1.

Академик РАО Антонина Васильевна Усова.

Поздравляем с юбилеем академика РАО проф. Антонину Васильевну Усову.

Ключевые слова: юбилей, Антонина Васильевна Усова.

Academician of RAE Antonina Vasilyevna Usova.

Congratulations on the anniversary of academician of RAE Antonina Vasilyevna Usova.

Keywords:  anniversary, Antonina Vasilyevna Usova.

2.

Сауров Ю.А., проф., чл.-корр. РАО sya@physics2.kirov.ru (ВятГГУ, г. Киров). Профессор  А.В. Усова: методологический портрет.

Представлена личность известного учёного-методиста академика РАО профессора А.В. Усовой, подвижника, патриота, деятеля государственного масштаба, жёсткого борца за естественнонаучное образование через её научный стиль, общественно значимую деятельность, результаты работы, а главное – умение увидеть «искру божью» в молодых педагогах, организовать исследования и активный обмен мнениями, что сделало Челябинск  признанным центром исследований по методике обучения физике.

Ключевые слова: юбилей, Антонина Васильевна Усова, дидактика физики, педагогика,  методика обучения физике, система формирования научных понятий, обобщённые планы

Saurov Ju.A., professor, corresponding member of RAE (Vyat.SHU, Kirov).Professor A.V. Usova: methodological portrait.

We represent the person of the known scientist-methodologist, the academician of the RAE, professor A.V.Usova, a warrior, a patriot, a figure of national importance, a rigid fighter for natural-science education through her scientific style, socially meaningful activity, results of work. And the main thing – ability to see a «spark of God» in young teachers, to organize researches and an active exchange of opinions that made Chelyabinsk the recognized center of researches on methodology of teaching physics.

Keywords: anniversary, Antonina Vasilyevna Usova, didactics of physics, pedagogy, methodology of teaching physics, system of formation of scientific concepts, generalized plans.

3.

Шаповалов А.А., проф. shap_a_a@mail.ru (АлтГПА, г. Барнаул, Алтайский кр.). Обучение школьников логическому конспектированию учебного материала.

Описана методика обучения школьников одному из способов преобразования учебного материала. Показано, как учащиеся под руководством учителя могут научиться переструктурировать материал в соответствии с обобщёнными планами описания различных видов научного знания и представлять его в виде особой формы конспектов, называемых логическими. Даны рекомендации по организации работы с логическими конспектами. Полный текст с подробными примерами логических конспектов (темы: «Поверхностное натяжение», «Основные положения МКТ», «Идеальный газ», «Опыты Штерна-Герлаха») дан на диске.

Ключевые слова: юбилей, Антонина Васильевна Усова, преобразование учебного материала, обобщённые планы, логическая структура учебного материала, логический конспект.

Shapovalov A.A., professor  (AltSPA, Barnaul,  Altay reg). Training students to logical making an abstract of the educational material.

We describe a procedure for training students to one of the way of transformation of the educational material. We show how the students, under the guidance of a teacher, can learn to restructure the material in accordance with the generalized plans of descriptions of the various kinds of scientific knowledge and represent the material  in a special form of abstracts, called logical. Recommendations on the organization of the work on logical abstracts are given.

The full text with detailed examples of logical abstracts (the themes: «Surface tension», «Basic positions  of MKT», «Ideal gas», «Stern-Gerlach experiments») is given on the disk.

Keywords: anniversary, Antonina Vasilyevna Usova, transformation of the educational material, generalized plans, logical structure of educational material,   the transformation of training material; the generalized plans; the logical structure of training material; logical summary.

4.

Фискинд Е.Э., проф. fiskind.e@yandex.ru (Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия,  г. Нижний Тагил, Свердловская обл.). Изучение термопары как источника эдс.

На основе теории формирования понятий  академика А.В. Усовой предлагается  методика  проблемного изучения термопары как источника электродвижущей силы. На основе серии экспериментов и эвристической беседы устанавливаются необходимые и достаточные условия формирования термоэдс, рассматривается аналогия между простой термопарой и гальваническим элементом, а также между дифференциальной термопарой и последовательным соединением  двух элементов.

Ключевые слова: юбилей, Антонина Васильевна Усова,  теория формирования понятий,  сторонние силы, термопара, термоЭДС, гальванический элемент.

Fiskind E.E., professor (Nizhny Tagil state social pedagogical academy, Nizhny Tagil, Sverdlovsk reg.). Study of the thermocouple as a source of EMF.

We offer the technique of problem studying the thermocouple as source of the electromotive force according to the theory of formation of concepts of Academician AV Usova. On the basis of a set of experiments and a heuristic discussion we establish necessary and sufficient conditions for formation of the thermo-EMF, consider a simple analogy between a thermocouple and a galvanic cell, as well as between the differential thermocouple and the series connection of two elements.

Keywords: anniversary, Antonina Vasilyevna Usova, theory of formation of concepts, outside forces, thermocouple, thermo-EMF, galvanic cell.

5.

Яворук О.А., проф. o11@mail.ru (Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра). Изучение восприятия времени человеком. Лабораторная работа физика+психология,  10–11 кл.

Описана междисциплинарная лабораторная работа по изучению восприятия времени человеком. Работа с интересом воспринимается школьниками – и «физиками», и «гуманитариями». При её выполнении устанавливаются связи между двумя циклами учебных предметов (естественнонаучным и гуманитарным). Учащиеся обращают внимание на проблемы измерения времени, погрешности измерения, отношения человека к времени. Рекомендуется использовать учителям физики при установлении межпредметных связей, а также учителям, преподающим физику в классах гуманитарных профилей.

Ключевые слова: юбилей, Антонина Васильевна Усова,  межпредметные связи, физика, психология, лабораторная работа, время, восприятие времени.

Yavoruk O.A., professor (Jugorsk state university, Khanty-Mansiysk, KhAutR-Jugra). The study of human perception of time. Laboratory work PHYSICS +  PSYCHOLOGY, grades 10–11.

We describe an interdisciplinary laboratory work for the study perception of time by a person. The work  is perceived with interest  by students – both by «physicists», and «humanists». When it is executed, connections between the two cycles of study subjects (natural sciences and humanitarian) are  established  Students pay attention to the problems of measurement of time, measuring error, the relation of a person to time. It is recommended to teachers of physics to use in establishing interdisciplinary connections, as well as to teachers who teach physics in classes of humanitarian profiles.

Keywords: anniversary, Antonina Vasilyevna Usova,  interdisciplinary connections, physics,  psychology,  laboratory work, time, perception of time.

6.

Беленок И.Л., проф. ibelenok@mail.ru (НИПКиПРО, г. Новосибирск). Графические задачи.

Рассмотрены некоторые особенности методики обучения умению решать графические задачи при обучении школьников физике. Предложен алгоритмический подход к развитию умений строить и анализировать графики физических зависимостей на примерах конкретных задач по кинематике и электродинамике.

Ключевые слова: юбилей, Антонина Васильевна Усова, решение задач, графические задачи, умение читать и строить графики, кинематика, электродинамика.

Belenok I.L, professor (Novosibirsk Institute of Advanced Studies and Retraining of Educators,  Novosibirs). Graphic tasks.

We consider some features of methods of teaching skills to solve graphic tasks at training students in physics. We propose an algorithmic approach to the development of skills to build and analyze graphs of physical dependencies on the examples of specific tasks in kinematics and electrodynamics.

Keywords: anniversary, Antonina Vasilyevna Usova, solving tasks, graphic tasks, ability to read and build graphs, kinematics, electrodynamics.

7.

Касимов Р.А. timofsgpa@yandex.ru (Социально-гуманитарная педагогическая аадемия, МБОУ СОШ № 5, г. Стерлитамак, Респ. Башкортостан). Самостоятельная работа по физике в школе.

Показано, что для формирования у школьников мыслительной активности, умения приобретать знания не только на уроке, но и самостоятельно, полезно организовать домашние учебные исследования в виде аналитических рефератов по сетевым публикациям, эксперимента с оформлением результатов с помощью широко распространённых компьютерных программ, проектно-конструкторских самостоятельных работ. Приведены примеры успешных исследований, в частности домашнего изучения явления диффузии (7 кл.), наблюдения интерференции света (11 кл.), создания моделей роторной ветроэлектростанции, турбины и электрогенератора, которые можно демонстрировать с помощью графопроектора как отдельными частями, так и в их взаимодействии, солнечной печи, солнечной теплоэлектростанции, ядерного реактора.

Ключевые слова: юбилей, Антонина Васильевна Усова, формирование умения работать самостоятельно, домашние учебные исследования, домашние эксперименты, аналитические рефераты, проектно-конструкторские самостоятельные работы.

Kasimov R.A. (Social and humanitarian pedagogical academiya, municipal budget educational institution, SS  № 5, Sterlitamak, Resp. Bashkortostan). Independent work in physics at school

We show that for formation of cogitative activity at students, ability to acquire knowledge not only at a lesson, but also independently it is useful to organize the house educational researches in the form of analytical reviews of network publishing, in the form of an experiment with registration of results by means of widespread computer programs, and in the form of design and construction works. Some examples of  the successful researches are given, in particular house studying of the phenomenon of diffusion (grade 7), observations of interference of light (grade 11), creating models of a rotor wind electric power station, a turbine, an electrical power generator, a solar furnace, a solar thermoelectric power station, and a nuclear reactor, which can be demonstrated by means of the projector as separate parts, and in their interaction.

Keywords: anniversary, Antonina Vasilyevna Usova,  formation of ability to work independently, house educational researches, house experiments, analytical reviews,  design and construction works.

8.

Крутский А.Н., проф.  krut@uni-altai.ru (АлтГПА, г. Барнаул, Алтайский кр.). Уровни формирования понятий.

Представлено исследование формирования понятий об элементах знания школьной физики, их классификации. Отмечается возможность дальнейшего  совершенствования отнесения понятий физики к научным категориям философии. Предложены уровни формирования понятий, обоснованные логикой их развития в процессе обучения.

Ключевые слова: уровень формирования понятий

A.N. Krutsky, prof. krut@uni-altai.ru (AltSPA, Barnaul, Altay reg). Levels of formation of concepts.

We present the article, which is devoted to research of formation of concepts about elements of knowledge of school physics, their classification. The opportunity of the further perfection of reference of the concepts of physics to scientific categories of philosophy is marked. Levels of formation of the concepts are offered, which are based by logic of their developments in the learning process.

Keywords: elements of knowledge of physics, formation of scientific concepts, levels of formation of scientific concepts.

Электронные публикации коллег и учеников проф. А.В. Усовой, размещённые на диске к номеру.

Electronic publications of colleagues and pupils of prof. A.V.Usova are placed on the disk to the number.

9.

Бобров А.А., Суровикина С.А., проф. sasurovic@mail.ru (ОмГПУ, г. Омск). Технология проведения фронтальных лабораторных работ без готовых описаний. Чтобы ваш ученик мог самостоятельно разработать и выполнить лабораторную работу, успешно решил экспериментальную задачу на экзамене, следуйте  авторской технологии формирования экспериментальных умений, построенной на деятельностной теории, разработанной А.А. Бобровым и А.В. Усовой. Основу составляет вводная беседа, в течение которой учитель с помощью наводящих вопросов подводит ученика к самостоятельной разработке лабораторной работы.  На примере конкретной фронтальной лабораторной работы «Определение плотности твёрдого тела» раскрывается процесс реализации деятельностного подхода при формировании экспериментальных умений. Рассматриваются психолого-педагогические основы поэтапного формирования этих умений, доведение их до уровня обобщённых. Расширенный реферат приведён в печати.

Bobrov A.A., Surovikina S.A., professor (OmSPU, Omsk). Technology of carrying out frontal laboratory works without ready descriptions.

We believe that your student will be able to independently develop and carry out a laboratory work and to solve successfully an experimental task in the exam, if you follow the author's technology of the formation of experimental skills built on the activity theory, developed by A.A. Bobrov, and A.V. Usova. The basis is made with an introductory conversation, during which the teacher by means of leading questions l brings the student to the independent development of the laboratory work On an example of the concrete frontal laboratory work «Determining the density of a solid body», the process of realization of the activity approach in the formation of experimental skills reveals. We consider the psychological and pedagogical foundations of the gradual formation of these skills, bringing them to the level of generalization. The extended abstract is presented in the press.

Даммер  М., проф. dammermd@yandex.ru (ЧГПУ, г. Челябинск). Биография академика в фотографиях и вопоминаниях учеников. Приведены тёплые воспоминания учеников академика РАО профессора А.В. Усовой, ныне уже состоявшихся успешных учёных-педагогов, о своём учителе, друге и наставнике. На диске к номеру приведены аналитический отчёт о V Всероссийской студенческой  олимпиаде по теории и методике обучения физике, прошедшей весной этого года в г. Челябинске, а также презентация, в которой представлены все 22 участвовших педагогических вуза. Идея организации таких олимпиад принадлежит как раз проф. А.В. Усовой.

Dummer M.D. professor, (ChSPU, Chelyabinsk). The biography of the academician in photos and memoirs of students.

We give warm memoirs of students of the academician of the RAE professor A.V.Usova, which became nowadays already successful scientists-teachers, about their teacher, friend and mentor. On the disk to the number, an analytical report on the V All-Russian student olympiad on the theory and methodology of teaching physics, which took place last spring in Chelyabinsk is given, as well as a presentation in which all 22 participating pedagogical high schools are presented. The idea of organization of such olympiades belongs just to prof. A.V.Usova.

Елагина B.C., проф., академик РАЕН v_275@mail.ru (ЧГПУ, г. Челябинск). Биомеханика: межпредметный элективный курс, 9 кл., 26 ч. Гл. 6. Изучение воздействий физических факторов на организм человека (8 ч). Курс предназначен для подготовки учащихся  к выбору естественнонаучного профиля при переходе в старшие классы общеобразовательной школы, он позволяет расширить их представления о взаимосвязях физики и биологии, а также раскрыть особенности профессиональной компетентности медицинских работников, преподавателей физической культуры, спортивных тренеров, профессиональных спортсменов. Темы:

  • Биомеханика — раздел биофизики  
  • Биомеханика опорно-двигательного аппарата человека
  • Биомеханика сердца и сосудов
  • Биомеханика дыхания
  • Биомеханика пищеварения
  • Воздействия физических факторов на организм человека

Последняя тема дана на диске полностью. Расширенный реферат приведён в печати.

Yelagina B.C., professor, academician RAES (ChSPU, Chelyabinsk). Biomechanics: interdisciplinary elective course, grade 9, 26 hours. Ch. 6. The study of influences of physical factors on the human body (8 hours).

We offer the course, which is intended to prepare students for a choice of the natural-science profile at the transition to senior secondary schools. It allows them to expand their ideas about the relationship of physics and biology, as well as  to open features of professional competence of medical workers, teachers of physical training, sports trainers, professional sportsmen. The themes:

  • Biomechanics — section of biophysics
  • Biomechanics of the locomotor system of the man
  • Biomechanics of the heart and blood vessels
  • Biomechanics of breath
  • Biomechanics of the digestion
  • Influence of physical factors on the human body

The last theme is given on the disk completely. The expanded abstract is presented in the press.

Карасова И.С., проф. mKarasova@yandex.ru (ЧГПУ, г. Челябинск). Электромагнитные волны. Методологический анализ структуры и содержания фундаментальных физических теорий позволил А.В. Усовой сконструировать обобщённый план их изучения. Вопросы электродинамики, составляющие базис одной из фундаментальных физических теорий – теории электромагнитного поля Дж.-К. Максвелла, можно анализировать на основе обобщённого плана в условиях модульного обучения. Представлена Модульная программа «Свойства электромагнитных волн», 11 кл,  содержит три модуля: 1) М0: комплексная дидактическая цель; 2) Ml: электромагнитные волны; 3) М2: физические основы радиосвязи. Рассмотрены структура и содержание модульной технологии обучения на примере модулей М0 и Ml. Расширенный реферат приведён в печати.

Оспенникова Е.В., проф. evos@bk.ru, Оспенников Н.А. (ППГУ, г. Пермь). Формирование  у учащихся обобщённого подхода к работе с интерактивными учебными моделями по физике. Компьютерные модели – новый класс учебных объектов, с которыми современным школьникам в ближайшем будущем придётся активно работать. В связи с этим актуальна задача целенаправленного формирования новых учебных умений, касающихся как  самостоятельного проектирования в виртуальной среде простейших моделей, так и использования в учебном познании их «готовых» версий. Представлены обобщённые планы проектирования и  исследования учебных физических моделей. Подробно рассматривается применение в обучении обобщённого плана работы учащихся с «готовой» компьютерной моделью. Показано, как учителю разработать учебную инструкцию к виртуальной лабораторной работе по физике, приведены примеры методически грамотных инструкций. Расширенный реферат приведён в печати.

Ospennikova E.V., professor, Ospennikov N.A. (PPSU,  Perm). The formation of students' generalized approach to work with interactive educational models in physics.

We know that computer models are a new class of learning objects with which modern students will have to work actively in the near future. In this connection, the problem of purposeful formation of new educational abilities  is actual. These abilities concern as independent designing in a virtual environment of the simplest models, but also using their «ready» versions in the educational process. The generalized plans of designing and research of educational physical models are presented. Application in training of the generalized plan of the work of students with a «ready» computer model is in detail considered. It is shown for a teacher how to develop an educational instruction to the virtual laboratory work on physics. Some examples of methodically competent instructions are given. The extended abstract is presented in the press.

Пронина И.И. proninaii@mail.ru (Орский гуманитарно-технологический, г. Орск). Формирование мышления учащихся на уроках при помощи учебных физических задач. Показано, что для формирования и развития логического мышления одним из важнейших является принцип сравнения, который предполагает одновременное изучение двух сходных объектов или явлений путём сравнения их между собой, уста­новления сходства и различия. Приведены примеры задач на сравнение равноускоренного и равнозамедленного движений тел (в том числе имеющих разные массы), движения тела, выброшенного вертикально вверх и под углом к горизонту, и другие. Расширенный реферат приведён в печати.

Pronina I.I. (Orsk Humanities and Technology, Orsk ). The formation of students' thinking at lessons by means of educational physical tasks.

We show that the principle of comparison is essential for formation and development of logical thinking. It involves the simultaneous study of two similar objects or phenomena by comparing them with each other, it determines similarities and differences between them. Examples of the tasks on the comparison of uniformly accelerated motion and uniformly decelerated motion of bodies (including having different masses), as soon as on body motion, thrown vertically upward and uinder an angle to the horizon, and other, are given. The expanded abstract is presented in press.

Шефер О.Р., проф. shefer_olga@yandex.ru (ЧГПУ, г. Челябинск). Особенности решения расчётных задач по астрономии. Приведены примеры решения задач астрономического содержания, используемых при формировании понятий раздела «Строение Вселенной» на основе общих правил решения расчётных задач и использованием структур, описанных в работах А.В. Усовой и адаптированных автором к задачам с астрономическим содержанием. Материал можно использовать при подготовке учащихся к ГИА по физике. Расширенный реферат приведён в печати.

Shefer O.R., professor (ChSPU, Chelyabinsk). Features of the solution of calculation tasks in astronomy.

We give examples of the solution of tasks of astronomical content used at formation of concepts of the section «Structure of the Universe» on the basis of general rules for solving calculation tasks and the use of the structures described in the works by A.V.Usova and adapted by the author to the tasks with the astronomical content. The material can be used in the preparation of students for the SFA in physics. The expanded abstract is presented in press.

Ключевые слова: юбилей, Антонина Васильевна Усова, проф. Даммер М.Д.,  Бобров А.А.,проф. Суровикина С.А., проф. Елагина B.C., проф. Карасова И.С., проф. Оспенникова Е.В., Оспенников Н.А., Пронина И.И., проф. Шефер О.Р., Трофимов Е.Г, Петров А.В., Искандеров Н.Ф., формирование научных понятий, формирование экспериментальных умений, обобщённые планы, обобщённый подход, деятельностный подход,  интерактивные учебные модели, фронтальные лабораторные работы, межпредметный элективный курс, биомеханика, ФИЗИКА+БИОЛОГИЯ, свойства электромагнитных волн, модульная программа, алгоритмические предписания по решению астрономических задач, Всероссийская студенческая  олимпиада по теории и методике обучения физике.

Keywords: anniversary, Antonina Vasilyevna Usova, professor Dummer M.D., Bobrov A.A.,  professor Surovikina S.A., professor Yelagina B.C., professor Karasova I.S., professor Ospennikova E.V., Ospennikov N.A., Pronina I.I., professor Shefer O.R., Trofimov E.G., Petrov A.V., Iskhanderov N.F calculation tasks in astronomy, modular training, modular program, educational elements of the module, theme «Electromagnetic waves», All-Russian olympiad on the theory and methodology of teaching physics. 

10.

Профессор Надежда Николаевна Тулькибаева, академик Международной академии наук педагогического образования, Международной академии акмеологических наук и Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности.

Поздравляем с юбилеем профессора Надежду Николаевну Тулькибаеву.

Ключевые слова: юбилей, Надежда Николаевна Тулькибаева.

Professor Nadezhda Nikolaevna Tulkibaeva, academician of the International academy of sciences of pedagogical education, International academy of sciences acmeologic, and International academy of ecology and life safety.  

Happy birthday  to academician of RAES  Nadezhda Nikolaevna Tulkibaeva.

Keywords: anniversary, Nadezhda Nikolaevna Tulkibaeva.

11.

Чаругин В.М., проф., академик ракц charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в сентябре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки.  Приведено  изображение созвездия Кассиопеи из старинного атласа созвездий «Urania’s Mirror»  Иосафата Аспина, а также астрофотография туманности «Кошачий глаз»  и  эмиссионной туманности IC 410 с «плавающими» в ней «головастиками».

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, атлас созвездий «Urania’s Mirror» Иосафата Аспина, созвездие Кассиопеи, гравитационное линзирование, туманности «Кошачий глаз» и IC 410.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). The star sky in September.

We describe the star sky, star maps in the zenith, the northern and southern parts of the horizon, phases of the Moon, planets, and meteor streams. An image of of the constellation of Cassiopeia from  the ancient atlas of constellations «Urania’s Mirror» of  Iosafat Aspin is given. We give also an astrophotographirs of  the nebula «Cat's Eye» and emission nebula IC 410 with «tadpoles» «floating» in it.

Keywords: astronomy, star sky, star maps, atlas of constellations «Urania’s Mirror» of  Iosafat Aspin, constellation of Cassiopeia, gravitational lensing, nebulae «Cat's Eye» and IC 410.

12.

Чаругин В.М., проф., академик ракц charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Роскошный часослов герцога Беррийского (1410–1415 гг.): СЕНТЯБРЬ.

Приведена миниатюра «Сентябрь» из  рукописной книги XV в. «Великолепный часослов герцога Беррийского», иллюстрированного братьями Лимбург. Описано содержание иллюстрации, дана интерпретация астрономических данных, представленных условно в верхней части миниатюры.

Ключевые слова: средневековый календарь, часослов герцога Беррийского, братья Лимбурги, юлианский календарь.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). Luxurious Book of hours of the Duke de Berry (1410-1415). September.

We present the miniature «September» from the manuscript of XV century. «Magnificent  Book of Hours of the Duke de Berry» illustrated by brothers Limburg. The content of images is described, the interpretation of astronomical data presented conventionally at the top of the miniature, the interpretation of astronomical data presented conventionally at the top of the miniature is given.

Keywords: medieval calendar,  Book of Hours of the Duke de Berry,  brothers Limburg, Julian calendar.

13.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете. Темы: «Энергия – прямо из воздуха», «Микрочип на человеческой тяге». Расширенный обзор дан на диске.

Ключевые слова: новости науки и техники,  микрочип, альтернативные источники энергии, чёрная дыра, обитаемые планеты-изгои, беспроводная связь, атомные часы, подводный самолёт, самый большой телескоп, коллайдер Тэватрон, взаимодействие света с веществом, электрический ток между Сатурном и Энцеладом, авроральное пятно, космические частицы.

Pigalitzyn L.V. (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). News of science and technique.

We give a review of the latest messages on the Internet. The themes: «Energy - directly from the air»,   «A microchip on human draft». The expanded review is given on the disk

Keywords: news of science and technique, microchip, alternative energy sources, black hole, habitable planets-derelicts, wireless communication, atomic clock,  underwater plane, biggest telescope, Tevatron collider, interaction of light with matter, electric current between Saturn and Enceladus, auroral spot, cosmic particles.      

14.

Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Практические работы по астрономическим данным из Интернета: светила на небе.

Дана практическая работа: по сделанной с большой выдержкой фотографии неба над Гонконгом со следом Луны определить широту Гонконга, продолжительность съёмки, высоту, с какой опустилась Луна. Приведено решение.

Ключевые слова: практическая работа по фотографии, определение широты места, определение высоты светила.

Kartashov V.F. (Chelyabinsk institute of means of communication, Chelyabinsk.). Practical work on the astronomical data from the Internet: shine in the sky.

We give a practical work: using  the photo of the sky  made with a  long exposure over  Hong Kong with a trace of the Moon,  to determine the latitude of Hong Kong,  duration of shooting, height from what the Moon has lowered. The solution is presented.

Keywords: practical work on photography, definition of the latitude of a place, definition of the altitude of a star.

15.

Никифоров Г.Г.  nikiforowgg@mail.ru  (ИСМО РАО), Поваляев О.А. sale@td-school.ru (ООО «Научные развлечения»), г. Москва. Комплекты оборудования для проверки экспериментальных умений.

Представлено краткое описание комплекта стандартизированного оборудования «ГИА-ЛАБОРАТОРИЯ», предназначенного для  выполнения экспериментального задания учащимися основной школы на итоговой аттестации. Комплект оборудования включён  в КИМы ГИА. Разработан в России  впервые. Методика, техника и технология выполнения экспериментальных заданий, а также принципы проверки и указания экспертам приведены в пособии «Физика. ГИА. Экспериментальные задания» (Демидова М.Ю., Никифоров Г.Г.,  Камзеева Е.Е., под ред.Демидовой М.Ю.), которое в 2011 г. выходит в издательстве «Просвещение». Более подробное описание дано на диске. Там же из этого пособия приведены примеры экспериментальных заданий и критерии оценки их выполнения.

Ключевые слова: проверка экспериментальных умений, государственная аттестация, ЕГЭ, ГИА.

Nikiforov G.G. (Institute of content and teaching methods of the RAE), Povalyaev O.A. (LLC «Scientific entertainments»), Moscow. Complete sets of the equipment for check of experimental skills.

We give a brief description of a complete set of the standardized equipment «SFA-LABORATORY», intended for performance of the experimental tasks by pupils of the basic scool final at SFA.  The set of equipment is included inTMMs of  SFA.  It is developed in Russia for the first time. The procedure, technics and technology of the performance of  experimental tasks, as well as the principles of verification and instructions to experts are given in the manual «Physics. SFA. Experimental tasks» (Nikiforov G.G., Kamzeeva E.E., Demidova M.Yu.,  under red. Demidova M.Yu), which is published by «Education»  in  2011. A more detailed description is given on the disk. Some examples of experimental tasks and criteria of an estimation of their performance are also given there.

Keywords: check of experimental skills, State Attestation (SA), Unified State Exam (USE), State Final Attestation (SFA).

16.

Шевцов В.П. kmn_a@mail.ru (МОУ РСОШ, п. Рассвет, Аксайский р-н, Ростовская обл.).  Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества. Обучение решению задач  по логической схеме, 7  кл.

Предложена логическая схема, предоставляющая  возможность одновременно повторить все фазовые переходы: плавление и кристаллизацию, парообразование и конденсацию, – и дать цельное представление о переходах, что позволяет избегать ошибок при решении задач на составление уравнения теплового баланса, а также решать задачи в пяти уровнях сложности (в рамках дифференцированного подхода).

Ключевые слова: обучение решению задач, логическая схема, тема «Тепловые явления», 7 кл.

Shevtsov V.P. (MEI RSS, v. Rassvet, d. Aksay, Rostov reg.). Thermal phenomena. The change of the aggregate states of  a matter. Training in solving tasks on logic scheme,  grade 7.

We propose a logic scheme that provides the ability to simultaneously repeat all phase transitions: melting and crystallization, evaporation and condensation – and give a complete conception of transitions. This allows you to avoid mistakes when solving tasks in making the heat balance equation, as well as to solve tasks in five levels of difficulty (within the limits of the differentiated approach).

Keywords: training in solving tasks, logic scheme,  thermal phenomena, grade 7.

17.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (ГОУ лицей № 1566, г. Москва). ЕГЭ по-американски.

Приведен тест из американского оброзовательного журнала «Physics Teacher» на тему «Тепловые явления».

Ключевые слова: микроволновка, тепловые явления, теплопроводность, излучение, удельная теплоёмкость, решение задач.

Bogdanov K.JU. (SEI lyceum № 1586, Moscow). USE in an American way.

We present a test  from the american  educational journal  «Physics Teacher» on the theme «Thermal phenomena».

Keywords: microwave oven,  thermal phenomena, heat conductivity, radiation, specific heat, solving tasks

18.

Грибов В.А. vitalii_gribov@mail.ru (МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). ЕГЭ: решаем задачи части С.

Продолжение серии статей, нацеленных в помощь тем, кто хочет научиться решать задачи, но пока чувствует себя неуверенно.  Приведены предваряющие упражнения и четыре задачи с подробным разбором решений на тему «Динамика».  

Ключевые слова: решение задач, ЕГЭ, механическое движение, динамика.

Gribov V.A. (MSU of a name of M.V. Lomonosov, Moscow). USE: solving tasks of the part C.

We continuue to consider the series of articles aimed at helping those who want to learn how to solve the tasks, but so far feels insecure. We give preliminary exercises and four tasks with a detailed analysis of solutions on the theme «Dynamics». The solutions of the last two tasks are given on the disc.

Keywords: solving tasks, USE,  mechanical motion, dynamics.

19.

Генденштейн Л.Э. genden@list.ru, проф. В.А. Орлов (ИСМО РАО, г. Москва). Система обучающих задач по физике.

Для ликвидации пропасти в школьном курсе физики между «теорией» и «задачами»,  обусловленной во многом тем, что задачам отведена не самая приятная для учеников роль проверки усвоения теории, предложена система обучающих задач. Это задачи-ключи (часто это задачи на доказательство важных и полезных утверждений), при  решении которых раскрываются важные свойства, общие для многих физических объектов и/или понятий. Такие задачи недооцениваются многими учителями, хотя как раз и являются ключами к решению экзаменационных задач! Приведена система обучающих задач по теме «Кинематика» в сокращении. Полный текст представлен в табличной форме, предложенной учителем А.В. Кошкиной (МОУ СОШ № 37, г. Архангельск), на диске.

Ключевые слова: решение задач, ЕГЭ, обучающие задачи, задачи-ключи, задачи на доказательство, равноускоренное движение, кинематика.

Gendenshteyn L.E., professor V.A. Orlov  («Institute of content and teaching methods», RAE, Moscow). The system of training tasks in physics.

We offer  a system of training tasks to eliminate the gap in the school course of physics between «theory» and «tasks», largely due to the fact that the tasks assigned not the most pleasant role of  a test of learning theory for the students. These tasks are tasks-keys (often they are tasks to prove important and useful statements), and their solving reveals important features common to many physical objects and / or concepts). Such tasks are underestimated by many teachers, although exactly are the keys to solve the tasks of the examination! In reduction, a system of training tasks on the theme «Kinematics» is presented. The full text is presented in a tabular form, proposed by the teacher AV. Koshkina (MEI SS  № 37, Arkhangelsk), is given on the disk.

Keywords: solving tasks, USE, training tasks, asks-keys, tasks on proof, uniformly accelerated motion, kinematics.

20.

Колдобский  А.Б. koldobski@mtu-net.ru (Национальный исследовательский ядерный университет НИЯУ МИФИ, г. Москва). Авария на АЭС «Фукусима-1». Заметки на полях: уроки Чернобыля.

Представлен анализ последних трагических событий в Японии с точки зрения безопасности атомной энергетики.

Ключевые слова: атомная энергетика, Фукусима, Чернобыль, АЭС.

Koldobskii A.B. (NRNU MEPI, Moscow). The accident on the atomic power station  «Fukushima-1». Notes in the margins: lessons of Chernobyl.

We present an analysis of recent tragic events in Japan in terms of nuclear safety.

Keywords: atomic engineering,  Fukushima, Chernoby, atomic power station.

21.

Алексеева Е.В.  n-ever@ya.ru (МОУ лицей им. В.В. Гусева, г. Рошаль, Московская обл.). Пять вопросов о ... металлах.

Мини-конкурс из серии «Пять вопросов о …» для учащихся 7–11-го классов. Вопросы – текстовые или картинками – вывешиваются в кабинете на 1–2 недели. Первое верное решение всех заданий, поступившее из каждого класса, оценивается отметкой «отлично». В этом номере – вопросы о природе, о физических явлениях и богатая информация о модном направлении живописи – так называемом анаморфозе. Ответы, литературные и сетевые источники, а также дополнительный иллюстрированный материал «Концепты мобильных телефонов для физиков» даны на диске.

Ключевые слова: мини-конкурс, природа, атомное строение, мобильный телефон, вопрос по картинке.

Alekseeva E.V. (MEI lyceum of a name of V.V. Gusev, Roshal, Moscoe reg.). Five questions about ... metals.  

We describe a mini-competition from a set «Five questions about ...» for students, grades 7–11. Questions – text or images – are posted in the casbinet for 1–2 weeks. The first correct solution of all tasks received from each class, is estimated by a mark «perfectly» In this number – questions about the nature, on the physical phenomena and a rich  information about the fashionable direction of painting – the so-called anamorphosis. Answers, literature and web sources, as well as an additional iillustrated material «The concepts of mobile phones for physicist» are on the disk.

Keywords: mini-competition, nature, atomic structure, mobile phone, question on the picture.

22.

Суханькова Е.П. elena517@mail.ru (МОУ СОШ № 12 им. Героя Советского Союза И.Н. Машкарина, г. Орёл). Сайты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Зачем школьнику сотовый телефон.

Материал для размещения на стенде в кабинете физики: достаточно полная подборка сайтов для подготовки к итоговой аттестации учеников старшей и средней школы, а также информация, как использовать сотовый телефон с пользой – в учебных целях.

Ключевые слова: ЕГЭ, ГИА, мобильный (сотовый) телефон.

Suhankova E.P., (MEI SS № 12 of a name of the Hero of the Soviet Union, I.N. Mashkarin,, Oryol). Sites for preparation for USE and SFA. What for a student a mobile phone.

We show the material to be placed on the stand in a cabinet of physics: full enough selection of sites for preparation for the final attesration of students of high and middle schools, as well as the information on how to use a cell phone with the benefits – for training purposes.

Keywords: USE, SFA,  mobile (cell)  phone.

23.

Рефераты к электронным публикациям.

Abstracts of electronic publications.

Белюстов В.Н. Belustov@yandex.ru (МОУ Борисоглебский центр образования, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Майкл Фарадей (22.09.1791–25.08.1867). Краткая биография великого английского физика с презентацией.

BelyustovV.N. (BCE, Borisoglebsk, Voronezh region). Michael Faraday (22.09.1791–25.08.1867). The brief biography of the great English physicist with a presentation.

Винокурова Р.П.  (ССОШ, с. Сулгаччы, Амгинский улус, Республика Саха (Якутия). Первый урок решения задач в 7 классе.  Учитель в игровой форме знакомит школьников с правилами решения задач. Сложные педагогические задачи урока  решаются с помощью шутливых героев – Губки Боба и его друзей, представленных в презентации.

Vinokourova R.P. (SSS, v. Sulgachchy, Amginsky ulus, The Republic of Sakha (Yakutia). The first lesson of solving tasks in the grade 7.  In  a game form, the teacher introduces students to the rules for solving tasks.  Complex educational problems of the lesson  are solved with the help of humorous characters –  Sponge Bob and his friends, shown in the presentation.

Галимова Т.Н. tamara_galimova@mail.ru (МОУ гимн. № 26, г. Набережные Челны, Респ. Татарстан).  Решение задач на расчёт пути, скорости и времени движения при равномерном прямолинейном движении. Урок решения задач, 7 кл. Учитель умело организует учебную деятельность так, чтобы у учащихся развивались познавательные и творческие способности,  воспитывалась целеустремлённость, дружелюбие, понимание и терпимость к ровеснику.

Galimova T.N. (MEI gymnasium № 26, Naberezhnye Chelny, Resp. Tatarstan). Solving tasks on calculation of the path, speed and travel time for uniform rectilinear motion. The lesson of solving tasks, grade 7. The teacher skilfully organizes training activities so that students develop their cognitive and creative skills and so that the students raise their dedication, friendliness, understanding and tolerance  to coevals.

Ганат С.А., Муравьёв С.Е. semuraviev@mail.ru (НИЯУ МИФИ, г. Москва). Дистанционные курсы по подготовке к ЕГЭ по физике. В рамках «Школы Росатома» в НИЯУ МИФИ весной 2011 г. в режиме оn line был прочитан курс из 14 лекций по физике «Подготовка к ЕГЭ», охватывавающий всю программу школьного курса физики с максимальной ориентацией на те разделы, которые больше всего представлены в ЕГЭ. Предполагается продолжить дистанционное оn line обучение в 2011/12 уч. г. в расширенном формате. Информацию о программе можно найти на сайте НИЯУ МИФИ www.mephi/entrant.ru, связь  с Центром внешних коммуникаций и профориентации НИЯУ МИФИ по тел. (495)-785-5525 или e-mail cpkp@mephi.ru

Ganat S.A., Muravyev S.E. (NRNU MEPI, Moscow). Distance learning courses to prepare for USE in physics. A course  of 14 lectures on physics «Preparing for USE» n a mode оn line was given in the spring of 2011, in NRNU MEPI as a part of the «School of Rosatom», It covered the entire program of school physics course with a maximum orientation on those sections that were most represented in the USE. We expect to continue distance learning on line in the  2011/2012 academic year in a larger format. The information on the program can be found  on site of  NRNU MEPI  www.mephi/entrant.ru. Relationship with the Centre for external communications and career-guidance of   NRNU MEPI – by phone. (495) -785-5525  or e-mail  cpkp@mephi.ru

Есин В.И. Vesin2007@yandex.ru (МОУ ЗСОШ, c. Запрудное, Кстовский район, Нижегородская обл.). Термоядерные реакции. Энергетические характеристики звёзд. Конспект элективного курса ФИЗИКА+АСТРОНОМИЯ, 9 кл.  Кратко и логично изложены основные положения звёздной энергетики и характеристики звёзд в рамках урока «Термоядерные реакции», являющегося частью авторского курса «ФИЗИКА+Астрономия».

Esin V.I. (MEI ZSS, v. Zaprudnoyed. Kstovsky, Nizhny Novgorod reg.). Thermonuclear reactions. Energy characteristics of stars. The abstract of the elective course PHYSICS + ASTRONOMY, grade 9. The key points of star power and the characteristics of stars are briefly and  logically stated

Задорожная С.В. zsv125@yandex.ru (МОУ СОШ № 125 с УИОП, г. Снежинск, Челябинская обл.). Послесловие к уроку на тему «Прямолинейное и криволинейное движение», 10 кл. Рассмотрен вопрос об ознакомлении школьников с касательным, или тангенциальным ускорением при изучении прямолинейного и криволинейного движения (по параболе и по окружности).

Zadorozhnaya S.V. (MEI SS № 125 with profound studying of separate subjects, Snezhinsk, Chelyabinsk reg.). Afterword to the lesson on «Rectilinear and curvilinear motion», grade 10.  The problem of familiarizing students with the tangent, or tangential acceleration in the study of rectilinear and curvilinear motion (a parabola and a circle) is considered.

Золова Н.А. vlasovanatalia2008@rambler.ru (МОУ СОШ № 98, г. Барнаул, Алтайский кр.). Познай самого себя. Предпрофильный курс, 36 ч, 7 кл. Программой курса предусматривается конструирование измерительных приборов, что позволяет проникнуться духом экспериментальных исследований. Подробно описаны практические работы, которые выполняются на простом  оборудовании.

Zolova N.A. (MEI SS № 98, Barnaul, Altai reg.). Know thyself. Elective courses, 36 hours, grade 7. The course program provides designing of  measuring devices, that allows to like the spirit of experimental researches. Practical works which are carried out on the simple equipment are in detail described.

Ильясова Т.В., проф. ilyasovatv@rambler.ru (ОГПУ, г. Оренбург). Учебные слайды к курсу физики 7–8-го классов. Обучающая презентация на тему «Тепловые явления», 8 кл.

Ilyasova T.V., professor (OSPU, Orenburg). Educational slides to the course of physics grades 7–8. Training presentation on the theme «Thermal phenomena», grade 8.

Кулик Г.А. mir61@list.ru (МОУ ДСОШ № 6, п. Домодедово, Московская обл.). Сказка глазами физика. 7 кл. Открытый урок решения задач по теме «Механическое движение и его виды. Скорость». Показано, как, с учётом возраста учащихся, органично совместить повторение пройденного материала с решением новых задач. Наглядность и доступность изложения обеспечена медиа- и мультимедиа поддержкой урока. Работа может служить хорошим образцом оформления проектной работы учителя и использоваться коллегами при составлении конспектов открытых мероприятий.

Kulik G.A. (MEI DSS № 6, v. Domodedovo, Moscow reg.). Fairy tale through the eyes of a physicist. Degree 7. Open lesson of solving tasks of the theme «Mechanical motion and its kinds. Velocity». It is shown how you can, taking into account age students, organically combine repetition of the studied material with the solution of new tasks. Visibility and accessibility of the presentation is provided by the media and multimedia support for the lesson. The work can serve as a good example of a design of the project work of a teacher and can be used by colleagues in the preparation of abstracts of open actions.

Назаров А.И. sambobr28@mail.ru (МОУ БСОШ, с. Бобровка, Самарская обл.). Сказка о Силе Трения». Материал к уроку или внеклассному мероприятию составлен членами физического кружка под руководством учителя. Готовый сценарий можно использовать для постановки спектакля.

Nazarov A.I. (MEI BSS, v. Bobrovka, Samara reg.). «Fairy tale on Force of Friction». The material to the lesson or out-of-class action is made by members of the physical circle under the direction of the teacher. The ready scenario can be used for a performance statement.

Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru, fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Респ. Северная Осетия-Алания). Повышение уровня восприятия учебного материала при подготовке школьников к ЕГЭ. Создадим интерактивный решебник! Предложено с помощью журнала «Физика-ПС» собрать коллекцию интерактивных презентаций с целью методической помощи и учителям, и самим ученикам (для самостоятельной подготовки к ЕГЭ). Представлен пример структуры такого виртуального «решебника» в виде презентации из 26 слайдов на тему «Процессы в колебательном контуре» с решением задачи о вычислении силы тока в контуре по данным об изменении заряда конденсатора. В заключение представлен интерактивный слайд с бесконечным процессом электромагнитных колебаний в контуре.

Radchenko T.I. (MEI SS  № 26,  Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania). An increase  of  the level of  perception of educational material in the preparation of students for USE.. Let's create an interactive answer book! It is offered to collect by means of the journal «Physics-PS» a collection of interactive presentations for the purpose of the methodical help to both teachers and students themselves (for self-training to USE). An example of such virtual structures of an «Answer book» is shown in the form of a presentation of 26 slides on the theme «Oscillatory contour» with the solution of the task of calculating the current in the circuit according to the data about change of a charge of the condenser. In conclusion,  an interactive slide  with infinite process of electromagnetic oscillations in the circuit is presented. In conclusion, an interactive slide with the endless process of electromagnetic oscillations in the circuit is presented.

Старикова Е.М. starikovaem@yandex.ru (ЧелГМА, г. Челябинск). Работоспособность обучающихся и способы её повышения на занятиях по физике. Рассмотрено содержание понятий «работоспособность», «трудоспособность», «утомляемость». Проенализированы факторы, определяющие динамику работоспособности применительно к занятиям по физике, предлагаются способы её повышения на примере изучения курса физики 9-го класса.

Starikova E.M. (Chel.SMA, Chelyabinsk). Working capacityof students and ways to improve at lesson of physics. The maintenance of the  concepts  «working capacity», «working ability» «fatiguability» is considered. The factors defining dynamics of working capacity in relation to classes in physics are analysed. We offer ways of its increase on an example of studying of the course of physics of grade 9.

Цыганков В.В. cygankov67@mail.ru (СООШ им. М.С. Добрынина, д. Савеево, Рославльский р-н, Смоленская обл.). Материалы к урокам по темам «Сила», «Условия плавания тел. Закон Архимеда», контрольная работа в 2 вариантах по разделу «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», 7 кл.  Представлены опорные конспекты, вопросы, задачи, сведения исторического и прикладного характера, содействующие мотивированию к учению, развитию познавательной деятельности, обучению анализировать и извлекать информацию из таблиц, формированию экспериментальных умений и навыков. Фактическая информация всегда вызывает у учащихся живой интерес, а учителю помогает повысить эффективность урока и организовать самостоятельную работу класса.

Tsygankov V.V. ( BSS by a name of  M.S. Dobrynin, v. Saveevo, d. Roslavl, Smolensk reg.). Materials for the lessons on the themes «Power», «Conditions of swimming of bodies. Archimedes law»», control work in 2 variants on section «Pressure of solids, liquids and gases», grade  7. We present basic abstracts, questions, tasks, the data of historical and applied characters promoting motivation to learn, to develop cognitive activity, to train to analyze and take the information from tables, to form experimental skills. The actual information always causes a keen interest in students, and helps the teacher to raise the efficiency of the lesson and to organize independent work of the class.

Широкова Т.В. shtv@land.ru (п. Любучаны, Чеховский р-н, Московская обл.). Блиц-турнир по теме «Плавление и кристаллизация», 8 кл. Внеклассное мероприятие, направленное на то, чтобы в игровой форме обобщить и систематизировать знания по теме «Плавление и кристаллизация», а также продолжить совершенствование навыков решения качественных и расчётных задач, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности. Участвуют команды из 6–7 человек из каждой параллели. В жюри  входят 9-классники, которые  одновременно получают возможность повторить перед ГИА пройденный год назад материал.

Shirokova T.V. (v. Lyubuchany, d. Chekhovsky, Moscow reg.). Blitz-tournament on the theme «Melting and crystallization», grade. The out-of-class action directed on that in the game form to generalize and systematize knowledge on the theme «Melting and crystallization», and also to continue to improve  the quality and skills of solving  qualitative and  calculation tasks,  to expand an outlook of students, to develop communication skills. The  teams of 6-7 persons participate from each parallel  The jury consists of 9-graders,   who both have simultaneously the opportunity to repeat for SFA the material passed one year ago

Ключевые слова: Белюстов В.Н., Винокурова Р.П.,  Галимова Т.Н., Ганат С.А., Есин В.И. Задорожная С.В., Золова Н.А.,  Ильясова Т.В., Кулик Г.А., Муравьёв С.Е., Назаров А.И., Радченко Т.И., Старикова Е.М., Цыганков В.В., Широкова Т.В. Майкл Фарадей, элективный курс «Познай самого себя», элективный курс ФИЗИКА+АСТРОНОМИЯ, дистанционные курсы НИЯУ МИФИ по подготовке к ЕГЭ по физике, интерактивный решебник, обучение решению задач, кинематика, равномерное прямолинейное движение, прямолинейное и криволинейное движение, касательное (тангенциальное) ускорение, звёздная энергетика и характеристики звёзд, обучающая презентация, тепловые явления, колебательный контур, силы в природе, сила трения, условия плавания, закон Архимеда, давление твёрдых тел, жидкостей и газов, плавление и кристаллизация, открытый урок, блицтурнир, инновационные методы повышения работоспособности учащихся.

Keywords: Belyustov V.N., Zolova N.A., Vinokurova R.P., Galimova T.N., Esin V.I., Zadorozhnaya S.V., Ilyasova T.V., Kulik G.A.., Muravyev S.E., Nazarov A.I., Radchenko  T.I., Starikova E.M., Tsygankov, V.V.,  Shirokova T.E., Michael Faraday,  elective course  «Know thyself», elective course  «PHYSICS + ASTRONOMY», distance courses of  NRNU MEPI to prepare for USE in physics,  interactive answer book,  educating of solving tasks, kinematics, uniform rectilinear motion, rectilinear and curvilinear motion,  tangent (tangential) acceleration,  star power and characteristics of stars,  training presentation,  thermal phenomena, oscillatory contour, forces in nature, force of a friction,  conditions of swimming, Archimedes law, pressure of solid,  liquids and gases,  melting and crystallization, open lesson,  blitz-tournament, innovative methods to improve the working capacity of students.

24.

Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ.  материалов из Интернета.)

Ответы экспертов на вопросы: Почему крик, изданный под водой, нельзя услышать, находясь в воде, а находясь над водой, услышать можно? Почему  кожа на руках сохнет и в холодную погоду? Отмечались ли какие-то заметные последствия магнитных бурь?

Ключевые слова: звуковые явления, акустический импеданс, рассогласование импедансов, испарение, магнитные бури, магнитные явления.

Why, why?.. (Bulyubash B.V., NUTU of a name of R.E. Alekseev, Nizhny Novgorod. Materials from the Internet selected and trans. from English).

We give the answers of experts to questions: why cry, produced under the water, you can not hear while in the water, and you can hear it while above water? Why the skin on hands dries in cold weather too? Whether any appreciable consequences of magnetic storms were marked?

Keywords: sound phenomena, acoustic impedance, impedance mismatch, evaporation, magnetic storms, magnetic phenomena.

25.

Как это устроено?  Медицинская томография. (Пер. с англ. Н.Д. Козловой.)

Популярно описаны устройство и принцип действия медицинских томографов: компьютерных, или рентгеновских, томографов (КТ), магниторезонансных томографов (МРТ), работающих с использованием эффекта ядерного магнитного резонанса, и позитрон-эмиссионных томографов (ПЭТ).

Ключевые слова: медицинская томография, компьютерная (рентгеновская) томография (КТ), магниторезонансная томография (МРТ), позитрон-эмиссионная томография (ПЭТ), ядерный магнитный резонанс, рентгеновское излучение,  радиофармпрепараты.

How does it work? Medical tomography (trans. from English. N.D. Kozlova).

We popularly describe the device and the principle of action of medical tomographs: computer, or X-ray, tomographs (CТ), magnetic resonance  tomographs (MRT), working with the effects of nuclear magnetic resonance and positron emission tomographs (PET)

Keywords: medical tomography, computer (X-ray) tomography CT),  magnetic resonance  tomographs (MRT), positron emission tomographs (PET), nuclear magnetic resonance, X-radiation, radiopharmaceuticals products.

26.

Светлана Антроповна Трубачеева.

Поздравляем с юбилеем Светлану Антроповну Трубачеву.

Ключевые слова: юбилей, Светлана Антроповна Трубачеева.

Svetlana Antropovna Trubacheeva.

Happy birthday, Svetlana Antropovna  Antropovna!

Keywords: anniversary, Svetlana Antropovna Trubacheeva.

27.

Геннадий Петрович Саламатов.

Поздравляем с юбилеем Геннадия Петровича Саламатова.

Ключевые слова: Геннадий Петрович Саламатов.

Gennady Petrovich Salamatov.

Happy birthday, Gennady Petrovich Salamatov!

Keywords: Gennady Petrovich Salamatov.