1.

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Кабардин О.Ф.,  Фадеева А.А., Никифоров Г.Г. (РАО, г. Москва). Примерные программы среднего (полного) общего образования. Проект в рамках Стандарта второго поколения.

Приведен проект Примерной программы по физике для 10–11-го классов средней школы, созданный  в рамках Стандарта второго поколения. Состав: общая характеристика программы, её структура, основное содержание курса для базового уровня образования и рекомендации  по  оснащению кабинета физики для обеспечения учебного процесса.  Предполагается обсуждение проекта педагогическими работниками старшей школы.

We offer a project of  the model program in physics for 10–11 grades of high school that is established within the standard second-generation. It contains the general description of the program, its structure the basic content of the course for a basic level of education and recommendations to equip classrooms for physics for the learning process. W expect the project to be discussed by pedagogical workers of high school

Ключ. слова: Образовательный стандарт второго поколения, примерная программа по физике, оснащение кабинета физики.

2.

Кузьмичёва Т.Ю. tyuk2001@mail.ru (МОУ гимн. № 38, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Коллективная проектная де­я­­тельность как технология организации деятельности обучающихся. Подготовка к виртуальной космической экспедиции (внеурочная работа). 11 класс.

Обоснована необходимость создания научно-исследовательской среды в школе и научная исследовательская деятельность учащихся, в частности проектная, как один из путей её реализации. Сформулированы теоретические основы проектной деятельности, представлена модель личности обучающегося. Описан коллективный проект «Виртуальный космический полёт к экзопланете». 11 класс.

We support the need of establishment of research environments in school and research activities of students, in particular, project activity as one of  the ways of its realization. We formulate theoretical foundations of project activities and a model of personality of a student. We describe the collective project «Virtual space flight to exoplanets». 11 grade.

Ключ. слова: организации деятельности обучающихся, коллективная проектная деятельность, научная исследовательская деятельность учащихся.

3.

Бычкова Е.В. egeny08@list.ru (МОУ СОШ № 8 с УИОП, г. Пушкино, Московская обл.). Техника безопасности на уроках. Здоровьесберегающие технологии. 6–10 классы.

Обоснована эффективность применения здоровьесберегающей педагогической технологии, когда  дети не у стают на уроке, а продуктивность их работы возрастает, –  на примере подготовки и проведения интегрированного урока «Его величество ЭЛЕКТРИЧЕСТВО». Знакомство школьников в процессе подготовки к уроку с правилами техники безопасности оказалось увлекательным, познавательным, запоминающимся и  завершилось созданием великолепной презентации из трёх частей:  электризация, атмосферное электричество и короткое замыкание.

Preparing and conducting the integrated lesson «His Majesty ELECTRICITY» we justify efficiency of health saving pedagogical technology, when children are not  tired in the classroom with productivity of their work increased.  In the process of preparing this lesson, acquaintance of students with the safety rules turns to be entertaining, informative, and memorable. The result is creation of a magnificent presentation of three parts: the electrization, atmospheric electricity and short circuit.

Ключ. слова:  здоровьесберегающая педагогическая технология, интегрированный урок ФИЗИКА+ОБЖ, правила техники безопасности, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс.

4.

Залипаева Л.В. zal-lyubov@yandex.ru (МОУ СОШ № 3, г. Пушкино, Московская обл.). Стробоскопические эффекты. Ученический проект, 8 класс.

.Представлен процесс создания ученического исследовательского проекта (в рамках тематики творческих конструкторских и исследовательских проектов с физическим содержанием, предложенных РАО) от задумки до комплекта подготовленных к защите материалов: презентации и видеофильма, который включает в себя как собственные съёмки, так и видеофрагменты из Интернета, самостоятельно переведённые в требуемый формат.

We present a process of creating a student research project (under the theme of original construction and research projects with the physical content of the proposed by RAO) from concept to a complete set prepared for the protection of materials: presentations and video. The project includes own photos as well as the fragments from Internet independently moved into a needed format 

Ключ. слова:  ученический исследовательский проект, стробоскопические эффекты, компьютерная презентация, 8 класс.

5.

Симонова Т.А. (МОУ СОШ № 29, г. Георгиевск, Ставропольский кр.). Формы и методы работы с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Даны рекомендации по работе с одарёнными детьми в соответствии с принципом всестороннего развития личности, сформулированы основные принципы обучения, приведены правила, составляющие основу личного плана учителя по развитию старшеклассника, и основные направления работы  с ними.

We give recommendations for work with gifted children in accordance with the principle of comprehensive development of personality. We formulate the basic principles of learning, give the rules that are the foundation of personal development plan for teachers of senior pupils, and the main directions of the work with them.

Ключ. слова: работа с одарёнными детьми, принцип всестороннего развития личности, интеллектуальный потенциал России.

6.

Шутова Н.М., Вербов А.В., Фёдорова Р.Ю., Панфилова Н.В. <zverosovhozschool@yandex.ru>  (МОУ Зверосовхозская СОШ, г. Пушкино, Московская обл.). Мобильные телефоны в нашей жизни. Ученический межпредметный проект, 9–11 классы.

Приведен ученический интегрированный (ФИЗИКА + ГЕОГРАФИЯ + БИОЛОГИЯ) исследовательский проект, выполненный учениками 9–11 классов. Девятиклассники провели социологический опрос и выяснили, какое место занимает мобильный телефон в жизни школьников; десятиклассники выяснили, как влияют электромагнитные волны на живые организмы, привели новые данные по маркам телефонов и классам опасности; одиннад-цатиклассники написали реферат о развитии мобильной связи.

We show an integrated (Physics + Geography + Biology) student project made by students of 9–11 grade. The students of grade 9 carried out a sociological survey and found the place occupied by a mobile phone in the life of schoolchildren. The students of grade 10 found how electromagnetic waves affected the living organism and gave new data on the phone brand and hazard classes. The students of grade 11 wrote a paper on the development of mobile communication.

Ключ. слова: ученический интегрированный исследовательский проект, тема «Электромагнитные волны», мобильная связь, мобильные телефоны, 9–11 классы.

7.

Щербакова Н.В. (МОУ гимн. № 72),  Шумова Н.А. (МОУ СОШ № 25),  г. Прокопьевск, Кемеровская обл. Организация исследовательских лабораторных работ. Методические рекомендации, 7 класс.

С целью максимальной активизации познавательной деятельности учащихся предложена организация 6 многоуровневых исследовательских лабораторных работ по физике, 7 класс, с подробным описанием: «Измерение объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра, «Измерение объёма тела», «Определение плотности твёрдого тела», «Градуирование пружины и измерение силы динамометром», «Выяснение условия равновесия рычага», «Определение выталкивающей (архимедовой) силы, действующей на погружённое в жидкость тело».

In order to maximize the cognitive activity of students, we propose 6 multi-level research laboratory works on physics (grade 7) with detailed description of the topics:1) “Measuring the volume of liquid using a measuring cylinder”; 2) “Measuring the volume of a body”; 3) “Determining the density of a solid body”; 4) “Calibration of the spring and measurement of  the force with a dynamometer”; 5) “Clarification of the conditions of equilibrium of the lever”; 6) “Determination of buoyancy (Archimedes) force acting on a body immersed in a liquid”.

Ключ. слова: многоуровневые исследовательские лабораторные работы, измерение объёма. измерение плотности, градуирование пружины, измерение силы динамометром, условия равновесия рычага, определение выталкивающей (архимедовой) силы.

8.

Градовцева А.М. (МОУ гимн. № 3,  г. Кинешма им. А.Н. Островского, Ивановская обл. Плотность вещества. Урок-практикум решения экспериментальных задач. 7 класс.

Описан сценарий урока-практикума, на котором школьники малыми группами (подвое-трое) решают 4 оригинальных экспериментальных задачи (тема «Плотность вещества») по карточке. Каждый ученик, выполнив задачу, оформляет её в тетради: кратко описывает ход работы, результат измерений, цену деления измерительного прибора. 7 класс.

We describe a plan of a lesson-workshop when students in small groups (two or three) solve 4 original experimental problems (on the theme “Matter density”. When the problem is carried out, each student registers it in a notebook,  briefly describes the progress, measurement result, the value of division of the instrument for measuring. Grade 7.

Ключ. слова: урок-практикум, экспериментальные задачи, тема «Плотность вещества». 7 класс.

9.

Кириллов С.Н. TZN2006@yandex.ru (ДТДМ «Интеллект», г. Москва). Учительские истории. (Первые шаги. О будущем и настоящем…)

Два рассказа из авторской педагогической практики. Рекомендуется молодым учителям физики.

Three stories about the author's teaching practices are described and recommended for young teachers of physics.

Ключ. сл.: педагогическая практика, молодым учителям физики.

10.

Лисюкова  Т.Н. play_girl3510@mail.ru, (с Лаишевка, Ульяновская обл.). О каком физическом явлении идёт речь?

The task of the picture on «Aggregate transformation of matter» (melting).

Ключ. сл.: физическое явление, задача по картинке.

11.

Дроздов В.Б. (г. Рязань). Три задачи о воде

Предложены три оригинальные задачи на оценку скорости вытекания воды из крана по двум сечениям струи, силы удара водяной струи из водомёта, силы удара капли о камень. Задачи могут быть положены в основу ученических проектных исследований.

We offer 3 original tasks to aevaluate the rate of outflow of water from the tap using two sections of the jet, force of impact of the water jet of of water cannon, force of impact of drops on a stone. These tasks can be the basis for student research projects.

Ключ. слова: расчётные задачи, оценка физической величины, ученический исследовательский проект

12.

Белюстов В.Н. Belyustov@yandex.ru (БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Памятные даты.

Приведены краткие сведения о деятельности знаменитых учёных-физиков в связи с их юбилейными датами.

We  give brief information about the activities of famous physicists in connection with their jubilee dates.

Ключ. сл.: Персиваль Ловелл (Лоуэлл), Жорес Иванович Алфёров

13.

 Камзеева  Е.Е. kamzeeva@mail.ru, проф. Н.С.Пурышева n-pourych@mtu-net.ru, проф. Н.Е.Важеевская, Демидова М.Ю demidovaktv1@yandex.ru (ФИПИ, МПГУ, г. Москва). Тренировочный вариант ГИА-2008. 9-й кл.

Приведен  вариант заданий, предлагавшихся в 2009 г. на Государственной итоговой аттестации выпускников основной школы, с решениями и критериями оценки. 9 класс.

We present a sample of tests of the Unified State Exam-2009 to secondary school graduates, with solutions and evaluation criteria. Grade 9.

Ключ. сл.: ГИА, Государственная итоговая аттестация, 9 класс

14.

Барабанов Н.Н. (ОНМЦ ЦАО, г. Москва). О физике и о физиках – с улыбкой и всерьёз…

Приведены комические эпизоды из воспоминаний о выдающихся отечественных физиках XIX столетия.

We describe  humorous episodes from the memoirs of outstanding Russian physicists of the 19th.

Ключ. сл.:  И.Е. Тамм, Л.А. Арцимович.