Как это устроено?..

См. также № 17, 19/05

Радиобрелок сигнализации. У владельца автомобиля рядом с ключом зажигания, как правило, лежит радиобрелок сигнализации, который позволяет открывать и закрывать машину на расстоянии. Большинство современных машин оборудовано электронной системой блокировки дверей. Программируют автомобильный микропроцессор и соответствующий брелок с помощью динамического кодирования: при каждом нажатии на кнопку радиобрелка изменяется код, причём уникальным образом для каждого автомобиля. Поэтому открыть дверцы чужого авто невозможно. По такому же принципу часто работают автоматические двери современных гаражей. Технология динамического кодирования успешно используется уже более десяти лет, и не было отмечено ни одного случая взлома. Для случаев, когда у водителя заняты руки, а брелок где-то в кармане, специалисты создали так называемую пассивную систему автосигнализации, которая начинает работать при нажатии на дверную ручку автомобиля. Радиопередатчик изнутри машины посылает сигнал с целью опознать код брелка или электронного чипа в специальной карточке, хранящихся в карманах или сумке владельца. Если эти коды совпадают с теми, что хранятся в микропроцессоре системы автосигнализации, двери открываются. Ещё одно устройство – иммобилайзер – является противоугонной системой защиты автомобиля, которая при повороте ключа зажигания запустит двигатель только тогда, когда код электронного чипа внутри ключа совпадёт с кодом чипа, находящегося внутри системы зажигания. В европейских странах, где установка иммобилайзера является обязательной, использование этой системы привело к снижению угонов на 50%. Для передачи сигнала в пассивных системах сигнализации и иммобилайзерах используется относительно низкая частота, 125 кГц. В активных системах автосигнализации применяются гораздо более высокие частоты (315 МГц в Японии и США), чтобы можно было найти свою машину на огромных парковках вблизи торговых центров. Европейские производители для этого пока используют 433 МГц, но скоро частота будет удвоена, т.к. в этом диапазоне становится очень тесно, ведь ежегодно число оснащённых такими системами автомобилей в мире становится на 2 млн больше.

Знаете ли вы что?..

  • ШИНЫ. Низкое давление в шинах может приводить к их разрыву и заносу автомобиля. Поэтому производителям рекомендуется оснащать новые автомобили датчиками давления в шинах. В колесе рядом со штуцером для закачки воздуха помещают датчик, снабжённый радиопередатчиком, и когда давление воздуха в шине падает более, чем на 25% от рекомендованной величины, он передаёт сигнал компьютеру, а на приборном щитке загорается предупреждающий сигнал.

 

  • ГАРАЖИ. Первые системы для автоматического открывания дверей гаража появились в 1950-х гг. Они работали на одной фиксированной частоте, так что, имея одну систему, можно было открыть и закрыть двери всех гаражей в округе. К 1970-м гг. появились системы с программируемой интегральной схемой, которые позволяли владельцу, нажимая восемь клавиш, выбирать один из 256 секретных кодов. Сегодня для открытия гаражных дверей используются такие же системы, что и для автосигнализации, т.е. 32-битовое кодовое слово, позволяющее создать уникальный код из более чем 4 млрд возможных комбинаций

 

  • Жильё. Некоторые квартиры (или частные дома) тоже оснащаются аналогичными электронными замками. Это избавляет владельца от поиска ключей по карманам и сумкам, а также замочной скважины, если вокруг темно.

 

Scientific American, 2005, January (N 1, v. 292), p. 92–93
Сокр. пер. с англ. К.Ю.БОГДАНОВА

Продолжение в №23