Физические вечера

Н.И.Павленко,
школа № 340, г. Москва

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью

Сценарий праздника. Все классы

Внеурочная работа по предметам является одним из главных средств, помогающим глубоко понять законы природы, полюбить ее и научиться относиться к ней как к общественному богатству. В частности, учителю физики они позволяют шире реализовать принципы политехнизма, межпредметных связей, краеведения, экологического образования учащихся. Наибольшим успехом пользуются «предметные недели», где ребята могут показать свои возможности исследователей, экспериментаторов, организаторов, чтецов, певцов, художников и даже композиторов. Такая неделя основывается на самостоятельной работе учащихся с литературными источниками и проводится силами учеников 9–11-го классов для учащихся всех классов – с 1-го по 11-й. Ясно, что подготовка занимает много времени.

Ребята разбиваются на группы по интересам: одни готовят материал для учащихся 1–3-го классов, другие – эксперимент для учащихся 5–6-го классов, третьи – лекции с занимательными опытами для учащихся 1–6-го классов. К этой работе подключаются учителя ИЗО – проводят конкурсы на лучший рисунок и плакат по теме недели. Учащиеся 7–9-го классов готовятся к конкурсам на лучший кроссворд, доклад, пишут рассказы и сказки с использованием физических терминов, понятий и законов. Учащиеся старших классов готовят конференцию по теме недели – читают книги и статьи, подбирают плакаты, иллюстрации, таблицы, карикатуры, стихи, прозу.

Расскажу, как в нашей школе проводилась неделя физики, посвященная Дню космонавтики. О начале недели известило школьное радио, ознакомив учащихся с планом и основными мероприятиями. Последующие ежедневные радиопередачи были посвящены теме дня: «Охрана окружающей среды», «Нетрадиционные источники энергии», «Космос и его охрана», «Человек, атмосфера и ее охрана». В заключительной радиопередаче были подведены итоги недели и названы победители всех конкурсов: загадок (1–3-й классы), рефератов (5–8-й классы), сказок и кроссвордов (5–11-й классы) и др. В течение этой недели учащиеся посещали также лекции в Политехническом музее, ходили на экскурсии.

Ключевым мероприятием стал праздник, подготовленный учащимися 9–11-го классов по теме «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Ребятами был отобран очень интересный материал: стихи русских и зарубежных поэтов, музыкальное сопровождение, инсценировка «Посадка на Луне» в исполнении учеников 7-го класса.

Обсуждая организацию будущего праздника, мы с учениками пришли к единодушному мнению: сделать его необычным. Перед началом праздника в зале, украшенном плакатами, рисунками, диаграммами, схемами, чертежами, карикатурами, вырезками о космосе и его охране, выставками рефератов и книг по физике и астрономии, а также репродукциями «космических» картин, звучала музыка П.И.Чайковского, И.С.Баха, «Музыка небесных сфер» Андрея Климковского.

Старшеклассники проводили для младших ребят «Викторину юного космонавта», другие ребята разгадывали кроссворды, а кто-то принимал участие в подготовке парада «Галактических войск». Кульминацией праздника была инсценировка, посвященная истории развития космонавтики, где органично сочетались стихи, музыка и текст.

Подводя итоги праздника, ведущий заметил: «Едва ли пассажиру космического корабля придет мысль отвинчивать гайки, нарушая конструкцию ракеты, т.к. он знает, что это грозит ему гибелью. Так и человеку нужно беречь свой прекрасный космический корабль – землю, – дабы не ускорить гибель жизни на его “борту”. Мир и природа – это два изначально необходимых условия для жизни на нашей Земле. Природа – колыбель человечества. И термоядерная война, и экологическая катастрофа привели бы к одному и тому же результату – гибели жизни. С полным основанием мы можем назвать проблему, которая станет предметом нашего обсуждения, проблемой-судьбой.

Уцелеет ли наша планета – этот единственный дом человека во Вселенной, – светлым ли будет наш завтрашний день или воцарится вечная ночь – это зависит от всех нас».

Литература

Долматовский Е. Сб. стихов. – М.: Советская Россия, 1975.
Евтушенко Е. Собрание сочинений. – М., 1979.
Журналы «Звездочет», «Авиация и космонавтика» за 1998–2002 гг.

1-й ведущий. На заре человечества все было окутано тайной, все было незнакомо, непонятно, все требовало объяснения. Но знаний было мало. Сейчас мы претворяем в жизнь даже самые смелые мечты. В своих свершениях люди опираются на научные открытия. Жизнь и наука идут рядом. Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем одному из замечательных свершений ХХ века – полетам человека в космическое пространство.

Человек глядел на звезды. Необъятная небесная даль внушала суеверный страх... и любопытство. И он стал рассказывать сказки еще задолго до того, как научился читать и писать. Наши далекие предки сочиняли сказки о сапогах-скороходах, в которых за миг можно пройти огромное расстояние, о самоиграющей дудочке, о шапке-невидимке и других чудесах.

Слайд «Архимед». Фонограмма сиртаки. Слайды с видами Греции, затем снова «Архимед».

Голос за сценой.Древняя Греция. III век до н.э. В Сиракузах на острове Сицилии работает знаменитый ученый Архимед, заложивший начала механики, гидро- и аэростатики. Всем хорошо известны закон Архимеда, Архимедов винт, известна также легенда о том, что Архимед сжег римский флот Марцелла солнечными лучами, отраженными множеством зеркал. Долгое время Сиракузы оборонялись от врагов при помощи метательных машин, изобретенных Архимедом.

Римский историк Тит Ливий называет Архимеда «единственным в своем роде наблюдателем неба и звезд». Это связано со знаменитым техническим творением ученого – механическим небесным глобусом. В отличие от обычного Архимедов глобус показывал не только вращение неба, но и движение других светил.

Легенда гласит, что когда римские легионеры ворвались в Сиракузы, состарившийся уже Архимед сидел на берегу моря и решал геометрическую задачу. Увидев над своей головой занесенный меч, он крикнул: «Не трогай моих чертежей!» Архимед до конца своих дней был предан науке.

2-й ведущий.

Как здорово сказал. Вот это человек!
Не зря его дела мы в памяти храним.
Он видел далеко, опередив свой век.
И век, его признав, шагнул вперед, за ним.

Слайд «Коперник», фонограмма токкаты ре минор И.-С.Баха.

Голос за сценой. Европа. Мрачные годы Cредневековья. Человеческий разум скован догматами веры. В середине ХVI в. польский астроном Николай Коперник совершает научный подвиг, разрушивший основы догматического мировоззрения.

«Достижения Коперника не только проложили дорогу современной астрономии – они способствовали решительному изменению отношения людей к космосу. Раз было признано, что Земля является не центром мира, а лишь одной из самых маленьких планет, то и иллюзорное представление о центральной роли самого человека стало несостоятельным. Таким образом, своими трудами и величием своей личности Коперник призывал людей быть скромными».

А.Эйнштейн.

Слайд «Джордано Бруно».

Голос за сценой. Италия. Рим. Площадь Цветов. 17 февраля 1600 г. На костре инквизиции сож-жен Джордано Бруно – активный сторонник учения Николая Коперника, высказавший идею об обитаемости других миров, единстве законов природы, идею о бесконечности Вселенной.

Слайд «Галилео Галилей».

Голос за сценой. Италия. 1633 г. На суде инквизиции публично отрекается от своих космологических взглядов Галилео Галилей – человек, от работ которого берет начало физика как наука.

Фонограмма токкаты ре минор И.-С.Баха.

3-й ведущий.

Низкий каменный свод…
Крючья… Цепи… Тиски…
От жаровни с углями свечение…
Раскаленным железом скрутило виски…
Отречение… Ждут отречения…
На камнях площадей по вязанке народ
Соберет эшафот… От предместий стекаясь,
Бесновалась толпа… И, ударившись в свод,
Заметалось в беспамятстве: «Я… отрекаюсь!..»
– Прошу, мой друг не открывайте окон –
За окнами сегодня непогода.
Как от волос любимой – только локон –
Осталось мне от жизни четверть года.
Кто верен был – тот превратится в пепел,
Кто был хитер – угас, во тьме скитаясь,
Кто властвовал – покоится во склепе,
Мне выпало проклятье: «Отрекаюсь!»
Отрекаюсь от жадной толпы, не дождавшейся жертвы,
Разевающей рты в предвкушении сладости тлена.
Отрекаюсь от горстки безумцев, чьи помыслы мертвы,
Чье оружие – хаос, а принцип – подлог и измена.
Отрекаюсь от власти креста, порождающей ужас,
От жестокого мира, что сам от жестокости спятил.
Отрекаюсь от жен, доносящих на сына и мужа,
От мужей во Христе, что дошли до горящих распятий.
Отрекаюсь от собственных слов,
Что сорвались пред пыткой, от желания жить,
Ибо жизнь в этом мире – отрава…
Дай мне, господи, силы на эту вторую попытку.
Отрекаться – мое ремесло и… последнее право.
Как видишь, я остался предан вере.
Раскаянье, как боль, всегда нежданно.
Уходишь… Затвори плотнее двери.
И… господи… прости меня, Джордано…

Несколько ведущих читают по очереди.

Отрекся Галилей…

Не говорят вам разве ни о чем
Его слова, что все ж планета вертится?

Ни документов нет, ни записей, ни данных.
А есть одно – и это не пустяк –
На площади Цветов сожгли Джордано
За то, что не предал огонь идей
Суду и палачам на поруганье…

А значит, он достоин оправданья…

Но нет ни оправданья, ни прощенья
Тому, кто заработал отпущенье,
Предав себя.

Да что могли! Его б сожгли, как только
Над Ватиканом вспыхнула б заря.
Бессмысленная смерть... Не вижу толку.

Был Галилей – ученый, физик – да.
Не революционер и не политик.
Что он предал? Кого он мог предать?
Кому, скажите, стало хуже в мире?
Зато живым остался Человек!

Запись сообщения ТАСС.

Кто же он, первый космонавт Земли?

Фонограмма с записью пресс-конференции.

В то весеннее утро Юрий, как обычно, сбежал по лестнице и вышел из дома к автобусу, который возил летчиков из Звездного городка на аэродром. На ступеньках автобуса сунул руку в карман кожанки: пропуска нет – я оставил дома. «Да поедем же, Юра! – позвал Андриян Николаев. – Тебя любой контролер в лицо знает, без пропуска пустит». «Нет, подождите. Я быстро вернусь. Не надо вынуждать человека нарушать правила», – сказал Гагарин и пошел в дом. Через несколько минут автобус уже мчался по автостраде, увозя на аэродром Гагарина и его товарищей. Это был последний день жизни первого космонавта Земли…

Песня «Опустела без тебя Земля…»

no12_2.gif (49798 bytes)

Вальс П.И.Чайковского.

Сценка «Посадка на Луну». Светлые скафандры сделаны из картона. За спиной – ранцы с кислородными баллонами, на боку – радиопередатчики (ящички с торчащими вверх антеннами), в руках приборы. Космонавты соединены друг с другом и с ракетой шлангом (средство связи).

1-й космонавт. Вот мы и прилунились! Первый в истории человечества рейс Земля–Луна успешно завершен. (Космонавты медленно, осторожно ступая, ходят по сцене.)

2-й космонавт. Как легко ходить, гораздо легче, чем на Земле.

1-й космонавт. Это же естественно, ведь на Луне притяжение в шесть раз меньше, чем на Земле.

2-й космонавт(поднимая глаза вверх). Какое черное небо, а ведь сейчас день! Какие ослепительно-яркие и немерцающие звезды сияют на нем! Какие яркие силуэты гор! Какие резкие тени!

1-й космонавт. Да, все это потому, что у Луны нет атмосферы, свет не рассеивается, поэтому создается такая необычная для нас, землян, картина.

2-й космонавт. Посмотри, вон на черном лунном небе видна в виде серпа большая голубоватая планета – это наша Земля. Здравствуй, родная планета, колыбель человеческого разума!

1-й космонавт. Как интересно выглядит Земля на лунном небе: она (пауза) почти в четыре раза больше по диаметру, чем Луна на небе Земли, и отражает так много солнечного света, что ночью можно читать.

2-й космонавт. Да, много необычного ждет нас: здесь мы не увидим ни облаков, ни туманов, тут никогда не бывает дождей и ветров, нам не придется испить водицы из лунного родника и искупаться в лунном море – на Луне вообще нет ни капли воды.

1-й космонавт (продолжая). День здесь длится около пятнадцати земных суток, и столько же длится ночь. На освещенной Солнцем части поверхности температура достигает +120 °С, а лунной ночью поверхность охлаждается до –160 °С! Работать нам придется в скафандрах, а разговаривать – только по радиотелефону.

2-й космонавт. Нужно проверить, где мы прилунились.

1-й космонавт (достает приборы и работает). Место нашей посадки – Море Дождей.

2-й космонавт. Все системы нашего космического корабля работали отлично, и мы прилунились точно там, где было рассчитано.

1-й космонавт. Мы должны обследовать лунный ландшафт: моря, горные хребты, кратеры, трещины, обширные впадины. Должны вести наблюдения за температурным режимом, получить данные о структуре и составе поверхности и недр Луны.

2-й космонавт. Хотелось бы попасть и на невидимую с Земли часть Луны, чтобы своими глазами увидеть Море Москвы и Море Мечты, хребет Советский, кратеры Циолковского, Ломоносова, Жолио-Кюри. Ведь это их фотографии впервые доставила на Землю советская автоматическая станция «Луна».

1-й космонавт. Ряд важных сведений о Луне принесли ученым советские автоматические станции «Луна-3», «Луна-7», «Луна-8», «Луна-9», «Луна-10» и «Луна-12». Но на многие сложные вопросы ответы можно получить только при выполнении непосредственных работ, наблюдений и исследований.

2-й космонавт. Так за работу! Нас ждут интересные наблюдения, эксперименты и открытия!

Космонавты медленно уходят со сцены.

Песня «И на Марсе будут яблони цвести».