1.

Карташов В.Ф. <kartash@cspu.ru> (ЧГПУ, г. Челябинск). Задачи по произведениям А.П. Чехова.

Предложены задачи по текстам астрономического содержания из произведений А.П. Чехова в связи со 150-летием со дня его рождения. Темы: восход и заход Солнца и Луны, их свечение, видимость  звёзд в разные времена года, солнечные и лунные затмения. Приводятся методические рекомендации для создания проблемных учебных ситуаций, решение  которых учащиеся под руководством учителя находят в ходе фронтального обсуждения.

In connection with 150th anniversaries of the birth of A.P. Chekhov, we offer some tasks from the texts of astronomical content from his works. Topics: rising and setting of the Sun and the Moon, their glow, the visibility of stars in different seasons, solar and lunar eclipses. We give methodical recommendations to create problem educational situations, the decision of which is found by the students under the direction of the teacher in a frontal discussion.

Ключ. слова: решение задач по астрономии, задачи по литературным произведениям

2.

Саввичева  В.П. <prunya@mail.ru>, Коробкова Л.Ю., Ташкинова Г.Г., проф. Чаругин В.М. <charugin2010@mail.ru>,  (ДНТТМ, МПГУ, г. Москва). Интеллектуальный астрономический праздник.

Приведено описание интеллектуального астрономического праздника «День космонавтики. Новости о планетах и спутниках», совмещающего познавательную и игровую деятельность. На первом этапе праздника вводится научная информация. Далее полученные знания закрепляются через подвижные игры, интеллектуальные конкурсы, викторины, творческое конструирование и театрализованные мини-постановки.  При подведении итогов анализируется действие каждой команды на каждом этапе.  Участники награждаются дипломами, грамотами, книгами, картами звёздного неба.

We give a description of an intellectual astronomical holiday «Day of astronautics. News about planets and satellites» which combines cognitive activity and a game parts. At the first stage of a holiday, the scientific information is entered. Further the received knowledge are fixed through mobile games, intellectual competitions, quizzes, creative design and the dramatized mini-statements.  At summarizing action of each command at each stage is analyzed. All participants are awarded with diplomas, letters, books, cards of the star sky.

Ключ. слова: учебные игры, дополнительное образование, астрономический праздник, День космонавтики.

3.

Иванова В.А, Лупенкова А.А., Махова О.В. Леханова Г.Н. <giv2256@mail.ru>, МОУ гимназия им. Ф.К. Салманова, г. Сургут, ХМАО-Югра. Земля – наш космический дом.

Описано внеурочное мероприятие «Парад наук», представляющее собой спектакль, построенный на стихах Е. Ефимовского. В занимательной форме описываются факты из истории открытий в физике, химии, биологии, географии. К проведению мероприятия привлекаются учителя естественных наук, ученики разного возраста – от 3-го до 11-го классов. Урок проходит в сопровождении презентации, которая представлена в электронных приложениях к № 13/2010 и на диске-приложении к № 16/2010.

We describe an after-hour action «Parade of sciences», representing the performance constructed on verses of E.Efimovsky. In the entertaining form, many facts from history of opening in the physics, chemistry, biology, geography are given. Teachers of natural sciences are involved in carrying out of the action, and the students of different ages participate – from 3th to 11th grades. The lesson passes in support of presentation which is presented in electronic applications № 13/2010 and on CD-ROM to № 16/2010).

Ключ. слова: внеурочное мероприятие по физике, групповые формы работы, 3–11классы.

4.

Корчагина Н.Н. <korchaginann@rambler.ru> (МОУ СОШ № 23, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Галилео Галилей. 7–8 классы.

Представлен сценарий внеклассного мероприятия по физике, посвящённого четырёхсотлетию изобретения телескопа Галилео Галилеем в 1609 г. Два ученика-ведущих рассказывают о жизни великого Галилея, сопровождая свой рассказ презентацией с музыкальным сопровождением (см. также электронные приложения к № 13/2010 и 16/2010).

We present a plan of an out-of-class action for physics, devoted to four hundred of invention of the telescope by Galileo Galilei in 1609. Two students, leading a lesson, tell about life of great Galilei. They accompany the story with presentation with music (see also electronic appendixes to № 13/2010 and 16/2010).

Ключ. слова: нетрадиционные уроки физики, внеклассное мероприятие по физике, День физики, Галилей.

5.

Вершинин П.А. <garuda@udmnet.ru> (МУК ГКМ, г, Глазов, Удмуртская Респ.)
Астрономия в краеведческом музее.

Представлена работа отдела астрономии Глазовского краеведческого музея по пропаганде астрономии в условиях отмены этого учебного предмета в школе. Описаны разработанный в музее проект мобильного астрономического комплекса – победителя  конкурса «Научный музей XXI века» – и первые результаты его деятельности.

We tell about work of the department of astronomy of the Glazov regional museum on propaganda of astronomy in the conditions of abolition of this educational object at school. We also describe the project of a mobile astronomical complex developed in the museum – the winner of competition «the Scientific museum in XXI century» – and the first results of its activity.

Ключ. слова: астрономия, планетарий, краеведение, музей науки, образовательный проект.

6.

Чаругин В.М., проф. <charugin2010@mail.ru>  (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в августе.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведён рисунок созвездия  Змееносца из звёздного атласа «Зеркало Урании» Иосафата Аспина и фото далёких галактик, выполненное космическим телескопом Хаббл (1500 галактик блеском до 30m в поле зрения площадью около 1 квадратной дуговой минуты). Самые слабые на снимке галактики образовались спустя всего 2 млрд лет после образования Вселенной, то есть мы наблюдаем молодую Вселенную. А всего галактик в нашей Вселенной, по оценке, 2·1011.

We describe the star maps in the zenith, South and Northern parts of the horizon and consider the phases of the Moon, planets and meteoric streams.  An image of the constellation Ophiuchus from the star atlas «Urania’s Mirror» by Jehoshaphat Aspin and a photo of distant galaxies are shown. This photo is performed by the Hubble Space Telescope (1500 galaxies shine up to 30m in the field of view of an area of about 1 square arc minutes). The weakest galaxies in the picture were formed after only 2 billion years after the formation of the Universe, that is, we see a young Universe. The total number of galaxies in our Universe, is estimated as 2·1011.

Ключ. слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, созвездие Змееносца.

7.

Шефер О.Р.  <shefer-olga@yandex.ru>  (ЧГПУ, г. Челябинск). Задания астрономического содержания на установление соответствия.

Даётся понятие «задание на установление соответствия с астрономическим содержанием», очерчены дидактические задачи, решаемые учителем в ходе организации их решения. Приведены примеры заданий, способствующих углублению знаний сущности изучаемых законов, систематизации методологических представлений об истории развития астрономии, выявляющих и устанавливающих причинно-следственные связи между явлениями различной природы.

We give the concept «the task for an establishment of conformity with an astronomical content», the didactic problems solved by the teacher during the organization of their decision are outlined.  Examples of the tasks assisting a deepening of knowledge of essence of studied laws are shown as well as ordering of methodological concepts about history of progress of the astronomy, revealing and establishing relationships of cause and effect between the phenomena of the various nature.

Ключ. слова: астрономия, задания на установления соответствия.

8.

Короленко П.В, Маркова С.Н., Спажакин В.А.  (физфак МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). «Золотое сечение» в физике.

Рассмотрено проявление законов «золотого сечения» в физических задачах и природных объектах. Показано что учебный материал, отражающий свойства и проявления «золотого сечения», может быть весьма полезен с точки зрения формирования умения выделять в изучаемом явлении важные особенности, искать возможности для их объяснений и обобщений. При этом содержащаяся в этом материале в явном виде эстетическая компонента будет способствовать его закреплению и развитию физической интуиции.

We consider a display of laws of Gold section in physical problems and natural objects. It is shown that a teaching material reflecting properties and displays of the Golden section can be rather useful from the point of view of formation at pupils of ability to allocate the important features in the studied phenomenon, to search for possibilities for their explanations and generalizations. An aesthetic component containing in this material will promote its fastening and development of physical intuition.

Ключ. слова: «золотое сечение», методика преподавания, решение физических задач.

9.

Сурдин В.Г. <surdin@sai.msu.ru> (ГАИШ МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Простые астрозадачи.

Приводятся 57 простых астрономических задач с ответами. Содержание задач включает в себя историю астрономии, начиная с древних времён, физические условия на планетах Солнечной системы, парадоксы, встречающиеся в литературе, устройство телескопов и даже юмористические ситуации.  

We give 57 entertaining astronomic tasks with answers. The content of the
problems includes history of astronomy since ancient times, physical conditions on planets of Solar system, paradoxes in the literature, arrangements of telescopes, and even some comic situations. 

Ключ. слова: решение задач, астрофизика.

10.

Попов С. <sergepolar@gmail.com> (ГАИШ МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Магнитары, барстеры и другие компактные чудеса.

Представлен обзор современного состояния новых направлений в исследовании космоса – рентгеновской и гамма-астрономии. Охарактеризованы дискретные источники космического рентгеновского излучения, которыми являются главным образом так называемые компактные звезды: белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры.

We present a review of the modern state of new directions in research of the space by x-ray and gamma-astronomy. The discrete sources of space x-ray radiation, which are mainly the so-called compact stars, are briefly characterized white dwarfs, neutron stars, black holes.

Ключ. слова: астрофизика высоких энергий, чёрные дыры, нейтронные звёзды, магнитары, пульсары, квазары, барстеры, рентгеновский диапазон, гамма-диапазон.

11.

Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ. материалов из Интернета)

Ответы экспертов на вопрос: правда ли, что в лунных породах обнаружена вода?

Answers of experts to the question: is it true,  that in lunar rocks found out water?

Ключевые слова: лунные экспедиции, «Аполло», вода на Луне.

12.

Как это устроено? Спутниковое радио. (Пер. с англ. Н.Д. Козловой.)

Популярно описан принцип работы системы спутникового радио, которая позволяет пользователю принимать заказанный набор программ (до сотни каналов), находясь в любом месте зоны покрытия. Такие услуги в мире пока предоставляют только две компании: Sirius (зона покрытия – территория  США) и WorldSpace (зона покрытия  – территория  стран Африки, Азии и Европы)

We describe  the principle of work of the system of satellite radio, which allows the user to accept the ordered set of programs (up to hundreds of channels) in any place coverage. Now only two companies in the world give such services: Sirius (an area of coverage is the territory of the USA) and Worldspace (an area of coverage is the territory  of countries of Africa, Asia and Europe).

Ключевые слова: спутниковое радио, спутниковая связь, спутник связи.