1.

Демидова М.Ю. <demidovaktv1@yandex.ru> (МИОО, г. Москва). Пропедевтические естественно-научные курсы.

Обоснована необходимость организации непрерывных естественно-научных курсов в начальной и основной школе для обеспечения преемственности школьного естественно-научного образования. Показано, что в отличие от школьного курса физики, где вариа­тивные программы отличаются друг от друга лишь порядком следования тех или иных тем, а также методическими подходами к их изучению, в пропедевтических естественно-научных курсах очень сильно влияние авторов именно на отбор содержания, что не позволяет обучаемым достичь единого целостного взгляда на природу. В основном эти курсы строятся на материале биологии с элементами географии и экологии, а элементы физики представлены очень скромно. Подчёркнуто, что основной обучающей целью пропедевтических курсов должно быть не раннее изучение тех или иных содержательных элементов, а формирование общеучебных умений и способов деятельности, которые востребованы в естественно-научных предметах, а именно:  приёмов работы с естественно-научной информацией и умений, связанных с освоением методов и приёмов научного познания. Приведены результаты наших школьников в международных интеллектуальных соревнованиях, которые свидетельствуют о большой роли внешкольной информации и достаточно высокой познавательной активности учащихся начальной школы. Сделан вывод о необходимости в соответствии со Стандартом второго поколения скорейшего перехода от школы памяти к школе деятельности.

We prove the necessity of the organization of continuous natural-scientific courses in primary and basic schools to ensure continuity of school natural-science education. It is shown that unlike the school physics course, where variative programs differ from one another only in the order of following of certain topics and methodological approaches to their study, the propaedeutic natural-scientific courses are strongly influenced by the authors in the content selection that does not allow students to achieve a single holistic sight at the nature. Essentially, these courses are based on materials of biology with elements of geography and ecology, and the elements of physics are presented very modestly. It is emphasized that the main purpose of the propaedeutic courses should not be an early study of various substantial elements, but the formation of general educational skills and ways of activity which are demanded in natural-scientific subjects, namely: techniques to work with natural-scientific information and skills related to development of methods and techniques of scientific knowledge. The results of our students in international intellectual competitions which demonstrate the great role of the out-of-school information, and a sufficiently high cognitive activity of students of elementary school. The conclusion of necessity of  a rapid transition from school of memory to school of activity .in accordance with the  Standard of second-generation.

Ключ. слова: пропедевтика физики, курс «Естествознание» в начальной и основной школе.

2.

Пигалицын Л.В. <levp@rambler.ru> (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). «Физика и окружающий мир». Программа дополнительного образования. Введение в физику и астрофизику. 5–6-й кл.

Представлена программа пропедевтического курса, преследующего две цели: 1)  дать в достаточном объёме познавательный материал, которого вследствие нехватки учебного времени в средней школе явно недостаточно для формирования удовлетворительного научно-технического кругозора учащихся и развития их мышления; 2) способствовать формированию уже к 7-му классу умений самостоятельно приобретать  знания, наблюдать и объяснять явления природы, пользоваться справочной и хрестоматийной литературой, ориентироваться в Интернете, уметь работать с компьютером и ознакомиться с простейшим виртуальным экспериментом. Программа рассчитана на 136 ч (по 2 ч/нед. в каждом классе). Как дополнительное средство достижения этих целей организуются непрерывные олимпиады по физике и астрономии. Описана организация таких олимпиад, приведены примеры заданий.

We present a program of the propaedeutic course with two purposes: 1) to provide a sufficient educational material, which is not enough for formation of a satisfactory scientific and technical outlook of students and to develop their thinking due to lack of teaching time in secondary school; 2) to promote formation (already to 7th grade) of skills to acquire knowledge independently, to observe and explain natural phenomena, to use reference and textbook literature, orientate oneself on the Internet, to be able to work with a computer and to familiarize oneself with the elementary virtual experiment The program is designed for 136 h (2 h / week. in each grade). Continuous Olympiads in physics and astronomy are organized as an additional means of achievement of these purposes.
We describe the organization of such competitions, some examples of tasks are given.

Ключ. слова: пропедевтика физики, введение в физику и астрофизику, 5–6 класс.

3.

Мишарина Т.В. (МОУ гимн. № 1, г. Сыктывкар, Респ. Коми). Объём тела. Урок  объяснения нового материала, 5-й класс. УМК Г.Н. Степановой (1 ч/нед.)

Представлен сценарий урока объяснения нового материала с компьютерной поддержкой по пропедевтическому курсу Г.Н. Степановой. Учащиеся измеряют объём тел правильной и произвольной формы, определяют точность измерений, учатся наблюдать, анализировать, делать выводы.

We present a computer assisted lesson plan on explanation of a new material at the propaedeutic rate by G. N. Stepanova. Students measure the volume of bodies of regular and arbitrary shapes, determine the accuracy of measurements, learn to observe, analyze and do conclusions

Ключ. слова: пропедевтика физики, УМК  Г.Н. Степановой, тема «Объём и его измерение», урок объяснения нового материала, конкурс «Я иду на урок», 5 класс.

4.

Боровкова Н.А. <kalegon@yandex.ru>, Замотина Е.Г. (ГОУ СОШ № 1028 , г. Москва). Тестовые задания

Даны два варианта тестовых заданий по учебнику Гуревича А.Е., Исаева Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6.

We give two variants of the  test tasks  under the textbook by Gurevich A.E., Isaev D.A. and Pontak L. S. Physics. Chemistry. 5-6.

Ключ. слова:  решение задач, тестовые задания, УМК  А.Е. Гуревича, 5–6 классы.

5.

Вискова М.А. <wma_8801@mail.ru> (МОУ СОШ № 37, г. Оренбург). Здравствуй, ФИЗИКА. Внеклассное мероприятие для учащихся 3–4-го классов.

Описан сценарий внеклассного игрового мероприятия с компьютерной поддержкой для учащихся 3–4-го классов, подготовленного и проведённого с помощью учащихся 10-го класса. В ходе мероприятия малыши отгадывают загадки, решают головоломки и задачи физического содержания, знакомятся с физическими терминами.

We describe a plan of a computer assisted after-school game action for students of 3–4 Grades that is prepared and conducted with the help of students of 10 Grade. During the event, the kids guess riddles, solve puzzles and  some  tasks of physical content,. get acquainted with physical terms.

Ключ. слова: игровые формы обучения, пропедевтика физики, внеурочное мероприятие по физике, 3–4 классы.

6.

Чаругин В.М., проф. <charugin2010@mail.ru> (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в июле.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведён рисунок созвездий  Волка и Центавра из «Уранометрии» Ас-Суфи и фото галактики Гамбургер Гомеса.

We describe the star maps in the zenith, South and Northern parts of the horizon and consider the phases of the Moon, planets and meteoric streams.  We present an image of the constellations of the Wolf and Centaurus from the "Uranometria" by Al-Sufi, and photos of the galaxy Gomez's Hamburger.  

Ключ. слова:  астрономия, звёздное небо, созвездия Волка и Центавра, туманность Гамбургер Гомеса.

7.

 

Карташов  В. Ф.  kartash@cspu.ru (ЧГПУ, г. Челябинск). Практические работы по астрономическим данным из Интернета.

Дана задача (с решением) на определение широты местонахождения горы в Национальном парке Рашмор (США) по фото ночного неба с Большой Медведицей над этой горой.

We give a task (with the solution) to determine the latitude of location of a mountain in  the Rushmore National Park (USA) with the help of a photo of the night sky with the Great Bear over this mountain.

Ключ. слова: астрономия, широта места наблюдения, гора Рашмор, подвижная карта звёздного неба.

8.

Савинкова Г.Л. <cabinkoba@yandex.ru> (МОУ СОШ № 37, г. Оренбург). Путешествие в Изумрудный город. Сценарий мероприятия для 3–4-го  классов,  Неделя науки

Приведён сценарий внеурочного пропедевтического мероприятия для учащихся 3–4-го классов, подготовленного и проведённого с помощью 10-классников в форме экскурсии в кабинет физики. Герои известной сказки в театрализованном представлении демонстрируют занимательные физические опыты, проводят игру с учениками, выступают в роли экскурсоводов.

We describe a plan of an after-school propaedeutic action for students of 3–4 Grades that is prepared and conducted with the help of students of 10 Grade in the form of an excursion to the school cabinet of physics. Heroes of a known fairy tale in the dramatized representation show entertaining physical experiments, carry out the game with the students, act in a role of guides.

Ключ. слова:  игровые формы обучения, пропедевтика физики, внеурочное мероприятие, занимательные опыты, 3–4 классы.

9.

Шеина И.В. <irinasheina@mail.ru> (МОУ лицей № 23, г. Кемерово). М.В. Ломоносов – первый российский академик.. Урок-конференция, 5 класс.

Описан сценарий внеурочного пропедевтического мероприятия  – конференции, посвящённой жизни и деятельности М.В. Ломоносова, адаптированной к возрасту учащихся 5-го класса,

We describe a plan of an after-school propaedeutic action – a conference  devoted to the life and activity of M.V. Lomonosov, adapted for the age of students of 5-th Grade.

Ключ. слова:  игровые формы обучения, пропедевтика обучения физике, внеурочное мероприятие по физике, М.В. Ломоносов, 5 класс.

10.

Тормышова О.И. <school69@lipetsk.ru> (МОУ СОШ № 69, г. Липецк). Знакомьтесь – ФИЗИКА! Кукольный пропедевтический спектакль для учащихся начальной школы на Неделе физики.

Приведен сценарий кукольного физического спектакля для учащихся начальной школы, подготовленного и исполненного учащимися старших классов.

We describe a plan of a doll physical performance for students of the primary school prepared and executed by students of the secondary school.

Ключ. слова:  игровые формы обучения, пропедевтика физики, внеурочное мероприятие по физике, 3–4 классы.

11.

Маркова С.Н. <snm2003@bk.ru> (физфак МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Готовимся к ЕГЭ по математике на уроках физики (или к ЕГЭ по физике на уроках математики).

Рассмотрены физические задачи, вошедшие в ЕГЭ-2010 по математике. Приведены комментарии и ответы. Рекомендуется их использование при повторении курса физики и подготовке к ЕГЭ-2010 по физике.   

We consider some physical tasks included in the Unified State Exam-2010 in mathematics.  Comments and answers are shown. We recommend them to use at recurrence of the rate of physics and for preparation to the Unified State Exam-2010 in physics.

Ключ. слова: ЕГЭ-2010 по математике, ЕГЭ-2010 по физике, методика решения задач, 11 класс.

12.

Проф. Мукушев Б.А. <bazarbek1@rambler.ru> (Семипалатинский ГПИ, г. Семей, Респ. Казахстан). Физические задачи на использование метода математической индукции.

На примере пяти задач из разных областей физики продемонстрирован один из методов решения физических задач  – метод математической индукции.  

On an example of five tasks from different areas of physics, we demonstrate one of methods of decision of physical problems – the method of mathematical induction.

Ключ. слова: решение задач по физике, методика решения задач, метод математической индукции.

13.

Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ. материалов из Интернета).

Подборка интересных вопросов «из жизни» на физические темы: почему сплющилась плотно закупоренная бутылка кока-колы, надолго забытая в холодильнике? почему полярные медведи не мёрзнут? могут ли маятниковые часы ускорить или замедлить свой ход вследствие глобального потепления?   – с ответами экспертов.

We give a selection of interesting questions « from a life » on physical themes. Why a densely corked bottle of coca-cola for a long time forgotten in a refrigerator was flattened? Why polar bears do not freeze?  Whether can accelerate or slow down pendular clock the course owing to global warming? – With answers of experts.

Ключ слова: газовые законы, термодинамика, аэродинамика.

14.

Как это устроено? Зелёные крыши. (Пер. с англ. Н.Д. Козловой.)

Популярно описан сравнительно новый способ смягчения экологической обстановки в городах путём организации озеленения на крышах. Показан его положительный эффект.

We popularly describe a rather new way of mitigation of ecological conditions in cities by the organization of gardening. Its positive effect is shown.

Ключ. слова: экологическая обстановка, «зелёные крыши».