К 100-летию со дня рождения

Н.Е. Парфентьева,
МПГУ, г. Москва

Александр Васильевич Перышкин

Всю жизнь учебники писал,
По ним, сказать не побоюсь,
Училась физике вся Русь.
Н.Н.Малов

Р’ каждой науке есть ученые, чья деятельность составляет РѕСЃРЅРѕРІСѓ Рё Р¶РёРІСѓСЋ ткань ее становления Рё развития, Р° РёС… имена Рё биографии становятся главнейшими звеньями ее истории. Р’ отечественной методике преподавания физики это СЃ полным правом РјРѕР¶РЅРѕ сказать РѕР± Александре Васильевиче Перышкине. 3 сентября 2002 Рі. исполняется 100 лет СЃРѕ РґРЅСЏ рождения Александра Васильевича Перышкина – человека, который более шестидесяти лет Р¶РёР·РЅРё посвятил делу народного образования, преподаванию физики РІ средней школе, РёРјСЏ которого знакомо РІ нашей стране Рё Р·Р° рубежом РјРЅРѕРіРёРј миллионам. Рђ.Р’.Перышкин – член-корреспондент Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ академии образования, лауреат Государственной премии РЎРЎРЎР , создатель Рё руководитель научно-методической школы, которую принято сейчас называть школой Перышкина. Р’СЃРµ поколения советских людей, начиная СЃ 30-С… РіРі., учились «по Перышкину», С‚.Рµ. РїРѕ учебникам, написанным самим Александром Васильевичем или СЃ его участием. Эти учебники переведены РЅР° РјРЅРѕРіРёРµ языки РјРёСЂР°, Рё для РјРЅРѕРіРёС… явились первой РєРЅРёРіРѕР№ РїРѕ физике. Именно поэтому педагогическая общественность Р РѕСЃСЃРёРё решила 2002 Рі. объявить РіРѕРґРѕРј Рђ.Р’.Перышкина.

Рђ.Р’.Перышкин родился 3 сентября 1902 Рі. РІ селе Деревенском Спасского уезда Рязанской губернии, РІ семье крестьянина. Р’ 1906 Рі. семья переехала РІ Усть-Нарву, РіРґРµ отец работал летом РІ порту, Р° Р·РёРјРѕР№ – РЅР° лесозаготовках. Здесь прошли детство Рё ранняя юность Александра Васильевича. Р’ начальную школу РѕРЅ поступил шести лет Рё окончил ее Р·Р° три РіРѕРґР°. Затем еще четыре РіРѕРґР° учебы РІ народном училище, Р° РїРѕ окончании – Нарвское реальное училище. Р’ 1916 Рі. мальчик был вынужден уехать РІ Петроград РЅР° заработки, С‚.Рє. отца призвали РІ армию. Работая РЅР° заводе Рё учась заочно, Александр Васильевич самостоятельно подготовился Рє экзаменам Р·Р° среднюю школу Рё успешно сдал РёС…. РЎ РёСЋРЅСЏ 1918 Рі. РїРѕ сентябрь 1919 Рі. ему пришлось жить РІ СЂРѕРґРЅРѕРј селе Деревенском, работая РІ военкомате переводчиком, РЅРѕ РІСЃРµ Р¶Рµ осенью 1919 Рі. Рђ.Р’.Перышкин поступил учиться РЅР° физико-математический факультет Рязанского института народного образования (позднее преобразованного РІ Рязанский педагогический институт, РІ настоящее время это Рязанский государственный педагогический университет, занимающий РІ системе педагогического образования РІ Р РѕСЃСЃРёРё важное место). Окончил институт Александр Васильевич Р·Р° три РіРѕРґР°, получив звание преподавателя математики Рё физики (Р° позднее – звание учителя средней школы).

Времена были тяжелые Рё противоречивые: 1918–1919 РіРі. – развал дореволюционной сети школ; 1921 Рі. – первый мирный РіРѕРґ после семилетней полосы РІРѕР№РЅ, революций Рё мятежей, страшный голод РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ жесточайшей засухой РІ основных зерновых районах страны; 1922 Рі. – РёР· Р РѕСЃСЃРёРё высланы 160 деятелей культуры, видных ученых Рё философов.

Начала создаваться новая единая трудовая школа. Шел РїРѕРёСЃРє РЅРѕРІРѕРіРѕ содержания, новых форм Рё методов обучения. Р’ первоначальном учебном плане советской школы были созданы предпосылки для воплощения РІ Р¶РёР·РЅСЊ того, чего раньше тщетно добивалась прогрессивная педагогическая общественность, Р° физика поставлена РЅР° должную высоту. РќРѕ реализовать этот план долгое время РЅРµ удавалось. Систематическая последовательность усвоения физических знаний подменялась изучением комплексных тем, физический материал заменялся производственным, умалялась роль учителя Рё недооценивалось значение учебника, РёР· педагогических приемов основными были бригадный метод обучения Рё Дальтон-план (проектная деятельность). Тем РЅРµ менее передовые учителя старались сохранить Рё развить лучшее, что было создано РІ Р РѕСЃСЃРёРё старшим поколением учителей Рё методистов-физиков Рё записано РІ решениях учительских съездов 1914–1917 РіРі., проводили лабораторные занятия Рё физические СЌРєСЃРєСѓСЂСЃРёРё, разрабатывали Рё создавали РїСЂРёР±РѕСЂС‹ Рё наглядные РїРѕСЃРѕР±РёСЏ, РјРЅРѕРіРѕ внимания уделяли внеклассной работе. Р’ РњРѕСЃРєРІРµ исследования РІ области методики преподавания физики проводились РІ Центральном физико-педагогическом институте (1920–1924 РіРі.) Рё НИИ методов школьной работы (1922–1928 РіРі.), Р° также РІ опытно-показательных школах (1918–1934 РіРі.) Рё РІ ведущих педагогических институтах.

А.В.Перышкин, приехав в 1922 г. в Москву, оказался в центре этих проблем. Он начинает работать в опытно-показательной школе-коммуне им. Пантелеймона Николаевича Лепешинского при Народном комиссариате просвещения РСФСР (2-й Обыденский переулок, 9) преподавателем физики, математики и труда. Здесь он попадает в сильный, дружный творческий коллектив педагогов, оказавших на начинающего учителя очень большое влияние (заведующий школой М.М.Пастрак, математик Е.С.Березанская, историк А.И.Стражев и др.).

Александр Васильевич создает РІ школе очень хороший физический кабинет, мастерские. Теперь демонстрационный Рё лабораторный эксперименты положены РёРј РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ преподавания физики. Р–РёР» РѕРЅ РІ это время РІ интернате РїСЂРё школе Рё РІСЃРµ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ время РїСЂРѕРІРѕРґРёР» СЃ учащимися. «Это были лучшие РіРѕРґС‹ моей Р¶РёР·РЅРё, которые СЏ Рё сейчас, РЅР° склоне РјРѕРёС… лет, вспоминаю СЃ умилением, – РіРѕРІРѕСЂРёР» Александр Васильевич РІ сентябре 1981 Рі. РЅР° встрече СЃ первокурсниками. – Школа занимала РІСЃСЋ РјРѕСЋ Р¶РёР·РЅСЊ, Рё честно скажу вам: СЏ был счастлив».

Желая расширить свой научный кругозор как необходимую составляющую плодотворной педагогической деятельности, Александр Васильевич в том же 1922 г. поступил на физическое отделение физико-математического факультета Московского государственного университета. Серьезным отношением к занятиям, что было нелегко при большой педагогической нагрузке, он достиг своей цели – успешно закончил университет и приступил к научной работе в лаборатории проф. В.К.Аркадьева, ученика П.Н.Лебедева. Но любовь к школе оказалась сильнее, и Александр Васильевич оставляет научную лабораторию.

Р’ 1923 Рі. РІ физических лабораториях МГУ встретились Рё РЅР° РІСЃСЋ Р¶РёР·РЅСЊ подружились пятеро студентов: Рђ.Р’.Перышкин, Рќ.Рќ.Малов, Рџ.РЎ.Кудрявцев, Р’.Р’.Крауклис Рё Р®.Р’.Басов. «Жизнерадостный, веселый, неунывающий РїСЂРё неудачах, которых тогда Сѓ нас хватало, – таким СЏ РїРѕРјРЅСЋ Александра Васильевича РІ те далекие студенческие годы», – писал впоследствии известный историк науки РїСЂРѕС„. Рџ.РЎ.Кудрявцев. РЎРІРѕР№ трудовой путь Рџ.РЎ.Кудрявцев начинал РІ СЃРєСЂРѕРјРЅРѕР№ должности школьного лаборанта Сѓ Рђ.Р’.Первышкина. «Здесь СЏ познакомился СЃ педагогическим мастерством Рђ.Р’. Его изумительные РїРѕ форме Рё содержанию СѓСЂРѕРєРё стали для меня недосягаемым образцом»1. Рђ впоследствии Александр Васильевич выступил как редактор первого тома замечательного труда профессора Кудрявцева «История физики», любимым Р¶Рµ для него был спецкурс для студентов «Вопросы истории физики». Последнее, проведенное РёРј РІ апреле 1983 Рі., занятие состоялось всего Р·Р° месяц РґРѕ смерти. Рљ этому занятию, посвященному Р“.Галилею, Александр Васильевич (только что вышедший РёР· больницы) заново переписал подробнейший конспект беседы Рѕ своем любимом ученом.


1Кудрявцев Рџ.РЎ. Рљ 70-летию Рђ.Р’.Перышкина. – Физика РІ школе. 1972, в„– 4, СЃ. 24.

Учебники для 6–7-го классов с участием А.В.Перышкина: в верхнем ряду – изданные в Москве в 1933, 1960, 1961 и 1969 гг.; в нижнем – изданные в Вильнюсе (1963), Риге (1951), Каунасе (1968) и Софии (1984).

Нас было пятеро друзей –
Веселых молодых людей.
Весною, осенью, зимой
Мы собиралися порой,
Чтоб отдохнуть и пошутить,
Вопросы жизни обсудить,
Или научный спор вели,
Во МХАТ второй под вечер шли,
Читали вместе «Новый мир»,
Где был Есенин, наш кумир.
Зимой играли в преферанс,
И Ипполитова романс
Нередко Шура1 нам певал,
Вином наполнивши бокал...2


1Шура – Александр Васильевич Перышкин.
2 РњР°Р»РѕРІ Рќ.Рќ. Литературные опыты ученых. – Преподавание физики РІ высшей школе. 1998, в„– 12 (II), СЃ. 126.

Люди мечтали о будущем, с энтузиазмом строили его и, увлекаясь, забывали обо всех материальных трудностях. Еще в 1919 г. известный педагог-физик А.В.Цингер предложил проект-мечту: создать особое научно-исследовательское учреждение для обсуждения и решения проблем преподавания физики в новой школе – Дом учителя физики (или Центральный физический кабинет). Он предвидел, что как только республика получит экономические возможности, число школ сразу же увеличится во много раз, а для них будут нужны соответствующим образом подготовленные преподаватели. Эту идею удалось частично осуществить уже в 1920 г., когда был создан Центральный физико-педагогический институт. Для него выделили помещение в здании Политехнического музея с мебелью и конторскими книгами. Из разных учебных заведений передали институту четыре физических кабинета, в том числе кабинет старинного кадетского корпуса с приборами столетней давности и кабинет частной гимназии М.Вильберга (сотрудника лебедевской лаборатории). Для этой гимназии в 1913 г. был целиком выписан из-за границы кабинет с лучшими современными приборами. Собрали библиотеку, хорошую мастерскую, замыслили кабинет истории физики.

Аттестат на звание учителя средней школыГлавным богатством института стали энтузиасты-мечтатели, которые в эти трудные годы пришли сюда работать. Это А.В.Павша, С.Н.Жарков, Д.Д.Галанин, М.Вильберг (а позже Е.Н.Горячкин и Ф.Н.Красиков). Скоро в институте был создан кабинет с уникальной коллекцией самодельных физических демонстрационных и лабораторных приборов, что отвечало идеям и потребностям того времени. Через несколько лет ЦФПИ стал одним из отделов более общего института – Института методов школьной работы. Затем, к сожалению, во время господства «комплексов», все было уничтожено, и когда в том же здании в 1929 г. стали создавать Институт политехнического образования и лабораторию методики преподавания физики, все пришлось создавать заново с самого начала.

Рђ.Р’.Перышкину посчастливилось работать РІ Институте методов школьной работы РІ 1925–1928 РіРі. вместе СЃ энтузиастами «первого призыва» Рё воспринять идеи, восходящие Рє первым годам работы ЦФПИ Сѓ Рђ.Р’.Цингера, его «духовного отца».

Важно отметить, что РІ 20-Рµ РіРі. прошлого века РІ стенах ЦФПИ большую работу проводило Общество изучения Рё распространения физических наук РёРј. Рќ.Рђ.РЈРјРѕРІР°: РґРІР° раза РІ месяц устраивались заседания СЃ интересными докладами Рё еще более интересными опытами Рё демонстрациями, РЅР° которые собирались преподаватели физики РёР· РњРѕСЃРєРІС‹ Рё РџРѕРґРјРѕСЃРєРѕРІСЊСЏ. Р’РѕС‚ повестка заседания РѕС‚ 2 февраля 1927 Рі.:

«Доклады, опыты, прения были важны, они будили новые мысли, но, пожалуй, не менее существенно общение преподавателей между собой. Жизнь была нелегкой: к переживаемым материальным трудностям – последствиям империалистической и гражданской войн – прибавились огорчения за судьбу своего предмета в школе, где господствовали комплексы... – вспоминал Д.Д.Галанин. – Я хорошо помню то настроение и ощущение прилива новых сил, с которым преподаватели физики расходились с заседания в Политехническом музее. Этому способствовала атмосфера уважения к преподавательскому труду, царившая в институте»1.

А.В.Перышкин, конечно, присутствовал на этих заседаниях и много получал от такого общения. Выступая много лет спустя на юбилейном заседании методистов и учителей2 в институте Общего и политехнического образования АПН СССР, посвященном советской методике преподавания физики за 50 лет, он отметил: «...Мне хочется сказать, что в формировании моей личности как учителя и в какой-то степени как методиста огромную роль сыграли товарищи, с которыми приходилось работать. Я расскажу о некоторых из них, о тех, кто оказал на меня наибольшее влияние.

Рязанский государственный педагогический институтЭто прежде всего Иван Иванович Соколов3. В нем меня всегда привлекала удивительная, в самом хорошем смысле слова, академичность и последовательность. Этой последовательности он учил и студентов, и учителей.

Затем мне хочется отметить Алексея Григорьевича Калашникова. Это был чрезвычайно интересный человек. Живой, умный, великолепно знающий школу. Когда он был министром просвещения РСФСР, он намеревался осуществить целый ряд весьма важных для школы мероприятий: создать новые программы, новые учебники. А.Г. всегда был ярким противником догматического обучения, стоял за усиление эксперимента в обучении.

Я не могу не отметить, пожалуй, самого одаренного из методистов, с которым я встречался в жизни и с которым мне посчастливилось быть в дружеских отношениях, – Дмитрия Ивановича Сахарова. Это был умнейший методист. Достаточно было какого-либо его замечания, чтобы раскрылась целая методическая концепция. Его учебники (рабочая книга, учебники для техникумов и педучилищ) я считаю шедеврами, которые, к сожалению, недооцениваются учителями».

Затем Александр Васильевич назвал Алексея Петровича Пархаева (учителя опытно-показательной школы РёРј. Р Р°РґРёС‰РµРІР°): В«...РљРѕРіРґР° СЏ слушал его лекции, меня всегда поражала исключительная ясность изложения... Р’ дальнейшем РјС‹ часто обменивались опытом Рё посещали СѓСЂРѕРєРё РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°. И СЏ РЅРµ переставал удивляться, как РѕРЅ просто, СЏСЃРЅРѕ Рё коротко рассказывал ученикам новый материал. И как его ученики знают Рё понимают физику, умеют мыслить. Его методикой было: учить немногому, РЅРѕ РјРЅРѕРіРѕ. РЇ пытался РІ своей Р¶РёР·РЅРё руководствоваться этим правилом, РЅРѕ, РІРёРґРёРјРѕ, Сѓ нас характеры разные... РљРѕРіРґР° Р¶Рµ РјРЅРµ удавалось следовать этому РјСѓРґСЂРѕРјСѓ наставлению, СЏ всегда получал прекрасные результаты.

...Хочу еще несколько слов сказать Рѕ своем учителе Рё товарище, прекрасном методисте Григории Ивановиче Фалееве. <...> Р’ становление советской методики физики РѕРЅ внес СЃРІРѕР№ большой вклад <...> Р’ то время, РєРѕРіРґР° РЅРµ было промышленности учебного оборудования, учебные мастерские школы в„– 59, РіРґРµ преподавал Р“.И.Фалеев4, выпускали очень РјРЅРѕРіРѕ ценных демонстрационных Рё лабораторных РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ для школ».


1 Р“аланин Р”.Р”. Из истории РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ школы методики физики (воспоминания). – Физика РІ школе, 1967, в„– 5, СЃ. 31.
2 Р®Р±РёР»РµР№РЅРѕРµ заседание методистов Рё учителей. – Физика РІ школе, 1967, в„– 5, СЃ. 28.
3 РџСЂРѕС„. И.И.Соколов (1874–1967), Р¶РёРІСЏ недалеко РѕС‚ школы-РєРѕРјРјСѓРЅС‹, часто посещал СѓСЂРѕРєРё Рђ.Р’.Перышкина. РћРЅРё обсуждали различные методические проблемы, например, место Рё роль расчетных задач РІ обучении физике, Рё даже провели небольшой педагогический эксперимент РїРѕ этому РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ.

4 Р¤Р°Р»РµРµРІ Р“.И. (1882–1942) СЂРѕРґ. РІ РњРѕСЃРєРІРµ. Р’ 1906 Рі. окончил фаз.-мат. факультет РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ университета. Преподавал РІ гимназиях Рё реальных училищах РЁСѓРё Рё РљРѕРІСЂРѕРІР°. РЎ 1920 Рі. РґРѕ 1942 Рі. – учитель физики школы в„– 59 Рі. РњРѕСЃРєРІС‹. Первый главный редактор журнала «Физика РІ школе». Автор учебников Рё РґСЂСѓРіРёС… РїРѕСЃРѕР±РёР№ РїРѕ физике для рабфаков Рё средней школы.

Дружба СЃ Р“.И.Фалеевым сыграла большую роль РІ дальнейшей СЃСѓРґСЊР±Рµ Александра Васильевича как учителя Рё методиста. Беседуя РІ 1979 Рі. СЃ корреспондентом «Учительской газеты», РѕРЅ вспоминал, как часто СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё сомнениями шел Рє опытному учителю Р“.И.Фалееву. РћРЅРё чувствовали РґСЂСѓРі РІ РґСЂСѓРіРµ единомышленников, подолгу говорили Рѕ своем предмете Рё его преподавании1. Неудивительно, что Р“.И.Фалеев пригласил Рђ.Р’.Перышкина РІ большой коллектив РїРѕ написанию учебника физики для 5–7-РіРѕ классов фабрично-заводской семилетки. Учебник был опубликован РІ 1931 Рі. Р’ 1932 Рі. РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ разработкой Рё введением систематического РєСѓСЂСЃР° физики Р“.И.Фалеев Рё Рђ.Р’.Перышкин РїРѕ поручению Наркомпроса начали работать над учебниками физики для всех классов средней школы. Первые РєРЅРёРіРё для 6-РіРѕ Рё 7-РіРѕ классов были опубликованы РІ 1933 Рі. Рё утверждены как стабильные.

Знаменательно отметить, что большинство из тех, кто прямо или косвенно оказал большое влияние на становление личности А.В.Перышкина как учителя и методиста, были непосредственными учениками по Московскому университету выдающегося русского физика и блестящего педагога проф. Н.А.Умова. Многие из них становились его друзьями и в дальнейшем помогали Н.А.Умову в организации первых съездов преподавателей физики, в работе отделения физико-химических наук Педагогического общества и Московского общества изучения и распространения физических наук. Это – А.В.Цингер, Н.В.Кашин, И.И.Соколов, Д.Д.Галанин, Д.И.Сахаров, А.В.Павша, Г.И.Фалеев, С.Н.Жарков, А.И.Бачинский. Все они глубоко восприняли идеи Н.А.Умова по совершенствованию преподавания физико-химических наук в России и идеи служения народу через образование. В дальнейшем именно их трудами были заложены основы советской методики преподавания физики и московской школы методики преподавания физики.

Заканчивались первые десять лет Р¶РёР·РЅРё Александра Васильевича РІ РњРѕСЃРєРІРµ. РћРЅ продолжал преподавать РІ школе-РєРѕРјРјСѓРЅРµ, РЅРѕ пробовал СЃРІРѕРё силы Рё РІ РґСЂСѓРіРёС… учебных заведениях, СЃ РґСЂСѓРіРёРј возрастным составом учащихся: РЅР° рабфаке РњР’РўРЈ РёРј. Рќ.Р­.Баумана, РІ Академии коммунистического воспитания РёРј. Рќ.Рљ.РљСЂСѓРїСЃРєРѕР№, РЅР° различных курсах. Перышкин приобретал РІСЃРµ больший авторитет, его приглашали работать РІ различных РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏС… Наркомпроса, РіРґРµ обсуждались учебные планы Рё программы. Р’ стране росло число школ, РЅРѕ РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… даже РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… школах физику преподавали учителя без высшего образования.

И РІРѕС‚ РІ 30-Рµ РіРі. XX РІ. РІ РњРѕСЃРєРІРµ открыли четыре педагогических института. Р’ 1931 Рі. Рђ.Р’.Перышкину поручили организацию физико-математического факультета вечернего РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ педагогического института (РІ будущем МГПИ РёРј. Р’.Рџ.Потемкина). Александр Васильевич – первый декан Рё первый заведующий кафедрой физики этого института. РћРЅ фактически, что называется, РЅР° голом месте создавал факультет, его коллектив, его лаборатории Рё кабинеты. Факультет начинает работать РІ Несвижском переулке, Рґ. 3. РџРѕРєР° создавались собственные лаборатории Рё демонстрационные кабинеты, занятия проводились РІ Коммунистическом университете РёРј. РљСЂСѓРїСЃРєРѕР№ (университет работал РЅР° базе педагогического института РёРј. Р“.Рљ.Шелапутина), РІ кабинете физики, созданном Рќ.Р’.Кашиным, Рё РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј государственном пединституте (будущем МГПИ РёРј. Ленина), Сѓ И.И.Соколова, РіРґРµ был прекрасный лекционно-демонстрационный кабинет, созданный еще РЅР° РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… Высших женских курсах Рђ.Рђ.Эйхенвальдом Рё Рђ.Р’.Павшой.

В дальнейшем Александру Васильевичу на помощь пришли его друзья по Московскому университету – В.В.Крауклис и Ю.В.Басов, – к этому времени уже опытные учителя. «Раньше всех нас он начал также преподавание в высшей школе, и мы шутя звали его "профессором" в те далекие дни, когда никто из нас еще и не помышлял об ученых званиях»2.

Р’ 1933 Рі. вечерний институт преобразовали РІ дневной СЃ вечерним отделением. Александру Васильевичу удалось организовать сильный, работоспособный коллектив сотрудников, который Р·Р° сравнительно короткий промежуток времени создал отличные кабинеты, лаборатории Рё мастерские, образцово наладил учебный процесс. Городской пединститут встал РІ РѕРґРёРЅ СЂСЏРґ СЃ лучшими педвузами страны. Александр Васильевич Перышкин работал РІ нем вплоть РґРѕ его закрытия 27 октября 1941 Рі.

Р’ 1943 Рі. пединститут РёРј. Р’.Рџ.Потемкина РІРЅРѕРІСЊ открывают, Рё Александр Васильевич возвращается РІ родные стены3, работая сначала РІ должности доцента, Р° потом деканом физико-математического факультета (1945–1947 РіРі.) Рё заведующим созданной РёРј кафедры методики преподавания физики. Эта кафедра была любимой Сѓ студентов. РћРЅРё шли РЅР° нее, как РІ добрый гостеприимный РґРѕРј, Рё всегда встречали там уважительное отношение, понимание Рё поддержку.


1 Р•.Можаева. Композиция РїРѕРёСЃРєР°. – Учительская газета, 1979, в„– 11 РѕС‚ 20 января.
2 РњР°Р»РѕРІ Рќ.Рќ.Рљ 70-летию Рђ.Р’.РџРµ-рышкина. Физика РІ школе, 1972, в„– 4, СЃ. 24.
3 РЎ октября 1941 Рі. РїРѕ 1945 Рі. Рђ.Р’.Перышкин работал РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј РіРѕСЂРЅРѕРј институте заведующим кафедрой физики. РЎ этим институтом РѕРЅ уезжал РІ эвакуацию РІ Караганду.

РЎ.Р•.Каменецкий Рё Рђ.Р’.ПерышкинВ 1960 Рі. произошло слияние РґРІСѓС… РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… педагогических институтов – МГПИ РёРј. Р’.И.Ленина Рё МГПИ РёРј. Р’.Рџ.Потемкина, – РїСЂРё этом был создан физический факультет (РґРѕ этого РІ РѕР±РѕРёС… институтах были физико-математические факультеты). Александр Васильевич Перышкин назначается деканом РЅРѕРІРѕРіРѕ факультета (его кандидатуру приняли единодушно) Рё заведующим кафедрой методики преподавания физики, которой Рё СЂСѓРєРѕРІРѕРґРёР» РґРѕ 1975 Рі. Важно отметить, что Александр Васильевич сумел объединить общей творческой работой РґРІР° коллектива, Рё СЃ этого времени нет школы методистов-физиков И.И.Соколова Рё школы Рђ.Р’.Перышкина, Р° существует московская школа методистов-физиков МГПИ (ныне МПГУ).

Возглавивший РІ 1975 Рі. кафедру РїСЂРѕС„. РЎ.Р•.Каменецкий был коллегой Рё учеником Александра Васильевича Рё всей своей деятельностью продолжал дело учителя. РўРѕ Р¶Рµ СЃ полным правом РјРѕР¶РЅРѕ отнести Рё Рє сменившей Каменецкого РІ 2000 Рі. РїСЂРѕС„. Рќ.РЎ.Пурышевой. Сейчас эти факультет Рё кафедра – крупнейшие РІ системе педвузов страны, СЃРѕ сплоченным творческим коллективом, объединяемым общностью методических взглядов Рё идей, стремлением совершенствовать как подготовку учителей физики, так Рё обучение физике школьников.

Александр Васильевич Перышкин уделял большое внимание не только подготовке кадров учителей физики для средней школы и их переподготовке, но и подготовке научных работников в области методики преподавания физики. Основные направления исследований его учеников, аспирантов и соискателей – история становления преподавания физики в советской школе, истоки этого становления – в русских гимназиях, реальных училищах, кадетских корпусах дореволюционной России; воспитание и развитие учащихся в процессе обучения физике, политехническое обучение, внеклассная и внешкольная работа, методика школьного физического эксперимента, история физики, дифференцированное обучение и т.п.

Александр Васильевич Перышкин также активно участвовал РІ различных РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏС…, разрабатывающих учебные планы Рё программы для средней школы, профессионально-технических училищ Рё педагогических институтов. РћРЅ являлся членом секции учебно-методического совета РњРџ РЎРЎРЎР  (РЈРњРЎР°), председателем секции общеобразовательных Рё общетехнических дисциплин ученого совета управления трудовыми резервами, РІС…РѕРґРёР» РІ редакционный совет журнала «Квант», участвовал РІ международных симпозиумах РїРѕ вопросам преподавания физики РІ средней школе Рё С‚.Рґ. Научно-педагогическая деятельность Александра Васильевича Перышкина получила высокую оценку. Р’ 1950 Рі. РѕРЅ был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, РІ 1968 Рі. – членом-корреспондентом РђРџРќ РЎРЎРЎР . Был награжден орденом Ленина, орденами Октябрьской Революции Рё «Знак Почета», медалями Рљ.Р”.Ушинского, Рђ.РЎ.Макаренко Рё РґСЂ., Р° также значками «Отличник профтехобразования» Рё «Отличник просвещения».

Физический факультет МПГУ, 2000 г. Фото студента Р.Галенецкого

Нет другого человека поколения Александра Васильевича Перышкина, в котором бы так удачно сконцентрировались целеустремленность, глубокая эрудиция, широта интересов и знаний, педагогический талант, методическое мастерство, любовь к детям, круг общения. Он оказался в нужном месте в нужное время, принял эстафету у старшего поколения – учеников Н.А.Умова – и понес ее, укрепляя и расширяя московскую школу методистов. Плоды его творческой деятельности претворяются в жизнь в каждом новом учебнике физики, в каждом новом методическом курсе. А.В.Перышкин – автор, соавтор, редактор большого числа учебников, методических книг и статей. учебники А.В.Перышкина и Г.И.Фалеева для 6-го, 7-го, 8-го, 9-го и 10-го классов были первыми стабильными – обязательными для всех школ страны – учебниками по физике в истории советской школы! По таким книгам, как «Основы методики преподавания физики», «Методика преподавания физики в восьмилетней школе» и многим другим постигали и постигают азы своей профессии тысячи учителей физики. Следует отметить, что в истории этих учебников было несколько этапов:

– 1918–1926 РіРі. – использование Рё переиздание переработанных лучших учебников физики Рђ.И.Бачинского, Р“.Рњ.Григорьева, Рђ.Р’.Цингера Рё появление первого послереволюционного учебника физики Рђ.Р’.РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° (1923 Рі.);
– 1926–1930 РіРі. – создание рабочих РєРЅРёРі РїРѕ физике Рё РёС… вариантов (РєРЅРёРіРё И.И.Соколова, Р”.И.Сахарова, Рђ.И.Бачинского, Р•.Рќ.Горячкина, Р“.И.Фалеева);
– 1931–1968 Рі. – создание первых стабильных учебников физики, РёС… переиздание Рё переработка (РєРЅРёРіРё Р“.И.Фалеева, Рђ.Р’.Перышкина, И.И.Соколова);
– 1968–1973 РіРі. – создание новых стабильных учебников (РєРЅРёРіРё Рђ.Р’.Перышкина Рё Рќ.Рђ.Р РѕРґРёРЅРѕР№, Рќ.Рљ.РљРёРєРѕРёРЅР°, Р‘.Р‘.Буховцева, Р“.РЇ.Мякишева);
– 1973–2000 РіРі. – переиздание имеющихся стабильных учебников Рё создание (особенно после 1988 Рі.) большого числа экспериментальных учебников для разного типа школ (РєРЅРёРіРё Рќ.Рњ.Шахмаева, Рђ.Рђ.РџРёРЅСЃРєРѕРіРѕ, Рњ.Рњ.Балашова, Р’.Рђ.Касьянова Рё РґСЂ.).

Особенно удачными оказались РєРЅРёРіРё для 6-РіРѕ Рё 7-РіРѕ классов – РѕРЅРё выдержали двадцать четыре издания (издание 1948 Рі. – РїСЂРё участии Р’.Р’.Крауклиса)! РЎ 1959 Рі. РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ изменением программы был введен новый стабильный учебник для этих классов – Рђ.Р’.Перышкина, Р’.Р’.Крауклиса, Р•.РЇ.Минченкова, Р“.Рљ.Карпинского – который использовался РґРѕ 1968–1969 РіРі. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ реформой средней школы Рё введением новых программ РїРѕ физике РІ 60–70 РіРі. прошлого века потребовалось создать принципиально новые школьные учебники, отвечающие требованиям современной науки Рё методики обучения. Таковыми явились сначала учебные РїРѕСЃРѕР±РёСЏ, Р° потом стабильные учебники Рђ.Р’.Перышкина РІ соавторстве СЃ учителем Рќ.Рђ.Р РѕРґРёРЅРѕР№. Авторы, трезво оценивая возможности Рё возрастные особенности учащихся, раскрыли суть физических явлений Рё законов простым, доходчивым Рё РІ то Р¶Рµ время строго научным языком.

Р’ истории отечественной учебной литературы РїРѕ физике трудно найти РґСЂСѓРіРёРµ РєРЅРёРіРё для 6-РіРѕ Рё 7-РіРѕ классов, которые существовали Р±С‹ столь долго Рё РїРѕ СЃРІРѕРёРј методическим Рё дидактическим качествам могли сравниться СЃ этими учебниками. Неудивительно, что Рђ.Р’.Перышкину Рё Рќ.Рђ.Р РѕРґРёРЅРѕР№ РІ 1978 Рі. была присуждена Государственная премия РЎРЎРЎР  СЃ формулировкой «За учебники для 6-РіРѕ класса "Физика" (9-Рµ издание) Рё для 7-РіРѕ класса (8-Рµ издание), опубликованные РІ 1976 Рі.В»

Р’ 1933–1934 РіРі. были написаны Рё изданы учебники Р“.И.Фалеева Рё Рђ.Р’.Перышкина для 8–10-РіРѕ классов средней школы, которые тоже стали стабильными Рё выдержали пять изданий. Р’ 1938 Рі. РѕРЅРё были заменены учебниками И.И.Соколова, РЅРѕ РІ 1952 Рі. РїРѕ РєРѕРЅРєСѓСЂСЃСѓ опять прошли учебники Рђ.Р’.Перышкина, Рё РІ 1954 Рі. был выпущен учебник «Курс физики» РІ трех частях (Рђ.Р’.Перышкин Рё Р’.Р’.Крауклис – 8-Р№ РєР».; Рђ.Р’.Перышкин – 9-Р№ Рё 10-Р№ РєР».). Р’СЃРµ эти учебники соответствовали новым учебным программам; материал излагался РІ РЅРёС… доступно Рё интересно, СЃ широким привлечением эксперимента.

Р“.И.ФалеевЕстественно, что СЃРѕ временем изложение некоторых важных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ теории отстало РѕС‚ развития физики. Поэтому РІ 1964 Рі. учебники для старших классов были дополнены новыми главами – РѕР± ультразвуке, искусственных спутниках Земли, невесомости Рё перегрузках, физических свойствах полимеров, Рѕ магнитных свойствах вещества, РѕР± ускорителях заряженных частиц, энергии СЃРІСЏР·Рё, атомной энергии Рё ее использовании. Введена глава «Физика Рё технический прогресс». Р’ таком РІРёРґРµ учебники применялись РґРѕ перехода РЅР° РЅРѕРІРѕРµ содержание образования (1970–1972 РіРі.). Совершенствование учебников шло РІ постоянном общении СЃ учителями Рё учащимися. Александр Васильевич всегда весьма самокритично относился Рє своей работе. Р’ феврале 1982 Рі. РІ обращении Рє учителям РѕРЅ писал: «Подытоживая СЃРІРѕР№ педагогический опыт Рё наблюдая Р·Р° работой коллег, РјРЅРµ хочется сказать, что всем нам, преподавателям-предметникам, РЅРµ достает рациональной умеренности. РњС‹ стремимся дать учащимся как РјРѕР¶РЅРѕ больше знаний. РќРѕ если Р±С‹ РјС‹ могли учить меньшему, РЅРѕ более тщательно, результаты были Р±С‹ лучше Рё действовали дольше».

Р’ ответе РЅР° РїРёСЃСЊРјРѕ учеников Черноармейской средней школы в„– 1 Ровенской области Александр Васильевич писал: В«...РЇ старался создать учебник физики, который был Р±С‹ интересным, научным, РЅРѕ, главное, доступным для всех учащихся. Физика, как, впрочем, Рё РґСЂСѓРіРёРµ науки Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ Рё обществе, очень интересный учебный предмет, РЅРѕ Рё нелегкий для изучения. Ведь РІ школьную программу РїРѕ физике сейчас включены РјРЅРѕРіРёРµ РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ современной физики: элементы теории относительности, квантовой Рё ядерной физики. Усложнились Рё РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ классической физики – механики, молекулярной физики Рё электродинамики.

Но в век научно-технического прогресса развитие учащихся, а также их познавательные возможности выросли. Нужно только немножко больше и поусерднее трудиться, чтобы усвоить основное в школьном курсе физики.

Знания основ физики в настоящее время нужны всякому образованному человеку, какой бы профессией он не занимался».

Учебники по физике и книги для учителей Александра Васильевича получили широчайшее распространение и всеобщее признание не только в нашей стране, но и за рубежом; они переведены на десятки языков и использовались во многих странах мира. По ним учились дети в Болгарии, Югославии, Монголии, Корее, Индии, на Кубе. Учебники Александра Васильевича Перышкина издавались в Японии, США и других странах.

Здание МГПИ им. В.П.ПотемкинаЧеловек, чуждый рутине, Александр Васильевич всегда стремился найти новые, лучшие пути решения вопросов. В то же время он оберегал школьную физику от слишком ретивых «новаторов». Ему не раз приходилось отстаивать свои взгляды на курс физики средней школы как курс общеобразовательный, в основе которого лежат современные научные представления и физический эксперимент.

Умер Александр Васильевич 21 мая 1983 Рі. Самоотверженный труженик науки, замечательный педагог Александр Васильевич Перышкин был прекрасным товарищем Рё обаятельным собеседником, человеком высокой Рё разносторонней культуры. РћРЅ очень любил оперу, сам прекрасно пел. Широкая образованность, природный СѓРј, благородство души, огромная целеустремленность, исключительные отзывчивость Рё доброжелательность Рє людям снискали ему авторитет, любовь Рё уважение всех, РєРѕРјСѓ приходилось СЃ РЅРёРј общаться, – учеников, студентов, учителей, аспирантов, научных сотрудников Рё коллег.

Влияние Александра Васильевича Перышкина на преподавание физики весьма значительно до сих пор. Оно сохраняется и при современной коренной перестройке преподавания. Его идеи реализуются до сих пор, в первую очередь – на кафедре теории и методики обучения физике МПГУ, где все считают себя учениками А.В.Перышкина.

Страница из моей жизни, связанная с Рязанским институтом народного образования

Р’ Рязанский институт народного образования СЏ поступил осенью 1919 Рі. РџРѕ математике Рё физике экзаменовал меня профессор Алексей Петрович Порхаев. Одновременно СЃРѕ РјРЅРѕР№ РІ институт поступили известный ныне методист-физик Александр Андреевич РџРѕРєСЂРѕРІСЃРєРёР№ Рё Леонид Викторович Радушкевич – доктор физико-математических наук Рё автор учебников для педвузов РїРѕ термодинамике Рё статистической физике.

Осень Рё Р·РёРјР° 1919–1920 РіРі. были холодные Рё голодные – шла гражданская РІРѕР№РЅР°. РќРѕ нам повезло. Р’ институте собралась сильная РіСЂСѓРїРїР° профессоров Рё преподавателей. Наибольшей популярностью среди РЅРёС… пользовался профессор Сергей Григорьевич Гусев, который читал лекции РїРѕ РєСѓСЂСЃСѓ «Педагогические учения». РќР° лекции Гусева приходила РІСЃСЏ интеллигенция тогдашней Рязани.

С.Г.Гусев, по образованию историк и философ, обладал глубокими и разносторонними знаниями, был талантливым педагогом и блестящим лектором. Несколько позже он стал профессором в Московском институте красной профессуры, где пользовался большой популярностью.

Курс физики (общей и теоретической) вели А.П.Порхаев и М.А.Лебедев – очень опытные педагоги и хорошие физики. Позже, в Москве, оба они защитили докторские диссертации.

Н.Н.Малов П.С.Кудрявцев В.В.Крауклис Ю.В.Басов

Математические РєСѓСЂСЃС‹ РІ институте преподавали профессор Р›.Рќ.Запольская (РёР· РњРѕСЃРєРІС‹), Рќ.Рљ.Васильев Рё Р’.Рњ.Антонов – эрудированные математики Рё талантливые педагоги. Своей любовью Рє математике РѕРЅРё увлекали Рё студентов занятиями математикой. Астрономию Рё методику математики преподавал РЇ.Р’.Кеткович – прекрасный методист Рё хороший астроном. Методику физики вел упомянутый выше профессор Рњ.Рђ.Лебедев. Р’ РњРѕСЃРєРІРµ СЏ встречался СЃ РЇ.Р’.Кетковичем РІ Индустриальном педагогическом институте РёРј. Р›РёР±РєРЅРµС…та, РѕРЅ работал там доцентом кафедры астрономии.

12-й подъезд Политехнического музея, где размещался Центральный физико-педагогический институт (1920–1924 гг.)

Интересны были лекции по философии Канта, Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, эти лекции читал нам профессор Московского университета У.Р.Фохт, приезжавший для этого из Москвы. Хорошую лабораторию по

химии создал в институте первый директор наш – П.И.Процеров. В Москве он работал на кафедре химии Тимирязевской академии, стал доктором химических наук и профессором.

Д.И.Сахаров (третий слева в нижнем ряду) с группой студентов. Третья слева во втором ряду –

Для окончания физико-математического факультета нужно было сдать примерно 20 экзаменов, из них: по физике – 2, по математике – 6, по методикам математики и физики – 2, по химии – 1, по астрономии – 1, по педагогике – 1, по психологии – 1, по физиологии – 1, по философии – 1, по политэкономии – 1 и еще 3 экзамена по различным общественно-политическим предметам, которые тогда еще формировались. Кроме того, надо было получить зачеты по лабораториям: физики, химии, кристаллографии и по педагогической практике.

И.И.СоколовНесмотря на тяжелое время, в институте хорошо работали литературные, музыкальные и драматические кружки.

Р’ 1920 Рі. СЏ был призван РІ армию Рё для прохождения службы зачислен РІ штаб 6-Р№ отдельной стрелковой бригады РІРѕР№СЃРє Р’РћРҐР . Р’ штабе было РјРЅРѕРіРѕ студентов, после службы РІСЃРµ РјС‹ имели возможность посещать занятия РІ институте, которые проводились вечерами.

В течение почти трех лет я и А.А.Покровский на общественных началах выполняли обязанности демонстрационных ассистентов по физике. Л.В.Радушкевич руководил лабораторией по физике.

Весной 1922 Рі. СЏ демобилизовался, Р° РІ июле этого РіРѕРґР° окончил институт (РѕРЅ назывался СѓР¶Рµ педагогическим институтом) Рё уехал РІ РњРѕСЃРєРІСѓ. Р’ РњРѕСЃРєРІРµ поступил доучиваться РЅР° физико-математический факультет университета Рё одновременно стал работать учителем математики Рё физики РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ опытно-показательной школе-РєРѕРјРјСѓРЅРµ РёРј. Р›РµРїРµС€РёРЅСЃРєРѕРіРѕ. Р’ этой школе велась интенсивная исследовательская работа. Так СЏ стал преподавателем Рё педагогом.

РњРѕСЃРєРІР°. Февраль 1975 Рі.
Член-корр. АПН СССР,
профессор МГПИ им. Ленина
А.В.Перышкин

TopList