Всю жизнь учебники писал,
По ним, сказать не побоюсь,
Училась физике вся Русь.
Н.Н.Малов
Р’
каждой науке есть ученые, чья деятельность
составляет основу и живую ткань ее становления и
развития, а их имена и биографии становятся
главнейшими звеньями ее истории. В отечественной
методике преподавания физики это с полным правом
можно сказать об Александре Васильевиче
Перышкине. 3 сентября 2002 г. исполняется 100 лет
со дня рождения Александра Васильевича
Перышкина – человека, который более шестидесяти
лет жизни посвятил делу народного образования,
преподаванию физики в средней школе, имя
которого знакомо в нашей стране и за рубежом
многим миллионам. А.В.Перышкин –
член-корреспондент Российской академии
образования, лауреат Государственной премии
СССР, создатель и руководитель
научно-методической школы, которую принято
сейчас называть школой Перышкина. Все поколения
советских людей, начиная с 30-х гг., учились «по
Перышкину», т.е. по учебникам, написанным самим
Александром Васильевичем или СЃ его участием. Рти
учебники переведены на многие языки мира, и для
РјРЅРѕРіРёС… явились первой РєРЅРёРіРѕР№ РїРѕ физике. Рменно
поэтому педагогическая общественность России
решила 2002 г. объявить годом А.В.Перышкина.
А.В.Перышкин родился 3 сентября 1902 г. в селе Деревенском Спасского уезда Рязанской губернии, в семье крестьянина. В 1906 г. семья переехала в Усть-Нарву, где отец работал летом в порту, а зимой – на лесозаготовках. Здесь прошли детство и ранняя юность Александра Васильевича. В начальную школу он поступил шести лет и окончил ее за три года. Затем еще четыре года учебы в народном училище, а по окончании – Нарвское реальное училище. В 1916 г. мальчик был вынужден уехать в Петроград на заработки, т.к. отца призвали в армию. Работая на заводе и учась заочно, Александр Васильевич самостоятельно подготовился к экзаменам за среднюю школу и успешно сдал их. С июня 1918 г. по сентябрь 1919 г. ему пришлось жить в родном селе Деревенском, работая в военкомате переводчиком, но все же осенью 1919 г. А.В.Перышкин поступил учиться на физико-математический факультет Рязанского института народного образования (позднее преобразованного в Рязанский педагогический институт, в настоящее время это Рязанский государственный педагогический университет, занимающий в системе педагогического образования в России важное место). Окончил институт Александр Васильевич за три года, получив звание преподавателя математики и физики (а позднее – звание учителя средней школы).
Времена были тяжелые и противоречивые: 1918–1919 гг. – развал дореволюционной сети школ; 1921 г. – первый мирный год после семилетней полосы войн, революций и мятежей, страшный голод в связи с жесточайшей засухой в основных зерновых районах страны; 1922 г. – из России высланы 160 деятелей культуры, видных ученых и философов.
Начала создаваться новая единая трудовая школа. Шел РїРѕРёСЃРє РЅРѕРІРѕРіРѕ содержания, новых форм Рё методов обучения. Р’ первоначальном учебном плане советской школы были созданы предпосылки для воплощения РІ Р¶РёР·РЅСЊ того, чего раньше тщетно добивалась прогрессивная педагогическая общественность, Р° физика поставлена РЅР° должную высоту. РќРѕ реализовать этот план долгое время РЅРµ удавалось. Систематическая последовательность усвоения физических знаний подменялась изучением комплексных тем, физический материал заменялся производственным, умалялась роль учителя Рё недооценивалось значение учебника, РёР· педагогических приемов основными были бригадный метод обучения Рё Дальтон-план (проектная деятельность). Тем РЅРµ менее передовые учителя старались сохранить Рё развить лучшее, что было создано РІ Р РѕСЃСЃРёРё старшим поколением учителей Рё методистов-физиков Рё записано РІ решениях учительских съездов 1914–1917 РіРі., проводили лабораторные занятия Рё физические СЌРєСЃРєСѓСЂСЃРёРё, разрабатывали Рё создавали РїСЂРёР±РѕСЂС‹ Рё наглядные РїРѕСЃРѕР±РёСЏ, РјРЅРѕРіРѕ внимания уделяли внеклассной работе. Р’ РњРѕСЃРєРІРµ исследования РІ области методики преподавания физики проводились РІ Центральном физико-педагогическом институте (1920–1924 РіРі.) Рё РќРРметодов школьной работы (1922–1928 РіРі.), Р° также РІ опытно-показательных школах (1918–1934 РіРі.) Рё РІ ведущих педагогических институтах.
Рђ.Р’.Перышкин, приехав РІ 1922 Рі. РІ РњРѕСЃРєРІСѓ, оказался РІ центре этих проблем. РћРЅ начинает работать РІ опытно-показательной школе-РєРѕРјРјСѓРЅРµ РёРј. Пантелеймона Николаевича Лепешинского РїСЂРё Народном комиссариате просвещения РСФСР(2-Р№ Обыденский переулок, 9) преподавателем физики, математики Рё труда. Здесь РѕРЅ попадает РІ сильный, дружный творческий коллектив педагогов, оказавших РЅР° начинающего учителя очень большое влияние (заведующий школой Рњ.Рњ.Пастрак, математик Р•.РЎ.Березанская, историк Рђ.Р.Стражев Рё РґСЂ.).
Александр Васильевич создает РІ школе очень хороший физический кабинет, мастерские. Теперь демонстрационный Рё лабораторный эксперименты положены РёРј РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ преподавания физики. Р–РёР» РѕРЅ РІ это время РІ интернате РїСЂРё школе Рё РІСЃРµ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ время РїСЂРѕРІРѕРґРёР» СЃ учащимися. В«Рто были лучшие РіРѕРґС‹ моей Р¶РёР·РЅРё, которые СЏ Рё сейчас, РЅР° склоне РјРѕРёС… лет, вспоминаю СЃ умилением, – РіРѕРІРѕСЂРёР» Александр Васильевич РІ сентябре 1981 Рі. РЅР° встрече СЃ первокурсниками. – Школа занимала РІСЃСЋ РјРѕСЋ Р¶РёР·РЅСЊ, Рё честно скажу вам: СЏ был счастлив».
Желая расширить свой научный кругозор как необходимую составляющую плодотворной педагогической деятельности, Александр Васильевич в том же 1922 г. поступил на физическое отделение физико-математического факультета Московского государственного университета. Серьезным отношением к занятиям, что было нелегко при большой педагогической нагрузке, он достиг своей цели – успешно закончил университет и приступил к научной работе в лаборатории проф. В.К.Аркадьева, ученика П.Н.Лебедева. Но любовь к школе оказалась сильнее, и Александр Васильевич оставляет научную лабораторию.
Р’ 1923 Рі. РІ физических лабораториях МГУ встретились Рё РЅР° РІСЃСЋ Р¶РёР·РЅСЊ подружились пятеро студентов: Рђ.Р’.Перышкин, Рќ.Рќ.Малов, Рџ.РЎ.Кудрявцев, Р’.Р’.Крауклис Рё Р®.Р’.Басов. «Жизнерадостный, веселый, неунывающий РїСЂРё неудачах, которых тогда Сѓ нас хватало, – таким СЏ РїРѕРјРЅСЋ Александра Васильевича РІ те далекие студенческие годы», – писал впоследствии известный историк науки РїСЂРѕС„. Рџ.РЎ.Кудрявцев. РЎРІРѕР№ трудовой путь Рџ.РЎ.Кудрявцев начинал РІ СЃРєСЂРѕРјРЅРѕР№ должности школьного лаборанта Сѓ Рђ.Р’.Первышкина. «Здесь СЏ познакомился СЃ педагогическим мастерством Рђ.Р’. Его изумительные РїРѕ форме Рё содержанию СѓСЂРѕРєРё стали для меня недосягаемым образцом»1. Рђ впоследствии Александр Васильевич выступил как редактор первого тома замечательного труда профессора Кудрявцева В«Рстория физики», любимым Р¶Рµ для него был спецкурс для студентов «Вопросы истории физики». Последнее, проведенное РёРј РІ апреле 1983 Рі., занятие состоялось всего Р·Р° месяц РґРѕ смерти. Рљ этому занятию, посвященному Р“.Галилею, Александр Васильевич (только что вышедший РёР· больницы) заново переписал подробнейший конспект беседы Рѕ своем любимом ученом.
1Кудрявцев П.С. К 70-летию А.В.Перышкина. – Физика в школе. 1972, № 4, с. 24.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Учебники для 6–7-го классов с участием А.В.Перышкина: в верхнем ряду – изданные в Москве в 1933, 1960, 1961 и 1969 гг.; в нижнем – изданные в Вильнюсе (1963), Риге (1951), Каунасе (1968) и Софии (1984).
Нас было пятеро друзей –
Веселых молодых людей.
Весною, осенью, зимой
Мы собиралися порой,
Чтоб отдохнуть и пошутить,
Вопросы жизни обсудить,
Рли научный СЃРїРѕСЂ вели,
Во МХАТ второй под вечер шли,
Читали вместе «Новый мир»,
Где был Есенин, наш кумир.
Зимой играли в преферанс,
Р Рпполитова романс
Нередко Шура1 нам певал,
Вином наполнивши бокал...2
1Шура – Александр Васильевич Перышкин.
2 Малов Н.Н. Литературные опыты ученых. – Преподавание физики в высшей школе. 1998, № 12 (II), с. 126.
Люди мечтали Рѕ будущем, СЃ энтузиазмом строили его Рё, увлекаясь, забывали РѕР±Рѕ всех материальных трудностях. Еще РІ 1919 Рі. известный педагог-физик Рђ.Р’.Цингер предложил проект-мечту: создать РѕСЃРѕР±РѕРµ научно-исследовательское учреждение для обсуждения Рё решения проблем преподавания физики РІ РЅРѕРІРѕР№ школе – Дом учителя физики (или Центральный физический кабинет). РћРЅ предвидел, что как только республика получит экономические возможности, число школ сразу Р¶Рµ увеличится РІРѕ РјРЅРѕРіРѕ раз, Р° для РЅРёС… Р±СѓРґСѓС‚ РЅСѓР¶РЅС‹ соответствующим образом подготовленные преподаватели. Рту идею удалось частично осуществить СѓР¶Рµ РІ 1920 Рі., РєРѕРіРґР° был создан Центральный физико-педагогический институт. Для него выделили помещение РІ здании Политехнического музея СЃ мебелью Рё конторскими книгами. РР· разных учебных заведений передали институту четыре физических кабинета, РІ том числе кабинет старинного кадетского РєРѕСЂРїСѓСЃР° СЃ приборами столетней давности Рё кабинет частной гимназии Рњ.Вильберга (сотрудника лебедевской лаборатории). Для этой гимназии РІ 1913 Рі. был целиком выписан РёР·-Р·Р° границы кабинет СЃ лучшими современными приборами. Собрали библиотеку, хорошую мастерскую, замыслили кабинет истории физики.
Главным
богатством института стали
энтузиасты-мечтатели, которые в эти трудные годы
пришли СЃСЋРґР° работать. Рто Рђ.Р’.Павша, РЎ.Рќ.Жарков,
Д.Д.Галанин, М.Вильберг (а позже Е.Н.Горячкин и
Ф.Н.Красиков). Скоро в институте был создан
кабинет с уникальной коллекцией самодельных
физических демонстрационных и лабораторных
приборов, что отвечало идеям и потребностям того
времени. Через несколько лет ЦФПРстал одним из
отделов более общего института – Рнститута
методов школьной работы. Затем, к сожалению, во
время господства «комплексов», все было
уничтожено, и когда в том же здании в 1929 г. стали
создавать Рнститут политехнического
образования и лабораторию методики преподавания
физики, все пришлось создавать заново с самого
начала.
Рђ.Р’.Перышкину посчастливилось работать РІ Рнституте методов школьной работы РІ 1925–1928 РіРі. вместе СЃ энтузиастами «первого призыва» Рё воспринять идеи, восходящие Рє первым годам работы ЦФПРу Рђ.Р’.Цингера, его «духовного отца».
Важно отметить, что в 20-е гг. прошлого века в стенах ЦФПРбольшую работу проводило Общество изучения и распространения физических наук им. Н.А.Умова: два раза в месяц устраивались заседания с интересными докладами и еще более интересными опытами и демонстрациями, на которые собирались преподаватели физики из Москвы и Подмосковья. Вот повестка заседания от 2 февраля 1927 г.:
«Доклады, опыты, прения были важны, РѕРЅРё будили новые мысли, РЅРѕ, пожалуй, РЅРµ менее существенно общение преподавателей между СЃРѕР±РѕР№. Р–РёР·РЅСЊ была нелегкой: Рє переживаемым материальным трудностям – последствиям империалистической Рё гражданской РІРѕР№РЅ – прибавились огорчения Р·Р° СЃСѓРґСЊР±Сѓ своего предмета РІ школе, РіРґРµ господствовали комплексы... – вспоминал Р”.Р”.Галанин. – РЇ хорошо РїРѕРјРЅСЋ то настроение Рё ощущение прилива новых СЃРёР», СЃ которым преподаватели физики расходились СЃ заседания РІ Политехническом музее. Ртому способствовала атмосфера уважения Рє преподавательскому труду, царившая РІ институте»1.
А.В.Перышкин, конечно, присутствовал на этих заседаниях и много получал от такого общения. Выступая много лет спустя на юбилейном заседании методистов и учителей2 в институте Общего и политехнического образования АПН СССР, посвященном советской методике преподавания физики за 50 лет, он отметил: «...Мне хочется сказать, что в формировании моей личности как учителя и в какой-то степени как методиста огромную роль сыграли товарищи, с которыми приходилось работать. Я расскажу о некоторых из них, о тех, кто оказал на меня наибольшее влияние.
Рто прежде
всего Рван Рванович Соколов3. Р’ нем меня
всегда привлекала удивительная, в самом хорошем
смысле слова, академичность и
последовательность. Ртой последовательности РѕРЅ
учил и студентов, и учителей.
Затем РјРЅРµ хочется отметить Алексея Григорьевича Калашникова. Рто был чрезвычайно интересный человек. Р–РёРІРѕР№, умный, великолепно знающий школу. РљРѕРіРґР° РѕРЅ был министром просвещения РСФСР, РѕРЅ намеревался осуществить целый СЂСЏРґ весьма важных для школы мероприятий: создать новые программы, новые учебники. Рђ.Р“. всегда был СЏСЂРєРёРј противником догматического обучения, стоял Р·Р° усиление эксперимента РІ обучении.
РЇ РЅРµ РјРѕРіСѓ РЅРµ отметить, пожалуй, самого одаренного РёР· методистов, СЃ которым СЏ встречался РІ Р¶РёР·РЅРё Рё СЃ которым РјРЅРµ посчастливилось быть РІ дружеских отношениях, – Дмитрия Рвановича Сахарова. Рто был умнейший методист. Достаточно было какого-либо его замечания, чтобы раскрылась целая методическая концепция. Его учебники (рабочая РєРЅРёРіР°, учебники для техникумов Рё педучилищ) СЏ считаю шедеврами, которые, Рє сожалению, недооцениваются учителями».
Затем Александр Васильевич назвал Алексея Петровича Пархаева (учителя опытно-показательной школы им. Радищева): «...Когда я слушал его лекции, меня всегда поражала исключительная ясность изложения... В дальнейшем мы часто обменивались опытом и посещали уроки друг друга. Ря не переставал удивляться, как он просто, ясно и коротко рассказывал ученикам новый материал. Ркак его ученики знают и понимают физику, умеют мыслить. Его методикой было: учить немногому, но много. Я пытался в своей жизни руководствоваться этим правилом, но, видимо, у нас характеры разные... Когда же мне удавалось следовать этому мудрому наставлению, я всегда получал прекрасные результаты.
...Хочу еще несколько слов сказать Рѕ своем учителе Рё товарище, прекрасном методисте Григории Рвановиче Фалееве. <...> Р’ становление советской методики физики РѕРЅ внес СЃРІРѕР№ большой вклад <...> Р’ то время, РєРѕРіРґР° РЅРµ было промышленности учебного оборудования, учебные мастерские школы в„– 59, РіРґРµ преподавал Р“.Р.Фалеев4, выпускали очень РјРЅРѕРіРѕ ценных демонстрационных Рё лабораторных РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ для школ».
1 Галанин Р”.Р”. РР· истории РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ школы методики физики (воспоминания). – Физика РІ школе, 1967, в„– 5, СЃ. 31.
2 Юбилейное заседание методистов и учителей. – Физика в школе, 1967, № 5, с. 28.
3 РџСЂРѕС„. Р.Р.Соколов (1874–1967), Р¶РёРІСЏ недалеко РѕС‚ школы-РєРѕРјРјСѓРЅС‹, часто посещал СѓСЂРѕРєРё Рђ.Р’.Перышкина. РћРЅРё обсуждали различные методические проблемы, например, место Рё роль расчетных задач РІ обучении физике, Рё даже провели небольшой педагогический эксперимент РїРѕ этому РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ.
4 Фалеев Р“.Р. (1882–1942) СЂРѕРґ. РІ РњРѕСЃРєРІРµ. Р’ 1906 Рі. окончил фаз.-мат. факультет РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ университета. Преподавал РІ гимназиях Рё реальных училищах РЁСѓРё Рё РљРѕРІСЂРѕРІР°. РЎ 1920 Рі. РґРѕ 1942 Рі. – учитель физики школы в„– 59 Рі. РњРѕСЃРєРІС‹. Первый главный редактор журнала «Физика РІ школе». Автор учебников Рё РґСЂСѓРіРёС… РїРѕСЃРѕР±РёР№ РїРѕ физике для рабфаков Рё средней школы.
Дружба СЃ Р“.Р.Фалеевым сыграла большую роль РІ дальнейшей СЃСѓРґСЊР±Рµ Александра Васильевича как учителя Рё методиста. Беседуя РІ 1979 Рі. СЃ корреспондентом «Учительской газеты», РѕРЅ вспоминал, как часто СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё сомнениями шел Рє опытному учителю Р“.Р.Фалееву. РћРЅРё чувствовали РґСЂСѓРі РІ РґСЂСѓРіРµ единомышленников, подолгу говорили Рѕ своем предмете Рё его преподавании1. Неудивительно, что Р“.Р.Фалеев пригласил Рђ.Р’.Перышкина РІ большой коллектив РїРѕ написанию учебника физики для 5–7-РіРѕ классов фабрично-заводской семилетки. Учебник был опубликован РІ 1931 Рі. Р’ 1932 Рі. РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ разработкой Рё введением систематического РєСѓСЂСЃР° физики Р“.Р.Фалеев Рё Рђ.Р’.Перышкин РїРѕ поручению Наркомпроса начали работать над учебниками физики для всех классов средней школы. Первые РєРЅРёРіРё для 6-РіРѕ Рё 7-РіРѕ классов были опубликованы РІ 1933 Рі. Рё утверждены как стабильные.
Знаменательно отметить, что большинство РёР· тех, кто РїСЂСЏРјРѕ или косвенно оказал большое влияние РЅР° становление личности Рђ.Р’.Перышкина как учителя Рё методиста, были непосредственными учениками РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРјСѓ университету выдающегося СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ физика Рё блестящего педагога РїСЂРѕС„. Рќ.Рђ.РЈРјРѕРІР°. РњРЅРѕРіРёРµ РёР· РЅРёС… становились его РґСЂСѓР·СЊСЏРјРё Рё РІ дальнейшем помогали Рќ.Рђ.РЈРјРѕРІСѓ РІ организации первых съездов преподавателей физики, РІ работе отделения физико-химических наук Педагогического общества Рё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ общества изучения Рё распространения физических наук. Рто – Рђ.Р’.Цингер, Рќ.Р’.Кашин, Р.Р.Соколов, Р”.Р”.Галанин, Р”.Р.Сахаров, Рђ.Р’.Павша, Р“.Р.Фалеев, РЎ.Рќ.Жарков, Рђ.Р.Бачинский. Р’СЃРµ РѕРЅРё глубоко восприняли идеи Рќ.Рђ.РЈРјРѕРІР° РїРѕ совершенствованию преподавания физико-химических наук РІ Р РѕСЃСЃРёРё Рё идеи служения народу через образование. Р’ дальнейшем именно РёС… трудами были заложены РѕСЃРЅРѕРІС‹ советской методики преподавания физики Рё РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ школы методики преподавания физики.
Заканчивались первые десять лет Р¶РёР·РЅРё Александра Васильевича РІ РњРѕСЃРєРІРµ. РћРЅ продолжал преподавать РІ школе-РєРѕРјРјСѓРЅРµ, РЅРѕ пробовал СЃРІРѕРё силы Рё РІ РґСЂСѓРіРёС… учебных заведениях, СЃ РґСЂСѓРіРёРј возрастным составом учащихся: РЅР° рабфаке РњР’РўРЈ РёРј. Рќ.Р.Баумана, РІ Академии коммунистического воспитания РёРј. Рќ.Рљ.РљСЂСѓРїСЃРєРѕР№, РЅР° различных курсах. Перышкин приобретал РІСЃРµ больший авторитет, его приглашали работать РІ различных РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏС… Наркомпроса, РіРґРµ обсуждались учебные планы Рё программы. Р’ стране росло число школ, РЅРѕ РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… даже РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… школах физику преподавали учителя без высшего образования.
Р РІРѕС‚ РІ 30-Рµ РіРі. XX РІ. РІ РњРѕСЃРєРІРµ открыли четыре педагогических института. Р’ 1931 Рі. Рђ.Р’.Перышкину поручили организацию физико-математического факультета вечернего РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ педагогического института (РІ будущем МГПРим. Р’.Рџ.Потемкина). Александр Васильевич – первый декан Рё первый заведующий кафедрой физики этого института. РћРЅ фактически, что называется, РЅР° голом месте создавал факультет, его коллектив, его лаборатории Рё кабинеты. Факультет начинает работать РІ Несвижском переулке, Рґ. 3. РџРѕРєР° создавались собственные лаборатории Рё демонстрационные кабинеты, занятия проводились РІ Коммунистическом университете РёРј. РљСЂСѓРїСЃРєРѕР№ (университет работал РЅР° базе педагогического института РёРј. Р“.Рљ.Шелапутина), РІ кабинете физики, созданном Рќ.Р’.Кашиным, Рё РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј государственном пединституте (будущем МГПРим. Ленина), Сѓ Р.Р.Соколова, РіРґРµ был прекрасный лекционно-демонстрационный кабинет, созданный еще РЅР° РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… Высших женских курсах Рђ.Рђ.Рйхенвальдом Рё Рђ.Р’.Павшой.
В дальнейшем Александру Васильевичу на помощь пришли его друзья по Московскому университету – В.В.Крауклис и Ю.В.Басов, – к этому времени уже опытные учителя. «Раньше всех нас он начал также преподавание в высшей школе, и мы шутя звали его "профессором" в те далекие дни, когда никто из нас еще и не помышлял об ученых званиях»2.
В 1933 г. вечерний институт преобразовали в дневной с вечерним отделением. Александру Васильевичу удалось организовать сильный, работоспособный коллектив сотрудников, который за сравнительно короткий промежуток времени создал отличные кабинеты, лаборатории и мастерские, образцово наладил учебный процесс. Городской пединститут встал в один ряд с лучшими педвузами страны. Александр Васильевич Перышкин работал в нем вплоть до его закрытия 27 октября 1941 г.
Р’ 1943 Рі. пединститут РёРј. Р’.Рџ.Потемкина РІРЅРѕРІСЊ открывают, Рё Александр Васильевич возвращается РІ родные стены3, работая сначала РІ должности доцента, Р° потом деканом физико-математического факультета (1945–1947 РіРі.) Рё заведующим созданной РёРј кафедры методики преподавания физики. Рта кафедра была любимой Сѓ студентов. РћРЅРё шли РЅР° нее, как РІ добрый гостеприимный РґРѕРј, Рё всегда встречали там уважительное отношение, понимание Рё поддержку.
1 Е.Можаева. Композиция поиска. – Учительская газета, 1979, № 11 от 20 января.
2 Малов Н.Н.К 70-летию А.В.Пе-рышкина. Физика в школе, 1972, № 4, с. 24.
3 С октября 1941 г. по 1945 г. А.В.Перышкин работал в Московском горном институте заведующим кафедрой физики. С этим институтом он уезжал в эвакуацию в Караганду.
Р’ 1960 Рі.
произошло слияние двух московских
педагогических институтов – МГПРим. Р’.Р.Ленина Рё
МГПРим. В.П.Потемкина, – при этом был создан
физический факультет (до этого в обоих
институтах были физико-математические
факультеты). Александр Васильевич Перышкин
назначается деканом нового факультета (его
кандидатуру приняли единодушно) и заведующим
кафедрой методики преподавания физики, которой и
руководил до 1975 г. Важно отметить, что
Александр Васильевич сумел объединить общей
творческой работой два коллектива, и с этого
времени нет школы методистов-физиков
Р.Р.Соколова Рё школы Рђ.Р’.Перышкина, Р° существует
московская школа методистов-физиков МГПР(ныне
МПГУ).
Возглавивший в 1975 г. кафедру проф. С.Е.Каменецкий был коллегой и учеником Александра Васильевича и всей своей деятельностью продолжал дело учителя. То же с полным правом можно отнести и к сменившей Каменецкого в 2000 г. проф. Н.С.Пурышевой. Сейчас эти факультет и кафедра – крупнейшие в системе педвузов страны, со сплоченным творческим коллективом, объединяемым общностью методических взглядов и идей, стремлением совершенствовать как подготовку учителей физики, так и обучение физике школьников.
Александр Васильевич Перышкин уделял большое внимание не только подготовке кадров учителей физики для средней школы и их переподготовке, но и подготовке научных работников в области методики преподавания физики. Основные направления исследований его учеников, аспирантов и соискателей – история становления преподавания физики в советской школе, истоки этого становления – в русских гимназиях, реальных училищах, кадетских корпусах дореволюционной России; воспитание и развитие учащихся в процессе обучения физике, политехническое обучение, внеклассная и внешкольная работа, методика школьного физического эксперимента, история физики, дифференцированное обучение и т.п.
Александр Васильевич Перышкин также активно участвовал в различных комиссиях, разрабатывающих учебные планы и программы для средней школы, профессионально-технических училищ и педагогических институтов. Он являлся членом секции учебно-методического совета МП СССР(УМСа), председателем секции общеобразовательных и общетехнических дисциплин ученого совета управления трудовыми резервами, входил в редакционный совет журнала «Квант», участвовал в международных симпозиумах по вопросам преподавания физики в средней школе и т.д. Научно-педагогическая деятельность Александра Васильевича Перышкина получила высокую оценку. В 1950 г. он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, в 1968 г. – членом-корреспондентом АПН СССР. Был награжден орденом Ленина, орденами Октябрьской Революции и «Знак Почета», медалями К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко и др., а также значками «Отличник профтехобразования» и «Отличник просвещения».
Нет РґСЂСѓРіРѕРіРѕ человека поколения Александра Васильевича Перышкина, РІ котором Р±С‹ так удачно сконцентрировались целеустремленность, глубокая эрудиция, широта интересов Рё знаний, педагогический талант, методическое мастерство, любовь Рє детям, РєСЂСѓРі общения. РћРЅ оказался РІ РЅСѓР¶РЅРѕРј месте РІ РЅСѓР¶РЅРѕРµ время, РїСЂРёРЅСЏР» эстафету Сѓ старшего поколения – учеников Рќ.Рђ.РЈРјРѕРІР° – Рё понес ее, укрепляя Рё расширяя РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєСѓСЋ школу методистов. Плоды его творческой деятельности претворяются РІ Р¶РёР·РЅСЊ РІ каждом РЅРѕРІРѕРј учебнике физики, РІ каждом РЅРѕРІРѕРј методическом РєСѓСЂСЃРµ. Рђ.Р’.Перышкин – автор, соавтор, редактор большого числа учебников, методических РєРЅРёРі Рё статей. учебники Рђ.Р’.Перышкина Рё Р“.Р.Фалеева для 6-РіРѕ, 7-РіРѕ, 8-РіРѕ, 9-РіРѕ Рё 10-РіРѕ классов были первыми стабильными – обязательными для всех школ страны – учебниками РїРѕ физике РІ истории советской школы! РџРѕ таким книгам, как «Основы методики преподавания физики», «Методика преподавания физики РІ восьмилетней школе» Рё РјРЅРѕРіРёРј РґСЂСѓРіРёРј постигали Рё постигают азы своей профессии тысячи учителей физики. Следует отметить, что РІ истории этих учебников было несколько этапов:
– 1918–1926 РіРі. – использование Рё переиздание переработанных лучших учебников физики Рђ.Р.Бачинского, Р“.Рњ.Григорьева, Рђ.Р’.Цингера Рё появление первого послереволюционного учебника физики Рђ.Р’.РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° (1923 Рі.);
– 1926–1930 РіРі. – создание рабочих РєРЅРёРі РїРѕ физике Рё РёС… вариантов (РєРЅРёРіРё Р.Р.Соколова, Р”.Р.Сахарова, Рђ.Р.Бачинского, Р•.Рќ.Горячкина, Р“.Р.Фалеева);
– 1931–1968 Рі. – создание первых стабильных учебников физики, РёС… переиздание Рё переработка (РєРЅРёРіРё Р“.Р.Фалеева, Рђ.Р’.Перышкина, Р.Р.Соколова);
– 1968–1973 гг. – создание новых стабильных учебников (книги А.В.Перышкина и Н.А.Родиной, Н.К.Кикоина, Б.Б.Буховцева, Г.Я.Мякишева);
– 1973–2000 гг. – переиздание имеющихся стабильных учебников и создание (особенно после 1988 г.) большого числа экспериментальных учебников для разного типа школ (книги Н.М.Шахмаева, А.А.Пинского, М.М.Балашова, В.А.Касьянова и др.).
Особенно удачными оказались книги для 6-го и 7-го классов – они выдержали двадцать четыре издания (издание 1948 г. – при участии В.В.Крауклиса)! С 1959 г. в связи с изменением программы был введен новый стабильный учебник для этих классов – А.В.Перышкина, В.В.Крауклиса, Е.Я.Минченкова, Г.К.Карпинского – который использовался до 1968–1969 гг. В связи с реформой средней школы и введением новых программ по физике в 60–70 гг. прошлого века потребовалось создать принципиально новые школьные учебники, отвечающие требованиям современной науки и методики обучения. Таковыми явились сначала учебные пособия, а потом стабильные учебники А.В.Перышкина в соавторстве с учителем Н.А.Родиной. Авторы, трезво оценивая возможности и возрастные особенности учащихся, раскрыли суть физических явлений и законов простым, доходчивым и в то же время строго научным языком.
В истории отечественной учебной литературы по физике трудно найти другие книги для 6-го и 7-го классов, которые существовали бы столь долго и по своим методическим и дидактическим качествам могли сравниться с этими учебниками. Неудивительно, что А.В.Перышкину и Н.А.Родиной в 1978 г. была присуждена Государственная премия СССРс формулировкой «За учебники для 6-го класса "Физика" (9-е издание) и для 7-го класса (8-е издание), опубликованные в 1976 г.»
Р’ 1933–1934 РіРі. были написаны Рё изданы учебники Р“.Р.Фалеева Рё Рђ.Р’.Перышкина для 8–10-РіРѕ классов средней школы, которые тоже стали стабильными Рё выдержали пять изданий. Р’ 1938 Рі. РѕРЅРё были заменены учебниками Р.Р.Соколова, РЅРѕ РІ 1952 Рі. РїРѕ РєРѕРЅРєСѓСЂСЃСѓ опять прошли учебники Рђ.Р’.Перышкина, Рё РІ 1954 Рі. был выпущен учебник «Курс физики» РІ трех частях (Рђ.Р’.Перышкин Рё Р’.Р’.Крауклис – 8-Р№ РєР».; Рђ.Р’.Перышкин – 9-Р№ Рё 10-Р№ РєР».). Р’СЃРµ эти учебники соответствовали новым учебным программам; материал излагался РІ РЅРёС… доступно Рё интересно, СЃ широким привлечением эксперимента.
Естественно, что со временем
изложение некоторых важных вопросов теории
отстало от развития физики. Поэтому в 1964 г.
учебники для старших классов были дополнены
новыми главами – об ультразвуке, искусственных
спутниках Земли, невесомости и перегрузках,
физических свойствах полимеров, о магнитных
свойствах вещества, об ускорителях заряженных
частиц, энергии связи, атомной энергии и ее
использовании. Введена глава «Физика и
технический прогресс». В таком виде учебники
применялись до перехода на новое содержание
образования (1970–1972 гг.). Совершенствование
учебников шло в постоянном общении с учителями и
учащимися. Александр Васильевич всегда весьма
самокритично относился к своей работе. В феврале
1982 г. в обращении к учителям он писал:
«Подытоживая свой педагогический опыт и
наблюдая за работой коллег, мне хочется сказать,
что всем нам, преподавателям-предметникам, не
достает рациональной умеренности. Мы стремимся
дать учащимся как можно больше знаний. Но если бы
мы могли учить меньшему, но более тщательно,
результаты были бы лучше и действовали дольше».
В ответе на письмо учеников Черноармейской средней школы № 1 Ровенской области Александр Васильевич писал: «...Я старался создать учебник физики, который был бы интересным, научным, но, главное, доступным для всех учащихся. Физика, как, впрочем, и другие науки о природе и обществе, очень интересный учебный предмет, но и нелегкий для изучения. Ведь в школьную программу по физике сейчас включены многие вопросы современной физики: элементы теории относительности, квантовой и ядерной физики. Усложнились и вопросы классической физики – механики, молекулярной физики и электродинамики.
Но в век научно-технического прогресса развитие учащихся, а также их познавательные возможности выросли. Нужно только немножко больше и поусерднее трудиться, чтобы усвоить основное в школьном курсе физики.
Знания основ физики в настоящее время нужны всякому образованному человеку, какой бы профессией он не занимался».
Учебники РїРѕ физике Рё РєРЅРёРіРё для учителей Александра Васильевича получили широчайшее распространение Рё всеобщее признание РЅРµ только РІ нашей стране, РЅРѕ Рё Р·Р° рубежом; РѕРЅРё переведены РЅР° десятки языков Рё использовались РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… странах РјРёСЂР°. РџРѕ РЅРёРј учились дети РІ Болгарии, Югославии, Монголии, Корее, РРЅРґРёРё, РЅР° РљСѓР±Рµ. Учебники Александра Васильевича Перышкина издавались РІ РЇРїРѕРЅРёРё, РЎРЁРђ Рё РґСЂСѓРіРёС… странах.
Человек, чуждый рутине, Александр
Васильевич всегда стремился найти новые, лучшие
пути решения вопросов. В то же время он оберегал
школьную физику от слишком ретивых «новаторов».
Ему не раз приходилось отстаивать свои взгляды
на курс физики средней школы как курс
общеобразовательный, в основе которого лежат
современные научные представления и физический
эксперимент.
Умер Александр Васильевич 21 мая 1983 г. Самоотверженный труженик науки, замечательный педагог Александр Васильевич Перышкин был прекрасным товарищем и обаятельным собеседником, человеком высокой и разносторонней культуры. Он очень любил оперу, сам прекрасно пел. Широкая образованность, природный ум, благородство души, огромная целеустремленность, исключительные отзывчивость и доброжелательность к людям снискали ему авторитет, любовь и уважение всех, кому приходилось с ним общаться, – учеников, студентов, учителей, аспирантов, научных сотрудников и коллег.
Влияние Александра Васильевича Перышкина на преподавание физики весьма значительно до сих пор. Оно сохраняется и при современной коренной перестройке преподавания. Его идеи реализуются до сих пор, в первую очередь – на кафедре теории и методики обучения физике МПГУ, где все считают себя учениками А.В.Перышкина.
Страница из моей жизни, связанная с Рязанским институтом народного образования
В Рязанский институт народного образования я поступил осенью 1919 г. По математике и физике экзаменовал меня профессор Алексей Петрович Порхаев. Одновременно со мной в институт поступили известный ныне методист-физик Александр Андреевич Покровский и Леонид Викторович Радушкевич – доктор физико-математических наук и автор учебников для педвузов по термодинамике и статистической физике.
Осень и зима 1919–1920 гг. были холодные и голодные – шла гражданская война. Но нам повезло. В институте собралась сильная группа профессоров и преподавателей. Наибольшей популярностью среди них пользовался профессор Сергей Григорьевич Гусев, который читал лекции по курсу «Педагогические учения». На лекции Гусева приходила вся интеллигенция тогдашней Рязани.
С.Г.Гусев, по образованию историк и философ, обладал глубокими и разносторонними знаниями, был талантливым педагогом и блестящим лектором. Несколько позже он стал профессором в Московском институте красной профессуры, где пользовался большой популярностью.
Курс физики (общей и теоретической) вели А.П.Порхаев и М.А.Лебедев – очень опытные педагоги и хорошие физики. Позже, в Москве, оба они защитили докторские диссертации.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Математические РєСѓСЂСЃС‹ РІ институте преподавали профессор Р›.Рќ.Запольская (РёР· РњРѕСЃРєРІС‹), Рќ.Рљ.Васильев Рё Р’.Рњ.Антонов – эрудированные математики Рё талантливые педагоги. Своей любовью Рє математике РѕРЅРё увлекали Рё студентов занятиями математикой. Астрономию Рё методику математики преподавал РЇ.Р’.Кеткович – прекрасный методист Рё хороший астроном. Методику физики вел упомянутый выше профессор Рњ.Рђ.Лебедев. Р’ РњРѕСЃРєРІРµ СЏ встречался СЃ РЇ.Р’.Кетковичем РІ Рндустриальном педагогическом институте РёРј. Либкнехта, РѕРЅ работал там доцентом кафедры астрономии.
Рнтересны были лекции РїРѕ философии Канта, Гегеля, Шопенгауэра Рё Ницше, эти лекции читал нам профессор РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ университета РЈ.Р .Фохт, приезжавший для этого РёР· РњРѕСЃРєРІС‹. Хорошую лабораторию РїРѕ
С…РёРјРёРё создал РІ институте первый директор наш – Рџ.Р.Процеров. Р’ РњРѕСЃРєРІРµ РѕРЅ работал РЅР° кафедре С…РёРјРёРё Тимирязевской академии, стал доктором химических наук Рё профессором.
Для окончания физико-математического факультета нужно было сдать примерно 20 экзаменов, из них: по физике – 2, по математике – 6, по методикам математики и физики – 2, по химии – 1, по астрономии – 1, по педагогике – 1, по психологии – 1, по физиологии – 1, по философии – 1, по политэкономии – 1 и еще 3 экзамена по различным общественно-политическим предметам, которые тогда еще формировались. Кроме того, надо было получить зачеты по лабораториям: физики, химии, кристаллографии и по педагогической практике.
Несмотря на тяжелое время, в
институте хорошо работали литературные,
музыкальные и драматические кружки.
В 1920 г. я был призван в армию и для прохождения службы зачислен в штаб 6-й отдельной стрелковой бригады войск ВОХР. В штабе было много студентов, после службы все мы имели возможность посещать занятия в институте, которые проводились вечерами.
В течение почти трех лет я и А.А.Покровский на общественных началах выполняли обязанности демонстрационных ассистентов по физике. Л.В.Радушкевич руководил лабораторией по физике.
Весной 1922 г. я демобилизовался, а в июле этого года окончил институт (он назывался уже педагогическим институтом) и уехал в Москву. В Москве поступил доучиваться на физико-математический факультет университета и одновременно стал работать учителем математики и физики в Московской опытно-показательной школе-коммуне им. Лепешинского. В этой школе велась интенсивная исследовательская работа. Так я стал преподавателем и педагогом.
Москва. Февраль 1975 г.
Член-корр. АПН СССР,
профессор МГПРим. Ленина
А.В.Перышкин