Почему русские не были на Луне

За нашей страной был первый облет Луны и фотографирование ее обратной стороны, доставка на Землю первых образцов лунного грунта, первый луноход. Казалось, еще немного – и космонавт СССР ступит на ее поверхность, а высадились на Луну американцы. Почему? СМИ объясняли: у нас другая программа – исследование дальнего космоса автоматами. Мы бережем людей. Убедительно? Вроде бы да. А как на самом деле?

Р’ 1986 Рі. РЅР° Международной РєРЅРёР¶РЅРѕР№ ярмарке РІ РњРѕСЃРєРІРµ стояла РЅР° стеллаже энциклопедия Рљ.Гетланда «Космическая техника». РљРЅРёРіР° как РєРЅРёРіР°. РќРѕ РѕРЅР° повергла РІ шок наших ученых Рё инженеров. РќР° ее страницах СЂСЏРґРѕРј СЃ огромным американским носителем «Сатурн-5В» красовалась советская лунная ракета! РўР° самая ракета Рќ1, разработка которой велась РІ строжайшей тайне.

Ларчик открылся просто. В 60–70-е гг. гигантскую ракету несколько раз вывозили на стартовые позиции Байконура. Американские спутники-шпионы ее сфотографировали, а специалисты НАСА определили назначение.

Между тем ракету Н1 можно назвать «последней любовью» С.П.Королева. Главный конструктор мечтал не только о завоевании околоземного пространства, но и о полетах к другим планетам.

Постановление Рѕ создании ракеты Рќ1, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ поднимать РІ РєРѕСЃРјРѕСЃ РґРѕ 40–50 С‚, было принято РІ 1960 Рі. РќРѕ только РІ 1966 Рі. (??) государственная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РїРѕРґ руководством академика Рњ.Р’.Келдыша одобрила проект лунной экспедиции. РџРѕ плану, РѕРЅР° должна была высадить РЅР° Луне РѕРґРЅРѕРіРѕ космонавта. Другой дожидался Р±С‹ своего товарища РЅР° окололунной орбите.

Названы были Рё кандидаты лунного полета – Р’.Быковский, Рђ.Леонов, Рќ.Рукавишников, Р’.Кубасов. Почти РґРІР° РіРѕРґР° шла подготовка Рє полету. Рђ РєРѕРіРґР° РІСЃРµ было почти готово, программу отменили! Что Р¶Рµ случилось? Р’СЃРµ знали: американцы стартуют Рє Луне РІ 1969 Рі. Р’ РЎРЎРЎР  приступили Рє работе РІ феврале 1967 Рі. Времени было мало. Заочная РіРѕРЅРєР° нервировала всех. И РЅР° беду разругались Р’.Рџ.Глушко Рё РЎ.Рџ.Королев – РІ РїСѓС… Рё прах. РћР±Р° академики, генералы крыли РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° матом.

Два таланта, может быть, гения, не сошлись в концепции ракетного топлива. Было ясно, что керосин и сжиженный кислород исчерпали свои возможности. Королев предлагал перейти на жидкие водород и кислород. Глушко думал, что лучшими компонентами будут жидкий фтор и азотная кислота. Логика Глушко: такое топливо займет меньший объем. Но любой человек, который помнит школьный курс химии, придет в ужас. Как обслуживать такой «ядовитый» двигатель? А что будет с окружающей средой? Ведь эти компоненты крайне ядовиты. Впоследствии и сам Глушко изменил свои взгляды: созданная в его КБ ракета «Энергия» летает на водороде. Но в то время… споры и ругань продолжались.

Королев, скрепя сердце, передал заказ в «чисто» авиационное КБ Н.Д.Кузнецова в Куйбышеве (Самаре). Там строили отличные авиационные двигатели (ими оснащались и военные, и гражданские самолеты: Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ту-114). Отлетав свой ресурс на самолете, они служили на земле, перекачивая газ на газокомпрессорных станциях. (Я сам лично обслуживал автоматику двигателя НК-12СТ. Это прекрасный двигатель, который работал на земле иногда 2–3 месяца подряд без остановок и сбоев в суровых уральских условиях.)

А вот ракетные двигатели там не делали! Начинали с нуля, но КБ Кузнецова с задачей справилось. Ракета получилась выше знаменитой кремлевской колокольни Ивана Великого. В основании «башни» находилась связка из 30 двигателей, которые давали тягу и управляли полетом. Много новинок было и в ракете-носителе. Системы управления, измерительная техника, многие конструкционные решения были на высшем уровне. Словом, и спустя 35 лет не стыдно за эту ракету.

Но неприятности ждали впереди. Неожиданно умер С.П.Королев. А тут еще началось подстегивание сверху.

РќР° РѕРґРЅРѕРј РёР· совещаний, проводимых Р”.Р¤.Устиновым, РІРѕРїСЂРѕСЃ был поставлен так: «Через РґРІР° месяца праздники, РІ РЎРЁРђ СЃРЅРѕРІР° полетят. Что сделали РјС‹?В» Р’ спешке начались летные испытания. Первый старт 21 февраля 1969 Рі. Через 70 секунд после старта РІ хвостовом отсеке ракеты РІРѕР·РЅРёРє пожар.

Р’ июле 1969 Рі. – попытка второго запуска, Рё РІРЅРѕРІСЊ неудача. Из-Р·Р° неисправности кислородного насоса произошел взрыв, который разрушил стартовый комплекс. РќР° его восстановление, анализ аварии Рё строительство РЅРѕРІРѕР№ ракеты ушло РґРІР° РіРѕРґР°.

Третий старт состоялся 27 РёСЋРЅСЏ 1971 Рі. Ракета СѓР¶Рµ приподнялась над землей, но… внезапно потеряв управление, упала РЅР° полигон.

РЎ четвертой попытки ракета полетела. Пятый старт был намечен РЅР° август 1974 Рі., Р° РЅР° декабрь 1974 Рі. – шестой. РќРѕ ракета Рќ1 РІ серию РЅРµ пошла. Сначала программу заморозили. Рђ потом пришло понимание: РЅР° Луну РјС‹ опоздали!

Все ресурсы страны были брошены на очередную «великую стройку» – БАМ. А две-три дорогостоящие программы были не по карману экономике СССР.

Так и не сбылась мечта Сергея Павловича Королева о полете на Луну.

А может, еще рано ставить точку?!

Литература

Астрономия и космонавтика. – Киев, 1967.
Воспоминания конструктора-ракетчика. – Молодая гвардия, 1999, № 4, 5.

TopList