Р.Р’. Крутова,
школа № 37, г. Самара
Лето.
Жарко. Вы идете по улицам большого города. То тут
то там вам встречаются женщины восточного вида,
сидящие на земле. Шаровары, темные лица, платки на
головах. На коленях спящие младенцы. Рядом еще
один-два малыша постарше. Говорить они не умеют,
но знают два слова: «дай» и «деньги». С этими
словами дети настойчиво обращаются к прохожим.
Одни пешеходы кладут монетку в грязную смуглую
ладошку, другие проходят мимо.
Кто эти восточные пришельцы? Узбеки, таджики, афганцы? Почему они появляются каждую весну, а с наступлением холодов куда-то исчезают? Где живут и чем занимаются мужья этих женщин и отцы этих детей? Какая судьба ждет ребятишек, смогут ли они учиться?
Остановитесь, задумайтесь, удивитесь: сидящие перед вами женщины и их дети – потомки великого народа, арабов. Народа, который в VIII в. н.э. создал государство, превосходящее Римскую империю в период ее расцвета. Народа, построившего города, развившего ремесла тогда, когда феодальная Европа была бедна и разрозненна. Народа, давшего миру великих ученых. Ученых, которые не дали погибнуть научным трудам древних мыслителей, а заботливо сохранили их, перевели на арабский язык, продолжили и развили. Средневековый Восток стал связующим звеном между древним миром и миром новым. С трудами древних греков Европа познакомилась в арабских переводах. Помните сказанное о великом Ньютоне: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого»? С полным правом то же можно сказать о великих мудрецах Востока: Авиценне, Бируни, аль-Хорезми...
Р’ V РІ. РЅ.СЌ.
Западная Римская империя прекратила свое
существование, обескровленная восстаниями рабов
и набегами соседних племен. На смену
рабовладельческому строю пришел строй
феодальный. Переход к феодализму сопровождался
огромными потрясениями в хозяйственной и
культурной жизни общества.
Города были разрушены. Торговля и политические связи между народами практически прекратились. В образовавшихся в Западной Европе государствах каждое феодальное поместье представляло собой замкнутое натуральное хозяйство.
С гибелью рабовладельческого общества гибнет и древняя культура. Господствующей идеологией становится христианство. Христианская церковь, приобретая все большее влияние, ведет борьбу с философией и наукой. Разгромлена Александрийская библиотека, погублена значительная часть хранившихся в ней рукописей. В 529 г. закрыта последняя философская школа в Афинах, а философы изгнаны из города. Церковь проповедует пренебрежение к естественным наукам, сочинения древних ученых и философов рассматриваются как языческая литература. Наука приходит в упадок.
Р’ первой половине VII РІ., после смерти РїСЂРѕСЂРѕРєР° Мухаммеда, арабы, издавна населявшие Аравийский полуостров, подчинили весь его себе Рё Р·Р° несколько десятков лет создали РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ государство. РћРЅРё завоевали РІСЃСЋ территорию Рранского царства – РѕС‚ Персидского залива РґРѕ Кавказа, – Азербайджан, Армению, Грузию, РЎРёСЂРёСЋ, Египет, Северную Африку. РћРЅРё переправились через Гибралтар Рё покорили почти РІСЃСЋ территорию нынешней Рспании, затем арабская конница напала РЅР° королевство франков. Продвижение арабов РІ Европу было остановлено РІ 732 Рі., РєРѕРіРґР° РІ битве РїСЂРё Пуатье РѕРЅРё потерпели сокрушительное поражение. Продвигаясь РїРѕ РђР·РёРё, арабы добрались РґРѕ Китая Рё РІ 751 Рі. нанесли китайскому РІРѕР№СЃРєСѓ поражение РІ битве РїСЂРё Таласе. Подчинив Восточный Рран Рё Афганистан, арабы проникли РІ Северо-Западную РРЅРґРёСЋ.
Так РІ VII – первой половине VIII РІРІ. образовалось РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ государство арабов – Арабский халифат – СЃРѕ столицей РІ Дамаске. РћС‚ берегов Атлантики РґРѕ РРЅРґРёРё Рё Китая простирались владения халифата, превосходя РїРѕ размерам Р РёРјСЃРєСѓСЋ империю РІРѕ времена ее могущества.
Задание 1. Найдите на карте территорию Арабского государства, завоеванную арабами к 750 г. Проследите направления завоевательных походов арабов. Найдите на карте города Дамаск, Багдад.
Арабское завоевание привело к распространению среди покоренных народов языка и религии арабов – ислама. Одновременно с распространением арабского языка и ислама на территории Арабского халифата начала складываться научная традиция, основанная как на античном наследии, проникшем на Ближний и Средний Восток в связи с эмиграцией греческих ученых, так и на научных достижениях покоренных народов. Хотя огромный халифат вскоре распался на ряд государств, в них сохранился арабский язык, ставший языком науки.
IX–XII вв. – расцвет науки в арабоязычных странах. Багдад, ставший столицей халифата, превратился в крупный научный центр. Здесь трудилась большая группа ученых, переводчиков и переписчиков, переводя и комментируя произведения Платона, Аристотеля, Евклида, Архимеда, Птолемея. Работа не сводилась к простому копированию чужих исследований. Арабские ученые продолжали эти исследования и выполняли новые, строили обсерватории, конструировали приборы, вели самостоятельные наблюдения. Материал для математических задач давала широко развитая торговля восточных купцов. Дальние путешествия способствовали развитию астрономии и географии, развитию ремесел, развитию экспериментальной науки.
РЎ 786 РїРѕ 809 РіРі. халифатом правил Гарун аль-Рашид, известный нам РїРѕ сказкам «Тысячи Рё РѕРґРЅРѕР№ ночи». Ртот халиф покровительствовал развитию естественных наук Рё математики. РџСЂРё нем РІ Багдаде была открыта большая библиотека. Каждый знатный человек желал иметь РІ своей свите как РјРѕР¶РЅРѕ больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж Рё слава. Р’ больших городах РїСЂРё мечетях строились высшие мусульманские школы – медресе.
Сын Гаруна аль-Рашида, халиф аль-Мамун, объединил ученых РІ своего СЂРѕРґР° академию, названную Домом мудрости. РџСЂРё Доме мудрости имелась хорошо оборудованная обсерватория. Рнтересно, что РІ мирный РґРѕРіРѕРІРѕСЂ СЃ византийским императором РїРѕ требованию аль-Мамуна был внесен РїСѓРЅРєС‚ Рѕ передаче ему многочисленных греческих рукописей. Среди РЅРёС… РІ СЂСѓРєРё арабов попало Рё было переведено РЅР° арабский язык «Великое математическое построение» Птолемея. Рменно РІ арабских переводах пришли РЅР° кафедры средневековой Европы «Механика» Герона, «Пневматика» Филона, труды Аристотеля, Птолемея, Архимеда.
Одним из ученых,
работавших в Доме мудрости в Багдаде был
Мухаммед аль-Хорезми (787–ок. 850 гг.). Заслуги
аль-Хорезми в математике и астрономии столь
велики, что даже имя его, которое в средневековой
Европе записывали как Algoritmus, стало
математическим термином. В сочинении аль-Хорезми
впервые в литературе на арабском языке была дана
таблица синусов и введен тангенс, зиджи (таблицы)
аль-Хорезми по астрономии использовали
впоследствии астрономы как Востока, так и Европы.
Наибольшую славу ученому принесли его
математические труды. Арифметический трактат
аль-Хорезми познакомил Европу с индийской
позиционной системой чисел, нулем, арабскими
цифрами, арифметическими действиями с целыми
числами и дробями.
В алгебраическом трактате аль-Хорезми «Краткая книга восполнения и противостояния» введены два особых действия. Первое – восполнение (аль-джебр) – состоит в перенесении отрицательного числа из одной части уравнения в другую. От арабского аль-джебр и произошло современное слово алгебра. Некий математик так выразил правило аль-джебр:
При решении уравнения,
Если в части одной,
Безразлично какой,
Встретится член отрицательный,
Мы к обеим частям
Равный член придадим,
Только с знаком другим,
Рнайдем результат положительный.
Второе действие – валь-мукабала (противопоставление) – сокращение равных членов в обеих частях уравнения.
Трактаты аль-Хорезми были в числе первых сочинений по математике, которые оказались переведенными в Европе с арабского на латынь. До XVI в. алгебру в Европе называли искусством алгебры и мукабалы. Унаследованное от восточных математиков учение о линейных и квадратных уравнениях стало основой развития алгебры в Европе.
Занимался аль-Хорезми Рё механикой. Ртой науке посвящена РѕРґРЅР° РёР· глав его «Книги наук». Р’ этой РєРЅРёРіРµ даны описания машин Рё руководство РїРѕ РёС… применению, есть раздел, посвященный военным машинам Рё пневматическим устройствам.
Задание 2. Рзвестно, что аль-Хорезми занимался теорией квадратных уравнений. Решите уравнение x2+21=10x. Сравните С…РѕРґ своего решения СЃ тем, как это делал аль-Хорезми: «Квадраты Рё числа равны РєРѕСЂРЅСЏРј. Правило. Раздвой число корней, получится 5. РЈРјРЅРѕР¶СЊ это РЅР° равное, будет 25. Вычти РёР· этого 21, останется 4. Рзвлеки РёР· этого корень, будет 2. Вычти это РёР· 5, получится 3. Рто Рё будет корень, который ты искал. Прибавь этот корень Рє половине числа корней, будет 7. Рто тоже корень».
Великими учеными средневекового Востока были РђР±Сѓ Али РёР±РЅ РЎРёРЅР° (РѕРє. 980–1037), которого РІ Европе звали Авиценной, Рё аль-Бируни (973–ок. 1050). До нас дошла переписка этих ученых РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ комментированием сочинений Аристотеля (трактаты «О небе», «Физика»). Переписка состоит РёР· РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ аль-Бируни Рё ответов РР±РЅ РЎРёРЅС‹. Например, Авиценна считал, как Рё Аристотель, что тяжелые элементы стремятся Рє центру Земли, легкие – удаляются РѕС‚ него. Аль-Бируни полагал, что РІСЃРµ без исключения тела стремятся Рє центру Земли. Рнтересно, что РЅР° момент переписки аль-Бируни было 25 лет, РР±РЅ РЎРёРЅРµ – 18.
Великий энциклопедист Авиценна был философом, врачом, поэтом, астрономом. Его знаменитый трактат РїРѕ медицине «Канон врачебной науки», переведенный РЅР° латынь, Р° затем РЅР° европейские языки, был РІ течение СЂСЏРґР° веков настольной РєРЅРёРіРѕР№ врачей Запада Рё Востока. Рта медицинская энциклопедия содержит сведения РїРѕ анатомии Рё физиологии человека, терапии, фармакологии, открытия РР±РЅ РЎРёРЅС‹ РІ области внутренних Рё кожных заболеваний. РџРѕ авторитету его «Канон» РјРѕР¶РЅРѕ сравнить лишь СЃ трудом Аристотеля РїРѕ философии.
Была написана Авиценной Рё «Книга знаний» – средневековая энциклопедия. Р’ ней есть главы, посвященные механике. РР±РЅ РЎРёРЅР° рассматривает простые механизмы: рычаг, блок – РІРѕСЂРѕС‚, клин, РІРёРЅС‚ Рё РёС… комбинации, которые частью отсутствуют Сѓ Герона.
РР±РЅ РЎРёРЅР°, сыгравший РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ роль РІ развитии философии Рё естественных наук, неоднократно РІ течение своей Р¶РёР·РЅРё заключался РІ тюрьму Рё изгонялся, Р° труды его, признававшиеся еретическими, сжигались, что подчеркивает его новаторство РІ науке Рё расхождение СЃ догмами ислама.
Задание. Прочитайте стихи, написанные Авиценной:
Повсюду известна наукой
моя увлеченность.
Познанья копье не моя ль
заточила ученость?
Учителем стал я всех тех,
кто учиться желает,
На гибель невеждам пусть
знамя науки блистает!
Как вы понимаете это стихотворение?
РђР±Сѓ
Райхан аль-Бируни родился в 973 г. в городе Кяте –
главном городе Хорезма (теперь это город Бируни в
Узбекистане). В возрасте двадцати одного года он
начал заниматься астрономией, проводить
астрономические измерения. После
государственного переворота Бируни покидает
Хорезм и десять лет живет на чужбине, но и здесь
занимается наукой. По возвращении становится
одним из государственных деятелей Хорезма. В 1017
г. властитель Хорасана и Афганистана Махмуд
завоевал Хорезм, и Бируни вместе с другими
пленными был отправлен в Газни, где прожил
тринадцать лет. Все эти годы аль-Бируни вел
научную работу, став ученым-энциклопедистом,
охватывавшим весь спектр современных ему наук.
За двенадцать лет до смерти аль-Бируни подсчитал,
что написал сто тринадцать научных трудов,
многие из которых имели по семьсот и более
страниц. Ему принадлежат «Книга о лечебных
веществах», «Минералогия», книга по географии и
астрономии В«РРЅРґРёСЏВ», большой труд РїРѕ астрономии Рё
геометрии «Канон Масуда».
«Канон» этот состоит из
одиннадцати книг и охватывает общую картину
мира, хронологию, тригонометрию, астрономию,
географию, движение Солнца и Луны, затмения,
звезды, движение планет. Начинается сочинение
описанием картины мира, согласно системе
Птолемея, далее рассматриваются календари
различных народов, приводятся результаты
измерений диаметра и окружности Земли,
координаты шестисот населенных пунктов,
положения планет.
Правитель страны, султан Масуд, Р·Р° этот труд прислал ученому РІСЊСЋРє серебра. РќРѕ аль-Бируни РЅРµ РїСЂРёРЅСЏР» дара: В«Ртот РіСЂСѓР· удержит меня РѕС‚ научной работы. Мудрые люди знают, что серебро СѓС…РѕРґРёС‚, Р° наука остается. РЇ Р¶Рµ РёСЃС…РѕР¶Сѓ РёР· веления разума Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ продам вечное, непреходящее научное знание Р·Р° кратковременный мишурный блеск».
Мудрецу аль-Бируни принадлежат слова: «...наслаждения телесные тому, кто испытывает их, оставляют после себя страдания и приводят к болезням. Рэто в противоположность наслаждению, которое испытывает душа, когда она что-нибудь познает, ибо такое наслаждение, начавшись, все время возрастает, не останавливаясь у какого-либо предела».
Достижения аль-Бируни огромны, отметим важнейшие:
– изготовил один из первых научных глобусов, на котором были отмечены населенные пункты, так что можно было определять их координаты;
– сконструировал несколько приборов для определения географической широты, которые описал в «Геодезии»: широта Бухары, по его данным, 39° 20', по современным – 39° 48'; широта Чарджоу соответственно 39° 12' и 39° 08';
– тригонометрическим способом определил радиус Земли, получив примерно 6403 км (по современным данным – 6371 км);
– определил угол наклона эклиптики к экватору, установив его вековые изменения. Расхождения между его данными (1020 г.) и современными составляют 45'';
– оценил расстояние до Луны как 664 земных радиуса;
– составил каталог 1029 звезд, положения которых вычислил заново из более ранних арабских зиджей;
– считал Солнце и звезды огненными шарами, Луну и планеты – темными телами, отражающими свет; утверждал, что звезды в сотни раз больше Земли и подобны Солнцу;
– заметил существование двойных звезд;
– создал шаровую астролябию, что позволило следить за восходом и заходом звезд, за их движением на разных широтах и решать большое число задач.
Аль-Бируни научился определять
неприступные расстояния, и его способом
пользуются до сих пор. Рассмотрим этот способ.
Чтобы определить ширину оврага ВС, аль-Бируни предлагает построить два прямоугольных треугольника АВС и ACD с общей стороной АС. Наблюдатель в точке А при помощи астролябии измеряет угол ВАС и строит такой же – САМ. Точку на отрезке АМ закрепляет вехой. После этого, продолжив направление прямой ВС в сторону вехи М, отыскивает точку D, которая лежит на пересечении ВС и АМ. Теперь измеряет DC, это расстояние равно искомому расстоянию ВС.
Рзмерить радиус Земли аль-Бируни удалось РІРѕ время поездки РІ РРЅРґРёСЋ. РЈРіРѕР» «понижения горизонта» a РѕРЅ определил СЃ помощью астролябии, Р° высоту РіРѕСЂС‹, СЃ которой РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёР» измерения, – СЃ помощью сконструированного РёРј высотомера. Пусть h = AD – высота РіРѕСЂС‹, AB Рё AM – касательные Рє поверхности Земли, OD – радиус Земли, CMB – видимый РіРѕСЂРёР·РѕРЅС‚.
РР· СЂРёСЃСѓРЅРєР° РІРёРґРЅРѕ, что R=(R+h)cosa, С‚.Рµ.
.Заслугой аль-Бируни является определение удельных весов (плотностей) драгоценных камней Рё металлов. Для измерения объема РёРј был сконструирован отливной СЃРѕСЃСѓРґ. Рзмерения отличались высокой точностью (сравните данные аль-Бируни Рё современные РІ Рі/СЃРј3):
– золото: 19,05 и 19,32;
– серебро: 10,43 и 10,50;
– медь: 8,70 и 8,94;
– железо: 7,87 и 7,85;
– олово: 7,32 и 7,31.
Бируни выяснил, что удельные веса холодной и горячей, пресной и соленой воды различны, и измерил их. В Европе аналогичные измерения были проведены в эпоху Возрождения, после того как Галилей соорудил гидростатические весы.
Задание 3. Рспользуя динамометр Рё мензурку СЃ РІРѕРґРѕР№ для определения объема тела, определите плотность кусочка меди (железа). Учтите, что результат зависит РѕС‚ ускорения СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ падения для данной широты.
Определением удельных весов, техникой Рё теорией взвешивания занимались мудрецы Востока Омар Хайям Рё его ученик ал-Хазини. Выдающийся РїРѕСЌС‚ Рё ученый арабского РјРёСЂР° Омар Хайям (РѕРє. 1048–ок. 1123) родился РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Нишапуре РЅР° востоке Ррана. Р’ течение Р¶РёР·РЅРё Омар Хайям Р¶РёР» Рё работал РІ Самарканде, Бухаре, Рсфахане. Хайям развил теорию кубических уравнений, написал математический трактат «Комментарий Рє трудным постулатам РєРЅРёРіРё Евклида», труд «Трактат Рѕ доказательствах задач алгебры Рё валь-мукабалы».
РљРѕРіРґР° ученый был молодым, Среднюю РђР·РёСЋ Рё Рран завоевали турки-сельджуки. Р’ 1074 Рі. Омар Хайям был приглашен РІ столицу сельджуков Рсфахан для работы РІ обсерватории, РіРґРµ ему покровительствовал султан Малик-шах. Хайям стал главой обсерватории, работал над реформой календаря, составил «Астрономические таблицы Малик-шаха». Придуманный РёРј солнечный календарь Лаплас спустя семьсот лет назвал самым точным. Р’ РѕСЃРЅРѕРІСѓ календаря был положен 33-летний цикл смены високосных лет (РІ течение 33 лет восемь високосных). Год начинался СЃ весеннего равноденствия. Весенние Рё летние месяцы длились тридцать РѕРґРёРЅ день, РІСЃРµ остальные – тридцать. Р’ простые РіРѕРґС‹ последний месяц имел двадцать девять дней. Ошибка РІ сутки РІ таком календаре накапливалась Р·Р° пять тысяч лет. Почти тысячу лет пользовались этим календарем РІ Рране Рё отменили его лишь РІ 1976 Рі.
В 1092 г. султан Малик-шах умер, обсерваторию закрыли, Хайяма обвинили в безбожии, он вынужден был совершить паломничество в Мекку. Скончался Омар Хайям в бедности в родном Нишапуре.
Свои научные труды Омар Хайям писал по-арабски, а на языке фарси он писал четверостишия – рубаи, известные сейчас всему миру.
***
Не была познанья жажда
чуждой сердца моего.
Мало тайн осталось в мире,
не доступных для него.
Семьдесят два долгих года
размышлял я дни и ночи,
Лишь теперь уразумел я,
что не знаю ничего.
***
От земной глубины
до далеких планет
Мирозданья загадкам
нашел я ответ,
Все узлы развязал,
все оковы разрушил,
Узел смерти одной
не распутал я, нет!
Задание. В зените славы Омар Хайям именовался современниками ученейшим мужем века, знатоком истины, царем философов Запада и Востока. Как вы думаете, почему же Омар Хайям писал о себе так?
Дураки мудрецом
почитают меня,
Видит Бог, я не тот,
кем считают меня,
О себе и о мире
я знаю не больше
Тех глупцов, что усердно
читают меня.
***
Разум мой не силен
и не слишком глубок,
Чтобы замыслов Божьих
распутать клубок.
................................................................................................................................................................................
Омар Хайям вместе СЃРѕ СЃРІРѕРёРј учеником аль-Хазини занимался теорией взвешивания. РћРЅ, например, ставил задачу «узнать количество серебра Рё золота РІ состоящем РёР· РЅРёС… теле». Рсходными данными служили вес РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ Рё РІ РІРѕРґРµ РґРІСѓС… произвольных слитков серебра Рё золота Рё вес рассматриваемого тела. Здесь Хайям распространяет закон Архимеда РЅР° предметы, находящиеся РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ.
Поставленную задачу Хайям решил РґРІСѓРјСЏ способами. Р’ сочинении аль-Хазини «Книга Рѕ весах мудрости», написанной РІ 1124 Рі., описаны специально сконструированные для этих целей весы. РС… основными частями являлись градуированное коромысло Рё пять чашек, которые РјРѕР¶РЅРѕ было передвигать РїРѕ коромыслу Рё подвешивать РѕРґРЅСѓ РїРѕРґ РґСЂСѓРіРѕР№. Автор «Книги» так описывал весы:
– отличают изменение веса на один мискаль (4,464 г), хотя полная нагрузка составляет 1000 мискалей;
– отличают чистый металл от подделки;
– дают сведения о компонентах металлических тел без отделения одного от другого;
– позволяют определить вещество взвешиваемого предмета по его виду, отличаясь от других весов, которые не отличают золото от камня.
Таким образом, «весы мудрости» позволяли решать ряд практических задач: определять чистоту металла, распознавать сплавы, устанавливать истинную ценность денежной монеты, отличать подлинные камни от подделок.
Ученые Древнего Востока достигли значительных успехов в таком разделе физики, как оптика. Крупный шаг в области развития оптики после Птолемея был сделан Абу Али ибн аль-Хайсамом из города Басры (965–1039). В Европе этот ученый стал известен под именем Альгазена. Его труд «Сокровище оптики» дошел до нас в латинском переводе, изданном в Базеле в 1572 г.
Трактат разделен на семь книг, из них первые три посвящены глазу и зрению. Альгазен впервые в истории оптики дает анатомическое описание глаза. Для него бесспорно, что зрение вызывается внешними лучами, приходящими в глаз от предметов, причем изображение формируется внутри хрусталика, прежде чем достигает зрительного нерва.
Последняя книга трактата – об отражении и преломлении в прозрачных средах. Альгазен развивал теорию Лукреция о том, что свет – это поток частиц, и отражение рассматривал как механическое явление: «Свет отражается в те части, откуда прибыл, вдоль по прямой так же наклонной, как и первоначальная».
Рзучая преломление света, Альгазен повторил опыты Птолемея, достигнув большей точности, РЅРѕ РґРѕ понятия показателя преломления РЅРµ дошел. Правда, ему принадлежит заслуга открытия того факта, что лучи падающий, преломленный Рё перпендикуляр Рє границе раздела лежат РІ РѕРґРЅРѕР№ плоскости.
Рзучал Альгазен Рё зеркала. РћРЅ различал семь РІРёРґРѕРІ зеркал: плоские, выпуклые, вогнутые, цилиндрические, конические, выпуклые Рё вогнутые сферические. Рзучая отражение света РѕС‚ вогнутых зеркал, ученый установил, что фокусировка тем лучше, чем больше диаметр зеркала. Р’ Европе это значительно позднее обнаружил Роджер Бэкон.
За урок (или два) невозможно рассказать о всех великих арабах Средневековья и их научных достижениях. Но не назвать Улугбека нельзя.
Улугбек (1394–1449) – внук завоевателя
Тимура. За тридцать пять лет своих походов Тимур
создал огромную империю, ядром которой была
страна между Амударьей и Сырдарьей со столицей в
Самарканде. Благодаря огромным богатствам,
награбленным Тимуром, Самарканд украшался и
процветал. Строились дворцы, мечети, медресе,
разбивались роскошные сады. Самарканд был
центром ремесел, торговли и научной мысли. 22
марта 1394 г. у третьего сына Тимура, Шахруха,
родился сын Мухаммед Тарагай. Рменно этого
мальчика стали называть впоследствии великим
беком – Улугбеком. С юности он проявлял большую
склонность к наукам, особенно к математике и
астрономии. Читая рукописи и общаясь с видными
учеными, он приобрел обширные познания. Свою
власть, а с пятнадцати лет юноша становится
правителем Самарканда, Улугбек направляет на
развитие наук и образования, строит медресе,
читает в них лекции.
Р’ 1428–1429 РіРі. РІ РґРІСѓС… километрах РѕС‚ Самарканда РїРѕ проекту Улугбека была построена астрономическая обсерватория, ставшая самой знаменитой РЅР° Востоке. Ее трехъярусное цилиндрическое здание диаметром более 48 Рј Рё высотой РЅРµ менее 30 Рј было сооружено РЅР° холме Рё возвышалось над местностью РЅР° высоту современного 12–13-этажного здания. Главным ее инструментом был громадный стенной квадрант радиусом 40,2 Рј. Мраморная РґСѓРіР° квадранта имела ширину 2 Рј. Верхним концом РѕРЅР° упиралась РІ крышу обсерватории, Р° РЅРёР¶РЅРёРј уходила РЅР° 10 Рј РїРѕРґ землю, РІ вырубленную РІ скале траншею. Свет РѕС‚ небесного светила проникал РІ помещение СЃРєРІРѕР·СЊ отверстие РІ верхней части. Рзображение получалось РЅР° экране, который РјРѕРі перемещаться РІ желобе, проходившем РїРѕ центральной части РґСѓРіРё квадранта. Общая длина РґСѓРіРё составляла 60 Рј, градус соответствовал 70,2 СЃРј.
Основные результаты наблюдений оставались непревзойденными несколько веков. Главный труд Улугбека – «Новые астрономические таблицы» СЃ каталогом 1018 звезд. Там также были рассмотрены системы летосчисления разных народов, представлены таблицы переходов между РЅРёРјРё, определены координаты 638 РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Европы Рё РђР·РёРё, включая Р СѓСЃСЊ, наклон эклиптики Рє экватору, моменты затмений Луны Рё Солнца, рассчитана продолжительность звездного РіРѕРґР°: 365 СЃСѓС‚. 6 С‡ 10 РјРёРЅ 8 СЃ, истинная продолжительность звездного РіРѕРґР° – 365 СЃСѓС‚. 6 С‡ 9 РјРёРЅ 15 СЃ, С‚.Рµ. ошибка РЅРµ превышала 1 РјРёРЅ! Рнтерес Рє трудам Улугбека был настолько велик, что его звездные таблицы издавались РІ Лондоне трижды РІ течение пятнадцати лет (РІ 1650, 1652, 1665 РіРі.). Р’ середине XIX РІ. таблицы РІРЅРѕРІСЊ были изданы Лондонским королевским астрономическим обществом.
Научные труды Улугбека восстановили против него шейхов, которые нашли РѕРїРѕСЂСѓ РІ старшем сыне Улугбека, Абдуллатифе. Между сыном Рё отцом возникла вражда. Абдуллатиф восстал против отца, опираясь РЅР° часть РІРѕР№СЃРєР°, Рё выиграл решающее сражение. Тайный СЃСѓРґ шейхов выдал разрешительную «фетву РЅР° убийство», Рё 27 октября 1449 Рі. Улугбек был СѓР±РёС‚. Сейчас тело великого ученого покоится РІ мавзолее Гур-РРјРёСЂ РІ Самарканде.
Знаете ли РІС‹, что более ста звезд имеют собственные имена? Рђ что около восьмидесяти РёР· РЅРёС… были названы арабами? Например, РІ Ручке Ковша Большой Медведицы расположена звезда Мицар (РљРѕРЅСЊ), Р° СЂСЏРґРѕРј СЃ ней находится звездочка, увидеть которую РјРѕРіСѓС‚ лишь те, Сѓ РєРѕРіРѕ острое зрение. Рту звезду арабы назвали Алькором (Всадником).
Принято считать, что на Востоке большое значение имела астрология. Оказывается, древние ученые Востока относились к астрологии скептически. Например, аль-Бируни в своем сочинении «Хронология древних народов» писал: «Арабы приписывают все изменения влиянию восхода или захода звезд вследствие своего невежества». Какие-либо изменения уже потому не могут зависеть от сочетания звезд, что звезды «постоянно восходят и заходят в одном и том же порядке». Нам, живущим в XXI в., не стоит забывать об этом.
Лето. Жарко. Р’С‹ идете РїРѕ улице большого РіРѕСЂРѕРґР°. РўРѕ тут то там вам встречаются женщины СЃ детьми, сидящие РЅР° земле. Посмотрите РЅР° РЅРёС… внимательно. Может, этот черноглазый малыш – потомок великого узбека аль-Бируни, Р° эта девочка – прапраправнучка Омара Хайяма. Рти люди – наследники великих предков. Сейчас РѕРЅРё переживают РЅРµ лучшие времена, РЅРѕ...
Если жизнь твоя нынче,
как чаша, полна –
Не спеши отказаться
от чаши вина.
Все богатства судьба
тебе дарит сегодня –
Завтра, может случиться,
ударит она!
Реще:
Мы не знаем, протянется ль
жизнь до утра,
Так спешите же сеять
вы зерна добра...
Вслушайтесь в слова великого Хайяма, удивитесь их мудрости и улыбнитесь встреченному малышу.
Ртот СЃРІРѕРґ голубой Рё таз
на нем золотой
Долго будет кружиться
еще над земной суетой.
Мы – незваные гости –
пришли на краткое время,
Вслед кому-то пришли,
пред кем-то уйдем чередой.
***
Для проведения урока толерантности «Средневековый Восток и его роль в развитии науки» класс предварительно следует разделить на группы. Каждая группа изучит литературу по своей теме (список литературы прилагается) и выступит с сообщением перед классом. Темы сообщений могут быть следующими: история возникновения Арабского халифата, биографии ученых средневекового Востока. Необходимо, чтобы одна группа учащихся прорешала предложенные задачи (определение радиуса Земли, определение недоступных расстояний) и разобралась в том, как проводить измерение плотности. Последняя группа оформляет урок: готовит карту, портреты ученых, фотографии. Возможные варианты оформления прилагаются. Провести урок можно и в 8-м классе (исключив определение радиуса Земли), и в более старших классах.
Литература
Агибалова Р•.Р’. Рстория средних веков. – Рњ.: Просвещение, 1997.
Астрономия. Рнциклопедия для детей. Рў. 8.– Рњ.: Аванта+, 1997.
Атлас истории Средних веков. – М., 2000.
Вопросы истории естествознания и техники. – 1985, № 1.
Григорьян Т.А. Механика от античности до наших дней. – М.: Наука, 1974.
Гурштейн Рђ.Рђ. Рзвечные тайны неба. – Рњ.: Просвещение, 1973.
Дорофеева В.А. Страницы истории на уроках математики. – Львов: Квантор, 1991.
Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века.– М.: Наука, 1974.
Кары-РќРёСЏР·РѕРІ Рў.Рќ. Астрономическая школа Улугбека. – Рњ.: РР·Рґ. РђРќ РЎРЎРЎР , 1950.
Кедров Б.М., Розенфельд Б.А. Абу Райхан Бируни. – М.: Наука, 1973.
Кудрявцев П.С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1982.
Леонов Рќ.Р. Улугбек – великий астроном XV века. – Рњ.: Рздательство технико-теоретической литературы, 1950.
Лирика. РР· персидско-таджикской РїРѕСЌР·РёРё. – Рњ.: Художественная литература, 1987.
Омар Хайям. Рубаи. – М.: Летопись, 1990.
Спасский Р‘.Р. Рстория физики. – Рњ.: Высшая школа, 1977.