1.

Белых Н.Г.  <nataliabelykh@rambler.ru> (ГОУ лицей № 1535, г. Москва). Основы модульной технологии обучения физике в средней школе.
Показано как зародилась, развивалась и изменялась модульная технология. Раскрыта суть модульного обучения. Представлены различные точки зрения на понятие «модуль». Обобщены и выделены преимущества и недостатки модульного обучения.

We show how the modular technology has arisen, developed and changed. The essence of modular training is presented. The various points of view on concept "module" are presented. Advantages and lacks of modular training are generalized and allocated.

Ключ. слова: модульная технология, история и основные принципы модульного обучения.

2.

Коршунова О.В. <okorchun.@mail.ru>  (ВятГГУ, г. Киров). Уровнево-стилевая дифференциация в рамках модульной технологии.

Представлены основные принципы авторской психодидактической системы, построенной на уровнево-стилевой дифференциации в рамках модульной технологии и позволяющей учитывать психофизиологические и индивидуально-личностные особенности обучающихся  в  малочисленных сельских школах. Система позволяет решить проблему традиционного отставания сельских школьников по общеобразовательному уровню от городских сверстников. Примеры двух модулей 3-го уровня сложности со стилевой дифференциацией по теме «Тепловые явления» приведены в электронных приложениях к № 14/2010 и на диске-приложении к № 16/2010.

We present basic principles of the authorial psycho-didactic system built on the level-stylish differentiation within the framework of module technology and allowing to take into account psycho-physiological and individually-personal features of students in small village schools. The system allows to decide the problem of traditional lag of rural students in the general level from town coevals. Examples of two modules of the third level of complexity with the level-style differentiation on "Thermal phenomena" are given in electronic applications to № 14/2010 on the disk-appendix to № 16/2010.

Ключ. слова:  дифференцированное обучение, личностно-ориентированный подход, когнитивный стиль, учебный модуль, уровнево-стилевая  дифференциация.

3.

Соловьёва  ТМ. <tumanshet@mail.ru> (МОУ СОШ № 16, г. Бирюсинск, Иркутская обл.). Способы изменения давления. 7  класс.

Приведен  сценарий личностно-ориентированного урока объяснения нового материала с уровнево-стилевой дифференциацией по теме «Взаимодействие тел. Сила», 7 класс. Урок проводится после тестирования, проведённого психологом школы, который выясняет основной канал восприятия каждого учащегося и делит класс 4 группы: аудиалы, визуалы, кинестеты и полимодалы. Соответственно организуется дифференцированное изучение нового материала.

We give a detailed description of a personality-oriented lesson of explaining the new material with level-stylish differentiation on «Interaction of bodies. Force», 7th grade. The lesson is spent after the test, conducted by psychologist school, which finds out the basic channel of perception of each student. Students are divided into 4 groups: audiles, visuals, kinesthetic learner, and polymodal learner. According to this division the differentiated studying a new material is organized.

Ключ. слова: уровнево-стилевая дифференциация, модульная педагогическая технология, тема «Давление», 7 класс.

4. 

Синица А.А. <saassl@mail.ru>  (ГУО СШ № 2 им. Н.П. Массонова, г. Свислочь, Гродненская обл., Респ. Беларусь). Уровневая дифференциация. Трёхуровневая модульная программа по теме «Взаимодействие тел. Сила» с примером модуля «Решение задач по теме “Сложение сил. Равнодействующая сила”. Самостоятельная работа по теме “Сила упругости. Вес тела. Еди­ница силы. Сложение сил”», 7  класс. Фрагмент КР, выполненной в рамках дистанционного курса 16-005 Коршуновой О.В. «Учёт особенностей мышления...»

Приведена трёхуровневая  модульная программа по теме «Взаимодействие тел. Сила» (14 модулей), а также модуль М10 3-го уровня сложности «Решение задач по теме «Сложение сил. Равнодействующая сила, 7  класс. Варианты этого модуля  1-го и 2-го уровней сложности, а  также трёхуровневый модуль М11 «Трение. Сила трения» даны в электронных приложениях к № 14,2010.

We give a three level modular program on «Interaction of bodies. Force» (14 modules), as well as the module M10 of the third level of complexity "Solving Problems on the theme «The addition of forces. The resultant force»”, 7th grade. Variants of this module of the first and second levels of complexity, as well as a three level module M11 «Friction. Force of friction» are given in electronic applications to № 14, 2010.

Ключ. слова: уровневая дифференциация, модульная педагогическая технология, модульная программа, тема «Взаимодействие тел. Сила», 7 класс.

5. 

Алексеева М.А. <school1105@mail.ru> (МОУ СОШ № 11, г. Искитим, Новосибирская обл.).  Световые кванты.

Приведена модульная программа по теме  «Световые  кванты» (8 модулей)  и модуль М4 «Фотоны» 2-го уровня сложности, 11 класс, а также сценарий игрового урока обобщения и повторения «Крестики-нолики». Ещё три модуля: М1 «Зарождение квантовой теории. Фотоэффект», М2 «Теория фотоэффекта» и М3 Решение задач по теме «Фотоэффект» приводятся в электронных приложениях к № 14/2010.

We give the modular program «Light quanta» (8 modules) and the module М4 «Photons» of the second level of complexity, grade 11, as well as a plan of a playing lesson of generalization and repetition «crosses-zeros». Another three modules: M1 «The Birth of quantum theory. Photoeffect», M2 «Theory of the photoeffect» and M3 – «Solution of problems on the „Photoeffect”» are given in electronic applications to № 14/2010.

Ключ. слова: уровневая дифференциация, модульная педагогическая  технология, тема «Световые кванты», 11 класс.  

6. 

Хлебников  Г.Аschp-omut@yandex.ru  (МОУ Омутнинская СОШ, п. Лесные Поляны, Омутнинский р-н, Кировская обл.). Учебно-тренировочные карты как эффективное средство обучения. Уровневая дифференциация. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина. «Физика 7–9».8  класс

Для представления учебного материала межпредметного характера предлагается использовать учебно-тренировочные карты (УТК). В предлагаемых УТК усилен практический аспект содержания, систематизированы сведения о физических и социальных явлениях, отражена связь с другими учебными предметами – ОБЖ, математикой, географией, биологией, историей, экологией, физкультурой. По форме – это раздаточный материал индивидуально-группового использования, с которыми можно организовать учебную работу на 4 уровнях сложности. В качестве примера рассмотрена методика применения УТК в 7 классе при изучении темы «Введение». Полностью УТК для 7-9 классов с вопросами для контроля приведены в электронных приложениях к № 14/2010 и на диске-приложении к № 16/2010.

We offer to use educational training cards (ETC) as representation of a teaching material of intersubject character. The practical aspect of the content is increased in the offered ETC, information is systematized about the physical and social phenomena, the connection is reflected with other educational objects – Basics of Life Safety (BLS), by mathematics, geography, biology, history, ecology, physical culture. In the form, the card is a distributing material of individually-group use with which it is possible to organize study at 4 levels of complexity. As an example, we consider application of the technique of ETC in 7th grade in studying the topic «Introduction». Fully ETC for grades 7–9 with topics for the control are given in electronic applications to № 14/2010 and on the disk-appendix to № 16/2010.

Ключ. cлова: методология обучения физике, систематизация знаний,
межпредметные связи.

7. 

Евсикова С..А.  <Evsikova-Sveta@mail.ru>  (Киреевская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Киреевск, Тульская обл.). Испарение и конденсация. Модульное обучение: дифференцированные задания. Модуль М4, тема «Тепловые явления», УМК: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин. 8 класс

Приведен план-конспект урока объяснения нового материала  в соответствии с модулем 2-го уровня сложности «Испарение и конденсация, 8 класс. Обучаемые обладали дифференциальным когнитивным стилем.  Полностью модульная программа по теме  «Тепловые явления» (16 модулей, каждый рассчитан на один урок) представлена в электронных приложениях  к № 14/2010 и на на диске-приложении к № 16/2010.

We give a plan of a lesson of explaining new material in accordance with the module of the second level of complexity «Evaporation and condensation», 8th grade.  The taught have the differential cognitive style. Fully the modular program on «Thermal phenomena» (16 modules, each designed for one lesson) is presented in electronic applications to № 14/2010 and on the disk-appendix to № 16/2010.

Ключ. слова: уровнево-стилевая дифференциация, модульная педагогическая технология, тема «Тепловые явления», 8 класс.

8. 

Вечканова Е.А. <vechkanova69@mail.ru> (ГОУ СОШ № 1150, кафедра  ТиМОФ МПГУ, г. Москва). Проектно-модульная система обучения. Личностно-ориентированное обучение: модульное планирование курса физики.  УМК: А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.  «Физика 7–9», 68 ч/год (2 ч/нед.), 7–9   классы.

Представлено календарно-тематическое (?) курса физики основной школы (7– 9 классы, УМК: А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник) в рамках авторской проектно-модульной системы обучения. В этой системе сочетаются основные идеи традиционной модульной системы обучения и проектной деятельности учащихся, что  обеспечивает переход школьников на более высокий уровень познавательной деятельности через формирование познавательной самостоятельности и мотивации к изучению физики. Изучению одного модуля посвящается несколько занятий разного типа в рамках одной темы. По ходу изучения темы учащиеся выполняют самостоятельные проектные работы, учитель выполняет роль консультанта. Завершается каждый модуль уроками (как правило, тремя) защиты проектов. Последний модуль в программе защищается после уроков итогового повторения за курс данного класса. К некоторым урокам подобраны задачи повышенной сложности для учащихся, проявляющих способности и интерес к изучению физики. В качестве примера приведено поурочное тематическое планирование темы 1 «Физические методы изучения природы» (7 класс), сценарий урока комплексного применения знаний «Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар» (8 класс) и задания для стендовых сообщений (одна из форм предварительного представления проекта) (9 класс).  Полностью оба типа планирования  для основной школы и сопутствующие материалы представлены в электронных приложениях к № 14/2010 и на на диске-приложении к № 16/2010.

We present the calendar-case planning of the physics course of basic school (grades 7–9) by A.V. Perishkin and E.M. Gutnik within the framework of the authorial modular training system. This system combines the basic ideas of traditional modular system of training and project work of students, which ensures the transition of students to a higher level of cognitive activity through the formation of cognitive independence and motivation to study physics. A few employments of different types are devoted to the study of one module within the framework of one theme. In the course of the study subjects, students perform independent project works, while the teacher executes the role of consultant. Every module is completed by the lessons (as a rule, three) of defence of projects. The last module in the program is protected after the lessons of the final repetition of the course of this class. To some lessons the tasks of increased complexity are selected for students, who exhibit the ability and interest in the study of physics. An example, we give the job thematic planning of the theme 1 «Physical methods for the study of nature» (grade 7), the plan of the lesson of integrated application of knowledge «Evaporation. Saturated and unsaturated steam integrated application of knowledge «Evaporation. Saturated and unsaturated steam» (grade 8), and tasks for stand reports (one of the forms of preliminary presentation of the project) (grade 9). Fully two types of planning for basic school and related materials are presented in electronic applications to № 14/2010 on disk-appendix to № 16/2010.

Показано, что основной целью проектно-модульной системы является. В обобщенном виде показано, что  одним из условий подготовки учащихся к самообразованию, воспитанию познавательной активности и самостоятельности, развития их индивидуального стиля познавательной деятельности выступает обоснованная с научно-методической точки зрения организация познавательной деятельности, что в полной мере обеспечивается по нижеизложенной системе обучения

We present the planning of primary school physics course at design-modular system of training. It is shown that the main purpose of the design-modular system is the transfer of students to a higher level of cognitive activity through the formation of students' cognitive independence and motivation to study physics. In the generalized kind, it is shown that one of the conditions of preparation of students for self-education, education of cognitive activity and independence, developing their individual style of cognitive activity, the organization of cognitive functions appears reasonable from a scientific and methodological points of view hat are fully guaranteed by the training system outlined below.

Ключ. слова: уровневая дифференциация, модульная педагогическая технология, проектно-модульная система обучения, 7 класс.

9. 

Белюстов В.Н.  <belyustov@yandex.ru> (БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Памятные даты: Давид Альбертович Франк-Каменецкий.

Кратко изложена биография Давида Альбертовича Франк-Каменецкого, известного советского физика, одного из разработчиков советских атомной и водородной бомб, в связи со столетием со дня рождения.

We give a brief biography of David Albertovich Frank-Kamenetsky, a known Soviet physicist, one of the developers of the Soviet atomic and hydrogen bombs in connection with the centenary of the birth.

Ключ. слова: Д.А. Франк-Каменецкий.  

10.

Кудинов В.В . <kudinov_vv@ipk74.ru>  (ЧГПУ, ЧИППКРО, г. Челябинск).
Учебные игры.

Рассматривается использование игровых технологий в опережающем курсе физики, использование экспериментальных задач и заданий в игровой деятельности учащихся.

We consider the use of gaming technologies in an advanced course of physics, the use of experimental tasks and assignment in gaming activity of students.

Ключ. слова: учебная игра, игровые технологии, экспериментальные задачи и задания, пропедевтика физики.

11.

Жучкова Е.М. <egik0809@rambler.ru>  (МОУ СОШ № 10 с УИОП, г. Дмитров,  Московская обл.). «Устами младенца глаголет... физика». Занятие в форме ТВ-игры, 10–11 классы с участием пятиклассников.

Описан сценарий дидактической игры, которая проводится в рамках школьного Дня физики и математики и предназначена для учащихся физико-математических классов старшей школы (10–11 классы), хотя с успехом проходит и среди учащихся общеобразовательных классов, проявляющих повышенный интерес к изучению физики. Для пропаганды пропедевтики физики к подготовке игры приглашаются младшие школьники.

We describe a plan of a  didactic game, which is part of the school Day in physics and mathematics and is designed for students of physics and mathematical classes of secondary school (grades 10–11) although the success is also among students of secondary classes with general education, showing increased interest in studying physics. To prepare the game, younger students are invited for propagation of propaedeutics of physics.

Ключ. слова: учебная игра, игровые технологии, экспериментальные задачи и задания, пропедевтика физики.

12. 

Богданов К.Ю. <kbogdanov1@yandex.ru>  (лицей № 1586, г. Москва). Летние грозы.

В форме увлекательного рассказа сообщается о молниях и об изобретении громоотвода Б. Франклином.

In the form of the fascinating story, we tell about lightning and about the invention of a lightning rod by B. Franklin.

Ключ. слова: гроза, молния, громоотвод.