1.

Барабанов Н.Н. (НМЦ ЦОУО, г. Москва). М.В. Келдыш – главный теоретик космонавтики.

В связи со 100-летием со дня рождения академика М.В. Келдыша раскрывается его роль в развитии отечественной космонавтики, его огромный вклад в дело практического освоения космоса – и как учёного-математика, и как организатора научных исследований, и как руководителя крупных научных коллективов. Более развёрнутая биография дана в электронных приложениях к № 24/2010 и на диске к № 22/2010.

Ключевые слова: М.В. Келдыш, практическое освоение космоса, искусственный спутник Земли, программа освоения Луны, пилотируемые полёты.

Barabanov N.N. (SMC,  CDBE, Moscow). MV. Keldysh – the main. theoretician in the astronautics.

We reveal, in connection with the 100th anniversary of Academician M.V. Keldysh, his role in the development of the domestic astronautics, his enormous contribution to the practice of space exploration as a scientist, a mathematician, an organizer of scientific research, and as the leader of large research groups.  More detailed biography is given in electronic appendices to № 24/2010 on the disk to № 22/20

Keywords: M.V. Keldysh, practical exploration of outer space, artificial Earth satellite, the program of development of the Moon, piloted flights.

2.

Андриксонова Е.А. andriksonova@rambler.ru (ПУ № 70, г. Можайск, Московская обл.). Три урока на тему «Дисперсия».

Даны сценарии трёх уроков на одну и ту же тему «Дисперсия света» для групп с разными когнитивными способностями учащихся (группы разной  профессиональной направленности). Урок 1 (40 минут, группа со средними когнитивными способностями, учащиеся приобретают профессию «Печатник плоской печати»). Урок 2 (80 минут, группа с повышенными когнитивными способностями, учащиеся приобретают профессию «Оператор на наборно-компьютерной технике»). Урок 3  (40 минут, группа с пониженной мотивацией к изучению физики, учащиеся приобретают профессию «Машинист брошюровочно-переплётных агрегатов»)
Все уроки сопровождаются мультимедийными презентациями, которые полностью (вместе с раздаточным материалом) даны на диске к № 4/2011.

Ключевые слова: тема «Волновая оптика», дисперсия света, мультимедийная презентация, уровень учебной мотивации, 2 курс (11 класс).

Andriksonova E.A. (professional school № 70,  Mozhaisk, Moscow region). 3 lessons on «Dispersion of light», grade 11.

We give plans of three lessons on the same topic «Dispersion of light» for groups with different cognitive abilities of students  (groups with different professional orientations). Lesson 1. (40 minutes, the group with average cognitive abilities, students acquire a profession «Print worker of flat printing»). Lesson 2. (80 minutes, the group with higher cognitive abilities, students acquire a profession «Operator on typesetting and computer technique»). Lesson 3. (40 minutes, the group with low motivation to study physics, students acquire the profession «Engine-driver of  binding equipment»). All lessons are accompanied by multimedia presentations, which completely (together with a distributing material) are given on the disk to № 4/2011.

Keywords: the theme «Wave optics», dispersion of light, multimedia presentation, level of educational motivation, 2 course (grade 11).

3.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin@yandex.ru  (МГПУ, г. Москва). Звёздное небо в феврале.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведены  изображение Ориона (неизвестный художник IX в.), фотография   звезды Миры (из созвездия Кита) с огромным хвостом протяжённостью 13 св. лет. Движение летящей Миры очень напоминает полёт пули в воздухе со сверхзвуковой скоростью (соответствующие фотографии приведены на с. 32).

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, созвездие Ориона, звезда Мира Кита.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). The star sky in February.

We describe the star sky, star maps in the zenith, the northern and southern parts of the horizon, phases of the Moon, planets, and meteor streams. The image of Orion (the unknown artist of IX century) and a photo of the star Mira (from the constellation Cetus) with a huge tail length of 13 light years.are shown. The motion of flying Mira very much reminds the flight of a bullet in the air with a supersonic speed (corresponding to the photos on page. 32).

Keywords: astronomy, star sky, star maps, the constellation of Orion, the star Mira of Cetus.

4.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете на темы: бактериальные нанопровода как каналы быстрой связи микроорганизмов друг с другом, кольцеплан – самолёт с замкнутым контуром крыла, дата всемирного потопа – 200 млн лет назад, поиски жизни в стратосфере – астробиологический эксперимент по забору биопроб, новое физическое явление – возникновение псевдомагнитного поля индукцией свыше 300 Тл  в графене при его деформации. Расширенный обзор см. на диске к № 4/2011.

Ключевые слова: связь микроорганизмов друг с другом, всемирный потоп, астробиологический эксперимент, графен.

Pigalizyn L.V. (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod region). News of science and technique.

We give a review of latest messages on the Internet on the topics: bacterial nanowires as channels of rapid communication of microorganisms with each other, a plane with the closed contour of a wing, the date of the flood – 200 million years ago, the search for life in the stratosphere – an astrobiological experiment on a fence of biotests, a new physical phenomenon – the emergence of pseudo-magnetic field induction of more than 300 T in graphene at its deformation. The extended review is on the disk to № 4/2011.

Keywords: communication of microorganisms with each other, flood, astrobiological experiment, graphene.

5.

Бражников М.А. (ГОУ гимн. № 625, г. Москва). Хроматическое уравнение Максвелла.

Описан эксперимент юного Дж.-К. Максвелла по сложению цветов, который лёг в основу современных диаграмм цветности. Эксперимент может служить базой для ученических проектов.

Ключевые слова: смешение цветов, цветовая диаграмма, хроматическое уравнение Максвелла.

Brazhnikov  M.A. (SEI, gym. № 625, Moscow).  The chromatic Maxwell’s equation № 1.

We describe the experiment of young J.-C. Maxwell on addition of colors, which formed the basis of modern color diagrams. The experiment can serve as a basis for student projects.

Keywords: mixing of colors, color diagram, chromatic Maxwell’s equation № 1.

6.

В.М. Буханов, Е.А. Вишнякова, А.В. Грачёв, О.С. Иванова, проф. С.Н. Козлов, С.Ю. Никитин, И.П. Николаев, С.В. Пацаева, В.А. Погожев, Н.Б. Подымова, М.С. Полякова, проф. П.А. Поляков, проф. В.С. Русаков, С.С. Чесноков, Н.И. Чистякова (физфак МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Хочу учиться в МГУ!

Приведено 6 задач с решениями по теме «Механика», которые предлагались в 2010 г. на дополнительных вступительных испытаниях профильной направленности (профильных вступительных экзаменах) по физике и на олимпиаде «Ломоносов» (победители и призёры олимпиады получали существенные льготы при поступлении).

Ключевые слова: абитуриенту, решение задач, МГУ им. М.В. Ломоносова, олимпиада «Ломоносов», профильные вступительные экзамены, факультеты физический, физико-химический, механико-математический, вычислительной математики и кибернетики, химический и факультет наук о материалах.

V.M. Bukhanov, E.A. Vishnyakova,  A.V. Grachev, O.S. Ivanova, prof. C.N. Kozlov, S.JU. Nikitin, I.P. Nikolaev, S.V. Patsaeva, V.A. Pogozhev, N.B. Podymova, M.S. Polyakova, prof. P.A. Polyakov, prof. V.S. Rusakov, S.S. Chesnokov, N.I.Chistyakova (Physical faculty, MSU of a name of M.V. Lomonosov, Moscow). I want to study at MSU!

We present 6 tasks with solutions on «Mechanics» offered in 2010 for on additional introductory tests of a profile orientation (profile entrance exams) in physics and on the olympiad «Lomonosov» (winners and prize-winners of the olympiad received essential privileges at receipt).

Keywords: graduate, solving tasks, MSU of a name of M.V. Lomonosov, olympiad «Lomonosov», profile entrance exams, faculties of physics, physical chemistry, mechanics and mathematics, computational mathematics and cybernetics, chemical, and faculty of materials science.

7.

Демков В.П., Озолин В.В., Солохина Г.Э. МАИ (ТУ)-2010: Российская аэрокосмическая олимпиада.

Даны шесть задач (с решениями), составлявшие билет на олимпиаде. Темы: механическая работа, колебания груза на пружине, тепловой баланс, электростатика, движение металлического шарика в магнитном поле,  лупа.

Ключевые слова: решение задач, российская аэрокосмическая олимпиада, абитуриенту, МАИ (ТУ).

DemkovV.P, OzolinV.V., Solokhina G.E. MAI (TU)-2010: Russian aerospace olympiad.

We give six tasks (with solutions) making a ticket for the olympiad. The topics are: mechanical work, fluctuations of a load on a spring, thermal balance, electrostatics, movements of a metal ball in a magnetic field, a magnifier.

Keywords: solving tasks, Russian aerospace olympiad, graduate, MAI (TU).

8.

Окунь Л.Б., академик РАН (ИТЭФ, г. Москва). «Релятивистская» кружка. 

Сделана попытка просто объяснить, почему знаменитое соотношение E = mc2 неправильно выражает суть теории относительности Эйнштейна. Заметка в основном адресована школьным преподавателям, а часть её тем – университетским профессорам, которые позволяют себе говорить, что масса тела растёт с ростом его скорости или импульса, и тем самым вводят в заблуждение школьных преподавателей и их учеников.

Ключевые слова: специальная теория относительности Эйнштейна.

Okun L.B., academician of the RAS (ITEP, Moscow). «Relativistic» mug.

We attempt to explain simply why the famous relation E = mc2  incorrectly expresses an essence of the theory of relativity of Einstein.This note is mainly addressed to school teachers, and its part – to those university professors who allow themselves to say that the body mass increases with its velocity or momentum, and thereby mislead the school teachers and their students.

Keywords: special theory of relativity of Einstein.

9.

Богуславский А.А., проф. kgpi_all@mail.ru  (КГПИ, г. Коломна, Московская обл.).  Яркий луч высоких технологий.

Популярно изложен принцип работы зелёной лазерной указки на твердотельном лазере (на ванадате иттрия) с диодной накачкой. Приведены авторские фотографии основных узлов (диода накачки, фокусирующей линзы, нелинейного кристалла, ИК-светофильтра) с большим увеличением. Предложены темы ученических проектов.

Ключевые слова: лазер, твердотельный лазер, полупроводниковый лазер, зелёная лазерная указка.

Boguslavsky A.A., prof., Kolomna, Moscow  region). Bright beam of high technologies.

We popularly tell about the principle of work of a green laser (a diode-pumped solid-state laser from yttrium vanadate). Author's photos of the basic units (diode of pumping, a focusing lens, a nonlinear crystal, an IR filter) with high magnification. Themes of student's projects are offered.

Keywords: laser, solid-state laser, semiconductor laser, green laser pointer.

10.

Как это устроено?  Тепловые насосы (Пер. с англ. И.Д. Вороновой.)

Популярно описан принцип работы бытовых тепловых насосов, служащих для охлаждения помещений летом и их обогрева зимой.

Ключевые слова: тепловые насосы, кондиционеры.

How does it work? Thermal pumps (trans. from English. VoronovaI.D.)

We popularly describe the principle of work of household thermal pumps, which serve to cool rooms in summer and heating in winter.

Keywords: thermal pumps,  conditioners.

11.

Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ. материалов из Интернета.)

Ответы экспертов на вопросы: Можно ли человеку плавать в желе?  Можно ли оценить, насколько поднялся уровень мирового океана в результате многовекового сжигания углеводородов?

Ключевые слова: условия плавания тел, сжигание углеводородов, уровень мирового океана.

Why, why? .. (Bulyubash B.V., NUTU named after R.E. Alekseev, Nizhny Novgorod. Selected and trans. from English. materials from the Internet)

Answers of experts to questions: Can a person swim in the jelly? Is it possible to estimate how the level of world ocean rose as a result of centuries of burning hydrocarbons?

Keywords: conditions of swimming of bodies, burning of hydrocarbons, level of the world ocean..