1.

Пантухова З.Г. zpantukhova@mail.ru (МОУ СОШ №4, г. Энгельс, Саратовская обл.). Контроль и оценка знаний учащихся по физике.

Рассмотрены формы систематического контроля оценки знаний и умений учащихся – устные и письменные. В первом случае это фронтальный опрос, разминка по карточкам, показ натурного эксперимента,  демонстрация видеофрагментов с выключенном звуком, коллективный ответ «по цепочке», обсуждение составленной письменной «рецензии» на параграф учебника. Письменная проверка позволяет дифференцировать задания и экономить учебное время: это физические диктанты и самостоятельные работы разного типа, дифференцированные лабораторные работы, решение экспериментальных задач у доски с последующим обсуждением и формулировкой выводов, самостоятельные работы по карточкам с графиками, зачёты по теме – от простого подбора дифференцированных задач и вопросов до общественного смотра знаний, контрольные работы, и, наконец, уроки-игры типа «КВН», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и конкурсы разного рода.   

Ключевые слова: контроль и оценка знаний и умений.

Pantuhova Z.G. (MEI SS №4, Engels, Saratov reg.). Control and estimation of knowledge of students in physics.

We consider forms of systematic control of knowledge and skills of students – verbal and written. In the first case it is a face-to-face poll, warm-up by cards, showing the natural experiment, a demonstration of video fragments with the sound turned off, the collective answer «on a chain», a discussion of made written «review» of the textbook paragraph. A written check allows us to differentiate tasks and to save school hours: these are physical dictations and independent works of different type, differentiated laboratory works, solving experimental tasks at the blackboard, followed by a discussion and a formulation of conclusions, independent works on cards with graphics, offsets on a theme – from simple selection of the differentiated tasks and questions to a public review of knowledge, control works, and, finally, lessons-games like «KVN», «Brain Ring», «What? Where? When? », and competitions of all kinds.

Keywords: control and estimation of knowledge and skills.

2.

Трубеко Ф.И. Licey1@lysva.in (МОУ лицей № 1, г. Лысьва, Пермский край). Модели атома. Урок объяснения нового материала с компьютерной поддержкой, 9-й класс.

Представлен сценарий урока объяснения нового материала в рамках темы «Строение атома», 9-й кл.,  с использованием оригинального способа систематизации знаний о строении атома через рассмотрение различных моделей. Показаны связь времён, драма научных идей, рождение, становление и сложности признания новых физических теорий, подчёркнута связь теории с экспериментом. Поскольку тема углубляется и расширяется при изучении в старшей школе, представленный материал можно использовать как вводный и в 11 классе. Презентация и методические рекомендации даны на диске к № 8/2011.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», урок объяснения нового материала, компьютерная поддержка, модели атома Демокрита, Томсона, опыты Резерфорда, планетарная (ядерная) модель атома, 9-й и 11-й классы.

Trubeko F.I. (MEI lyceum №1, Lys’va, Perm reg.). Model of the atom. Lesson of explanation of a new material with computer support, 9th grade.

We present a plan of a lesson of an explanation of a new material within the limits of the theme «The structure of the atom», 9th grade, using an original method of systematization of knowledge about the structure of the atom through consideration of various models. The connection of times, the drama of scientific ideas, the birth, formation, and recognition of new physical theories are shown, the connection between the theory and the experiment is emphasized. As the subject matter goes deep and extends at studying in high school, the presented material can be used as an introduction also in 11th grade. The presentation and methodical recommendations are given on the disk to № 8/2011.

Keywords: competition «I'm going to class», lesson of an explanation of a new material, computer support, models of the atom of Democritus, Thomson, Rutherford's experiments, planetary (nuclear) model of the atom, the 9th and 11th grades.

3.

Бражников М.А. (редакция журнала «Физика-ПС», г. Москва). История физики на уроках: мифы, слухи ... анекдоты.

На конкретных примерах показано, как опасно использовать кочующие из уст в уста «педагогические» мифы, почерпнутые из СМИ, радио- и ТВ­сообщений. Рекомендуется проверять «слухи», обращаясь к  публикациям в авторитетных источниках – энциклопедиях, справочниках, оригинальных работах, пусть и размещённых в Интернете.

Ключевые слова: педагогические мифы, радиоактивность, опыт Резерфорда, модель атома.

Бражников М.А. birze@inbox.ru (edition of the journal "Physics-PS, Moscow). History of physics at lessons: myths, rumors... Jokes.

We show on concrete examples how dangerous is to use roving from mouth to mouth «pedagogical» myths, drawn from media, radio and TV-messages. To check the «rumors», addressing to publications in authoritative sources –encyclopedias, reference books, original works, even if placed in the Internet, is recommended.

Keywords: pedagogical» myths, radioactivity, Rutherford's experiment, model of the atom.

4.

Ефимов В.В. efimberez@mail.ru (МОУ СОШ №3, г. Березники, Пермский край). Две работы физического практикума.

Представлены две работы для 10 класса. В первой учащиеся определяют с малой погрешностью плотность твёрдого тела и/или жидкости методом гидростатического взвешивания на электронных весах. Упрощённый вариант этой лабораторной работы доступен для учащихся 7-го класса. Во второй работе  учащиеся  проверяют закон сохранения электрического заряда, измеряя напряжения на соединяемых последовательно конденсаторах известной ёмкости. Представлены схемы и фотографии установок, таблицы для записи результатов измерений и вычислений, алгоритмы выполнения работы и контрольные вопросы. Статья может быть особенно полезна  учителям физики, работающих в классе с углублённым изучением предмета. Формы таблиц, ответы на контрольные вопросы, а также предложенный редакцией вариант исследования с расчётом происходящего при соединении конденсаторов перераспределения заряда представлен на диске к № 8/2011.

Ключевые слова: физический практикум, плотность, гидростатическое взвешивание, закон сохранения заряда, закон сохранения энергии, соединение конденсаторов, темы «Вес тела», «Электродинамика», 10-й класс.

Ефимов В.В. (MEI SS №3, Berezniki, Perm reg.). Two works of a physical practical work.

We describe two tasks for grade 10. In the first one students define with a small error the density of a solid body and (or) a liquid using the method of hydrostatic weighing on electronic weights. A simplified variant of this laboratory work is available for students of 7th grade. In the second work, students check the law of conservation of an electric charge, measuring the voltage on connected in series condensers of a known capacity. The schemes and photos of the installations, tables to record the results of measurements and calculations, algorithms to perform the work are presented. The article can be especially useful to teachers of physics, working in a class with profound studying of the subject. Forms of tables, answers to control questions, as soon as a variant of a research offered by the edition with calculation of redistribution of the charge occurring at connection of the condensers are given on the disk to № 8/2011.

Keywords: physical practical work, density, hydrostatic weighing, law of conservation of a charge, law of conservation of energy, connection of condensers, themes «Weight of a body», «Electrodynamics», 10th grade.

5.

Богданов К.Ю.  kbogdanov1@yandex.ru (ГОУ лицей №1586, г. Москва). Липкая электростатика, или Как отрезать один нанокулон?

Описан простой эксперимент со скотчем – липкой лентой, которая электризуется при резком сматывании с катушки. Предложен метод оценки плотности индуцированного заряда.

Ключевые слова: физический эксперимент, тема «Электростатика», нанокулон.

Bogdanov K.JU. (SEI lyceum №1586, Moscow). USE in an American way. Sticky electrostatics or How to cut off one nanokulon?

We describe a simple experiment with a scotch – an adhesive tape, which is electrified at sharp taking up from the coil. A method for estimating the density of the induced charge is offered.

Keywords: physical experiment, theme «Electrostatics», nanokulon.

6.

Найдин А.А. naidin_anatoli@mail.ru (ГОУ гимназия №44, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.). Система задач из одной задачи!?

Представлено несколько задач, составленных на основе одной ситуации: плоский воздушный конденсатор, между обкладками которого можно вставить диэлектрическую пластину, а сам конденсатор подсоединить к источнику питания. Представлена форма обобщения изучаемого материала в виде таблицы – обобщённого образа прибора.

Ключевые слова: конденсатор, операции анализа и синтеза, обобщённый образ прибора, 10 класс.

Naydin A.A. (SEI  gymnasium №44,  Novokuznetsk, Kemerovo reg.). A system of problems from one problem?!

We present several tasks made on the basis of one situation: there is a flat air capacitor and it is possible to insert a dielectric plate between its facings and connect the capacitor to the power supply. The form of generalization of a studied material as a table – the generalized image of the device is presented.

Keywords: capacitor, operations of the analysis and synthesis, generalized image of the device, 10 th  grade.

7.

Найдин А. naidin_anatoli@mail.ru (ГОУ гимназия №44, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.). Практикум: решение творческих задач.

Показано, как на уроках физики можно ставить и решать задачи экологического содержания на местном краеведческом материале, которые могут лечь в основу ученических исследовательских проектов:  очистка реки от нефтепродуктов и угольной взвеси, очистка выбросов металлургических комбинатов с помощью винтовых электрических фильтров, уменьшение ветровой эрозии каменного угля при его транспортировке по железной дороге,   поиск  небольших месторождений газа, мониторинг качества воды методом испарения капель, рекультивация земель, добыча нефти из глубоко залегающих пластов.

Ключевые слова: метод научного познания, творческая задача, экология, качество воды, транспортировка каменного угля, метановая линза, удельное сопротивление почвы, экологическое воспитание, добыча нефти, практические применения, 10–11 классы.

Naydin A.A. (SEI  gymnasium № 44,  Novokuznetsk, Kemerovo reg.). Practical work: solving creative problems.

We show how at lessons of physics it is possible to put and solve problems of ecological content on a local material of regional studies which could form the basis of student research projects: cleaning the river from oil products and coal suspension, cleaning emissions of metallurgical industrial complexes by means of screw electric filters, reducing wind erosion of coal at its transportation by rail, search for small gas fields, monitoring of quality of water by a method of evaporation of drops, land reclamation, extraction of oil from deep-lying layers.

Keywords: method of scientific knowledge, creative task, ecology, quality of water, transportation of coal, methane lens, specific resistance of soil, ecological education, extraction of oil, practical applications, 10–11th grade.

8.

Таныгин C.В. tanyginsv@mail.ru (ДЮЦ, АлтГПА, г. Барнаул, Алтайский край). Исследовательские лабораторные работы

Рассмотрен принцип отбора экспериментальных заданий для исследовательских ученических работ. Приведены примеры таких работ с использованием простого самодельного оборудования, которые легко реализовать со школьниками в летних лагерях. Даны описания четырёх работ по исследованию  зависимости сопротивления проводника от различных параметров, взаимодействия электрических токов и зарядов, деления электрического заряда. Полностью все 25 работ приведены на диске к № 8/2011.

Ключевые слова: экспериментальные задания, самодельные приборы, лабораторный эксперимент.

Tanygin C.V. (Children and Youth Centre, Altai State Pedagogical Academy, Barnaul, Altai Territory). Research laboratory works.

We consider the principle of selection of experimental tasks for the research student work. Examples of such works with use of a simple self-made equipment that is easy for realizing with students in summer camps are presented.

Descriptions of four works on research of dependence of the resistance of a conductor from various parameters, interaction of electric currents and charges, division of an electric charge are given. Completely all 25 works are cited on the disk to № 8/2011.

9.

Белюстов В.Н. Belyustov@yandex.ru (БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Памятные даты: Шарль Огюстен де Кулон (14.06.1736–23.08.1806), Джеймс Клерк Максвелл ((13.06.1831–05.11.1879).

Кратко описана биография и вклад в науку и технику Ш.-О. де Кулона. Подробная статья и презентация представлены на диске к № 8/2011, также как и аналогичный материал о Дж.-К. Максвелле. 

Ключевые слова:  Шарль Огюстен де Кулон, Джеймс Клерк Максвелл.

Belyustov V.N. (BEC, Borisoglebsk, Voronezh reg,). Dates to remember: Charles Augustin de Coulomb (14.06.1736–23.08.1806), James Clerk Maxwell ((13.06.1831–05.11.1879).

We shortly describe the biography and the contribution to science and engineering of Sh.-Au. de Coulomb. The detailed article and a presentation are presented on the disk to № 8/2011, as well as a similar material about J.-K. Maxwell.

Keywords: Charles Augustin de Coulomb, James Clerk Maxwell.

10.

Москвитин М.Л. moskvitin@liceum1550.ru (ГОУ лицей № 1550, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва). Применение качественных методов при вычислении потенциальной энергии груза. 

Рассмотрены примеры вычисления потенциальных энергий грузов различной формы  без использования  понятия центра тяжести. Предлагаемая методика демонстрирует возможности применения качественных методов в школьном курсе физики, может быть полезной в классах с углублённым изучением физики, при повторении материала по теме работа и энергия в 10–11 классах, как учебный материал в рамках элективного курса соответствующей тематики.

Ключевые слова:  методика преподавания физики, профильный курс, качественные методы, центр тяжести, потенциальная энергия.

Moskvitin M. L. ((SEI lyceum № 1550, MSTU. NE Bauman, Moscow). The use of qualitative methods in calculating the potential energy of a cargo.

We consider some examples of calculation of the potential energies of cargo of various shapes without the use of the concept of the center of gravity.

The proposed method demonstrates the possibility of using qualitative methods in the school course of physics and can be useful in classes with profound studying physics at material repetition on the theme «Work and energy»,  10–11th grade, as a teaching material within the frameworks of. the elective course of corresponding subjects.

Keywords: technique of teaching of physics, profile course, qualitative methods, center of gravity, potential energy.

11.

Дроздов В.Б. (г. Рязань). Чуть заходя за пределы школьного курса.

Представлены оригинальные решения двух задач. В первой вычисляется положение точек Лагранжа в системе Земля–Луна для случая точек, не лежащих на прямой,  соединяющей центры этих небесных тел. Во второй  дан простой вывод правила моментов. Обе идеи могут служить основой для небольших ученических исследований.

Ключевые слова: решение задач, ученические исследовательские проекты, точки Лагранжа, правило моментов.

Drozdov V.B. (Ryazan). Slightly extend beyond the school course.

We  represent  original solutions of two tasks. Original decisions of two problems are presented. In the first one, the position of the Lagrange points in the the Earth-Moon system for a case of the points not lying on a straight line, connecting the centers of these celestial bodies is calculated. In the second one, a simple conclusion of the rule of the moments is given. Both ideas can serve as a basis for small student researches.

Keywords: solving tasks, student research projects, Lagrange points, rule of the moments.

12.

Демков В.П., Озолин В.В., Солохина Г.Э. (МАИ(ТУ), г. Москва). МАИ-2011: российская аэрокосмическая олимпиада.

Представлены 10 задач, составляющих  один билет (вариант) первого (он же он-лайн) тура олимпиады 2010/2011 гг. Тематика задач: кинематика, динамика, термодинамика, электростатика, электродинамика.

Ключевые слова: решение задач, российская аэрокосмическая олимпиада, абитуриенту, МАИ(ТУ).

Demkov V.P., Ozolin V.V., Solokhina G.E. MAI (TU)-2011: Russian aerospace olympiad.

We present ten tasks making one ticket (variant) of the first (it is on-line) tour of the olympiad 2010/2011. The themes are: kinematics, dynamics, thermodynamics, electrostatics, electrodynamics

Keywords: solving tasks, Russian aerospace olympiad, graduate, MAI (TU).

13.

Булюбаш Б.В. borisbu@sandy.ru (НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород). Искусство удивлять.

Фоторепортаж с НПК «Искусство удивлять», прошедшей осенью в 2010 г. в Санкт-Петербурге в честь 75-летия основания  Я.И. Перельманом Дома занимательной науки. Основной идеей этой конференции была пропаганда курса на формирование в обществе интереса к науке и технике, а также формирование доверия общества к научным программам и исследованиям, без чего невозможна  модернизация российской экономики. Одним из основных звеньев этой системы должны стать научные музеи. Участники конференции посетили ряд музеев города. Наиболее сильное впечатление произвёл на них музей «Мир воды Санкт-Петербурга».

Ключевые слова: Дом занимательной науки, Я.И. Перельман, научно-технические музеи, музей «Мир воды в Санкт-Петербурге», Центральный музей связи им. А.С. Попова, Музей музыки, Музей оптики.

Bulyubash B.V. (NUTU of a name of R.E. Alekseev, Nizhny Novgorod). Art to surprise.

We give a photo-report from the scientific-practical conference «Art to surprise» held in autumn 2010 in St. Petersburg in honor of  the 75 anniversary of the basis of the «House of entertaining science» by Y.I. Perelman. The basic idea of this conference was propagation of the course on the formation of interest to science and technology in the society, as soon as the formation of trust of the society to scientific programs and researches, without which modernization of the Russian economy is impossible. Scientific museums should become one of the basic links of this system. Participants of the conference visited a number of museums of the city. The museum «Water World of St. Petersburg» made the strongest impression on them.

Keywords: House of entertaining science, Y.I. Perelman, Scientific and technical museums, museum «Water World of  St. Petersburg», central museum of communication of a name of A.S. Popov, museum of music, museum of optics.

14.

Ерохина Р.Я. erohina_r@mail.ru, Матвеева Л.И. burkowai@rambler.ru (БГПИ, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Оптика, рождённая лазером

Представлены материалы студенческой научной конференции, проведённой в 2010 г. в связи с полувековым юбилеем изобретения лазеров. Показано, что организация подобных  мероприятий с привлечением школьников неразрывно связана с формированием таких ключевых компетенций учащихся, как самоорганизация и самообразование, наиболее значимых для адаптации в быстро меняющемся мире. Это в полной мере отвечает социальному заказу современного общества, сформулированному для системы образования в Федеральном образовательном стандарте второго поколения. Дан сокращённый текст доклада студентки 3-го курса физико-математического факультета БГПИ С.И. Тараскиной «Лазеры. История и области применения». Полные тексты этого доклада, а также ещё пяти докладов даны на диске к № 8/2011.

Ключевые слова: научно-техническая студенческая конференция, лазеры, история создания, принцип работы, области применения.

Yerokhina R.Y., Matveeva L.I. (BSPI, Borisoglebsk, Voronezh reg.). Optics born by a laser.

We present materials of the student scientific conference spent to 2010 in connection with the half-century anniversary of the invention of lasers. It is shown that the organization of similar activities involving schoolchildren is discontinuously connected with the formation of such core competencies of students as self-organization and self-education, most important for adaptation in a rapidly changing world. This fully corresponds to the social order of the modern society formulated for an education system in the Federal educational standard of the second generation. The shorthand text of the report of the student of 3-rd course of physical and mathematical faculty BGPI S.B. Taraskina «Lasers. History and application» is given. The full text of this report, as well as five other papers are given on the disk to the № 8/2011.

Keywords: scientific and technical student conference, lasers, history of creation, principle of work, applications.

15.

Поздравляем с юбилеем Татьяну Вячеславовну Львову.

Ключевые слова: юбилей, Татьяна Вячеславовна Львова.

Happy birthday, Tatyana!

Keywords: anniversary, Tatyana Vjacheslavovna Lvova.