1.

Итоги конкурса «Я иду на урок» за 2009 г. (№ 1–24).

Подведены итоги конкурса «Я иду на урок», в котором участвовали 27 учителей школ разного уровня, опубликовавшие 29 сценариев отдельных уроков и серию из 7 уроков на тему «Электромагнитные волны» (проф. ГГПИ им. В.Г. Короленко В.В. Майер). Жюри конкурса, составленное из 12 учителей, чьи публикации в газете ранее получили высокую оценку читателей, представило уроки проф. В.В. Майера на особую премию «Грандмастер», В.А. Рыбицкую – на премию «Мастер», а также отметило работы Л.П. Ивановой и (посмертно) Л.Н. Ковтун.

We show the results of competition "I'm going to a lesson” where 27 teachers of schools of different levels took part. They published 29 scenarios of lessons and a series of 7 lessons on the theme “Electromagnetic waves” (professor V.V. Mayer, GGPI behalf V.G. Korolenko). The jury, composed of 12 teachers, whose publication in the newspaper earlier were highly appreciated by readers, awarded the lessons of prof. V.V. Mayer by the special prize "Grandmaster" and the lessons of V.A. Rybitskaya by the prize “Master”. The works of Ivanova and L.N.Kovtun (posthumously) were also marked by the jury.

Ключ. сл.: конкурс «Я иду на урок», Майер Валерий Вильгельмович, Рыбицкая Валентина Анатольевна, Иванова Людмила Петровна, Ковтун Людмила Никитична.

2.

Егорова С.С. (МОУ СОШ № 2, г. Королёв, Московская обл.). Молекулярно-кинетическая теория. Открытый урок обобщения и повторения материала, 10-й класс.

Сценарий урока физики по теме «Молекулярно-кинетическая теория» – урока обобщения и повторения с хорошо организованной работой в группах, включающей применение моделей и иллюстративного дидактического раздаточного материала.

We propose a physics lesson plan on "Kinetic theory" - the lesson of generalization and repetition with a well-organized group work, including the use of models and illustrations of the didactic handouts.

Ключ. сл.: молекулярно-кинетическая теория, открытый урок по физике, урок обобщения и повторения, работа в группах, самодиагностика уровня усвоения, конкурс «Я иду на урок»,10 класс.

3.

Светлакова Е.С. (МОУ СОШ № 36, г. Талнах, Красноярский кр.). Свет. Распространение света. Урок изучения нового материала в рамках модульной технологии, 8-й класс. Сценарий урока физики по теме «Световые явления», построенный по модульной технологии.

В представленном модуле данного урока шесть учебных элементов, задающих самостоятельную учебную деятельность школьников. Карта для учителя помогает рационально использовать время урока. Технология рассчитана на хорошо читающих учащихся.

We give physics lesson plan on the theme "Light phenomena", built on the modular technology. The presented module consists of six training elements that define the independent learning activities of students. The teacher’s card helps to make rational use of the lesson time. The technology is designed for students who read well.

Ключ. слова: световые явления, урок по физике, изучение нового материала, первичное закрепление, модульная технология, конкурс «Я иду на урок», 8 класс.

4.

Дмитриев Г.В. dgw@yandex.ru (МОУ Новошимкусская СОШ, д. Полевые Буртасы, Яльчикский р-н, Чувашская Респ.). Линзы. Урок решения задач с компьютерной поддержкой, 11-й класс

Сценарий урока физики по теме «Оптика». Старшеклассники в увлекательной игровой форме, с использованием интерактивной презентации повторяют основные правила решения задач на геометрическую оптику. Приведены оригинальные экспериментальные задания: определение фокусного расстояния капли жидкости (вода, масло и др.), показателя преломления жидкости.

We present a physics lesson plan on “Optics”. The high school students in a fun way, using interactive presentation repeat the basic rules of solving tasks on geometric optics. We give some original experimental tasks: defining the focal length of a liquid drop (water, oil, etc.), the refractive index of the liquid.

Ключ. сл.: урок решения задач по физике, тема «Оптика. Геометрическая оптика», урок-интеллектуальная игра, компьютерная поддержка, конкурс «Я иду на урок», 11 класс.

5.

Потапова Т.С. (МОУ СОШ № 7, г. Череповец, Вологодская обл.). Игровые формы обучения – важнейшее условие мотивации и развития интереса к физике. Методические рекомендации.

Приведено методическое обоснование использования игровых форм обучения как важнейшего условия мотивации и развития интереса к изучению физики. В качестве примера описана игра на уроке по теме «Расчёт пути и времени движения» (раздел «Взаимодействие тел»), 7-й класс. Даны игровые формы обучения на различных этапах урока.

We give a methodological justification for using the game forms of training as an important condition of motivation and development of interest in the study of physics. As an example, we describe the game in the lesson on "Calculation of the path and time of movement" (section "Interaction of Bodies"), 7 th grade. We show some game forms of training at different stages of the lesson.

Ключ. сл.: игровые формы обучения, урок-игра, расчёт пути и времени движения, взаимодействие тел, 7 класс.

6.

Александрова Л.А. kurgan_pl8@mail.ru (ГОУ НПО ПЛ № 8, г. Курган). «Устами младенца». Внеурочное мероприятие в форме ТВ-игры. I курс.

Описано внеклассное игровое мероприятие в форме ТВ-игры «Устами младенца», направленное на повторение большого круга вопросов школьной физики на качественном уровне. Рассчитано на смешанную команду учащихся разного возраста. Способствует адаптации учащихся к активной умственной работе в нестандартных условиях.

We describe an extracurricular gaming event in the form of TV-game "out of the mouths of babes”, aimed at repetition of a large range of questions of the school physics at a qualitative level. The game is constructed for a mixed team of students of different ages. It facilitates students to adapt to an active mental work in unusual conditions.

Ключ. слова: игровые формы обучения, внеурочное мероприятие по физике, групповые формы работы, 7–9 классы

7.

Чаругин В.М., проф., charugin@yandex.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в апреле.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны. Приведена композиция Т. Сарацено «Галактики образуются на нитях [Вселенной], как капли росы на паутине», фото компактной гиперактивной галактики-дедушки в сравнении с Млечным Путём (внуком).

We give the star maps in the zenith, South and Northern parts of the horizon and consider the phases of the Moon. We show a composition by Thomas Saraceno, “Galaxies Forming Along Filaments [of the Universe] Like Droplets Along the Strands of a Spider’s Web”. We also show the photo of the compact hyperactive galaxy which is “a grandfather” as compared with the Milky Way (“grandson”).

Ключ. сл.: астрономия, звёздные карты, гиперактивная галактика, Млечный Путь.

8.

Карташов  Владимир Фёдорович  kartash@cspu.ru (ЧГПУ, г. Челябинск). Практические работы по астрономическим данным из Интернета.

Даны две  задачи (с решениями) по космическим снимкам на определение линейных размеров фрагментов Юпитера.

Following space images, we give two problems (with solutions) of determining the linear dimensions of fragments of Jupiter.

Ключ. сл.: астрономия, практическая работа, Юпитер.

9.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru (шк. № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Документ-камера на уроках и внеклассных занятиях.

Описаны устройство нового в арсенале учителя технического средства обучения – документ-камеры, электронном аналоге знакомых графо- и диапроектора. Показаны её возможности и варианты использования этого как средства отображения, записи и хранения видеоинформации.

We describe a device of a new technical training facilities of a teacher - document cameras that is an electronic analog of a familiar overhead and slide projector.  

Кл. слова: технические средства обучения документ-камера, устройство отображения видеоинформации, компьютеризированное рабочее место преподавателя.

10.

Тренировочный вариант ЕГЭ-2010. Сост. Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru, Грибов В.А. и др.

Приведен  модифицированный вариант заданий ч. 1 и 2, предлагавшихся в 2009 г. на Государственном едином экзамене выпускников средней школы, с решениями и критериями оценки. Вариант модифицирован в соответствии с требованиями 2010 г. 11 класс.

We give a modified sample of tests (parts one and two) of the Unified State Exam-2009 to secondary school graduates, with solutions and evaluation criteria. The modification is made in accordance with the requirements of 2010. Grade 11.

Кл. сл.: решение задач, вариант ЕГЭ.

11.

Раводин Е.М. emravodin@gmail.com (МОУ СОШ № 2, г. Прокопьевск, Кемеровская обл.). Давление. Сила Архимеда. Практикум по решению задач. Подготовка к ЕГЭ и ГИА. 9–11-й классы

Приведена подборка из 8 задач (с решениями) по гидро- и аэростатике, вызывающих трудности при подготовке к аттестации выпускников основной и полной средней школы.

We present a set of eight tasks (with solutions) on the hydro-and aerostatics causing difficulties in preparing for the certification of graduates of primary and upper secondary school.

Ключ. слова: давление, архимедова сила, третий закон Ньютона, практикум по решению задач, подготовка к ЕГЭ и ГИА, 9 класс, 10 класс, 11 класс.

12.

Почему  же, почему?.. (Подборка и пер. с англ. материалов Интернета. Булюбаш Б.В. borisbu@sandy.ru , г. Нижний Новгород, НГТУ им. Р.Е. Алексеева).

Подборка  интересных вопросов «из жизни» на физические темы: почему нам жарко при температуре окружающего воздуха, близкой к температуре нашего тела? Правильно ли считать газированную воду более лёгкой, чем негазированную? – с ответами экспертов.

With the answers of experts, we give a selection of interesting questions “of life” on physical topics: why we are hot at ambient temperature, close to the temperature of our body? Is it right to regard soda water lighter than the non-carbonated?

Кл. слова: газированная вода, человеческий организм как механизм, линзы, коэффициент термического расширения.

13.

Бражников М.А. birze@inbox.ru (ГОУ гимн. № 625, г. Москва). Из истории создания радио

С использованием исторически достоверных первоисточников рассмотрена история зарождения радиосвязи. Подчеркнут вклад нашего отечественного изобретателя проф. А.С. Попова, сконструировавшего первый радиоприёмник практического назначения и передавшего первую в мире радиограмму.

We regard the history of the origin of radio communication using historically accurate source material. We underline the contribution of Russian inventor prof. AS Popov who constructed the first radio receiver in practical purpose and sent the first wireless message.

Ключ. слова: история создания радио, А.С. Попов, Г. Маркони, беспроволочный телеграф.

14.

Как это устроено? Контактные линзы. (Пер. с англ. Н.Д. Козловой periodical@1sept.ru, г. Москва).

Популярно изложен способ получения и использование контактных линз.

We popularly describe the method of obtaining and using of contact lenses.

Кл. сл.: контактные линзы, коррекция зрения, Темы «Смачивание. Несмачивание. Оптика. Геометрическая оптика. Линзы», бифокальные линзы.