕРІС‹ квантовой механики Рё специальной теории относительности преподаются РІ средней школе достаточно упрощенно, тем РЅРµ менее знакомят СЃ РґРІСѓРјСЏ, РіРѕРІРѕСЂСЏ языком прошлых лет, фундаментальными законами диалектики: законом единства Рё Р±РѕСЂСЊР±С‹ противоположностей Рё законом отрицания отрицания – РІ форме, присущей современной науке, – это принцип соответствия Рё принцип дополнительности. Первый иллюстрируется тем, что РЅРё законы квантовой механики, РЅРё теория Рйнштейна РЅРµ опровергают теории Ньютона, РЅРѕ очерчивают границы ее применимости. Уравнения этих теорий переходят РІ уравнения классической механики РїСЂРё совершении предельного перехода: устремлении скорости света Рє бесконечности (что справедливо для малых скоростей) Рё отношения постоянной Планка Рє количеству движения – Рє нулю. Принцип дополнительности введен Рќ.Бором, согласно которому физическим объектам РјРѕРіСѓС‚ быть объективно присущи диаметрально противоположные свойства, РЅРµ исключающие, однако, РЅРѕ взаимно дополняющие РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°. Без любого РёР· РЅРёС… объект РЅРµ существует, РЅРѕ проявления зависят РѕС‚ условий наблюдения этого объекта. Квантовая механика устранила фигуру стороннего Рё «объективного» наблюдателя РёР· физики, показав те случаи, РєРѕРіРґР° наблюдение РЅРµ безразлично для наблюдаемого объекта, Р°, наоборот, активно влияет РЅР° него. Рто является «мировоззренческим» мостом между пассивной ролью наблюдателя РІ классических естественных науках Рё активной ролью наблюдателя РІ классических гуманитарных науках (СЃРј.: Р“.Р’.Плеханов. Рћ роли личности РІ истории).
В дополнение к этому необходимо сказать, что несколько сумбурные, с точки зрения традиционного восприятия истории, работы Л.Н.Гумилева есть выражение стремления ввести в обращение истории как науки физические понятия энергии и энтропии, поскольку они приобрели в ХХ в. общефилософское, общенаучное звучание.
Оценивая долю мировоззренческого компонента, нельзя РЅРµ отметить, что РѕРЅР° возрастает РѕС‚ младших классов, РІ которых изучается физика, Рє старшим, поэтому сокращение количества часов РЅРёР¶Рµ общеобразовательной РЅРѕСЂРјС‹, разработанной Рнститутом общеобразовательной школы, РІРґРІРѕР№РЅРµ недопустимо.
Наконец, для ряда гуманитарных специальностей физика и естественные науки являются фактологической базой: для ряда специальностей в вузах типа Высшей школы ФСБ, для переводчиков научно-технической литературы, археологов (физические методы исследования), юристов в области патентного и промышленного права, историков науки и техники, специалистов в области истории культуры и цивилизации, этнографов.
Кратко подведем итог сказанному выше.
I. Гимназия должна отличаться от специализированной школы наличием сбалансированного базового плана, который может дать выпускникам возможность переориентации в выборе специальности, что особенно актуально в период нестабильного развития общества.
II. При реализации сколь-нибудь благоприятных сценариев развития страны ей примерно через 10 лет потребуются либо специалисты технического склада, либо (плюс к этому) экономисты, управленцы и т.п.
III. В мире имеют место тенденции:
IV. Хорошее образование можно дать только на основе методически разработанных курсов, к числу которых, традиционно для России, относятся физика и математика.
V. В современном мире физика (и математика) в известной степени является методологической, мировоззренческой и фактологической базой не только для естественных наук, но и для гуманитарных. Об этом писал еще М.В.Ломоносов: «Обще от всех академиков неотменно требуется знание хотя элементарных наук математических. Разумеются здесь профессии, в коих высокое знание математических наук не так много нужно, ибо в академиях примечено, что иногда химики, анатомики, ботаники, историки, почти никакого знания первых математических оснований не имеют и для того не могут своей практики и расположить порядочно и сообразить рассуждением, которым купно с логикою надежная предварительница есть геометрия» [8].
Болотов Андрей
Тимофеевич (1738–1833) – офицер, участник Семилетней
войны, автор обширных работ по сельскому
хозяйству, которые переиздавались в течение XIX в.
Он был пионером в России в области исследований
по электромедицине, опубликовав их в книге,
вышедшей в 1803 г. в Петербурге: «Краткие и на
опытности основанные замечания о електрицизме и
способности електрических махин к помоганию от
разных болезней». Рвсе же в истории русской
литературы он остался как писатель записки:
«Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные
им самим для своих потомков» – первое
произведение в истории русской литературы –
семейная С…СЂРѕРЅРёРєР°. Герцен Александр Рванович (1812–1870) – автор романа «Былое Рё думы» – окончил физико-математическое отделение РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ университета. Среди первых работ – «О месте человека РІ природе», «Развитие человечества, как Рё РѕРґРЅРѕРіРѕ человека...В», «Аналитическое изложение солнечной системы Коперника». Последнее произведение – кандидатское сочинение Рђ.Р.Герцена РїСЂРё окончании университета, удостоенное серебряной медали. Р.Грекова (Елена Сергеевна Вентцель) – доктор технических наук, профессор, автор классического учебника РїРѕ теории вероятности Рё одновременно писательница, ее повести постоянно переиздаются Рё читаются, Р° телеспектакль РїРѕ ее повести «Кафедра» был заметным событием начала восьмидесятых РіРѕРґРѕРІ. Сухарев Дмитрий Антонович – доктор биологических наук, профессор, современный РїРѕСЌС‚, Сѓ РјРЅРѕРіРёС… РЅР° слуху песни РЅР° его стихи, например, «Вспомните, ребята». |
P.S. РЎРїРѕСЂ «физиков» Рё «лириков» РЅР° тему «что важнее Рё кто важнее» должен привести Рє взаимному дополнению, Р° РЅРµ отторжению. Рто так Р¶Рµ банально Рё истинно, как Рё то, что реформа образования РЅРµ должна уничтожить то позитивное, что РІ нем было Рё что признавал весь РјРёСЂ.
Наука – тоже искусство,
там, где она
не ремесло, а наука.
Рскусство Рё Наука –
планетыиз
разных галактик,
возможно, из антигалактик,
Однако – планеты.
РљРѕРіРґР° СЃ портрета Рйнштейн
мне на скрипке играет,
я слышу раскатистый голос ракеты,
человека вижу,
человека,
летящего в новый космос.
РћСЏСЂ Вациетис. В«Рйнштейниада»
Литература
1.Гумилев Р›.Рќ. Ртносфера. Рстория людей Рё история РїСЂРёСЂРѕРґС‹. – Рњ.: РРєРѕРїСЂРѕСЃ, 1993; Ртногенез Рё биосфера Земли. – Рњ.: РўРћРћ «Мишель Рё К°», 1993.
2. Ремшидт Х. Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности). – М.: Мир, 1994.
3. Малинецкий Г.Г. и др. Математическое моделирование системы образования//В сб. «Синергетика и методы науки». Под ред. М.А.Басина. – С.-Пб., 1998.
4. Савицкая Р. Закономерности формирования «модели культурного человека». – Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ философии, 1990, в„–5
5. Тимошенко РЎ.Рџ. Рнженерное образование Р РѕСЃСЃРёРё. – Люберцы: Р’РРќРРўР, 1997.
6. Ключевский В.О. Методология русской истории. – М.: Мысль, 1989. Т. 6, лекция 1.
7. Толстой Л.Н. Война и мир.//Собр. соч. в 14 том. – М.: Художественная литература, 1957. Т. 3, ч. 3.
8. Ломоносов Рњ.Р’. Проект переустройства Академии наук//Полн. СЃРѕР±СЂ. СЃРѕС‡. – Рњ.: РР·Рґ-РІРѕ РђРќ РЎРЎРЎР , 1957. Рў. 10, РґРѕРєР». в„– 410.