Способность накапливать заряды
присуща и уединенным проводникам, и устройствам,
называемым конденсаторами. После того как
получена формула плоского конденсатора и дана
формула емкости уединенного шара, я часто на
уроках в 10-м классе предлагаю разобрать
несколько задач из сборника задач А.В.Цингера [1].
№ 1116. Емкость конденсатора тем больше, чем больше поверхность обкладок и чем меньше расстояние между ними. Почему же для увеличения емкости лейденской банки не оклеивают станиолем всю ее поверхность доверху? Почему лейденские банки не делают из более тонкого стекла?
№ 1118. Диаметр основания лейденской банки D=15см, высота слоя станиоля h=25см, толщина стекла d=2мм (рис. 1). Диэлектрическая проницаемость стекла e=6. Вычислите приблизительно емкость этой банки и радиус R изолированного шара, который обладал бы такой емкостью.
Указанные в задаче размеры лейденской банки несколько превосходят размеры конденсаторов электрофорной машины и близки к модели, когда-то выпускавшейся для физических кабинетов. Показав лейденскую банку и ее устройство «в натуре» и обсудив задачу № 1116, приступаем к расчету радиуса изолированного шара, равного по емкости лейденской банке (расчет самой емкости оставляю на дом).
Дано: |
Решение Cлб = (eЧe0ЧS)/d – формула плоского конденсатора. |
Найти: R. | |
Расчет |
|
Ответ. 32,3 м. |
Ртак, диаметр шара, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕРіРѕ накопить заряд, какой накапливает банка, умещающаяся РІ руках, – примерно 65 Рј, что сравнимо СЃ высотой 20-этажного РґРѕРјР°. Так ученики получают наглядное представление Рѕ конденсаторе как Рѕ накопителе заряда.
Рлектрофорная машина – самый удивительный РїСЂРёР±РѕСЂ РёР· демонстрационного оборудования школьного кабинета. Стоит обратить внимание ребят РЅР° то, что возникающие мощные электрические РёСЃРєСЂС‹ связаны СЃРѕ способностью конденсаторов быстро накапливать Рё отдавать значительный электрический заряд (энергию). Рменно возможность получать мощные электрические разряды заставила ученых XVIII РІ. обратить внимание РЅР° лейденскую банку – простейший конденсатор.
Существует РјРЅРѕРіРѕ версий того, как возникла «мушенброкова машина» (такое название дал Рњ.Р’.Ломоносов [2]). Р’РѕС‚ РѕРґРЅР° РёР· РЅРёС… [3]: «В 1745 Рі. немецкий каноник Рвальд Юрген фон Клейст, пытаясь, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, изготовить себе электризованную РІРѕРґСѓ, которая считалась полезной для Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, Рё независимо РѕС‚ него лейденский физик Мушенбрук, продев РІ горлышко банки СЃ РІРѕРґРѕР№ РіРІРѕР·РґСЊ, дотронулись РёРј РґРѕ РїСЂРѕРІРѕРґРЅРёРєРѕРІ электрической машины; затем, прервав контакт, РѕРЅРё притронулись РґСЂСѓРіРѕР№ СЂСѓРєРѕР№ Рє РіРІРѕР·РґСЋ Рё испытали очень сильный удар, вызвавший онемение СЂСѓРєРё Рё плеча, Р° Сѓ Мушенбрука даже “все тело содрогнулось, как РѕС‚ молнии”» (СЂРёСЃ. 2).
Рис. 2. Опыт Мушенбрука
Р’ пользу этой версии (хотя есть Рё РґСЂСѓРіРёРµ* РіРѕРІРѕСЂРёС‚ то, что РІ середине XVIII РІ. проводились «широкомасштабные» опыты РїРѕ электризации РІРѕРґС‹. «Вода – то же вещество, писал Р›.Рйлер [5], – которое легко получает электричество путем передачи. Удавалось наэлектризовать целый РїСЂСѓРґ, так что, РєРѕРіРґР° Рє нему приближали палец, РІРёРґРЅРѕ было как РёР· него выскакивали РёСЃРєСЂС‹, Рё чувствовалась боль». Хотя РІ РґСЂСѓРіРѕРј РїРёСЃСЊРјРµ сам Рйлер высказывает осторожный пессимизм относительно возможности наэлектризовать целый РїСЂСѓРґ. РќРѕ РІ РїРёСЃСЊРјРµ в„– 149 РѕРЅ специально пишет «О лейденском опыте» Рё РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ подробный СЂРёСЃСѓРЅРѕРє установки. РќР° СЂРёСЃСѓРЅРєРµ РІРёРґРЅР° самая обыкновенная банка СЃ РІРѕРґРѕР№! Рхотя Р›.Рйлер дает объяснение действия лейденской банки РІ РґСѓС…Рµ развиваемой РёРј теории эфира, предваряет РѕРЅ его такими словами: «…знаменитый лейденский опыт, который тем более удивителен, что трудно понять, каким образом колба Рё РІРѕРґР° резервуара способствуют усилению эффекта электричества РґРѕ столь ужасных размеров» [5]. Недаром Рњ.Р’.Ломоносов называет этот конденсатор «машиной», как нечто неизведанное Рё хитроумное (РІ словаре Р’.Р.Даля: машинистый – сложный Рё хитрый устройством), Р° РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёРјРѕРµ действие таково, что упоминает Рѕ ней РѕРЅ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ гибелью Р“.Рихмана РІ 1753 Рі.: «Мушенброковой машины РїСЂРё том РЅРµ было» [2], – РЅРµ РѕРЅР° виновата!В»
Рис. 3. Пара лейденских банок, изготовленная студентами в 1890–1910 гг. Банки имеют разные наконечники – сферический и игольчатый. Скорее всего они использовались при изучении электрических разрядов в воздухе
Для нас более, наверное, непостижимо, как от банки с водой ученые пришли к современным конденсаторам: «…воду заменили дробью, а затем наружная поверхность покрывалась тонкими свинцовыми пластинами; позднее внутреннюю и наружную поверхности стали покрывать оловянной фольгой, и банка приобрела современный вид. При проведении исследований с банкой в 1746 г. было установлено, что количество электричества, собираемое в банке, пропорционально размеру обкладок и обратно пропорционально толщине изоляционного слоя» [4].
РЈСЂРѕРє должен пробуждать интерес Рє знанию Рё познанию (СЂРёСЃ. 3–5). Рту банальную истину часто легче высказать, чем претворить РІ жизнь. Поэтому задача, допускающая наглядную демонстрацию (Р° школьникам РІ сильной степени еще присуще конкретное мышление!), сопровождаемая небольшим СЌРєСЃРєСѓСЂСЃРѕРј РІ историю (нужно показать, как удивительно человеческая мысль через РІРѕРґСѓ, ртуть, свинцовые РґСЂРѕР±РёРЅРєРё дошла РґРѕ тонких листов фольги, разделенных бумагой), может оживить изложение материала Рё РІ обычном классе, Рё РІ классе СЃ углубленным изучением физики. Закончить СѓСЂРѕРє (или часть СѓСЂРѕРєР°) можно демонстрацией «начинки» современного бумажного конденсатора.
Рис. 4. Батарея из девяти лейденских банок. При закорачивании раздается звук, как при выстреле батареи ружей
Рис. 5. Лейденская банка из Королевского
шотландского музея РІ РРґРёРЅР±СѓСЂРіРµ
Литература
1. Рђ.Р’.Цингер. Задачи Рё РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РїРѕ физике. – ГОНТР, 1938.
2. Рњ.Р’.Ломоносов. Рзъяснения, надлежащие Рє слову Рѕ электрических воздушных явлениях. /РџРЎРЎ. Рў. 3. РўСЂСѓРґС‹ РїРѕ физике. – Рњ.–Л.: РР·Рґ. РђРќ РЎРЎРЎР , 1952.
3. Рњ.Льоцци. Рстория физики. – Рњ.: РњРёСЂ, 1970.
4. Рћ.Рќ.Веселовский, РЇ.Рђ.Шнейберг. Очерки РїРѕ истории электротехники. – Рњ.: РР·Рґ. РњРР, 1993.
5. Р›.Рйлер. РџРёСЃСЊРјР° Рє немецкой принцессе Рѕ разных физических Рё философских материях./РџРёСЃСЊРјРѕ в„– 138. – РЎРџР±.: Наука, 2002.
*«Зная, что стекло не проводит электричества, Мушенбрук (1692–1761 гг.) в 1745 г. взял стеклянную банку (колбу), наполненную водой, опустил в нее медную проволоку, висевшую на кондукторе электрической машины и, взяв банку в правую руку, попросил своего помощника вращать шар машины. При этом он правильно предположил, что заряды, поступавшие с кондуктора, будут накапливаться в стеклянной банке. После того, как, по его мнению, в банке накопилось достаточное количество зарядов, он решил левой рукой отсоединить медную проволоку. При этом он ощутил сильный удар, ему показалось, что пришел конец. В письме к Реомюру в Париж (1746 г.) он писал, что этот “новый и страшный опыт советую самим никак не повторять” и что “ради короны Франции” он не согласится подвергнуться “столь ужасному сотрясению”» [4].