Ушедший XX в. подарил человечеству атомную энергетику, искусственные спутники, персональные компьютеры и множество других научно-технических достижений, крупных и мелких. Среди них важнейшую роль для решения информационных, культурных, пропагандистских и даже военных задач играет телевизионное вещание (помните, во время известных событий в Косово в апреле–мае 1999 г. телецентры Югославии были признаны «оборонными объектами» и поражены ракетами НАТО наряду с заводами, электростанциями, бензохранилищами и мостами).
Развитие идей электрической передачи изображений с самого начала было интернациональным. К началу ХХ в. в одиннадцати странах было выдвинуто не менее двадцати пяти проектов (из них пять – в России) под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и т.п. В основе их лежали три физических процесса: 1) деление передаваемой картинки на элементарные участки и последующее преобразование их в последовательность электрических сигналов; 2) передача этой последовательности на приемный пункт; 3) восстановление из принятого сигнала видимого изображения. Возможность осуществления этих процессов была подготовлена фундаментальными физическими открытиями, такими, как фотоэлектрический эффект (Г.Герц, А.Г.Столетов), электромагнитные волны (Дж.Максвелл, Г.Герц), «светоносные явления» – преобразование электричества в свет (В.В.Петров и др.).
Первый РІ РјРёСЂРµ проект «электрического телескопа» поступил РІ редакцию научного журнала 20 февраля 1878 Рі. РѕС‚ профессора физики Адриано РґРµ Пайва РёР· Рі. Порту (Португалия). Рљ этому же периоду относится проект Порфирия Рвановича Бахметьева (1860–1913). Реферат Рѕ «телефотографе», как РѕРЅ назвал СЃРІРѕР№ РїСЂРёР±РѕСЂ для передачи изображения, был прочитан РІ Цюрихе РЅР° собрании общества «Славия» РІ 1880 Рі., Р° спустя пять лет напечатан РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј техническом журнале В«Рлектричество».
Слово телевидение (te1le1vision) впервые прозвучало 24 августа 1900 г. в докладе Константина Дмитриевича Перского на IV Международном электротехническом конгрессе в Париже, проводившемся в рамках Всемирной промышленной выставки. Доклад под названием «Телевидение как электрическое кино» был опубликован на французском языке, и некоторые историки считают, что это слово ввел в оборот «frenchman Perskyi». Однако К.Д.Перский (1854–1906) был русским. Он принадлежал к старинному дворянскому роду, основатель которого прибыл к московскому князю Дмитрию Донскому из Персии (отсюда и фамилия).
В 1884 г. немецкий студент Пауль Нипков запатентовал остроумный способ разложения передаваемого изображения на участки вращением перед ним диска с особым образом расположенными отверстиями1, однако реализовать это изобретение удалось не скоро. Диск Нипкова почти полвека привлекал изобретателей и ученых. Сам Нипков только в 1928 г. на выставке в Берлине впервые увидел дисковый телевизор, воспроизводивший изображение с четкостью 30 строк. Заглянув в окошечко аппарата, он не без иронии произнес: «Наконец могу успокоиться, я увидел то, что изобрел 45 лет тому назад: что-то неясное мерцало и двигалось...»
Р’ конце 1899 Рі. преподаватель Казанского технического училища Александр Аполлонович Полумордвинов (1874–1942) запатентовал систему СЃ передачей сигналов трех основных цветов. РћРЅ предлагал использовать РґРІР° РґРёСЃРєР°, вращающихся РЅР° параллельных РѕСЃСЏС… СЃ разными скоростями. Р’ дисках прорезались щели: РІ РѕРґРЅРѕРј – РїРѕ радиусам, Р° РІ РґСЂСѓРіРѕРј – РІ форме «логарифмической или архимедовой спирали». Число щелей было кратно трем – РїРѕ числу основных цветов. РќР° пересечении щелей получалось СЃРєРІРѕР·РЅРѕРµ ромбическое отверстие, которое Рё служило развертывающим элементом. Для получения сигнала цветоделенного изображения предлагалось закрывать щели РІ РѕРґРЅРѕРј РёР· РґРёСЃРєРѕРІ последовательно красным, зеленым Рё фиолетовым светофильтрами. Прошедший через ромбическое отверстие свет преобразовывался РІ электрический сигнал СЃ помощью фотоэлемента. Между оптической проекцией передаваемого изображения Рё фотоэлементом РІ каждый момент времени находилось только РѕРґРЅРѕ отверстие, закрытое светофильтром только РѕРґРЅРѕРіРѕ цвета. РљРѕРіРґР° это отверстие сдвигалось Р·Р° рамку изображения, СЃ противоположной стороны набегало следующее отверстие, закрытое светофильтром РґСЂСѓРіРѕРіРѕ цвета Рё смещенное РЅР° ширину щели, Рё С‚.Рґ. Таким образом, ромбическое отверстие как Р±С‹ обегало РІСЃРµ передаваемое изображение, элемент Р·Р° элементом, строка Р·Р° строкой. Светораспределитель представлял СЃРѕР±РѕР№ оптико-механическую систему СЃ последовательной передачей цветов РїРѕ строкам (РєРѕРіРґР° светофильтрами закрывались кривые щели) или РїРѕ кадрам (РєРѕРіРґР° светофильтры были РЅР° радиальных щелях). Рлектрический сигнал РѕС‚ фотоэлемента предполагалось передавать РЅР° приемный РїСѓРЅРєС‚ Рё использовать для управления яркостью источника света РЅР° аналогичном развертывающем устройстве. Ртот принцип цветопередачи используется РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ.
Площадь
изображения |
Р’ следующем РіРѕРґСѓ Полумордвинов переехал РІ Петербург, чтобы продолжить образование, Рё поступил РЅР° 3-Р№ РєСѓСЂСЃ Рлектротехнического института. Р’ автобиографии РѕРЅ сообщил, что получил РѕС‚ военного министерства 2000 рублей РЅР° осуществление своего изобретения. Однако создать действующую установку ему РЅРµ удалось.
Нельзя не отметить молодость изобретателей. Полумордвинову исполнилось 25 лет, он только что получил диплом инженера-технолога, Бахметьев и Нипков не вышли из студенческого возраста. А Мечислав Вольфке из польского города Ченстохова еще учился в гимназии, когда в 1898 г. послал заявку на изобретение «телектроскопа» в Петербург (Польша в то время входила в состав России), а затем и в Берлин. 15-летний гимназист впервые предложил сигнал изображения передавать не по проводам, как его предшественники, а по радио. В приемном устройстве Вольфке предлагал использовать газосветную лампу, т.е. электронный прибор. Значит, изобретатель внимательно изучал техническую литературу, опирался на научные достижения своих современников. Впоследствии М.Вольфке прославился работами по голографии.
Чертеж из привилегии А.А.Полумордвинова и портрет изобретателя
К началу ХХ в. сложились предпосылки для электронного телевидения. В 1907 г. преподаватель Петербургского технологического института Борис Львович Розинг2 патентует в России, Англии и Германии «Способ электрической передачи изображений», отличающийся применением электронно-лучевой трубки для воспроизведения изображения в приемном устройстве . Он впервые ввел регулировку интенсивности электронного луча (модуляцию) и развертку по двум координатам для образования прямоугольного растра. Так был создан прототип кинескопа, до сих пор применяемого в телевизорах и мониторах. Хотя передающее устройство у Розинга оставалось механическим, он положил начало новому – электронному – направлению развития телевизионной (ТВ) техники.
Через РіРѕРґ английский инженер Рђ.Рђ.Кемпбелл-Суинтон выдвинул идею, Р° РІ 1911 Рі. предложил схему устройства СЃ приемной Рё передающей трубками. Однако попытка осуществить эту схему ему РЅРµ удалась. Успешнее шла работа Сѓ Р РѕР·РёРЅРіР°, который РїСЂРё финансовой помощи Леденцовского общества (основанного РЅР° средства мецената РҐ.РЎ.Леденцова) завершил постройку макета Рё 22 мая 1911 Рі. продемонстрировал передачу Рё прием изображения РІ РІРёРґРµ решетки РёР· четырех светлых полос РЅР° темном фоне. РџСЂРё закрывании РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· просветов решетки РЅР° передающей стороне соответствующая ему полоса немедленно исчезала СЃ экрана: РІ приемнике отражалось действие, происходившее РІ тот же момент РЅР° передающей стороне. Рто была первая РІ РјРёСЂРµ телевизионная передача. Р’ последующие РґРЅРё Р РѕР·РёРЅРі РїСЂРѕРІРѕРґРёР» публичные демонстрации, передавая изображения простых геометрических фигур, ладони Рё С‚.Рї. Несомненный успех Р РѕР·РёРЅРіР° был отмечен присуждением ему РІ 1912 Рі. премии Рё золотой медали РёРј. Рљ.Р¤.Сименса – почетного члена Р СѓСЃСЃРєРѕРіРѕ технического общества.
Проводить опыты Розингу помогали студенты Техноложки, в том числе сын муромского купца и банкира Владимир Козьмич Зворыкин3, позднее, в 1918 г., эмигрировавший в США, где он приобрел мировую известность как создатель современной системы телевидения.
После публикаций Р РѕР·РёРЅРіР° разработка РўР’-устройств, как механических, так Рё электронных, пошла ускоренным темпом. Р’ СЂСЏРґРµ стран были выдвинуты проекты полностью электронных систем – СЃ передающими Рё приемными трубками. РЈ нас такие системы предлагали Р‘.Рџ.Грабовский (сын известного украинского поэта), академик Рђ.Рђ.Чернышев, Рђ.Рџ.Константинов4 Рё РґСЂ. Однако значительная часть специалистов считала реально осуществимыми только механические системы. РќР° этом пути РІ 1920-С… РіРі. первых успехов добились Р”.Михали (Германия), Р”.Бэрд (Англия), Р§.Дженкинс (РЎРЁРђ) Рё РґСЂ., осуществившие передачу Рё прием простейших изображений СЃ механической разверткой четкостью 30–50 строк. Р’ РЎРЎРЎР СЃ тем же успехом механическим телевидением занимались Рњ.Рђ.Бонч-Бруевич (Рќ.РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ), Рџ.Р’.Шмаков, Рђ.Рњ.Халфин Рё РґСЂ. (РњРѕСЃРєРІР°), Р.Рђ.Адамян, Р›.РЎ.Термен5, Рђ.Р’.Дубинин, РЇ.Рђ.Рыфтин Рё РґСЂ. (Ленинград).
|
|
|
|
|
Р’ 1929–1930 РіРі. началось телевещание РІ СЂСЏРґРµ стран Европы Рё РЎРЁРђ РЅР° аппаратуре СЃ механической разверткой. РЎ 1 октября 1931 Рі. РёР· студии РїСЂРё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј радиоузле велись телепередачи РїРѕ немецкому стандарту: 30 строк, 12,5 кадра РІ секунду, РЅР° средних волнах, что позволяло принимать РёС… РІ РґСЂСѓРіРёС… городах Рё даже Р·Р° рубежом. Аппаратура была разработана РІ РњРѕСЃРєРІРµ Р’.Р.Архангельским Рё РґСЂСѓРіРёРјРё сотрудниками Всесоюзного электротехнического института (Р’РР) РїРѕРґ руководством Рџ.Р’.Шмакова. Р’ следующем РіРѕРґСѓ Рє показу собственных программ приступили студии РІ СЂСЏРґРµ РґСЂСѓРіРёС… РіРѕСЂРѕРґРѕРІ РЎРЎРЎР , РІ том числе РІ Ленинграде, РЅР° аппаратуре, изготовленной РЅР° заводе РёРј. Коминтерна РїРѕРґ руководством Рђ.Р›.Минца (впоследствии академика). Промышленность освоила производство дисковых телевизоров Р‘-2 конструкции Рђ.РЇ.Брейтбарта.
Первая реакция публики на новое средство коммуникации была восторженной, но вскоре раздались возгласы разочарования, т.к. изображение было таким маленьким, тусклым и нечетким, что остряки слово телевидение превратили в елевидение. В поисках выхода из технического тупика специалисты вернулись к электронным методам. Президент крупнейшей американской радиокорпорации RCA, уроженец Белоруссии, Д.А.Сарнов предложил В.К.Зворыкину возглавить разработку аппаратуры электронного телевидения. Вложенные в это дело большие деньги дали ожидаемый технический эффект. 26 июня 1933 г. на съезде Общества радиоинженеров в Чикаго Зворыкин доложил о создании полностью электронной телевизионной системы, обеспечивающей четкость передачи изображения более 300 строк. А через полтора месяца, 14 августа, приехав в СССРпо приглашению советского правительства, он повторил свой доклад в Ленинграде и Москве. Коммерческим итогом визита явилась продажа Московскому телецентру (МТЦ) студийной аппаратуры на 343 строки, 25 кадров.
Одновременно с монтажом аппаратуры в Москве началась разработка Опытного ленинградского телецентра (ОЛТЦ) с аппаратурой на 240 строк (с учетом американского опыта, но на отечественной элементной базе). К регулярным передачам оба телецентра приступили в 1938 г. Завод им. Н.Г.Козицкого освоил производство телевизоров ТК-1 по американской документации для приема передач МТЦ, завод «Радист» выпускал телевизионные приемники 17ТН-1 собственной разработки, в основном для приема передач ОЛТЦ. Всего до начала Великой Отечественной войны было изготовлено около 4 тыс. электронных телевизоров.
За рубежом В.К.Зворыкин пользовался славой создателя телевидения и занимал пост почетного вице-президента RCA. Он был кавалером орденов многих стран, почетным членом ряда академий и научных обществ. При жизни В.К.Зворыкин не оставлял без внимания своих земляков, приезжавших в США для обмена опытом. По его совету был заключен пятилетний договор между RCA и Радиопромом СССРна 1936–1940 гг. о научно-техническом сотрудничестве, который дал мощный импульс развитию радиопромышленности СССРв довоенный период.
Р’ Англии телевизионную систему РЅР° 405 строк создавала компания Marconi-EMI. Работой СЂСѓРєРѕРІРѕРґРёР» Рсаак Юльевич Шенберг, уроженец Рі. РџРёРЅСЃРєР° (Белоруссия), РґРѕ 1914 Рі. работавший главным инженером завода Р СѓСЃСЃРєРѕРіРѕ общества беспроволочных телеграфов Рё телефонов (РОБТиТ) РІ Петербурге. Уже весной 1935 Рі. английская система электронного телевидения демонстрировалась РІ действии, Рё ее работа была показана делегации РЎРЎРЎР . Передачи Би-Р±Рё-СЃРё, использующей эту систему, начались РІ 1936 Рі. Рё были прекращены 1 сентября 1939 Рі. РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ началом Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹. Регулярное телевещание продолжалось только РІ РЎРЁРђ, РіРґРµ Р·Р° РіРѕРґС‹ РІРѕР№РЅС‹ был осуществлен переход РЅР° 525-строчный стандарт, проведены экспериментальные работы РїРѕ цветному телевидению, разработаны чувствительные передающие трубки.
После войны первым в Европе 7 мая 1945 г. возобновил передачи Московский телецентр, в 1946-м – Лондонский, оба по довоенному стандарту. Ленинградский телецентр был переоборудован на четкость в 441 строку (в то время самую высокую в Европе) и пущен к 7 ноября 1947 г. В 1948 г. в СССР(а затем и в других европейских странах) был внедрен современный 625-строчный стандарт. Началось систематическое развитие технических средств телевидения.
Аппаратура первого поколения (1950–1965 РіРі.) была рассчитана, как правило, РЅР° однопрограммное черно-белое вещание непосредственно РёР· студии или передвижной РўР’- станции. Р’ аппаратуре применялись электронные лампы, крупногабаритные детали, навесной монтаж. Частичная унификация позволила приступить Рє серийному производству аппаратуры Рё укомплектовать ею более ста программных телецентров, расположенных РІ больших городах РЎРЎРЎР Рё СЂСЏРґРµ стран РЎРР’. Унификация способствовала увеличению выпуска телевизоров РґРѕ 4 млн изделий РІ РіРѕРґ. Некоторые типы отечественных телевизоров, передающая камера Рё СЂСЏРґ электронных РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ были удостоены Гран-РїСЂРё РЅР° Всемирной выставке 1958 Рі. РІ Брюсселе.
Разработка цветной телевизионной системы, совместимой СЃ существовавшей черно-белой, началась РїРѕ инициативе кафедры телевидения Р›РРРЎ, которую СЃ 1937 Рі. возглавлял Рџ.Р’.Шмаков. Р’ 1955 Рі. было получено первое цветное изображение. РЎ помощью специалистов РќРР Рё промышленности было завершено оборудование РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Рё Ленинградского телецентров для опытного вещания цветных программ.
Создание аппаратуры второго поколения происходило РІ 1965–1975 РіРі. РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ широкого использования полупроводниковых РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ, высокочувствительных передающих трубок, печатного монтажа. Типаж аппаратуры отрабатывался РЅР° РЅРѕРІРѕРј Общесоюзном телецентре РІ Останкине СЃ телевизионной башней высотой 538 Рј. РћРўР¦ обеспечивал многопрограммное вещание, РЅРµ только РјРѕРЅРѕС…СЂРѕРјРЅРѕРµ, РЅРѕ Рё цветное, СЃ возможностью предварительной записи программ РЅР° магнитную ленту, для чего аппаратура была укомплектована отечественными видеомагнитофонами В«Рлектрон» или «Кадр». Годовой выпуск телевизоров достиг 7,0 млн штук, РёР· РЅРёС… 600 тыс. были цветными.
Рволюция четкости: Р°) 30-строчное
изображение А.В.Дубинина; б) 60-строчное
изображение акад. Рђ.Р¤.Роффе; РІ) 300-строчное
изображение А.М.Халфина; |
Р’ РЎРЁРђ система цветного телевидения, совмещающаяся СЃ действующей черно-белой, была разработана RCA Рё утверждена РІ качестве национального стандарта РІ декабре 1953 Рі. Ртот стандарт приняли также РЇРїРѕРЅРёСЏ РІ 1960 Рі., Рё Канада РІ 1964 Рі., РіРґРµ черно-белое вещание соответствовало американским нормам. Выбор системы цветного телевидения для Европы РїСЂРѕС…РѕРґРёР» РІ острых РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёСЏС… экспертов. Принять единую систему РЅРµ удалось, РЅРѕ, Рє счастью, РёР· тридцати предложенных систем выбрали РґРІРµ. Рљ советско-французской системе СЕКАМ присоединились страны Восточной Европы, часть африканских Рё азиатских стран. Остальные остановили СЃРІРѕР№ выбор РЅР° западно-германской системе РџРђР›. Регулярное вещание РїРѕ системе СЕКАМ РёР· РњРѕСЃРєРІС‹ Рё Парижа открылось 1 октября 1967 Рі.
23 апреля 1965 г. в распоряжение связистов поступил спутник связи «Молния-1», выведенный на высокую эллиптическую орбиту. В тот же день с помощью этого спутника была проведена прямая ТВ-передача из Владивостока в Москву. В 1967 г. началось внедрение ТВ-вещания с использованием спутников типа «Молния» и наземных станций «Орбита». Одними из первых в эту систему были включены Новосибирск и Магадан.
Рволюция телевизионного приемника: Р°) Р‘-2,
1932 г.; б) ЦРЛ, 1935 г.; в) 17ТН-1, 1940 г.; г) «Ладога-205», 1973 г.
Внедрение новой технологии телевещания – с магнитной ленты – началось в США, с передачи компании CBS 30 ноября 1956 г., записанной на видеомагнитофон фирмы Ampex. Старая технология вещания из студии непосредственно в эфир держала технический и творческий персонал в напряжении от начала до окончания передачи. Видеозапись позволяла заменить неудачные сцены при монтаже. Кроме того, новая технология создавала условия для обмена программами, их тиражирования, накопления в видеотеках.
Рдею СЃРїРѕСЃРѕР±Р° Рё устройства видеозаписи впервые предложил РІ Петрограде изобретатель, Рѕ котором американский журнал Общества РєРёРЅРѕ Рё телевидения (SMPTE J., 1981, в„– 6, СЂ. 508) поместил следующие строки: «В 1922 Рі. Борис Рчеулов сделал РґРІР° изобретения, РѕРґРЅРѕ РёР· которых – вакуумные трубки СЃ вибрирующими элементами, РґСЂСѓРіРѕРµ – система магнитной записи РЅР° движущуюся железную ленту СЃ катушками для ее намотки. РЎ РёС… помощью предлагалось осуществлять запись Рё воспроизведение визуальных Рё звуковых сигналов...В» Рзучение личного архива изобретателя показало его упорные попытки добиться реализации изобретения РІ Ленинграде (Рѕ чем РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ сообщали РІ то время газеты), Р° затем – РїСЂРё финансовой поддержке скрипача Яши Хейфеца – РІ Лондоне. Обнаружилось, что Борис Александрович Рчеулов (Рчеули) родился РІ столице Грузии, Р° его крестным отцом был знаменитый оперный певец Р¤.Р.Шаляпин.
Более
заметный «русский след» в разработке магнитной
видеозаписи оставил Александр Матвеевич
Понятов, уроженец Казанской губернии, глава
известной фирмы Ampex, название которой и сложилось
из его инициалов и первых букв слова excellence
(превосходный). В 1951 г. А.М.Понятов одобрил
предложенный молодым инженером Ч.Гинзбургом
способ записи видеосигналов с помощью вращения
магнитных головок поперек движения ленты. Фирма
Ampex приступила к разработке видеомагнитофона на
основе поперечно-строчной записи видеосигнала.
Другие фирмы в то время разрабатывали видеомагнитофоны на основе продольной записи с непомерно большим расходом ферромагнитной ленты. Смелое решение Понятова оказалось перспективным. В апреле 1956 г. он демонстрировал видеомагнитофон с вращающимися головками на конференции в Чикаго. Последующие годы прошли под знаком внедрения магнитной видеозаписи по системе Ampex в мировую практику телевещания.
Отмечая выдающийся вклад А.М.Понятова в развитие телевизионной техники, Американское общество инженеров кино и телевидения в 1982 г. учредило золотую медаль им. Александра Понятова, присуждаемую ежегодно за большие заслуги в области магнитной записи.
Разработка РІ СССРаппаратуры третьего поколения началась РІ 1974 Рі., Р° ее серийное производство – РІ 1977 Рі. РћРЅР° создавалась применительно Рє цветному вещанию СЃ широким использованием интегральных микросхем, что обеспечивало высокую надежность РїСЂРё долговременной работе. Предусматривались нововведения, расширяющие творческие Рё технические возможности персонала, например, электронная проекция заднего плана (СЂРёСЂ-проекция), электронная указка, устройства стоп-кадра, повторов РІ замедленном темпе, раскрашивания фона Рё надписей, спецэффектов СЃ программным управлением Рё С‚.Рґ. Рта аппаратура явилась РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ Олимпийского телерадиокомплекса (РћРўР Рљ), обеспечившего трансляцию РёР· РњРѕСЃРєРІС‹ РёРіСЂ РҐРҐII Летней олимпиады РІ 1980 Рі.
РћРўР Рљ создавали РІ сжатые СЃСЂРѕРєРё, преодолевая трудности, вызванные отказом СЂСЏРґР° зарубежных фирм РѕС‚ СЃРІРѕРёС… обязательств РїРѕ поставке оборудования. Тем РЅРµ менее строительство комплекса РїРѕРґ руководством директора Р’РќРРтелевидения профессора РРіРѕСЂСЏ Александровича Росселевича было успешно завершено. Р’ РґРЅРё Олимпиады ежедневно создавалось РґРѕ двадцати программ СЃ сотней комментариев РЅР° разных языках. РљСЂРѕРјРµ того, РІ эфир выпускались девять информационных Рё три всесоюзные олимпийские программы. Для формирования программ использовалось 330 телекамер, 88 передвижных телевизионных станций (РџРўРЎ), более 300 видеомагнитофонов для записи Рё монтажа. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј применялась аппаратура отечественного производства. Рсключение составила часть Р·РІСѓРєРѕРІРѕРіРѕ оборудования, изготовленного РІ Венгрии, Р° также центральной аппаратной Рё некоторых устройств видеозаписи. Телевизоров РІ олимпийском РіРѕРґСѓ РІ нашей стране было продано 7,5 млн штук, РёР· РЅРёС… 2,3 млн цветных.
РљРѕРіРґР° погасли РѕРіРЅРё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ олимпиады, аппаратура РћРўР Рљ стала использоваться для формирования четырех дублей программ Центрального телевидения СЃ учетом расположения страны РІ нескольких часовых поясах. Специалисты между тем приступили Рє созданию следующего, четвертого, поколения телевизионной аппаратуры, основным признаком которой было применение цифровой обработки сигналов, обеспечивающей сохранение качества изображения независимо РѕС‚ того, сколько звеньев преобразования РѕРЅРѕ прошло. Комплект цифровой аппаратуры для телевизионного вещания, отвечающий международным нормам, был создан специалистами Р’РќРРтелевидения РІ 1985 Рі. Рё демонстрировался РЅР° международной выставке «Связь-86В», Р° затем был введен РІ эксплуатацию РЅР° Ленинградском телецентре.
Начавшаяся перестройка экономики и последовавшее за ней образование на месте СССРгосударств СНГ нарушили запланированный перевод телецентров на аппаратуру четвертого поколения, к серийному выпуску которой промышленность не приступила из-за отсутствия финансируемых заказов. Технический уровень центрального вещания поддерживался за счет импорта, но замедление темпа разработок и производства передающей аппаратуры сказалось на техническом качестве программ, которые создавались в региональных центрах на устаревшем оборудовании.
Спрос на отечественные телевизоры в России оставался устойчивым вплоть до 1993 г., что стимулировало их производство на прежнем уровне. Были разработаны телевизоры четвертого, а затем и пятого поколений на новых микросхемах с повышенной степенью интеграции и размещением всех деталей на одной печатной плате, с дистанционным управлением и возможностью сопряжения с любыми внешними устройствами – видеомагнитофоном, персональным компьютером, приемником спутникового телевидения и др. Однако широкий доступ на российский рынок зарубежной аппаратуры, издержки налоговой и таможенной политики поставили отечественных производителей в невыгодные условия конкуренции. В 1994 г. производство телевизоров в стране резко сократилось, и только к концу столетия наметилось некоторое оживление.
А.М.Понятов у первого
видеомагнитофона и медаль в его честь
Продолжает развиваться распределительная сеть телевидения, включающая РІ себя комплекс космических Рё наземных линий СЃРІСЏР·Рё, которые дают возможность распространять программы РћР Рў Рё Р РўР РїРѕ всей стране, Р° некоторые РґСЂСѓРіРёРµ программы – РІ отдельных достаточно больших регионах. Р’ этой сети задействованы около 330 мощных передающих станций Рё 8000 ретрансляторов малой мощности, получающих сигналы СЃ радиорелейных линий Рё спутниковых систем «Орбита», В«Ркран», «Москва». Р’ развитии многопрограммного вещания РІРёРґРЅРѕРµ место отведено распространению систем кабельного телевидения. Р’ районах СЃ малой плотностью населения устанавливаются аппараты для приема РўР’-сигналов непосредственно СЃ РРЎР—.
Р’ октябре 1997 Рі. Ассамблея международного СЃРѕСЋР·Р° электросвязи (РњРЎР) приняла большой пакет мировых стандартов РІ области телевидения высокой четкости (РўР’Р§), СЃ удвоением числа строк цифрового многопрограммного телевидения (РњРџРўР’), цифрового наземного РўР’-вещания Рё РґСЂ., подготовленный XI исследовательской комиссией РњРЎР РїРѕРґ председательством РІРёРґРЅРѕРіРѕ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ ученого профессора Марка Росифовича Кривошеева. Полный переход Рє цифровым методам передачи РўР’-сигналов рассчитан РЅР° 10 Рё более лет. Рмеющиеся РІ РјРёСЂРµ 1,3 млрд телевизоров подлежат постепенной замене. Рынок цифрового телевидения РЅР° ближайшие РіРѕРґС‹ оценивается колоссальной СЃСѓРјРјРѕР№ РІ несколько сотен миллиардов долларов.
Р’ РЎРЁРђ
законодательно уже принят новый стандарт на
цифровое ТВЧ, одобрены правила выдачи 1600
бесплатных лицензий на вещание, а 240 млн нынешних
телевизоров признаны устаревшими, в связи с чем
вещание по существующей системе будет полностью
прекращено в 2006 г. По новому стандарту число
строк будет 1150 (в странах Европы 1250), формат кадра
– 16 : 9 вместо 4 : 3. Таким образом, в качественном
отношении телевидение совершит огромный скачок,
сравнимый с переходом от механической развертки
к электронной в середине 30-х гг.
По мнению видного российского ученого в области телевидения (с довоенным опытом) профессора Сергея Васильевича Новаковского, для внедрения в России новой ТВ-системы потребуется воссоздать мощную научную базу и государственный координирующий орган с широкими полномочиями, восстановить радиоэлектронную промышленность и телевизоростроение, т.к. распыленные акционерные общества решить эту крупнейшую народнохозяйственную задачу не смогут. Перечисленные меры позволят организовать много рабочих мест для специалистов и рабочих, сократить импорт ТВ-аппаратуры, создать условия для развития прикладного и бытового телевидения. Научно-технический потенциал России вполне достаточен для решения новых задач в области телевидения. При этом нет нужды «догонять» мировой уровень, как в случае с другими видами продукции, поскольку многие перспективные ТВ-технологии находятся в стадии становления, и их комплексные разработки и освоение придется проводить практически с нуля. Нет сомнения, что телевидение XXI в. удивит нас своим высоким качеством.
Константин Дмитриевич Перский – автор термина te1le1vision
Р’РѕРїСЂРѕСЃ Рѕ появлении термина «телевидение» РїРѕ-разному освещается РІ печати. Р’ известных источниках первое печатное упоминание этого термина имело место РІ СЃР±РѕСЂРЅРёРєРµ докладов IV Международного электротехнического конгресса, проходившего СЃ 18 РїРѕ 25 августа 1900 Рі. РІ рамках Всемирной выставки РІ Париже, посвященной смене столетий (СЃРј. РІ РєРЅРёРіРµ: Perskyi C. Te1le1vision au moyen de l’Electricite1./Congres International de l’Electricite1, Paris 18–25 Aout. 1900. – P.: Gauthier-Villars, 1903). РР·-Р·Р° французского языка источника некоторые историки считают, что автором доклада был француз Perskyi.
Однако Константин Дмитриевич Перский, как это следует РёР· его послужного СЃРїРёСЃРєР° (СЃРј. РђСЂС…РёРІ Р’РРњРђРР’ Рё Р’РЎ, С„. 25, РѕРї. 102, Рґ. 80, 1906 Рі., Р». 1775–1779), родился РІ Тверской губернии 21 мая (2 РёСЋРЅСЏ) 1854 Рі., учился РІ Михайловском артиллерийском училище, РїРѕ окончании которого поручиком участвовал РІ Р СѓСЃСЃРєРѕ-турецкой РІРѕР№РЅРµ 1877–1878 РіРі. РїРѕРґ командованием наследника цесаревича Рё был награжден орденом Святой РђРЅРЅС‹ 4-Р№ степени СЃ надписью «За храбрость». Р’ 1882 Рі. окончил Михайловскую артиллерийскую академию, СЃ 1883 РїРѕ 1886 РіРі. учился РІ Николаевской академии генерального штаба, РЅРѕ был отчислен «по домашним обстоятельствам». Дальнейшую службу РїСЂРѕС…РѕРґРёР» РІ Санкт-Петербурге РІ качестве начальника мастерских Патронного, затем Трубочного завода, был произведен РІ полковники (1902 Рі.), являлся кавалером орденов Святого Владимира 4-Р№ степени, Святого Станислава 2-Р№ Рё 3-Р№ степеней, Святой РђРЅРЅС‹ 2-Р№ Рё 3-Р№ степеней. РР· адресных РєРЅРёРі «Весь Петербург» следует, что РѕРЅ скончался РІ 1906 Рі., будучи генерал-майором.
Р’ СЃРїРёСЃРєРµ отражена только служебная деятельность Рљ.Р”.Перского, его участие РІ испытании СЂСЏРґР° артиллерийских РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ, РІ электроосвещении зданий военных училищ, РІ различных РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏС…, например, РїРѕ участию РІ Нижегородской выставке 1896 Рі., РІ изучении образцов кабелей РІ музее Рлектротехнического института. «Высочайшим соизволением» 13 июля 1900 Рі. РѕРЅ был командирован РІРѕ Францию – для посещения Всемирной выставки «с целью ознакомления СЃ различными предметами электротехники». Рћ том, что Перский читал РІ Париже упомянутый выше доклад, РІ послужном СЃРїРёСЃРєРµ РЅРµ отмечено, РЅРµ отражена Рё его активная деятельность РІ научно-технических обществах.
Рзвестно, что Рљ.Р”.Перский РІ 1893 Рі. был награжден Р±СЂРѕРЅР·РѕРІРѕР№ медалью Р СѓСЃСЃРєРѕРіРѕ технического общества «за рациональную конструкцию охранительного предупредителя РѕС‚ попыток тайного проникновения РІ помещение» (РїСЂРёР±РѕСЂ демонстрировался РЅР° Всемирной выставке 1893 Рі. РІ Чикаго), участвовал РІРѕ Всероссийских электротехнических съездах Рё РЅР° первом съезде сделал доклад «Современное состояние РІРѕРїСЂРѕСЃР° РѕР± электровидении РЅР° расстоянии (телевизирование)В», РІ котором рассмотрел проекты Рџ.РќРёРїРєРѕРІР°, Рџ.Р.Бахметьева, Рќ.Шефлера Рё РЇ.Щепаника. Другой его доклад был посвящен жизни Рё трудам Рџ.Рќ.Яблочкова. Активное участие принимал Рљ.Р”.Перский РІ прениях РїРѕ докладам коллег. РћРЅ дал высокую оценку проекту передачи изображений РІ натуральных цветах, предложенного Рђ.Рђ.Полумордвиновым РїСЂРё его рассмотрении РІ Р РўРћ 28 апреля 1900 Рі., Рё отметил его осуществимость, РЅРµ РІ пример СЃРїРѕСЃРѕР±Сѓ качающейся РїСЂРёР·РјС‹ РЇ.Щепаника. Выступая 24 августа 1900 Рі. РЅР° Рлектротехническом конгрессе РІ Париже, Рљ.Р”.Перский включил РІ СЃРІРѕР№ доклад Рё проект Полумордвинова.
Таким образом, К.Д.Перский – еще один россиянин,
оставивший след в истории мирового телевидения,
наряду СЃ Рџ.Р.Бахметьевым, Рђ.Рђ.Полумордвиновым,
Р.Рђ.Адамяном, Р‘.Р›.Р РѕР·РёРЅРіРѕРј, Р‘.Рђ.Рчеуловым,
Б.П.Грабовским, А.А.Чернышевым,
Рђ.Рџ.Константиновым, Р’.Рљ.Зворыкиным, Р.Р®.Шенбергом,
А.М.Понятовым и рядом других известных ученых,
инженеров и изобретателей.
Поздравляем с юбилеем!
От всей души поздравляем Вас с юбилеем и желаем любви, радости, добра, взаимопонимания и дальнейших профессиональных успехов!
Виктор
Александрович Урвалов родился 26 января 1928 г. в
Ленинграде; в рабочей семье он был средним из
пятерых детей, Отец – механик типографии, мать –
домашняя хозяйка. Родители умерли в 1942 г. Дед
по отцу – крестьянин Костромской губернии, дед
по матери – бочар пивоваренного завода в
Петербурге.
До войны успел закончить 6-й класс, занимался в
конструкторском кружке Дворца пионеров. В июле
1941 г. вместе со школой был эвакуирован,
продолжал учебу, работал. Летом 1943 г. с группой
старших школьников был направлен на работу в
Молотов (ныне Пермь). Ему повезло попасть в
физическую лабораторию завода авиационных
моторов им. Сталина и, более года занимаясь
контролем материалов и деталей, освоить
электрические и магнитные измерения,
спектральный анализ и монтаж. В 16 лет он мог
рассчитать и изготовить трансформатор, собрать
выпрямитель, генератор, усилитель, несложный
РїСЂРёР±РѕСЂ.
По возвращении в Ленинград в 1944 г. работал на
кафедре физической химии Технологического
института и в радиомастерской Минно-торпедного
института, Р° СЃ 1947 Рі. – РІ РќРРтелевидения,
принимал участие в монтаже опытных ТВ-систем и
восстановительных работах на Ленинградском
телецентре. В армии сдал экзамен на
радиотелеграфиста 1-го класса.
Окончив заочный филологический факультет ЛГУ, с
1960 г. работал редактором научно-технической
литературы. Рсторией науки Рё техники увлекся РІ
1963 г., когда готовил исторический обзор в связи
с 25-летием телевещания. Всего опубликовал более
250 статей, десять книг и брошюр, в их числе «Очерки
истории телевидения» (М.: Наука, 1990), «Б.Л.Розинг»
(М.: Просвещение, 1991, сер. «Люди науки») и др.
РЎ 1980 Рі. СЂСѓРєРѕРІРѕРґРёС‚ Рсторической секцией РќРўРћ Р РРЎ
им. А.С. По-пова в Петербурге. К 100-летию
изобретения радио в 1995 г. и 90-летию
электронного телевидения в 1997 г. были
подготовлены тематические номера журнала
«Радиоэлектроника и связь», представители
секции вошли в состав оргкомитетов, готовили
юбилейные заседания, выступали по радио и
телевидению, защищая отечественный приоритет.
С 1998 г. В.А.Урвалов работает ученым секретарем
РІ Мемориальном музее Рђ.РЎ. РџРѕРїРѕРІР°. РРј подготовлено
около 100 статей о выдающихся деятелях физики,
радиоэлектроники и электросвязи для
энциклопедических изданий, проведены десятки
экскурсий для школьников и студентов.
Виктор Александрович вместе с женой Ольгой
Александровной воспитали двух
сыновей-музыкантов, дипломантов международных
конкурсов им. Ф.Шопена. Растут три внука и две
внучки. Труд В.А.Урвалова отмечен
государственными наградами – медалями «За
доблестный труд в годы Великой Отечественной
войны», «За доблестный труд в связи со 100-летием
Р’.Р.Ленина», «В память 250-летия Ленинграда»,
«Ветеран труда» и «50-летие победы в Великой
Отечественной войне». В 1988 г. приказом
министра связи В.А.Урвалову присвоено звание
почетного радиста СССР, в 1994 г. он избран
почетным членом РќРўРћ Р РРЎ РёРј. Рђ.РЎ.РџРѕРїРѕРІР°.
1 РЎРј. также: Семке Рђ.Р. «Телевидение». в„– 12/02. (Замечания Р’.Рђ.Урвалова РІ в„– 22/02.) – РџСЂРёРј. ред.
2 Подробнее см. статьи Урвалова В.А. «Основоположник электронного телевидения» (о Б.Л.Розинге) в № 4/02; «Пионер телевизионной техники» (о В.К.Зворыкине) в № 26/2000. – Прим. ред.
3,4 О А.П.Константинове подробнее см. статью его дочери Н.А.Константиновой «У истоков телевидения» в № 16/2000. – Прим. ред.
5 подробнее о Л.С.Термене см. статью В.А.Урвалова «Физик и музыкант» в № 6/01. – Прим. ред.