К 100-летию со дня рождения

Н.Е. Парфентьева,
МПГУ, г. Москва

Александр Васильевич Перышкин

Всю жизнь учебники писал,
По ним, сказать не побоюсь,
Училась физике вся Русь.
Н.Н.Малов

В каждой науке есть ученые, чья деятельность составляет основу и живую ткань ее становления и развития, а их имена и биографии становятся главнейшими звеньями ее истории. В отечественной методике преподавания физики это с полным правом можно сказать об Александре Васильевиче Перышкине. 3 сентября 2002 г. исполняется 100 лет со дня рождения Александра Васильевича Перышкина – человека, который более шестидесяти лет жизни посвятил делу народного образования, преподаванию физики в средней школе, имя которого знакомо в нашей стране и за рубежом многим миллионам. А.В.Перышкин – член-корреспондент Российской академии образования, лауреат Государственной премии СССР, создатель и руководитель научно-методической школы, которую принято сейчас называть школой Перышкина. Все поколения советских людей, начиная с 30-х гг., учились «по Перышкину», т.е. по учебникам, написанным самим Александром Васильевичем или с его участием. Эти учебники переведены на многие языки мира, и для многих явились первой книгой по физике. Именно поэтому педагогическая общественность России решила 2002 г. объявить годом А.В.Перышкина.

А.В.Перышкин родился 3 сентября 1902 г. в селе Деревенском Спасского уезда Рязанской губернии, в семье крестьянина. В 1906 г. семья переехала в Усть-Нарву, где отец работал летом в порту, а зимой – на лесозаготовках. Здесь прошли детство и ранняя юность Александра Васильевича. В начальную школу он поступил шести лет и окончил ее за три года. Затем еще четыре года учебы в народном училище, а по окончании – Нарвское реальное училище. В 1916 г. мальчик был вынужден уехать в Петроград на заработки, т.к. отца призвали в армию. Работая на заводе и учась заочно, Александр Васильевич самостоятельно подготовился к экзаменам за среднюю школу и успешно сдал их. С июня 1918 г. по сентябрь 1919 г. ему пришлось жить в родном селе Деревенском, работая в военкомате переводчиком, но все же осенью 1919 г. А.В.Перышкин поступил учиться на физико-математический факультет Рязанского института народного образования (позднее преобразованного в Рязанский педагогический институт, в настоящее время это Рязанский государственный педагогический университет, занимающий в системе педагогического образования в России важное место). Окончил институт Александр Васильевич за три года, получив звание преподавателя математики и физики (а позднее – звание учителя средней школы).

Времена были тяжелые и противоречивые: 1918–1919 гг. – развал дореволюционной сети школ; 1921 г. – первый мирный год после семилетней полосы войн, революций и мятежей, страшный голод в связи с жесточайшей засухой в основных зерновых районах страны; 1922 г. – из России высланы 160 деятелей культуры, видных ученых и философов.

Начала создаваться новая единая трудовая школа. Шел поиск нового содержания, новых форм и методов обучения. В первоначальном учебном плане советской школы были созданы предпосылки для воплощения в жизнь того, чего раньше тщетно добивалась прогрессивная педагогическая общественность, а физика поставлена на должную высоту. Но реализовать этот план долгое время не удавалось. Систематическая последовательность усвоения физических знаний подменялась изучением комплексных тем, физический материал заменялся производственным, умалялась роль учителя и недооценивалось значение учебника, из педагогических приемов основными были бригадный метод обучения и Дальтон-план (проектная деятельность). Тем не менее передовые учителя старались сохранить и развить лучшее, что было создано в России старшим поколением учителей и методистов-физиков и записано в решениях учительских съездов 1914–1917 гг., проводили лабораторные занятия и физические экскурсии, разрабатывали и создавали приборы и наглядные пособия, много внимания уделяли внеклассной работе. В Москве исследования в области методики преподавания физики проводились в Центральном физико-педагогическом институте (1920–1924 гг.) и НИИ методов школьной работы (1922–1928 гг.), а также в опытно-показательных школах (1918–1934 гг.) и в ведущих педагогических институтах.

А.В.Перышкин, приехав в 1922 г. в Москву, оказался в центре этих проблем. Он начинает работать в опытно-показательной школе-коммуне им. Пантелеймона Николаевича Лепешинского при Народном комиссариате просвещения РСФСР (2-й Обыденский переулок, 9) преподавателем физики, математики и труда. Здесь он попадает в сильный, дружный творческий коллектив педагогов, оказавших на начинающего учителя очень большое влияние (заведующий школой М.М.Пастрак, математик Е.С.Березанская, историк А.И.Стражев и др.).

Александр Васильевич создает в школе очень хороший физический кабинет, мастерские. Теперь демонстрационный и лабораторный эксперименты положены им в основу преподавания физики. Жил он в это время в интернате при школе и все свободное время проводил с учащимися. «Это были лучшие годы моей жизни, которые я и сейчас, на склоне моих лет, вспоминаю с умилением, – говорил Александр Васильевич в сентябре 1981 г. на встрече с первокурсниками. – Школа занимала всю мою жизнь, и честно скажу вам: я был счастлив».

Желая расширить свой научный кругозор как необходимую составляющую плодотворной педагогической деятельности, Александр Васильевич в том же 1922 г. поступил на физическое отделение физико-математического факультета Московского государственного университета. Серьезным отношением к занятиям, что было нелегко при большой педагогической нагрузке, он достиг своей цели – успешно закончил университет и приступил к научной работе в лаборатории проф. В.К.Аркадьева, ученика П.Н.Лебедева. Но любовь к школе оказалась сильнее, и Александр Васильевич оставляет научную лабораторию.

В 1923 г. в физических лабораториях МГУ встретились и на всю жизнь подружились пятеро студентов: А.В.Перышкин, Н.Н.Малов, П.С.Кудрявцев, В.В.Крауклис и Ю.В.Басов. «Жизнерадостный, веселый, неунывающий при неудачах, которых тогда у нас хватало, – таким я помню Александра Васильевича в те далекие студенческие годы», – писал впоследствии известный историк науки проф. П.С.Кудрявцев. Свой трудовой путь П.С.Кудрявцев начинал в скромной должности школьного лаборанта у А.В.Первышкина. «Здесь я познакомился с педагогическим мастерством А.В. Его изумительные по форме и содержанию уроки стали для меня недосягаемым образцом»1. А впоследствии Александр Васильевич выступил как редактор первого тома замечательного труда профессора Кудрявцева «История физики», любимым же для него был спецкурс для студентов «Вопросы истории физики». Последнее, проведенное им в апреле 1983 г., занятие состоялось всего за месяц до смерти. К этому занятию, посвященному Г.Галилею, Александр Васильевич (только что вышедший из больницы) заново переписал подробнейший конспект беседы о своем любимом ученом.


1Кудрявцев П.С. К 70-летию А.В.Перышкина. – Физика в школе. 1972, № 4, с. 24.

Учебники для 6–7-го классов с участием А.В.Перышкина: в верхнем ряду – изданные в Москве в 1933, 1960, 1961 и 1969 гг.; в нижнем – изданные в Вильнюсе (1963), Риге (1951), Каунасе (1968) и Софии (1984).

Нас было пятеро друзей –
Веселых молодых людей.
Весною, осенью, зимой
Мы собиралися порой,
Чтоб отдохнуть и пошутить,
Вопросы жизни обсудить,
Или научный спор вели,
Во МХАТ второй под вечер шли,
Читали вместе «Новый мир»,
Где был Есенин, наш кумир.
Зимой играли в преферанс,
И Ипполитова романс
Нередко Шура1 нам певал,
Вином наполнивши бокал...2


1Шура – Александр Васильевич Перышкин.
2 Малов Н.Н. Литературные опыты ученых. – Преподавание физики в высшей школе. 1998, № 12 (II), с. 126.

Люди мечтали о будущем, с энтузиазмом строили его и, увлекаясь, забывали обо всех материальных трудностях. Еще в 1919 г. известный педагог-физик А.В.Цингер предложил проект-мечту: создать особое научно-исследовательское учреждение для обсуждения и решения проблем преподавания физики в новой школе – Дом учителя физики (или Центральный физический кабинет). Он предвидел, что как только республика получит экономические возможности, число школ сразу же увеличится во много раз, а для них будут нужны соответствующим образом подготовленные преподаватели. Эту идею удалось частично осуществить уже в 1920 г., когда был создан Центральный физико-педагогический институт. Для него выделили помещение в здании Политехнического музея с мебелью и конторскими книгами. Из разных учебных заведений передали институту четыре физических кабинета, в том числе кабинет старинного кадетского корпуса с приборами столетней давности и кабинет частной гимназии М.Вильберга (сотрудника лебедевской лаборатории). Для этой гимназии в 1913 г. был целиком выписан из-за границы кабинет с лучшими современными приборами. Собрали библиотеку, хорошую мастерскую, замыслили кабинет истории физики.

Аттестат на звание учителя средней школыГлавным богатством института стали энтузиасты-мечтатели, которые в эти трудные годы пришли сюда работать. Это А.В.Павша, С.Н.Жарков, Д.Д.Галанин, М.Вильберг (а позже Е.Н.Горячкин и Ф.Н.Красиков). Скоро в институте был создан кабинет с уникальной коллекцией самодельных физических демонстрационных и лабораторных приборов, что отвечало идеям и потребностям того времени. Через несколько лет ЦФПИ стал одним из отделов более общего института – Института методов школьной работы. Затем, к сожалению, во время господства «комплексов», все было уничтожено, и когда в том же здании в 1929 г. стали создавать Институт политехнического образования и лабораторию методики преподавания физики, все пришлось создавать заново с самого начала.

А.В.Перышкину посчастливилось работать в Институте методов школьной работы в 1925–1928 гг. вместе с энтузиастами «первого призыва» и воспринять идеи, восходящие к первым годам работы ЦФПИ у А.В.Цингера, его «духовного отца».

Важно отметить, что в 20-е гг. прошлого века в стенах ЦФПИ большую работу проводило Общество изучения и распространения физических наук им. Н.А.Умова: два раза в месяц устраивались заседания с интересными докладами и еще более интересными опытами и демонстрациями, на которые собирались преподаватели физики из Москвы и Подмосковья. Вот повестка заседания от 2 февраля 1927 г.:

«Доклады, опыты, прения были важны, они будили новые мысли, но, пожалуй, не менее существенно общение преподавателей между собой. Жизнь была нелегкой: к переживаемым материальным трудностям – последствиям империалистической и гражданской войн – прибавились огорчения за судьбу своего предмета в школе, где господствовали комплексы... – вспоминал Д.Д.Галанин. – Я хорошо помню то настроение и ощущение прилива новых сил, с которым преподаватели физики расходились с заседания в Политехническом музее. Этому способствовала атмосфера уважения к преподавательскому труду, царившая в институте»1.

А.В.Перышкин, конечно, присутствовал на этих заседаниях и много получал от такого общения. Выступая много лет спустя на юбилейном заседании методистов и учителей2 в институте Общего и политехнического образования АПН СССР, посвященном советской методике преподавания физики за 50 лет, он отметил: «...Мне хочется сказать, что в формировании моей личности как учителя и в какой-то степени как методиста огромную роль сыграли товарищи, с которыми приходилось работать. Я расскажу о некоторых из них, о тех, кто оказал на меня наибольшее влияние.

Рязанский государственный педагогический институтЭто прежде всего Иван Иванович Соколов3. В нем меня всегда привлекала удивительная, в самом хорошем смысле слова, академичность и последовательность. Этой последовательности он учил и студентов, и учителей.

Затем мне хочется отметить Алексея Григорьевича Калашникова. Это был чрезвычайно интересный человек. Живой, умный, великолепно знающий школу. Когда он был министром просвещения РСФСР, он намеревался осуществить целый ряд весьма важных для школы мероприятий: создать новые программы, новые учебники. А.Г. всегда был ярким противником догматического обучения, стоял за усиление эксперимента в обучении.

Я не могу не отметить, пожалуй, самого одаренного из методистов, с которым я встречался в жизни и с которым мне посчастливилось быть в дружеских отношениях, – Дмитрия Ивановича Сахарова. Это был умнейший методист. Достаточно было какого-либо его замечания, чтобы раскрылась целая методическая концепция. Его учебники (рабочая книга, учебники для техникумов и педучилищ) я считаю шедеврами, которые, к сожалению, недооцениваются учителями».

Затем Александр Васильевич назвал Алексея Петровича Пархаева (учителя опытно-показательной школы им. Радищева): «...Когда я слушал его лекции, меня всегда поражала исключительная ясность изложения... В дальнейшем мы часто обменивались опытом и посещали уроки друг друга. И я не переставал удивляться, как он просто, ясно и коротко рассказывал ученикам новый материал. И как его ученики знают и понимают физику, умеют мыслить. Его методикой было: учить немногому, но много. Я пытался в своей жизни руководствоваться этим правилом, но, видимо, у нас характеры разные... Когда же мне удавалось следовать этому мудрому наставлению, я всегда получал прекрасные результаты.

...Хочу еще несколько слов сказать о своем учителе и товарище, прекрасном методисте Григории Ивановиче Фалееве. <...> В становление советской методики физики он внес свой большой вклад <...> В то время, когда не было промышленности учебного оборудования, учебные мастерские школы № 59, где преподавал Г.И.Фалеев4, выпускали очень много ценных демонстрационных и лабораторных приборов для школ».


1 Галанин Д.Д. Из истории московской школы методики физики (воспоминания). – Физика в школе, 1967, № 5, с. 31.
2 Юбилейное заседание методистов и учителей. – Физика в школе, 1967, № 5, с. 28.
3 Проф. И.И.Соколов (1874–1967), живя недалеко от школы-коммуны, часто посещал уроки А.В.Перышкина. Они обсуждали различные методические проблемы, например, место и роль расчетных задач в обучении физике, и даже провели небольшой педагогический эксперимент по этому вопросу.

4 Фалеев Г.И. (1882–1942) род. в Москве. В 1906 г. окончил фаз.-мат. факультет Московского университета. Преподавал в гимназиях и реальных училищах Шуи и Коврова. С 1920 г. до 1942 г. – учитель физики школы № 59 г. Москвы. Первый главный редактор журнала «Физика в школе». Автор учебников и других пособий по физике для рабфаков и средней школы.

Дружба с Г.И.Фалеевым сыграла большую роль в дальнейшей судьбе Александра Васильевича как учителя и методиста. Беседуя в 1979 г. с корреспондентом «Учительской газеты», он вспоминал, как часто со своими сомнениями шел к опытному учителю Г.И.Фалееву. Они чувствовали друг в друге единомышленников, подолгу говорили о своем предмете и его преподавании1. Неудивительно, что Г.И.Фалеев пригласил А.В.Перышкина в большой коллектив по написанию учебника физики для 5–7-го классов фабрично-заводской семилетки. Учебник был опубликован в 1931 г. В 1932 г. в связи с разработкой и введением систематического курса физики Г.И.Фалеев и А.В.Перышкин по поручению Наркомпроса начали работать над учебниками физики для всех классов средней школы. Первые книги для 6-го и 7-го классов были опубликованы в 1933 г. и утверждены как стабильные.

Знаменательно отметить, что большинство из тех, кто прямо или косвенно оказал большое влияние на становление личности А.В.Перышкина как учителя и методиста, были непосредственными учениками по Московскому университету выдающегося русского физика и блестящего педагога проф. Н.А.Умова. Многие из них становились его друзьями и в дальнейшем помогали Н.А.Умову в организации первых съездов преподавателей физики, в работе отделения физико-химических наук Педагогического общества и Московского общества изучения и распространения физических наук. Это – А.В.Цингер, Н.В.Кашин, И.И.Соколов, Д.Д.Галанин, Д.И.Сахаров, А.В.Павша, Г.И.Фалеев, С.Н.Жарков, А.И.Бачинский. Все они глубоко восприняли идеи Н.А.Умова по совершенствованию преподавания физико-химических наук в России и идеи служения народу через образование. В дальнейшем именно их трудами были заложены основы советской методики преподавания физики и московской школы методики преподавания физики.

Заканчивались первые десять лет жизни Александра Васильевича в Москве. Он продолжал преподавать в школе-коммуне, но пробовал свои силы и в других учебных заведениях, с другим возрастным составом учащихся: на рабфаке МВТУ им. Н.Э.Баумана, в Академии коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской, на различных курсах. Перышкин приобретал все больший авторитет, его приглашали работать в различных комиссиях Наркомпроса, где обсуждались учебные планы и программы. В стране росло число школ, но во многих даже московских школах физику преподавали учителя без высшего образования.

И вот в 30-е гг. XX в. в Москве открыли четыре педагогических института. В 1931 г. А.В.Перышкину поручили организацию физико-математического факультета вечернего городского педагогического института (в будущем МГПИ им. В.П.Потемкина). Александр Васильевич – первый декан и первый заведующий кафедрой физики этого института. Он фактически, что называется, на голом месте создавал факультет, его коллектив, его лаборатории и кабинеты. Факультет начинает работать в Несвижском переулке, д. 3. Пока создавались собственные лаборатории и демонстрационные кабинеты, занятия проводились в Коммунистическом университете им. Крупской (университет работал на базе педагогического института им. Г.К.Шелапутина), в кабинете физики, созданном Н.В.Кашиным, и в Московском государственном пединституте (будущем МГПИ им. Ленина), у И.И.Соколова, где был прекрасный лекционно-демонстрационный кабинет, созданный еще на московских Высших женских курсах А.А.Эйхенвальдом и А.В.Павшой.

В дальнейшем Александру Васильевичу на помощь пришли его друзья по Московскому университету – В.В.Крауклис и Ю.В.Басов, – к этому времени уже опытные учителя. «Раньше всех нас он начал также преподавание в высшей школе, и мы шутя звали его "профессором" в те далекие дни, когда никто из нас еще и не помышлял об ученых званиях»2.

В 1933 г. вечерний институт преобразовали в дневной с вечерним отделением. Александру Васильевичу удалось организовать сильный, работоспособный коллектив сотрудников, который за сравнительно короткий промежуток времени создал отличные кабинеты, лаборатории и мастерские, образцово наладил учебный процесс. Городской пединститут встал в один ряд с лучшими педвузами страны. Александр Васильевич Перышкин работал в нем вплоть до его закрытия 27 октября 1941 г.

В 1943 г. пединститут им. В.П.Потемкина вновь открывают, и Александр Васильевич возвращается в родные стены3, работая сначала в должности доцента, а потом деканом физико-математического факультета (1945–1947 гг.) и заведующим созданной им кафедры методики преподавания физики. Эта кафедра была любимой у студентов. Они шли на нее, как в добрый гостеприимный дом, и всегда встречали там уважительное отношение, понимание и поддержку.


1 Е.Можаева. Композиция поиска. – Учительская газета, 1979, № 11 от 20 января.
2 Малов Н.Н.К 70-летию А.В.Пе-рышкина. Физика в школе, 1972, № 4, с. 24.
3 С октября 1941 г. по 1945 г. А.В.Перышкин работал в Московском горном институте заведующим кафедрой физики. С этим институтом он уезжал в эвакуацию в Караганду.

С.Е.Каменецкий и А.В.ПерышкинВ 1960 г. произошло слияние двух московских педагогических институтов – МГПИ им. В.И.Ленина и МГПИ им. В.П.Потемкина, – при этом был создан физический факультет (до этого в обоих институтах были физико-математические факультеты). Александр Васильевич Перышкин назначается деканом нового факультета (его кандидатуру приняли единодушно) и заведующим кафедрой методики преподавания физики, которой и руководил до 1975 г. Важно отметить, что Александр Васильевич сумел объединить общей творческой работой два коллектива, и с этого времени нет школы методистов-физиков И.И.Соколова и школы А.В.Перышкина, а существует московская школа методистов-физиков МГПИ (ныне МПГУ).

Возглавивший в 1975 г. кафедру проф. С.Е.Каменецкий был коллегой и учеником Александра Васильевича и всей своей деятельностью продолжал дело учителя. То же с полным правом можно отнести и к сменившей Каменецкого в 2000 г. проф. Н.С.Пурышевой. Сейчас эти факультет и кафедра – крупнейшие в системе педвузов страны, со сплоченным творческим коллективом, объединяемым общностью методических взглядов и идей, стремлением совершенствовать как подготовку учителей физики, так и обучение физике школьников.

Александр Васильевич Перышкин уделял большое внимание не только подготовке кадров учителей физики для средней школы и их переподготовке, но и подготовке научных работников в области методики преподавания физики. Основные направления исследований его учеников, аспирантов и соискателей – история становления преподавания физики в советской школе, истоки этого становления – в русских гимназиях, реальных училищах, кадетских корпусах дореволюционной России; воспитание и развитие учащихся в процессе обучения физике, политехническое обучение, внеклассная и внешкольная работа, методика школьного физического эксперимента, история физики, дифференцированное обучение и т.п.

Александр Васильевич Перышкин также активно участвовал в различных комиссиях, разрабатывающих учебные планы и программы для средней школы, профессионально-технических училищ и педагогических институтов. Он являлся членом секции учебно-методического совета МП СССР (УМСа), председателем секции общеобразовательных и общетехнических дисциплин ученого совета управления трудовыми резервами, входил в редакционный совет журнала «Квант», участвовал в международных симпозиумах по вопросам преподавания физики в средней школе и т.д. Научно-педагогическая деятельность Александра Васильевича Перышкина получила высокую оценку. В 1950 г. он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, в 1968 г. – членом-корреспондентом АПН СССР. Был награжден орденом Ленина, орденами Октябрьской Революции и «Знак Почета», медалями К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко и др., а также значками «Отличник профтехобразования» и «Отличник просвещения».

Физический факультет МПГУ, 2000 г. Фото студента Р.Галенецкого

Нет другого человека поколения Александра Васильевича Перышкина, в котором бы так удачно сконцентрировались целеустремленность, глубокая эрудиция, широта интересов и знаний, педагогический талант, методическое мастерство, любовь к детям, круг общения. Он оказался в нужном месте в нужное время, принял эстафету у старшего поколения – учеников Н.А.Умова – и понес ее, укрепляя и расширяя московскую школу методистов. Плоды его творческой деятельности претворяются в жизнь в каждом новом учебнике физики, в каждом новом методическом курсе. А.В.Перышкин – автор, соавтор, редактор большого числа учебников, методических книг и статей. учебники А.В.Перышкина и Г.И.Фалеева для 6-го, 7-го, 8-го, 9-го и 10-го классов были первыми стабильными – обязательными для всех школ страны – учебниками по физике в истории советской школы! По таким книгам, как «Основы методики преподавания физики», «Методика преподавания физики в восьмилетней школе» и многим другим постигали и постигают азы своей профессии тысячи учителей физики. Следует отметить, что в истории этих учебников было несколько этапов:

– 1918–1926 гг. – использование и переиздание переработанных лучших учебников физики А.И.Бачинского, Г.М.Григорьева, А.В.Цингера и появление первого послереволюционного учебника физики А.В.Смирнова (1923 г.);
– 1926–1930 гг. – создание рабочих книг по физике и их вариантов (книги И.И.Соколова, Д.И.Сахарова, А.И.Бачинского, Е.Н.Горячкина, Г.И.Фалеева);
– 1931–1968 г. – создание первых стабильных учебников физики, их переиздание и переработка (книги Г.И.Фалеева, А.В.Перышкина, И.И.Соколова);
– 1968–1973 гг. – создание новых стабильных учебников (книги А.В.Перышкина и Н.А.Родиной, Н.К.Кикоина, Б.Б.Буховцева, Г.Я.Мякишева);
– 1973–2000 гг. – переиздание имеющихся стабильных учебников и создание (особенно после 1988 г.) большого числа экспериментальных учебников для разного типа школ (книги Н.М.Шахмаева, А.А.Пинского, М.М.Балашова, В.А.Касьянова и др.).

Особенно удачными оказались книги для 6-го и 7-го классов – они выдержали двадцать четыре издания (издание 1948 г. – при участии В.В.Крауклиса)! С 1959 г. в связи с изменением программы был введен новый стабильный учебник для этих классов – А.В.Перышкина, В.В.Крауклиса, Е.Я.Минченкова, Г.К.Карпинского – который использовался до 1968–1969 гг. В связи с реформой средней школы и введением новых программ по физике в 60–70 гг. прошлого века потребовалось создать принципиально новые школьные учебники, отвечающие требованиям современной науки и методики обучения. Таковыми явились сначала учебные пособия, а потом стабильные учебники А.В.Перышкина в соавторстве с учителем Н.А.Родиной. Авторы, трезво оценивая возможности и возрастные особенности учащихся, раскрыли суть физических явлений и законов простым, доходчивым и в то же время строго научным языком.

В истории отечественной учебной литературы по физике трудно найти другие книги для 6-го и 7-го классов, которые существовали бы столь долго и по своим методическим и дидактическим качествам могли сравниться с этими учебниками. Неудивительно, что А.В.Перышкину и Н.А.Родиной в 1978 г. была присуждена Государственная премия СССР с формулировкой «За учебники для 6-го класса "Физика" (9-е издание) и для 7-го класса (8-е издание), опубликованные в 1976 г.»

В 1933–1934 гг. были написаны и изданы учебники Г.И.Фалеева и А.В.Перышкина для 8–10-го классов средней школы, которые тоже стали стабильными и выдержали пять изданий. В 1938 г. они были заменены учебниками И.И.Соколова, но в 1952 г. по конкурсу опять прошли учебники А.В.Перышкина, и в 1954 г. был выпущен учебник «Курс физики» в трех частях (А.В.Перышкин и В.В.Крауклис – 8-й кл.; А.В.Перышкин – 9-й и 10-й кл.). Все эти учебники соответствовали новым учебным программам; материал излагался в них доступно и интересно, с широким привлечением эксперимента.

Г.И.ФалеевЕстественно, что со временем изложение некоторых важных вопросов теории отстало от развития физики. Поэтому в 1964 г. учебники для старших классов были дополнены новыми главами – об ультразвуке, искусственных спутниках Земли, невесомости и перегрузках, физических свойствах полимеров, о магнитных свойствах вещества, об ускорителях заряженных частиц, энергии связи, атомной энергии и ее использовании. Введена глава «Физика и технический прогресс». В таком виде учебники применялись до перехода на новое содержание образования (1970–1972 гг.). Совершенствование учебников шло в постоянном общении с учителями и учащимися. Александр Васильевич всегда весьма самокритично относился к своей работе. В феврале 1982 г. в обращении к учителям он писал: «Подытоживая свой педагогический опыт и наблюдая за работой коллег, мне хочется сказать, что всем нам, преподавателям-предметникам, не достает рациональной умеренности. Мы стремимся дать учащимся как можно больше знаний. Но если бы мы могли учить меньшему, но более тщательно, результаты были бы лучше и действовали дольше».

В ответе на письмо учеников Черноармейской средней школы № 1 Ровенской области Александр Васильевич писал: «...Я старался создать учебник физики, который был бы интересным, научным, но, главное, доступным для всех учащихся. Физика, как, впрочем, и другие науки о природе и обществе, очень интересный учебный предмет, но и нелегкий для изучения. Ведь в школьную программу по физике сейчас включены многие вопросы современной физики: элементы теории относительности, квантовой и ядерной физики. Усложнились и вопросы классической физики – механики, молекулярной физики и электродинамики.

Но в век научно-технического прогресса развитие учащихся, а также их познавательные возможности выросли. Нужно только немножко больше и поусерднее трудиться, чтобы усвоить основное в школьном курсе физики.

Знания основ физики в настоящее время нужны всякому образованному человеку, какой бы профессией он не занимался».

Учебники по физике и книги для учителей Александра Васильевича получили широчайшее распространение и всеобщее признание не только в нашей стране, но и за рубежом; они переведены на десятки языков и использовались во многих странах мира. По ним учились дети в Болгарии, Югославии, Монголии, Корее, Индии, на Кубе. Учебники Александра Васильевича Перышкина издавались в Японии, США и других странах.

Здание МГПИ им. В.П.ПотемкинаЧеловек, чуждый рутине, Александр Васильевич всегда стремился найти новые, лучшие пути решения вопросов. В то же время он оберегал школьную физику от слишком ретивых «новаторов». Ему не раз приходилось отстаивать свои взгляды на курс физики средней школы как курс общеобразовательный, в основе которого лежат современные научные представления и физический эксперимент.

Умер Александр Васильевич 21 мая 1983 г. Самоотверженный труженик науки, замечательный педагог Александр Васильевич Перышкин был прекрасным товарищем и обаятельным собеседником, человеком высокой и разносторонней культуры. Он очень любил оперу, сам прекрасно пел. Широкая образованность, природный ум, благородство души, огромная целеустремленность, исключительные отзывчивость и доброжелательность к людям снискали ему авторитет, любовь и уважение всех, кому приходилось с ним общаться, – учеников, студентов, учителей, аспирантов, научных сотрудников и коллег.

Влияние Александра Васильевича Перышкина на преподавание физики весьма значительно до сих пор. Оно сохраняется и при современной коренной перестройке преподавания. Его идеи реализуются до сих пор, в первую очередь – на кафедре теории и методики обучения физике МПГУ, где все считают себя учениками А.В.Перышкина.

Страница из моей жизни, связанная с Рязанским институтом народного образования

В Рязанский институт народного образования я поступил осенью 1919 г. По математике и физике экзаменовал меня профессор Алексей Петрович Порхаев. Одновременно со мной в институт поступили известный ныне методист-физик Александр Андреевич Покровский и Леонид Викторович Радушкевич – доктор физико-математических наук и автор учебников для педвузов по термодинамике и статистической физике.

Осень и зима 1919–1920 гг. были холодные и голодные – шла гражданская война. Но нам повезло. В институте собралась сильная группа профессоров и преподавателей. Наибольшей популярностью среди них пользовался профессор Сергей Григорьевич Гусев, который читал лекции по курсу «Педагогические учения». На лекции Гусева приходила вся интеллигенция тогдашней Рязани.

С.Г.Гусев, по образованию историк и философ, обладал глубокими и разносторонними знаниями, был талантливым педагогом и блестящим лектором. Несколько позже он стал профессором в Московском институте красной профессуры, где пользовался большой популярностью.

Курс физики (общей и теоретической) вели А.П.Порхаев и М.А.Лебедев – очень опытные педагоги и хорошие физики. Позже, в Москве, оба они защитили докторские диссертации.

Н.Н.Малов П.С.Кудрявцев В.В.Крауклис Ю.В.Басов

Математические курсы в институте преподавали профессор Л.Н.Запольская (из Москвы), Н.К.Васильев и В.М.Антонов – эрудированные математики и талантливые педагоги. Своей любовью к математике они увлекали и студентов занятиями математикой. Астрономию и методику математики преподавал Я.В.Кеткович – прекрасный методист и хороший астроном. Методику физики вел упомянутый выше профессор М.А.Лебедев. В Москве я встречался с Я.В.Кетковичем в Индустриальном педагогическом институте им. Либкнехта, он работал там доцентом кафедры астрономии.

12-й подъезд Политехнического музея, где размещался Центральный физико-педагогический институт (1920–1924 гг.)

Интересны были лекции по философии Канта, Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, эти лекции читал нам профессор Московского университета У.Р.Фохт, приезжавший для этого из Москвы. Хорошую лабораторию по

химии создал в институте первый директор наш – П.И.Процеров. В Москве он работал на кафедре химии Тимирязевской академии, стал доктором химических наук и профессором.

Д.И.Сахаров (третий слева в нижнем ряду) с группой студентов. Третья слева во втором ряду –

Для окончания физико-математического факультета нужно было сдать примерно 20 экзаменов, из них: по физике – 2, по математике – 6, по методикам математики и физики – 2, по химии – 1, по астрономии – 1, по педагогике – 1, по психологии – 1, по физиологии – 1, по философии – 1, по политэкономии – 1 и еще 3 экзамена по различным общественно-политическим предметам, которые тогда еще формировались. Кроме того, надо было получить зачеты по лабораториям: физики, химии, кристаллографии и по педагогической практике.

И.И.СоколовНесмотря на тяжелое время, в институте хорошо работали литературные, музыкальные и драматические кружки.

В 1920 г. я был призван в армию и для прохождения службы зачислен в штаб 6-й отдельной стрелковой бригады войск ВОХР. В штабе было много студентов, после службы все мы имели возможность посещать занятия в институте, которые проводились вечерами.

В течение почти трех лет я и А.А.Покровский на общественных началах выполняли обязанности демонстрационных ассистентов по физике. Л.В.Радушкевич руководил лабораторией по физике.

Весной 1922 г. я демобилизовался, а в июле этого года окончил институт (он назывался уже педагогическим институтом) и уехал в Москву. В Москве поступил доучиваться на физико-математический факультет университета и одновременно стал работать учителем математики и физики в Московской опытно-показательной школе-коммуне им. Лепешинского. В этой школе велась интенсивная исследовательская работа. Так я стал преподавателем и педагогом.

Москва. Февраль 1975 г.
Член-корр. АПН СССР,
профессор МГПИ им. Ленина
А.В.Перышкин

TopList