1.

Ковалева C.Я. svekova@mail.ru (ПАПО Московской обл., г. Москва). Об исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Показано, что в в ракурсе поставленных государством задач особое значение приобретают навыки исследовательской и проектной деятельности учащихся, которые в самом ближайшем будущем (с 2011 г.) станут частью базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, сформированного на основе Федерального стандарта второго поколения.  Учебная исследовательская и проектная деятельность становится одной из важнейших форм современного образования. Обсуждаются их различные стороны, виды и перспективы развития.

We show that in the perspective of the problems set by the state, skills in research and project activities of students are particularly important. In the very near future (2011), these skills will be a part of the basic curriculum of educational institutions of Russia, which is formed on the basis of the federal standard of the second generation. Educational research and design activity becomes one of the most important forms of modern education. We discuss their various aspects, types and development prospects.

Ключ. слова: проектная и исследовательская учебная деятельность.

2.

Сульянова М.М. <smm16@mail.ru> (МОУ Тропарёвская СОШ, с. Тропарёво, Можайский р-н, Московская обл.). Метод проектов в преподавании физики.

Описана организация ученической проектной деятельности в конкретной школе. Приведены примеры проектов, в частности, проект ученика 9-го класса А. Устюжанина «Влияние  лунных  фаз  на  организм  человека». Полностью этот ученический проект и презентация представлены в электронном виде как электронное приложение к № 18/2010.

We describe the organization of student’s design activity in a particular school. Examples of projects, in particular, the project of the student of grade 9 A. Ustyuzhanin «Influence of lunar phases on a human body» is given. Completely this student's project and presentations are presented in an electronic form as the electronic appendix to № 18/2010.

Ключ. слова: проектная и исследовательская учебная деятельность, лунно-земные связи.

3.

Дорогобед И.А. <dorogobed59@mail.ru> (МОУ СОШ № 6, ст. Ленинградская, Краснодарский край). Механика и человек. Интегрированный  урок-конференция      ФИЗИКА+БИОЛОГИЯ, школьное НОУ «Квант», 9–10  кл.

С целью расширения и углубления учебного материала организован урок-конференция, в ходе подготовки к которой школьники занимаются исследовательской деятельностью. Они убеждаются в том, что законы физики действуют в мире и живой, и неживой природы, что  весьма важно для жизни и деятельности человека, для изучения и создания оптимальных естественных условий его существования на Земле. Группы составляют свои микропрезентации, которые объединяются в одну, посвящённую проявлениям законов механики в жизнедеятельности человека. Полностью презентация представлена как электронное приложение к № 18/2010 и на компакт-диске-приложении к № 22/2010.

We describe the organization of a lesson-conference in order to expand and deepen the learning material, in preparation for which the students are engaged in research activities. They make sure, that laws of physics operate in the world of both alive and lifeless nature that is very important for human life and activity, to explore and create optimal natural conditions of its existence on Earth. Groups make their micro-presentations which are united into a single, devoted to displays of laws of mechanics in the vital functions of man.

Ключ. слова: урок-конференция, проектная и исследовательская учебная деятельность, 9–10 классы.

4.

Мельникова И.Ю. <iumelnikova@mail.ru> (ГОУ СОШ № 963, г. Москва). Экспериментальные задания по физике как средство развития исследовательских и творческих способностей учеников.

 Показаны возможности использования экспериментальных заданий в процессе изучения физики в школе (базовая программа). Представлены методы обучения выполнению и оформлению таких заданий с использованием современных технических средств и возможностей. Результаты приводятся в виде примеров выполненных работ: на уроках (экспериментальные задания) и  дома (домашние практические работы и исследовательские проекты, представляемые учениками на выставках). Доказано, что систематическое применение экспериментальных задач при обучении физики развивает творческие и исследовательские способности детей. Полностью 13 микропрезентаций разного характера даны как электронные приложения к № 18/2010 на сайте газеты и на компакт-диске – приложении к № 22/2010.

We show the possibilities of the use of experimental tasks in the process of studying physics at school (base program). The methods of training implementation and execution of these tasks with the use of modern technical means and possibilities are presented. Results are given as examples of work performed: at lessons (experimental tasks) and at home (home practical works and research projects represented by students at the exhibitions). It is proved that the systematic use of experimental problems in teaching physics develops creative and research abilities of children. Completely 13 micro-presentations of a different character are given as electronic appendices to № 18/2010 on the newspaper's website and on the CD-ROM to № 22/2010.

Ключ. слова: проектная и исследовательская учебная деятельность, микропрезентации, экспериментальные задания.

5.

Ерохина Р.Я. <erohina@mail.ru>, Матвеева Л.И. (ГОУ ВПО БГПИ, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Школьная конференция как способ реализации метода проектов.

Рассмотрены этапы работы над учебно-исследовательским проектом по истории физики «Галилео Галилей». Основное внимание уделяется сценарию итоговой конференции, завершающей проект.

We consider the stages of work on a teaching and research project on the history of physics «Galileo Galilei». The basic attention is given to the script of the final conference finishing the project.

Ключ. слова: дифференциация,  проектная и исследовательская учебная деятельность.

6.

Ученические исследования в Московской гимназии на Юго-Западе № 1543.

Представлены 6 ученических исследовательских работ, выполненных старшеклассниками:  1. Рудовский В. Исследование корреляции качества полярных сияний с проявлениями солнечной активности и солнечными вспышками в 2009 г. (Рук. Гомулина Н.Н., к.п.н., член-корр. АИО). 2. Маршаков И.,  Рудовский В. Дифракционный эффект. (Рук. Волохов А.Ю) 3.  Манапов И., Широбоков С. Измерение ускорения свободного падения. (Рук. Боков П.Ю., к. ф.-м. н.). 4. Алёшкин В., Щигорев Л. Исследование оптико-спектральных свойств источников света с помощью призмы прямого зрения и цифровой фотокамеры. (Рук. Боков П.Ю.)  5. Бобкова В, Шахов С. Груз на нити под действием центробежного эффекта.(Рук. Поваляев О.А., к.ф.-м.н.)  6. Поваляев Д. Исследование поведения струны в поле центробежных сил. (Рук. Поваляев О.А.). Полностью работы и/или презентации представлены в электронном виде в приложениях к № 18/2010 и на компакт-диске-приложении к № 22/2010.

We present 6 student research works carried out by high school students:
1. Rudovsky V. Investigation of correlation of quality of polar lights with displays of solar activity and solar flashes in 2009 (headed by Gomulina NN, candidate of pedagogical sciences, corresponding member, AEI). 2. Marshakov I., Rudovskiy V. Diffraction effect (headed by Volokhov A.YU.). 3. Manapov I., Shirobokov S. Measuring of acceleration of the free falling (headed by Bokov P.YU., candidate of physical and mathematical sciences.). 4. Alyoshkin V., Schigorev L. Investigation of optical spectral properties of light sources by means of a prism of direct vision and a digital camera (headed by Bokov P.YU.) 5. Bobkova V., Shakyov S. Load on a filament under the action of centrifugal effect (handed by Povaljaev О. А., candidate of physical and mathematical sciences). 6. Povaljaev D. Investigation of the behavior of a string in a field of centrifugal forces (headed by Povaljaev О. А.) Completely works and (or) presentations are presented in electronic form in appendices to № 18/2010 and on the CD-ROM to № 22/2010.

Ключ. слова: ученические исследовательские проекты, солнечно-земные связи, полярные сияния, дифракционный эффект, ускорение свободного падения, спектральные свойства источников света, струна в поле центробежных сил, центробежный эффект.

7.

Нуриахметова Я. <mama_papa_2@mail.ru>  (МОБУ лицей № 4, г. Давлеканово, Республика Башкортостан). Исследование влияния солнечной активности на рождаемость и смертность населения в г. Давлеканово, Республика Башкортостан.

Представлен исследовательский проект, выполненный ученицей 9-го класса Я. Нуриахметовой  под руководством учителя физики Н.Ф. Ягафаровой и  доцента СГПА Н.П. Миколайчука, к.ф.-м.н.,. На основе анализа чисел Вольфа за 1989-2009 гг. и статистических данных, предоставленных  ЗАГСом  г. Давлеканово, показано, что в годы активного Солнца рождаемость уменьшается, а смертность увеличивается, а в годы спокойного Солнца – наоборот. Получена хорошая корреляция. Полностью работа представлена в электронном виде в приложениях к № 18/2010 и на компакт-диске-приложении к № 22/2010.

We present a research project, completed by the student of Grade 9 Ja. Nuriahmetova led by the physics teacher N.F. Yagafarova and the docent of SGPA N.P. Mykolaychuk, candidate of pedagogical science. Based on the analysis of the Wolf numbers for 1989-2009 years and statistics provided by the registry offices (town Davlekanovo), it is shown that in the years of the active Sun, the birth-rate decreases, and the death rate increases, and in the years of the quiet Sun – on the contrary.  Good correlation is received. Completely works and (or) presentations are presented in electronic form in appendices to № 18/2010 and on the CD-ROM to № 22/2010.

Ключ. слова: ученический исследовательский проект, солнечно-земные связи.

8.

Пигалицын Л.В.<levp@rambler.ru> (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Наши успехи за рубежом: международный конкурс научных и инженерных работ школьников Intel ISEF 2010. 9–16 мая 2010 г., г. Сан-Хосе, Калифорния, США.

Описана работа над ученическим проектом «Исследование влияния атмосферы на распространение электромагнитных волн», выполненным ученицами 10-го класса МОУ СОШ № 2 (г. Дзержинск, Нижегородская обл.) Торопкиной Антониной, Храпуновой Лилия и ученицей 9-го класса лицея № 40 (г. Нижний Новгород) Шайкиной Анастасией под руководством Л.В. Пигалицына, учителя физики, заслуженного  учителя РСФСР. Проект был представлен на международном конкурсе научных и инженерных работ школьников Intel ISEF 2010 и завоевал почётное  IV место.

We describe a work on the student's project «Research of influence of the atmosphere on distribution of electromagnetic waves», executed by the students of grade 10 of the secondary school № 2 (Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod Region). Toropkina Antonina, Khrapunova Lily, and by the student of grade 9 of the lyceum № 40 (Nizhny Novgorod) Shaikina Anastasia under the direction of L. Pigalitsyn, the physics teacher, a distinguished teacher of the RSFSR The project was presented at the international competition of scientific and engineering students Intel ISEF 2010 and won an honorable IV locus.

Ключ. слова:  ученический исследовательский проект, международный конкурс Intel ISEF 2010, распространение электромагнитных волн в атмосфере.

9.

Травина Л. <tlattv@mail.ru> (МОУ гимн. № 67, НОУ «ЭВРИКА», г. Нижний Новгород). Образ Большого адронного коллайдера (БАК) в СМИ.

Описан ученический исследовательский проект, выполненный ученицей 10 класса под руководством: учителя естествознания Н.В. Борисевич и Б.В. Булюбаша, к.ф.-м.н. (НГТУ им. Р.Е. Алексеева). В связи с тем, что запуск ускорителя стал одной из самых широко обсуждаемых в СМИ в 2009 г. «страшилок» (некоторые эксперты  предрекали, что эксперименты могут иметь непредсказуемые последствия, вплоть до полного уничтожения нашей  планеты)  проведен анализ сообщений СМИ (русско- и англоязычных) с их классификацией по трём категориям, сделан вывод, на какую целевую аудиторию ориентировано издание. Показано, как и какими средствами подают научную информацию журналисты изданий каждой категории.

We describe a student's research project, executed by the student of grade 10 under the guidance of: a science teacher N.V. Borisevich, and B.V. Bulyubash,  candidate of pedagogical sciences (NSTU them. R.E. Alexeev). Due to the fact that the launch of the accelerator has become one of the most widely discussed in the media in 2009 "horror stories" (some experts predicted that the experiments could have unpredictable consequences, until the complete destruction of our planet), an analysis of media messages (Russian and English) with their classification into three categories, is lead, and it is drawn a conclusion, to what target audience the edition is focused. We show how and by what means, the journalists of editions of every category give scientific information.

Ключ. слова: учебный исследовательский проект Большой адронный коллайдер, СМИ.

10.

Белюстов В.Н. (<belyustov@yandex.ru>, БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Имена: Джиованни Баттиста (Джамбаттиста) делла Порта.

Кратко описана биография и вклад в науку Дж.-Б. делла Порта, одной из самых ярких фигур XVI в.:  учёного-энциклопедиста, педагога, физика, внёсшего вклад в оптику, магнетизм и кристаллографию, математика, метеоролога, драматурга, и в то же время астролога, алхимика, оккультиста, изучавшего магию, демонологию и сверхъестественные явления. Он предложил использовать камеру-обскуру в качестве проекционного фонаря с тем, чтобы получать правильную перспективу и пропорции при рисовании, а также действительное изображение, даваемое вогнутым зеркалом,-  для создания оптической иллюзии парящей в воздухе тени.

We describe briefly the life and contribution to science of  Dzh.-B. della Porta, one of the most prominent figures of the XVI century.: a sientist of encyclopedic knowledge, teacher, physicist, who made a contribution to optics, magnetism and crystallography, mathematics, meteorologist, playwright, and at the same time, astrologer, alchemist, occultist, who studied magic, demonology and supernatural phenomena. He suggested using the camera obscura as a projection lamp in order to obtain the correct perspective and proportion when drawing, as well as the real image given by a concave mirror – to create an optical illusion of a shadow hovering in air.

Ключ. слова: Дж.-Б. делла Порта, камера-обскура, Академия тайн природы.

11.

Поздравляем с юбилеем Симонову Татьяну Алексеевну.

Happy birthday,Tatiana!

Ключ. слова: юбилей, Симонова Татьяна Алексеевна.