1.

Браверман Э. М. <ebra@bk.ru> (ИСМО РАО, г. Москва). Создаём современный развивающий урок физики.

Перечислены главные особенности современного развивающего урока, представлены краткий обзор мотивов, которые  обязательно должны быть введены в каждое занятие,  а также  разработанная автором  и многократно апробированная   в школьной практике технология конструирования развивающего урока.

We give the main features of a modern developing lesson and present the short review of motives which should be necessarily entered into each employment. We also present the developed by the author technology of constructing a developing lesson repeatedly tested in the school practice.

Ключ. слова: развивающий урок, конструирование (создание) развивающего урока.

2.

Найдин А.А. <naidin_anatoli@mail.ru> (гимн. № 44, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.). Конденсатор. Электрическая ёмкость Урок получения и применения знания, 10-й класс.

Вводится понятие «электрическая ёмкость», даётся определение ёмкости конденсатора, ученики знакомятся со способами зарядки конденсатора, типами конденсаторов и некоторыми техническими применениями.

We introduce the concept «electric capacity» and give the definition of capacity of a condenser. The students become familiar with ways to charge a condenser, the types of condensers and some technical applications.

Ключ. слова: конкурс «Я иду на урок», урок объяснения нового материала, тема «Электрическая ёмкость», конденсатор, зарядка конденсатора, электрический резонанс, 10 класс.

3.

Брендина Н.В. <brennata71@mail.ru> (МОУ СОШ № 56, г. Киров). Интерактивные средства, развивающие мышление.

Обоснована эффективность применения интерактивной доски для развития мыслительной сферы учеников. Предложены задания для формирования мыслительных операций анализа, синтеза, классификации, сравнения, систематизации, обобщения.

We prove the efficiency of use of an interactive whiteboard for progress of cogitative area of students. We offer tasks for formation of cogitative operations of analysis, synthesis, classification, comparison, classification, and generalization.

Ключ. слова: интерактивная доска, мыслительные операции обучаемых, 7 класс.

4.

Демидова М.Ю. <demidovaktv1@yandex.ru>, Грибов В.А. <vitalii_gribov@mail.ru>, Никифоров Г.Г. <nikiforowgg@mail.ru> (ФИПИ, г. Москва). Аналитический отчёт по результатам ЕГЭ по физике 2010 г.

Приведены структура заданий и основные результаты выполнения экзаменационной работы по физике отдельных линий заданий, характеризующих
овладение учащимися пониманием смысла физических явлений, моделей, величин, законов и постулатов.

We show the structure of tasks and basic results of the performance of an examination work on physics of separate lines that characterize mastery of students' understanding of meaning of the physical phenomena, models, sizes, laws, and postulates.

Ключ. слова: ЕГЭ по физике, решение задач.

5.

Богданов К.Ю. <kbogdanov1@yandex.ru> (лицей № 1586, г. Москва). ЕГЭ по-американски. Задания на экзамене в школах США (профильный курс физики AP Physics C).

Приведены тексты заданий с выбором ответы и коды ответов.

We give the texts of tasks with a choice of answers and codes of answers.

Ключ. слова: решение задач, ЕГЭ по физике.

6.

Тихомирова С.А. Учителя о новых учебниках.

Приведены отзывы учителей из одиннадцати регионов России, проводивших апробацию учебников С.А. Тихомировой, Б.М. Яворского «Физика. 10 класс», «Физика. 11 класс» для базового уровня изучения физики, из которых следует, что эти учебники «обладают «притягательной силой», что особенно важно в условиях жёсткой конкуренции книги со СМИ и Интернетом».

We present the responses of teachers from eleven regions of Russia conducted an approbation of textbooks of  of S.A.Tihomirovoj, B.M.Yavorsky «Physics. Grade 10 », «Physics. Grade 11» for a basic level of studying physics, which imply that these books «have charisma» that is especially important in the conditions of a rigid competition of the book with the mass-media and the Internet ».

Ключ. слова: новые учебники физики для базового уровня.

7.

Чаругин В.М., проф. <charugin2010@mail.ru> (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в ноябре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведены  цифровая запись и развёртка радиосигнала, посланного в шаровое скопление М13 в созвездии Геркулеса 36 лет назад.

We describe the star sky, give the star maps in the zenith, South and Northern parts of the horizon, and consider the phases of the Moon, planets and meteoric streams.  We also show the digital recording and scanning the radio signal sent to the globular cluster M13 in the constellation Hercules, 36 years ago.

Ключ. слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, созвездие Дельфина, первое послание земной цивилизации.

8. 

Пигалицын Л.В. <levp@rambler.ru> (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете на темы: опасность появления «серой пыли» в результате развития нанотехнологий молекулярной и атомарной самосборки; избавление от космического мусора с помощью гигантских надувных шаров; устройства зарядки сотовых телефонов за счёт энергии электромагнитных волн, излучаемых теле- и радиостанциями; получение энергии путём смешивания солёной и пресной воды; электрические батарейки на варёной картошке.

We give a review of the latest messages on the Internet on the topics: the danger of the appearance of «gray dust» as a result of the development of nanotechnologies of molecular and atomic self-assemblage; disposal of space garbage with the help of giant balloons; device charging cell phones due to the energy of electromagnetic waves emitted by tele- and radio stations; obtaining energy by mixing salt and fresh water, electric batteries on a boiled potatoes.

Ключ. слова: нанотехнологии, космический мусор, энергия смешивания солёной и пресной воды; энергия электромагнитных волн; электрические батарейки.

9.

Филатов Е.Н. <enfilatov@bk.ru> (ВШМФ «АВАНГАРД», г. Москва). Межрегиональная заочная физическая олимпиада.

Приведены условия задач XVI межрегиональной заочной физической олимпиады для школьников 7–10-х классов и решения задач XV МЗФО.

We present the conditions of tasks of  XVI interregional correspondence physical olimpiad for students of 7 to 10 grades and the decision of the tasks of XV MZFO.

Ключ. слова: всероссийская школа математики и физики (ВШМФ), заочная физическая олимпиада, решение задач.

10. 

Грачёв А.В., проф. Макаров В.А., Никитин С.Ю., Погожев В.А., Подымова Н.Б., Полякова М.С., Чесноков С.С. <sergeychesnokov@mail.ru> (физфак МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Олимпиада «Ломоносов-2009».

Окончание публикации задач (с решениями), предлагавшихся на олимпиаде школьников «Ломоносов» в 2009 г. на физическом факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Темы:  «Электродинамика», «Оптика».

We terminate the publication of tasks (with decisions), offered on the olimpiad of students «Lomonosov» in 2009 at the physical department of the Moscow State University of the name of M.V. Lomonosov. Themes are: «Electrodynamics», «Оptics».

Ключ. слова: олимпиада «Ломоносов-2009», электродинамика, оптика, решение задач, абитуриенту.

11. 

Генденштейн Л.Э. <genden@list.ru>, Орлов В.А. <karla886@chgnet.ru>, Никифоров Г.Г. <nikiforowgg@mail.ru> (ИОСО РАО, г. Москва). Как научить решать задачи по физике и подготовить к ГИА

Рассмотрены ключевые учебные ситуации (КлУС), которые служат источниками практически всех задач в любом разделе школьного курса физики. Выявлен ряд закономерностей как качественных, так и количественных. Эти закономерности и являются «ключами» к решению большинства задач.
По предлагаемой методике учитель не только решает задачи вместе с учениками, но и ставит их также вместе. Такой подход формирует положительное отношение учащихся к физике. Метод ключевых учебных ситуаций эффективен при подготовке к ГИА и ЕГЭ, поскольку именно вокруг них и группируются задания ГИА и ЕГЭ.

We consider key educational situations (KlES) which serve as sources of virtually all tasks in any section of the school physics course. It is identified a number of laws, both qualitative and quantitative. Just these laws are «keys» to the decision of the majority of tasks. By the proposed procedure, the teacher not only solves tasks together with students, but also puts them also together. This approach creates a positive attitude of students to physics. The method of key educational situations is effective in preparing for the SFA and the CSE because it is around them the tasks SFA and CSE and grouped.

Ключ. слова: задачи; ключевые учебные ситуации, деятельностный подход, обучение решению задач, ГИА.

12.

Парфёнов К.В. <parfenov@physics.msu.ru>  (физический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва). Подготовка школьников к решению сложных задач.

Окончание статьи по материалам выступления на марафоне-2010, показывающей важность участия школьников в олимпиадах с целью подготовки их к сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов в вузы.

We give the end of the article based on the performance on the marathon-2010, showing the importance of participation of students in the olimpiads for the purpose of their preparation for the of Unified State Examination and entrance examinations in high schools.

Ключ. слова: ЕГЭ, олимпиады, вступительные экзамены по физике.

13.

Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ.  материалов из Интернета)

Ответы экспертов на вопросы: Что известно о запущенном недавно японском космическом аппарате на солнечном парусе? Почему кусочки лимона тонут в воде, а кусочки лайма плавают?

We offer the answers of experts to the questions: What is known about the started recently Japanese space vehicle on the solar sail? Why are lemon slices drowning in the water and of lime slices swim?

Answers of experts to questions: What is known about started recently japon-skom the space vehicle on a solar sail? Why lemon slices sink in water, and lime slices swim?

Ключ. слова: солнечный парус,  условия плавания.

14.

Как это устроено? РЭМ – растровый электронный микроскоп. (Пер. с англ. Н.Д. Козловой.)

Популярно описан принцип работы растрового электронного микроскопа.

We popularly describe the principle of a scanning electron microscope.

Ключ. слова: растровый электронный микроскоп.