1.

Кузьмичёва Т.Ю. <tyuk2001@mail.ru> (МОУ гимн. № 38, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Задачи из карстовых пещер.

Представлены задачи на практическом материале из детских исследовательских экспедиций прошедшего лета. Решение таких задач на первом в учебном году уроке мотивирует учащихся и к учёбе, и к исследовательской проектной работе.

On a practical material, we present the problems from children's research expeditions of the last summer. The solution of such problems at the first lesson of the  academic year motivates students both to learn and to research project work

Ключ. слова: технология составления и решения прикладных задач, 10–11 классы.

2.

Дубова И.Н. (МОУ СОШ № 2, г. Гагарин, Смоленская обл.). Как физики познают мир. Второй урок физики. Учебник: Громов С.В., Родина Н.А. «Физика.7 класс».

Для облегчения вхождения детей в мир трудной науки физики и повышения мотивации к его изучению учитель на втором уроке курса увлекательно рассказывает о методах изучения природы учёными, давая возможность школьникам самим «пооткрывать». При достаточном объёме информации стиль работы на уроке – радостный, оптимистичный. Дети выполняют несложные познавательные задания, в том числе экспериментальные,   знакомятся с правилами техники безопасности.  

We believe that for simplification of occurrence of children in the world of a difficult science of physics and for motivation increase to its studying, the teacher at the second lesson of the course can tell how scientists study the nature, giving the chance to students «to discover a little» by themselves. At sufficient volume of the information, the style of the work at the lesson is joyful, optimistic. Children perform simple cognitive tasks, including experimental, get acquainted with safety precautions regulations.

Ключ. слова: решение задач по физике, второй урок физики, 7 класс.

3.

Салмина И.В. <ir_salm@mail.ru> (МОУ СОШ № 3, г. Гагарин, Смоленская обл.). Мой первый урок.

Представлен план-конспект первого урока курса физики в основной  школе, 7 класс. Чтобы заинтересовать детей, учитель рассказывает им о великих открытиях и великих учёных, показывает интересные эксперименты и обсуждает их результаты с учениками.

We give a plan of the first lesson of the course of physics in secondary school, 7th grade. To interest the students, the teacher tells about great openings and great scientists, shows interesting experiments and discusses their results with the students.

Ключ. слова: первый урок физики, 7 класс.

4.

Батяйкина Е.В. <elena10167mail.ru> (МОУ СОШ № 1, г. Анапа, Краснодарский кр.). Агрегатные состояния вещества. Урок-исследование с компьютерной поддержкой, 7  класс.

 Представлен урок-исследование по теме «Агрегатные состояния вещества», 7 класс. Школьники, разбившись на три группы, экспериментально исследуют механические свойства веществ соответственно в одном из трёх агрегатных состояний. Слабые ученики («теоретики») работают на компьютере с обучающей программой. В конце урока ребята самостоятельно обобщают изученный материал, составляя структурно-логическую схему по теме.

We describe the lesson-research on the theme «Aggregate states of matter», grade 7. Students having broken into three groups, experimentally investigate mechanical properties of substances, respectively, in one of three aggregate states. Weak students («theorists») work on a computer with the training program. In the end of a lesson the students independently generalize the studied material, making the structurally-logic scheme on a theme.

Ключ. слова: урок-исследование, тема «Первоначальные сведения о строении вещества», групповая работа, компьютерная поддержка, 7 класс.

5.

Канаичева М.В. <pus9856@yandex.ru> (Пустошенская МОШ, ст. Пустошь, Шуйский район, Ивановская обл.) Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества. Урок обобщения и систематизации, 2 ч. 8  класс.

Приводится план урока обобщения и систематизации по теме «Тепловые явления» (8 класс), проводимого в увлекательной форме. Ребятам задаются физические загадки и занимательные вопросы по теме. Учащиеся работают индивидуально (решают задачи), в парах (проводят эксперименты) и в группах (составляют рассказы по теме). Группы представляют презентации, которые были заданы за неделю до урока. В конце урока на доске коллективными усилиями составляется итоговая таблица, каждый ученик заполняет лист самооценки своей работы.

We give a plan of a lesson of generalization and systematization on the theme «Thermal phenomena» (8th grade) conducted in an entertaining manner. The students receive physical puzzles and amusing questions on the theme. They work individually (solve tasks), in pairs (carry out experiments) and in groups (make the stories on subject matter). Groups demonstrate presentations that were given a week before the lesson. A final table is made on the board by collectively efforts at the end of the lesson, each student fills a sheet of self-evaluation of his own work.

Ключ. слова: обобщающий урок, конкурс «Я иду на урок», тема «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества», групповая работа, решение задач, 8 класс.

6.

Воробьёва Е.А. <vorobyovevg@yandex.ru>  (МОУ лицей № 40, г. Орёл). Кипение. Удельная теплота парообразования. Урок изучения нового материала, 8  класс.

Приводится план  урока изучения нового материала по теме «Тепловые явления», 8 класс, с целью познакомить учащихся с явлениями кипения и парообразования, научить объяснять эти процессы на основе молекулярно-кинетической теории. На фоне демонстрационного эксперимента (нагревание воды в колбе) проходит фронтальный опрос с коллективным построением графика процесса на доске и решением задач трёх уровней сложности, причём уровень сложности дети выбирают для себя сами. По ходу урока демонстрируются учебные видеоролики, в том числе снятые школьниками.

We present a plan of a lesson of learning new material on the theme «Thermal phenomena» (8th grade) on purpose to acquaint student with the phenomena of boiling and vaporization, to teach to explain these processes on the basis of molecular-kinetic theory. On a background of a demonstration experiment (heating of water in a retort) the frontal questioning passes with the collective construction of a plot of the process on a board and decision of tasks of three levels of complexity, and children choose level of complexity for themselves

Ключ. слова: урок изучения нового материала, конкурс «Я иду на урок», тема «Тепловые явления: кипение, парообразование», решение задач, 8 класс.

7.

Смирнова Т.А. <smirnova-kunja@yandex.ru>  (п. Кунья, Куньинский р-н, Псковская обл.). Строение вещества. Взаимодействие тел. Повторительно-обобщающий урок в виде игры «Восхождение на пик Знаний», 7 класс.

Приводится сценарий повторительно-обобщающего урока в виде игры «Восхождение на пик Знаний». Команды-группы идут по маршруту, выполняя задания и решая задачи.

We give a plan of a lesson of repetition and generalization in the form of a game "Climbing to the peak of knowledge." Commands-groups go on a route, carrying out tasks and solving problems.

Ключ. слова: обобщающий урок-игра, конкурс «Я иду на урок», темы «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействие тел», решение задач, 8 класс.

8. 

Лисюкова Т.Н. <marusya2706@mail.ru>  (с. Лаишевка, Ульяновская обл.). О каком физическом явлении идёт речь?

Рисунок-загадка: велосипедист не крутит педали, а велосипед продолжает двигаться. Почему?

Picture-riddle. The cyclist is not turning the pedals and the bike continues to move. Why?

Ключ. слова: задачи по рисункам, решение задач, явление инерции.

 9.

Чаругин В.М., проф. <charugin2010@mail.ru> (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в сентябре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Показана схема движения Солнца по созвездям Весов, Девы и Льва. Приведена фотография ОВ-ассоциации – рассеянного скопления Скорпиона–Центавра.

We describe the star maps in the zenith, South and Northern parts of the horizon and consider the phases of the Moon, planets and meteoric streams.  An image of the Scorpius Centaurus OB association is shown.

Ключ. слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, звёздные ассоциации, день осеннего равноденствия.

10. 

Пигалицын Л.В. <levp@rambler.ru> (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете на темы: биотехнология, наносветильники, инфразвуковое оружие.

We give a review of recent messages on themes: biotechnology, nanoilluminators, the infrasonic weapon.

Ключ. слова: биотехнология, наносветильники, инфразвуковое оружие.

 11.

Карташов В.Ф. <kartash@cspu.ru>  (ЧГПУ, г. Челябинск). Практические работы по астрономическим данным из Интернета.

Приводятся две задачи с решениями, составленные по фотографии и графикам из Интернета.

We present two tasks with the decisions made according to the photo and the diagrams from the Internet.

Ключ. слова: астрономия, решение задач по данным из Интернета.

12.

Дремлюгов А.М. <drem57@mail.ru> (п. Курагино, Курагинский р-н, Красноярский кр.). А если ученик предложил своё решение задачи на ЕГЭ?

Обсуждаются случаи, когда существуют несколько вариантов решения задач, предложенных на ЕГЭ.

We discuss cases where there are several solutions for tasks proposed for the use.

13.

Чиганашкин В.М. <mvch@pskovline.ru>  (МОУ Псковский технический лицей, г. Псков). Ответ, казалось бы, верный. Но...

Продолжается обсуждение задач ЕГЭ с некорректно, на взгляд автора, сформулированными условиями.

We continue discussions of the tasks of USE with incorrect, by sight of some authors, formulated conditions.

Ключ. слова: задачи ЕГЭ по физике, биметаллические пластины, термодинамика, электродинамика.

14.

Богданов К.Ю. <kbogdanov1@yandex.ru>  (лицей № 1586, г. Москва). ЕГЭ по-американски.

Приводится перевод вариантов первой части американского экзамена AP (Advanced Placement) Physics C (mechanics), взятых из пособия для готовящихся к экзамену школьников, знакомых с азами дифференциального и интегрального исчисления, в старшей школе США. Все задачи приведены с ответами.

We give a translated version of the first part of the American exam AP (Advanced Placement) Physics C (mechanics), taken from the manual for the students of  the high school in the United States who prepare for an exam and is familiar with the basics of differential and integral calculations. All tasks are presented with the answers.

Ключ. слова: решение задач, ЕГЭ по физике.

15.

Степанюк И.А. <stepanuk2009@rambler.ru> (РГГМУ, г. Санкт-Петербург).  Явления природы: бора, фен и другие ветры.  

Представлено описание редких природных процессов, преимущественно – локальных ветров. Показана их опасность. Рассмотрены физические особенности их формирования.

We present a description of the rare natural processes, predominantly – local winds, and demonstrate their danger. We consider some physical features of their formation.

Ключ. слова: тепловые явления, молекулярная физика, орографические ветры.

16.

Погожев В.А., Парфёнов К.В.  (МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Покори Воробьёвы горы!

Продолжение задач с решениями, которые давались на олимпиаде «Покори Воробьёвы горы!» на очном туре для физфака в 2009 г.

We continue to publish the tasks with solutions given to the Olympiad "Conquer Vorob'evy gory!" (an internal turn for the physics department in 2009).

Ключ. слова: олимпиада «Покори Воробьёвы горы!», физфак МГУ им. М.В. Ломоносова.

17.

Демков В.П., Озолин В.В., Солохина Г.Э. (МАИ(ТУ), г. Москва. МАИ-2009: Российская аэрокосмическая олимпиада.

Продолжение списка задач с решениями, которые давались на Российской аэрокосмической олимпиаде в 2009 г.

We continue to publish the list of the tasks with solutions given to the Russian Aerospace Olympiad in  2009.

Continuation of the list of problems with solutions that were given to the Russian Aerospace Olympic Games in Moscow Aviation Institute in 2009.

Ключ. слова: решение задач, российская аэрокосмическая олимпиада, абитуриенту, МАИ(ТУ).

18.

Дроздов В.Б. (г. Рязань). Задачи, принесённые с прогулки.

Как неплохую идею для ученических мини-проектов автор предлагает  и решает задачи: 1) каким бы стало атмосферное давление в результате дождя, который длился бы 40 суток? («Давление потопа») 2) Почему в жаркую погоду люди снимают часть одежды? («Осенняя оценка».) 

As a good idea for student mini-projects, we offer and solve the following problems: 1) what would become the atmospheric pressure as a result of rain, which lasts for 40 days? ("The pressure of the flood".) 2) Why in the day-time people take off part of clothes? ("Autumn estimation".)

Ключ. слова: ученические исследовательские проекты, механика, термодинамика, решение задач.

19.

Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ. материалов из Интернета)

Ответы экспертов на вопрос: почему кристаллы английской соли превращаются в порошок, если их положить рядом с микроволновкой? Почему нагретая вода замерзает быстрее не нагревавшейся?

Answers of experts to a question: why crystals of Epsom salts are transformed into powder, if they put next to the microwave? Why does the heated water freeze quicker than not heated?

Ключевые слова: тепловые явления,  СВЧ-излучение, микроволновка.

20.

Как это устроено? Глобальная система позиционирования GPS. (Пер. с англ. Н.Д. Козловой.)

Популярно описан принцип работы американской системы позиционирования NavStar.

We describe popularly the principle of work of the American system of positioning NavStar.

Ключ. слова: GPS-навигатор, глобальная система позиционирования.

21.

Ещё тепло – жужжим и квакаем.

Интересный материал для урока о связи биологии и физики (тема «Звук»).

We offer interesting material for a lesson about connection of biology and physics (the theme «Sound»).

Ключевые слова: звук, резонанс, резонатор.