1.

Нана Дмитриевна Козлова fiz@1september.ru (председатель, гл. ред. газеты «Физика»), Светлана Яковлевна Ковалева svekova@mail.ru (зам.гл. ред. газеты «Физика», доцент ПАПО МО), Татьяна Васильевна Беляева b.tatyana62@mail.ru (ВСОШ, с. Высокий Яр, Томская обл.), Валентина Георгиевна Ефимова valenef@mail.ru (ГСОШ, с. Григорьевское, Пермский кр.), Светлана Владимировна Задорожная zsv125@yandex.ru (МОУ СОШ № 125 с УИМ, г. Снежинск, Челябинская обл.), Наталия Владимировна Каптелова natkap56@bk.ru (МОУ гимн. № 79, г. Барнаул, Алтайский кр.), Анна Николаевна Новичихина wwp100@mail.ru (КГОУ ПЛ № 12, г. Барнаул, Алтайский кр.), Виталий Владимирович Радченко rad-vitalij2007@yandex.ru (с. Кабаково, Алтайский кр.), Радик Акрамович Рахматуллин rahmat92@mail.ru (АСОШ, с. Александровка, Оренбургская обл.), Валентина Анатольевна Рыбицкая va-an-p@yandex.ru (МОУ лицей № 124, г. Барнаул, Алтайский кр.), Андрей Иванович Сёмке seaniv2006@km.ru (МОУ СОШ № 11, г. Ейск, Краснодарский кр.). Итоги конкурса «Я иду на урок» 2010 г.

Подведены итоги конкурса «Я иду на урок», в котором в 2010 г. участвовало 32 урока разных типов. Премия «Мастер» присуждена Г.В. Дмитриеву за урок «Линзы» (10 кл.). Ещё три премии присуждены Блиновой М.В. (урок «Спектры и спектральный анализ», 11 кл.), Каверину Ю.А. (Световые явления, 9 кл.) и Светлаковой Е.С. (урок «Свет. Распространение света», 8 кл.). Приведены выдержки из рецензий членов жюри. Полностью рецензии приведены на диске к № 8/2011.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок».

Nana Dmitrievna Kozlova (chairman, ch. ed. of the newspaper «Physics»),  Svetlana Yakovlevna Kovaleva (deputy of ch. ed. of the newspaper «Physics» (PAPE, Moscow region), Tatyana Vasilevna Beljaeva (ESSGE, v. Vysokij Yar, Tomsk reg.), Valentina Georgievna Yefimova (GSS, v. Grigorievskoe, Perm reg.),  Svetlana Vladimirovna Zadorozhnaja (MEI SS № 125 with  PSM, Snejinsk,  Chelyabinsk reg.), Natalia Vladimirovna Kaptelova (MEI gymnasium № 79, Barnaul, Altay territory), Anna Nikolaevna Novichihina (RSEI  PL № 12, Barnaul, Altay territory), Vitaly Vladimirovich Radchenko (v. Kabakovo, Altay territory), Radik Akramovich Rahmatullin (ASS, v. Aleksandrovka, Orenburg reg.), Valentina Anatol'evna Rybicki (MEI lyceum № 124, Barnaul, Altay territory), Andrei Ivanovich Semke (MEI SS № 11, Yeysk, Krasnodar territory). Results of the competition «I'm going to class» in 2010.

We sum up competition «I'm going to class», with 32 lessons of different types participated in 2010. The award «Master» is given to G.V. Dmitriev for a lesson, «Lens» (10th grade).Three more prizes are awarded to Blinova M.V. (the lesson «Spectra and spectral analysis», 11th grade), Kaverin JU.A. (Light phenomena, 9th grade.), and Svetlakova E.S. (the lesson «Light. The propagation of light», 8th grade). Quotations from reviews of the jury are given. Fully reviews are on the disk to the number 8/2011.

Keywords: competition «I'm going to class».

2.

Олешкевич С.Н. sno67@mail.ru (МОУ ТСОШ, д. Тарасково, Каширский р-н Московская обл.). Оценка учебных достижений учащихся по физике в форме общественного смотра знаний.

Представлена современная форма оценки учебных достижений учащихся и на примере общественного смотра знаний по теме «Электрические явления», 8 класс. Применение разнообразных форм и методов оценки знаний обеспечивает интерес учащихся, позволяет каждому из них наиболее полно продемонстрировать свои знания и умения,  подготавливает их к зачетной системе в старших классах. Презентация с методическими рекомендациями для учителя и учебным материалом для учащихся представлена на диске к № 8/2011.

Ключевые слова: повторительно-обобщающий урок, общественный смотр знаний, кроссворд, физический диктант, электрические явления, 8 класс

Oleshkevich S.N. (MEI TSS, v. Taraskovo, d. Kashirsky, Moscow reg.). Evaluation of educational achievements of students in physics in the form of public review of knowledge.

We present a modern form of estimation of educational achievements of students on an example of public review of knowledge of the theme «Electric phenomena», 8th grade. Application of various forms and methods of estimation of knowledge provides interest of students, allows each of them most fully demonstrate their knowledge and abilities, prepares them for a test system in senior classes. The presentation with methodical recommendations for the teacher and a teaching material for students is presented on the disk to № 8/2011.

Keywords: lesson of repetition and generalization, public review of knowledge, crossword, physical dictation, electrical phenomena, 8th grade.

3.

Боброва Л.Н. lubov_bobrova1@front.ru (Липецкий ГПИ, г. Липецк). Система контроля знаний и умений в школе: новый взгляд.

Рассмотрена проблема успешности осуществления контрольно-оценочных мероприятий по физике, связанной с индивидуальными когнитивными особенностями учащихся. Одним из возможных решений этой проблемы является разработка системы текущего и тематического контроля знаний и умений учащихся с учетом их индивидуального познавательного стиля и способностей. Необходимым условием для реализации этой системы является подбор банка дифференцированных заданий. Дан пример такого банка по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» (7 кл.), а итоговая контрольная работа по этой теме представлена на диске к № 8/2011.

Ключевые слова: индивидуальный когнитивный (познавательный) стиль, контроль и оценивание знаний, успешность обучения физике.

Bobrova L.N. (SPI, Lipetsk). The monitoring system of knowledge and skills at school: a new view.

We consider the problem of successful implementation of control and evaluation activities in physics associated with individual cognitive characteristics of students. One of possible decisions of this problem is to develop a system of current and thematic control of knowledge and skills of students based on their individual cognitive style and abilities. A necessary condition for realization of this system is selection of a bank of differentiated tasks. An example of such a bank on the theme «Initial information about the structure of matter» (7th grade), and the final control work on this theme is presented on the disc to № 8/2011.

Keywords: individual cognitive (learning) style, control and estimation of knowledge, success of training in physics.

4.

Пантелеева-Пашкина В.В. mamajuli@mail.ru (лицей № 16, г. Павлодар, Республика Казахстан). Всё познаётся в сравнении, или Альтернатива физическому диктанту.

Предложена система заданий, которая позволяет учащемуся выполнить их в своём темпе, в то время как задания физического диктанта должны выполняться в одном темпе всеми учащимися несмотря на различие индивидуальных психических особенностей (один думает быстро, другой медленно). В качестве примера приведены задания по темам «Электрическое и магнитное поле», 10 кл.,  и «Виды излучений. Источники света», 11 кл. На диске к № 8/2011 приведены задания по темам: «Силы в природе», «Сила тока, напряжение, сопротивление», «Последовательное и параллельное соединение проводников», «Работа и мощность тока» (7–8 кл.).

Ключевые слова: контроль знаний, физический диктант, магнитное поле, электрическое поле, виды излучений, 10–11 кл.

Panteleyeva-Pashkina V.V. (lyceum № 16, Pavlodar, Kazakhstan). All is learned in comparison, or Alternative to a physical dictation.

We offer a system of tasks which allows the student to perform them in their own pace while tasks of a physical dictation should be carried out in one rate by all students despite the differences in individual psychological characteristics (one thinks quickly, others slowly). As an example, tasks on the themes «Electric and magnetic fields», 10th grade, and «Types of radiations. Sources of light», 11th grade, are given. On the disc to number 8/2011, tasks are set by themes: «Forces in nature», «Current strength, pressure, resistance», «Serial and parallel connections of conductors», «Work and power of current» (7–8th grades).

Keywords: control of knowledge, physical dictation, magnetic field,  electric field, types of radiations, 10–11th grades.

5.

Чаругин В.М., проф., академик ракц charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в апреле.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки.  Приведено  изображение фламандского гобелена XVI в. с изображением музы Астрономии и астронома Клавдия Птолемея, а также астрофотография спиральной галактики М81 с петлёй Арпа.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, муза Астрономии, Клавдий Птолемей, спиральная галактика М81, петля Арпа.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). The star sky in April.

We describe the star sky, star maps in the zenith, the northern and southern parts of the horizon, phases of the Moon, planets, and meteor streams. The image of a Flemish gobelin of XVI century with an image of the muse of Astronomy and the astronomer Claudius Ptolemy, as well as an astrophotography of the spiral galaxy М81 with the Arp loopare given.

Keywords: astronomy, star sky, star maps, muse of Astronomy, Claudius Ptolemy, spiral galaxy М81, Arp loop.

6.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете на темы: откуда взялись кольца Сатурна? из водяного пара или из водорода состоит атмосфера экзопланеты GJ 1214b, очень похожей по размерам и массе на нашу Землю? когда армия США возьмёт на вооружение рельсотрон – электромагнитную пушку, стреляющую металлическими болванками, способными покрывать 320 км за 6 минут и сбивать на лету реактивные самолёты и даже ракеты? заменит ли корабль Orion частной американской компании грузовые космические челноки при? Расширенный блок новостей см. на диске к № 8/2011.

Ключевые слова: новости, кольца Сатурна, атмосфера экзопланеты GJ 1214b, рельсотрон – электромагнитная пушка, освоение Луны и планет  Солнечной системы, точки Лагранжа.

Pigalizyn L.V. (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). News of science and technique.

We present a review of the latest messages on the Internet on the topics: where did the rings of Saturn? of water vapor or hydrogen consists the atmosphere of the exoplanet GJ 1214b which is very similar in size and mass to our Earth? when the U.S. Army will add to the arsenal a railgun – an electromagnetic gun, shooting blanks metal capable to cover 320 km in 6 minutes and to force down hurriedly jet planes and even rockets? does the ship Orion of the private American company will replace the Cargo space shuttles? On the disk to the number 8/2011, the expanded block of  news is presented.

Keywords: news, rings of Saturn, atmosphere of the exoplanet GJ 1214b, railgun – an electromagnetic gun, development of the Moon and planets of the Solar system, Lagrange points.

7.

Карташов В.Ф. kartash@cspu.ru (Челябинский институт путей сообщения, г. Челябинск). Практические работы по астрономии: созвездие Большой Медведицы.

Даны задачи, которые могут быть поставлены при рассматривании  картины ван Гога «Звёздная ночь над Роной»: правильно ли отобразил художник расположение звёзд созвездия Большой Медведицы?  правильно ли изобразил звёздное окружение Ковша? какое время суток и время года изображено? какое место изображено? могут ли звёзды Ковша быть зеленоватыми, как на картине? Приведены ответы и решения, а также оценка точности предложенного метода определения широты места наблюдения.

Ключевые слова: практические работы по астрономии, задачи по картинкам, созвездие Большой Медведицы, определение широты места наблюдения.

Kartashov V.F. (Institute of Communications, Chelyabinsk). Practical works on astronomy: the constellation Ursa Major.

We give tasks that can be put when looking at the van Gogh painting «Starry Night over the Rhone»: whether does the artist correctly display the position of the stars of the constellation the Ursa Major? whether does he correctly represent the star environment of the Ladle? what time of day and season is shown? what place is shown? whether can the stars of the Ladle be greenish, as in the picture?
Answers and solutions, as well as an estimation of accuracy of the offered method of determination of the latitude of observation are presented.

Keywords: practical works on astronomy, tasks at the pictures, constellation the Ursa Major, determination of the latitude of observation.

8.

Лучков Б.И., проф. b.luchkov@mail.ru (НИЯУ МИФИ, г. Москва). Что происходит с Солнцем?

Рассказано о результатах солнечного мониторинга, уточняющих параметры звезды и открывающих новые страницы её «творчества».

Ключевые слова: солнечная активность, солнечный мониторинг.

Luchkov B.I., prof. (NRNU MEPI, Moscow). What occurs to the Sun?

We tell about the results of solar monitoring specifying parameters of the star and opening new pages of its «creativity».

Keywords: solar activity, solar monitoring.

9.

В.М. Буханов, Е.А. Вишнякова, А.В. Грачёв, О.С. Иванова, проф. С.Н. Козлов, С.Ю. Никитин, И.П. Николаев, С.В. Пацаева, В.А. Погожев, Н.Б. Подымова, М.С. Полякова, проф. П.А. Поляков, проф. В.С. Русаков, С.С. Чесноков, Н.И. Чистякова (физфак МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Хочу учиться в МГУ!

Приведено 6 задач с решениями по теме «Оптика», которые предлагались в 2010 г. на дополнительных вступительных испытаниях профильной направленности (профильных вступительных экзаменах) по физике и на олимпиаде «Ломоносов» (победители и призёры олимпиады получали существенные льготы при поступлении).

Ключевые слова: абитуриенту, решение задач, МГУ им. М.В. Ломоносова, олимпиада «Ломоносов», оптика, профильные вступительные экзамены, факультеты физический, физико-химический, механико-математический, вычислительной математики и кибернетики, химический и факультет наук о материалах.

V.M. Bukhanov, E.A. Vishnyakova,  A.V. Grachev, O.S. Ivanova, prof. C.N. Kozlov, S.JU. Nikitin, I.P. Nikolaev, S.V. Patsaeva, V.A. Pogozhev, N.B. Podymova, M.S. Polyakova, prof. P.A. Polyakov, prof. V.S. Rusakov, S.S. Chesnokov, N.I.Chistyakova (Physical faculty, MSU of a name of M.V. Lomonosov, Moscow). I want to study at MSU!

We present 6 tasks with solutions on «Optics» offered in 2010 for additional introductory tests of the profile orientation (profile entrance exams) in physics and on the olympiad «Lomonosov» (the winners and prize-winners of the olympiad received essential privileges at receipt).

Keywords: graduate, solving tasks, MSU of a name of M.V. Lomonosov, olympiad «Lomonosov», optics, profile entrance exams, faculties of physics, physical chemistry, mechanics and mathematics, computational mathematics and cybernetics, chemical, and faculty of materials science.

10.

Дроздов В.Б., г. Рязань. Так ли уж легка пружина?

Решена задача о колебаниях маятника на пружине ненулевой массы. Имеется дополнение редакции в виде более детального решения этой же задачи.

Ключевые слова: решение задач, колебания, пружинный маятник.

Drozdov V.B., Ryazan. Whether is the spring so light?

We solve the task of oscillations of a pendulum on a spring of a nonzero mass. There is an addition of the edition in the form of more detailed decision of the same task.

Keywords: solving tasks, oscillations, spring pendulum.

11.

Коханов К.А. center@extedu.kirov.ru (ЦДООШ, г. Киров). Кировский турнир им. М.В. Ломоносова-2010. Избранные задачи по физике, 7–8-й классы

Продолжение публикаций  задачи по физике, предлагавшихся на Турнире им. М.В. Ломоносова Кировской области (2009, 2010 гг.), а также задач муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике (2008, 2009 гг.). К соревнованиям допускались школьники 7–8-х классов из школ г. Кирова и близлежащих населённых пунктов. Вместе с задачами по физике участники турнира из 8-х классов выполняли задания по биологии, математике и химии.

Ключевые слова: решение задач, Кировский турнир им. М.В. Ломоносова, средняя скорость, строение вещества, плотность, 7–8-й классы.

Kokhanov K.A. (Center for Continuing Education. «Gifted students», Kirov). The Kirov tournament of a name of M.V. Lomonosov-2010. Selected tasks in physics, 7–8th grades.

We continue to publish the tasks in physics offered at the M.V. Lomonosov Tournament in the Kirov region (2009, 2010), as soon as the tasks of the municipal stage of the All-Russian olympiad of students in physics (2008, 2009.). The students of 7–8th grades from schools of Kirov and nearby settlements were supposed to these competitions. Together with tasks in physics, the participants of the tournament from 8th grade carried out tasks in biology, mathematics and chemistry.

Keywords: solving tasks, The Kirov tournament of a name of M.V. Lomonosov, average speed,  trajectory of movement, 7-8th grades.

12.

Камзеева Е.Е. kamzeeva@mail.ru (ЮОУО, ФИПИ, г. Москва), автор-составитель. Тренировочный вариант ГИА-2011.

Окончание тренировочного варианта: задания 22–25 (часть 3): критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, указания экспертам, образцы возможных решений.

Ключевые слова: решение задач, государственная итоговая аттестация, ГИА, 9 класс.

Kamzeeva E.E. (SDOE, F I PM, Moscow), author-composer. Training variant of the SFA-2011.

We give the termination of the training variant: tasks 22–25 (a part 3): criteria of estimation of the performance of tasks with detailed answers, instructions to experts, samples of possible solutions.

Keywords: solving tasks, state final attestation, SFA, 9th grade.

13.

Как это устроено?  Турбовентиляторные (двухконтурные газотурбинные) авиационные двигатели (пер. с англ. Н.Д. Козловой).

Популярно описан принцип работы авиационных двигателей: турбореактивного, турбовинтового реактивного и турбовентиляторного.

Ключевые слова: турбореактивный авиационный двигатель, турбовинтовой реактивный авиационный двигатель, турбовентиляторный авиационный двигатель.

How does it work? Turbofan aircraft engines (trans. from English. N.D. Kozlova).

We popularly describe the principle of operation of aircraft engines: turbojet, turboprop jet, and turbofan.

Keywords: turbojet aircraft engine, turboprop jet aircraft engine, turbofan aircraft engine.

14.

Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ.  материалов из Интернета.).

Ответы экспертов на вопросы: можно извлечь пользу из разности температур летом на чердаке и в погребе? может ли глобальное потепление повлиять на ход башенных маятниковых  часов?

Ключевые слова: идеальный цикл Карно, маятниковые часы.

Why, why?.. (Bulyubash B.V., NUTU of a name of R.E. Alekseev, Nizhny Novgorod. Materials from the Internet selected and trans. from English)

We give the answers of experts to questions: is it possible to benefit by a temperature difference in summer on an attic and in a cellar? whether global warming can affect a course of a tower pendulum clock? can global warming affect a course of a tower pendulum clock?

Keywords:  ideal cycle of Carnot,  pendulum clock.