Почти РІСЃРµ РІ детстве запускали «блинчики» РЅР° РІРѕРґРµ. Технология простая. Камешек-блинчик либо зарывался РІ РІРѕРґСѓ, либо прыгал РїРѕ РІРѕРґРµ довольно долго. Ртот СЃРїРѕСЃРѕР± вспомнили РІРѕ время Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹.
Промышленный Рур в нацистской Германии был большой оружейной мастерской. А большинство военных заводов брали воду и электроэнергию из нескольких водохранилищ. Плотины к 1943 г. были значительно усилены, толщина их составляла более 10 м. Поперек водохранилищ были натянуты сети, что исключало применение торпед, а попасть в такую малую цель при обычном бомбометании было практически нереально.
Что делать? Выход нашел английский инженер Бэрнс Уоллис (авиаконструктор, автор тяжелого бомбардировщика). По его проекту изготовили специальную «прыгающую бомбу». Физическая изюминка проекта состояла в том, чтобы перед сбрасыванием раскрутить цилиндрическую бомбу (подвешенную под самолетом поперек!), причем нижняя ее часть, вращаясь, должна двигаться навстречу потоку воды. Сброшенная с малой высоты, бомба должна начать рикошетировать и после серии прыжков достигнет плотины. Продолжая вращаться, она скатится по стенке плотины, а на заданной глубине сработает гидростатический взрыватель.
Вся эта сложная схема требовала соответственно оборудованных самолетов, и к началу марта 1943 г. на вооружение специальной 617-й эскадрильи поступили 20 самолетов со снятыми дверями бомболюков, приводом для раскрутки бомбы и т.д.
Поставили и две фары – на носу и в хвосте самолета. Светя наклонно вниз, они создавали на поверхности воды два пятна. Когда два пятна сливались, бомбардир был уверен, что жесткие условия по высоте сбрасывания бомбы выдержаны.
Весь март и апрель экипажи интенсивно тренировались на озерах Шотландии, опытным путем устанавливая оптимальные высоту и расстояние до цели. Наконец вечером 16 мая, незадолго до полуночи, машины первой из трех групп начали путь к цели. Полет над Францией и Германией проходил на малых высотах.
Первый заход РЅР° плотину Мёне сделал командир Гай Гибсон, РѕРЅ безупречно СЃР±СЂРѕСЃРёР» СЃРІРѕР№ РіСЂСѓР·, РЅРѕ после взрыва плотина устояла. Только после третьего попадания РІ ней образовался широкий пролом, Рё вал РІРѕРґС‹ обрушился РЅР° лежащие РЅРёР¶Рµ поселки. Атака РЅР° следующую плотину – РРґСЌСЂ – также прошла успешно, хотя разрушения были меньше. РћРґРёРЅ самолет повредил плотину Р—РѕСЂРїСЌ. Правда, РЅР° базу вернулись 9 самолетов РёР· 17.
РќРѕ результаты были просто великолепными – РЅР° несколько месяцев промышленное производство РІ Р СѓСЂРµ упало РЅР° 30%, было введено нормированное потребление РІРѕРґС‹. РРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ нацистской Германии был нанесен ощутимый СѓСЂРѕРЅ, что отразилось РЅР° результатах боевых действий вермахта.
Моделист-конструктор, 1996, № 4–5.
Groehler O. Kampf um die Luftherrschaft. – Berlin: Militarverlag, 1989.
Шпеег А. Воспоминания. – М.: Прогресс/Смоленск: Русич, 1997.