1.

Козлова Н.Д., Ковалева С.Я. periodical@1sept.ru (журнал «Физика-ПС», г. Москва). День физики на XI Марафоне.

Фоторепортаж со Дня физики на XI Московском педагогическом марафоне учебных предметов, 31 марта 2012 г.

Ключевые слова: Московский марафон учебных предметов, День физики.

Kozlova N.D., Kovaleva S.Ja. (Journal «Physics-FS», Moscow).  The Day of physics at the XI Marathon.

We show the photo report from the Day of physics at the XI Moscow pedagogical Marathon of school subjects, on March 31, 2012.

Keywords: Moscow Marathon of school subjects, Day of physics.

2.

Демидова М.Ю.demidovaktv1@yandex.ru, Мельникова Т.Б. melnikovs@bk.ru (МИОО), Гиголо А.И. gigolo_ai@mail.ru (гимназия № 1522), г. Москва. Использование компьютерных технологий в диагностике учебных достижений по физике.

Рассмотрены новые подходы к разработке КИМ по физике, освещён опыт создания открытого банка тестовых заданий, предложены демонстрационные варианты, созданные на базе заданий открытого банка для проведения школьного тура олимпиады по физике.

Ключевые слова: Московский марафон учебных предметов, День физики, диагностика учебных достижений, КИМ, подготовка к  ГИА и ЕГЭ, открытый банк тестовых заданий.

Demidova M.Ju., Melnikova T.B. (MIOE), Gigolo A.I. (gymnasium № 1522), Moscow. Using computer technology in the diagnosis of learning achievements in physics.

We consider new approaches to the development of CMM in physics, the experience of creation of an open bank of test tasks is shined, demonstration variants created on the basis of tasks of the open bank for the school tour of the olympiad in physics.

Keywords: Moscow Marathon of school subjects, Day of physics, diagnosis of educational achievements, CMM, preparation for the SFC and the USE, open bank of test tasks.

3.

Степанов С.В. metstep@yandex.ru (МПГУ,  г. Москва). Использование учебного физического эксперимента для активизации познавательного интереса учеников.

Приведены теоретические основы и примеры создания проблемных ситуаций с помощью учебного физического эксперимента.

Ключевые слова: Московский марафон учебных предметов, День физики, учебный эксперимент.

Stepanov S.V. (MPSU, Moscow). Use of educational physical experiment for activization of the cognitive interest of students.

We present theoretical bases and examples of creation of problem situations by means of  the educational physical experiment.

Keywords: Moscow Marathon of school subjects, Day of physics, educational experiment.

4.

Москвина О.А. mscvina@rambler.ru (МБОУ лицей № 9 имени К.Э. Циолковского, г. Калуга). Фотозадачи на уроках физики.

Предложены приёмы использования фотографий на уроках физики, а также составление задач по ним. Приведены многочисленные примеры. На диске дана презентация.

Ключевые слова: Московский марафон учебных предметов, День физики,  фотозадачи.

Moskvina O.A.  (SBEI lyceum № 9 of a name of K.E. Tsiolkovsky, Kaluga. Phototasks at physics lessons.

We offer methods of using photographs at lessons of physics as well as the compilation tasks according them. Numerous examples are resulted. On the disk, a presentation is given

Keywords: Moscow Marathon of school subjects, Day of physics, phototasks.

5.

Суханькова Е.П. elena517@mail.ru (МБОУ СОШ № 12 имени Героя Советского Союза И.Н. Машкарина,  г. Орёл). Семинар Л.М. Монастырского.

Репортаж о выступлении к.ф.-м-н. Л.М. Монастырского о пособиях издательства «Легион» для подготовки к ЕГЭ и ГИА, а также об их результативном  использования при  обучении школьников решению задач по физике.

Ключевые слова: Московский марафон учебных предметов, День физики, решение задач, подготовка к ЕГЭ, Л.М. Монастырский.

Suhankova E.P. (SBEI SS № 12 of a name of the Hero of the Soviet Union I.N. Mashkarin, Orel). Seminar of L.M. Monastyrsky.

We report on the performance of candidate of physical and mathematical sciences L.M. Monastyrsky about the textbooks of the publishing house «Legion» for preparation for the SFC and the USE as well as their effective use in teaching students to solve tasks in physics.

Keywords: Moscow Marathon of school subjects, Day of physics, solving tasks, preparation for the USE, L.M. Monastyrsky.

6.

Бобринёв Ю.В. bobr52@mail.ru (ГБОУ гимназия № 1514, г. Москва). Динамика.

Предложена разработка урока-спектакля в стихотворной форме по решению задач по динамике в 9-м классе. Даны общие рекомендации по проведению такого урока.

Ключевые слова: Московский марафон учебных предметов, День физики,  открытый урок повторения материала, урок-спектакль-диалог, тема «Динамика», решение задач.

Bobrinev Ju.V. (SBEI gymnesium № 1514, Moscow). Dynamics.

We offer a plan of a lesson-performance in the poetic form to solve tasks of dynamics in grade 9. We give general recommendations for this lesson.

Keywords: Moscow Marathon of school subjects, Day of physics, open lesson of repetition of a material, lesson-performance-dialogue, theme «Dynamics», solving tasks.

7.

Ворончева Т.В. voroncheva@mail.ru (Ассоциация учителей физики  «Разность потенциалов», г. Москва). Переход игровых технологий на новый уровень.

Подробно описана организация межшкольных интеллектуальных игр, в частности, «Общие термины физики и истории», «М.В. Ломоносов – триста лет спустя». На диске даны видеоролик типичного мероприятия, презентация «ФИЗИКА + ИСТОРИЯ», презентация к шуточной игре-разминке, бланк протокола результатов, текст викторины о Ломоносове.

Ключевые слова: Московский марафон учебных предметов, День физики, Ассоциация учителей физики Москвы « Разность потенциалов», познавательные игры, М.В. Ломоносов.

Voroncheva T.V. (Association of teachers of physics «Potential difference», Moscow). Transition of game technologies to a new level.

We describe in detail the organization of interschool intellectual games, in particular, «Mutual terms of physics and history», «MV Lomonosov – three hundred years later». On the disk, the video of a typical action,  a presentation «PHYSICS + HISTORY», a presentation to the comic game warm-up, a form of the protocol of results, a text of a quiz about Lomonosov are given.

Keywords: Moscow Marathon of school subjects, Day of physics, association of teachers of physics «Potential difference», cognitive games, M.V. Lomonosov.

8.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в октябре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки.  Приведены фотографии астероида Веста, сделанные космическим аппаратом Доун, а также гравюра «христианского» созвездия Святой Елены из атласа звёздного неба Юлиуса Шиллера «Христианское звездное небо», которым в средние века предлагали заменить созвездие Лебедя

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, созвездие Св. Елены. созвездие Лебедя, астероид Веста.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). The star sky in October.

We describe the star sky, we give star maps in the zenith, the southern and northern parts of the horizon, phases of the Moon, planets, and meteor streams. Images of the asteroid Vesta made by the Dawn spacecraft as well as an engraving of the «Christian» constellation of St. Helena from the atlas of the sky by Julius Schiller «Christian starry sky». In the Middle Ages, this constellation was offered to replace the constellation of Cygnus.

Keywords: astronomy, star sky, star maps,  constellation of St. Helena,  constellation of Cygnus, the asteroid Vesta.

9.

Бражников М.А. birze@inbox.ru (ИХФ РАН, «Физика-ПС»). Механическое движение. Задачи из сборника «Вопросы и задачи по физике» А.В. Цингера (к столетию выхода в свет первого издания), 7 кл.

Приведена гравюра сухопутной быстроходной яхты Симона Стевина (Фламандия, 1649 г.) и описание её первых испытаний. «Яхта» (повозка) приводилась в движение ветром без использования силы животного, энергия вращения вала передавалась на колёса с помощью системы шестерён. По свидетельствам очевидцев, она  быстро (14 льё за 2 часа, то есть со скоростью 30–40  км/ч) «мчалась по открытой местности, приводя в замешательство войска». Подобраны вопросы и задачи, которые можно предложить учащимся при изучении темы «Механическое движение» в 7-м классе. На диске приведены оригинальные тексты задач из сборника А.В. Цингера «Вопросы и задачи по физике».

Ключевые слова: механическое равномерное движение, Симон Стевин, сухопутная быстроходная яхта, А.В. Цингер.

Brazhnikov M.A. (ICP, «Physics-FS»). Mechanical motion. Tasks from the collection «Questions and tasks in physics» of A.V. Tsinger (to the centenary of the publication of the first edition), grade 7.

We present an engraving of overland high-speed yacht of Simon Stevin (Flemish, 1649) and description of its first tests. «Yacht» (vehicle) was set in motion by the wind without use of force of an animal, the energy of rotation of the shaft was transferred to the wheels through a system of gears. According to eyewitnesses, this «Yacht» quickly (14 leagues in 2 hours, that is with a speed of 30–40 km/h) «raced on the open district, throwing into confusion armies». Questions and tasks that could be offered to students when studying the theme «Mechanical motion» are selected for grade 7. On the disk, original texts of tasks from A.V. Tsinger's collection «Questions and tasks in physics» are given.

Keywords: mechanical uniform motion, Simon Stevin, overland high-speed yacht, A.V. Tsinger.

10.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете. Темы: «Мыльная плёнка как линза для потоков жидкости», «Свеча на орбите». Расширенный обзор дан на диске.

Ключевые слова: новости науки и техники,  физика и техника, линза для потоков жидкости, мыльная плёнка, горение в невесомости.

Pigalizyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). News of science and technique.

We give a review of the latest messages on the Internet. Themes: «A soap film as a lens for streams of a liquid», «A candle on an orbit». The expanded review is given on the disk.

Keywords: news of science and technique, physics and technique, lens for streams of a liquid, soap film, burning in zero gravity.   

11.

Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Практические работы по астрономическим данным из Интернета: светила на небе.

Продолжение серии статей. По астрофото Солнца предложено определить скорость удаления вещества протуберанца от Солнца. Достаточна ли эта скорость, чтобы вещество покинуло Солнце?

Ключевые слова: астрономия,  задачи по картинкам, Солнце, протуберанец, вторая космическая скорость.

Kartashov V.F. (Institute of transport, Chelyabinsk). Practical work on the astronomical data from the Internet: lights in the sky.

We present the continuation of a series of articles. Using an astrophoto of the Sun, it is offered to define the speed of removal of the substance of a protuberance from the Sun. Is this speed sufficient for the substance to leave the Sun?

Keywords: astronomy, tasks on pictures, Sun, protuberance, second cosmic speed.

12.

Сахбетдинов М.А. ethane@mail.ru  (ГБОУ СОШ № 1186 им. Мусы Джалиля, г. Москва), Гин А.А. guin@trizway.com (г. Москва), Кавтрев А.Ф. kaf@kirov.spb.ru (СПбГУ, г. Санкт-Петербург). Открытые задачи во внеурочной деятельности

Рассмотрено отличие открытых задач от закрытых, показана возможность их использования   во внеурочной деятельности учащихся.

Ключевые слова: Московский марафон учебных предметов, День физики, решение задач, креатив-бой.

Sahbetdinov M.A. (SBEI SS № 1186 of a name of Musa Jalil, Moscow, Gin A.A. (Moscow), Kavtrev A.F. (St. Petersburg SU, St. Petersburg). Open tasks in extracurricular activities.

We consider a difference of the open tasks from closed ones, and show a possibility of their use in extracurricular activities of students.

Keywords: Moscow Marathon of school subjects, Day of physics, solving tasks, creative-fight.

13.

Генденштейн Л.Э. genden@list.ru (ИСМО РАО, г. Москва). Шерлок Холмс и доктор Ватсон готовятся к ЕГЭ по физике.

Убедительно показано, что самый действенный способ убедить ребят в том, что решать задачи по физике можно научиться, – это совместно решать новые задачи, показывать, как рождается решение,  наблюдать ход мысли и участвовать в рассуждениях. Внимание акцентируется на умении ставить вопросы, для развития которого предлагаются обучающие игры. Приводятся примеры дидактических игр, базирующихся на так называемых ключевых учебных ситуациях.

Ключевые слова: Московский марафон учебных предметов, День физики, решение задач, дидактические игры, ключевые ситуации.

Gendenshteyn L.E. (Institute of content and teaching methods of RAE, Moscow). Sherlock Holmes and Dr. Watson are preparing for the USE in physics.

We convincingly show that the most effective way to convince children that it is possible to learn to solve tasks in physics  is to solve together new tasks, to show how the solution is born, to monitor the progress of thought, and  to participate in discussions. The attention is accented on skill to put questions for which progress training games are offered. Examples of didactic games, based on the so-called key educational situations are given.

Keywords: Moscow Marathon of school subjects, Day of physics, solving tasks, didactic games, key situations.

14.

Ганат С.А., Муравьёв С.Е. semuraviev@mail.ru (НИЯУ МИФИ,  г. Москва). Образовательный проект «Школа Росатома».

Рассказывается о бесплатных дистанционных курсах повышения квалификации, в частности учителей физико-математического цикла «ядерных» городов по программе «Решение задач повышенной сложности». Слушатели, успешно усвоившие материал, получают диплом государственного образца. В качестве примера приведена часть конспекта лекции «Основные принципы работы тепловых двигателей. Второй закон термодинамики». Полностью лекция дана на диске.

Ключевые слова: дистанционные курсы повышения квалификации учителей, образовательный проект «Школа Росатома», двигатель внутреннего сгорания, второй закон термодинамики. 

Ganat S.A., Muraviev S.E. (NNRU MEPI, Moscow). The educational project «School of Rosatom».

We tell about the free of charge distance courses of improvement of qualification, in particular for teachers of the physical and mathematical cycle of «nuclear» cities according to the program «Solution of tasks of increased complexity». The listeners who successfully absorbed material receive the diploma of the state sample. As an example a part of the abstract of the lecture «Basic principles of heat engines. The second law of thermodynamics» is presented. Fully lecture is given on the disk.

Keywords: distance courses of improvement of qualification of teachers, educational project «School of Rosatom», internal combustion engine, the second law of thermodynamics.

15.

Догадин Н.Б., проф. dogadin@vspu.ru (Волгоградский ГСПУ,  г. Волгоград). Использование светодиодного источника света в школьном  лабораторном практикуме по оптике.

Рассмотрено использование маломощного светодиодного источника света в организации школьного лабораторного практикума по оптике. Показано, что такой источник универсален и позволяет исследовать как законы геометрической оптики, так и волновые свойства света. Приведены методические рекомендации по постановке и проведению некоторых учебных физических экспериментов по оптике.

Ключевые слова: школьный лабораторный практикум, светодиодный источник света, геометрическая оптика,  волновые свойства света, синтез цвета.

Dogadin N.B., professor (Volgograd SSP, Volgograd). Use of a light-emitting diode light source in a school laboratory practical work on optics.

We consider the use of a low-power LED light source in the organization of school laboratory practical work on optics. It is shown that this source is universal and allows one to study the laws of geometrical optics and wave properties of light. Methodical recommendations about statement and carrying out some educational physical experiments in optics are presented.

Keywords: school laboratory practical work, LED light source, geometric optics, wave properties of light, synthesis of color.

16.

Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ.  материалов из Интернета.)

Ответы экспертов на вопросы: Почему узоры на шинах мотоцикла и автомобиля сильно различаются? Что быстрее высохнет?

Ключевые слова: сила трения, трение скольжения, сцепление колеса с дорожным полотном, испарение.

Why, why?.. (Bulyubash B.V., NNSTU of a name of R.E. Alekseev, Nizhny Novgorod. Materials are selected from the Internet and translated from English).

We give the answers of experts to questions Why are the patterns on the motorcycle and car tires are very different? Why the Moon seems blue if quickly to translate on it a sight from a bright disk, for example from a disk of the Sun by daybreak?

Keywords:  force of friction, sliding friction, grip of a wheel with the road cloth, evaporation.             

17.

Переписка с разгневанным читателем.

Приводится обстоятельный ответ редакции на вопросы читателя М.Н. Зуева относительно публикаций В.А. Грибова и проф. В.В. Майера. Печатается в сокращении, полный текст дан на диске.

Ключевые слова: термодинамика, МКТ, идеальный газ, удельная теплоёмкость, механические колебания, нитяной и пружинный маятники, математический и физический маятники.

Correspondence with an enraged reader.

We give the detailed answer of the edition to questions of the reader M. N. Zuyev concerning publications of V.A. Gribov and professor V.V. Mayer. It is printed in the reduction, the full text is given on the disk.

Keywords: thermodynamics, MKT, ideal gas, specific heat, mechanical vibrations, filament and spring pendulums, mathematical and physical pendulums.

18.

Рефераты электронных публикаций

Abstracts of electronic publications

Алексеев А.А. coraptis@mail.ru  (ГБОУ ДТДиМ «Интеллект», г. Москва). Выставка интерактивных экспонатов «Зазеркалье» как форма развития интереса к изучению естественных наук. Рассказано о назначении выставки, принципах её организации и методике подбора интерактивных экспонатов, охватывающих такие темы школьного курса физики, как электричество и магнетизм, атмосферные явления, механика.

Alexeyev A.A. (SBEI PCY «Intelligenc», Moscow). Exhibition of interactive exhibits «World behind the looking-glass» as a form of development of interest to study natural sciences. We tell about purpose of the exhibition, the principles of its organization and a technique of selection of the interactive exhibits such subjects of the school course of physics as electricity and magnetism, atmospheric phenomena, mechanics.

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ СОШ Первая Школа, г. Москва): • Нестандартные лабораторные работы с элементами поиска, 7–9 кл. (см. также  № 14/2011) • Комплект тематических проверочных работ, 10–11 кл. (ПрР для 7–9 кл. см. в № 14/2011) • BMW. Ученический минивидеопроект Маркова Кирилла и Усачёва Никиты, 11 кл., на английском языке (приводится перевод). Тема «Равноускоренное движение».

Alexeyeva E.V. (PS «First School», Krasnogorsk, Moscow): • Non-standard laboratory work with elements of  search, grades 7–9 (see also № 14/2011)  • Set of thematic verifying works, grades 10–11 (Ver. W for grades 7–9 see in 14/2011) • BMW. Student mini-video-project of Markov Cyril and Usachev Nikita, grade 11, in English (translation is presented). Theme «Uniformly accelerated motion».

Ахметов К. a-kaakh@microsoft.com (департамент технологий российского представительства Microsoft). Виртуальный планетарий WorldWide Telescope (WWT). Описаны возможности, предоставляемые WWT – продуктом Microsoft Research: рассматривание звёздного неба в нескольких электромагнитных диапазонах, поверхности различных тел Солнечной системы,  в буквальном смысле путешествовать – и по Земле, и по Вселенной.

Akhmetov K. (the technology Department of the Russian representative office of Microsoft). Virtual planetarium WorldWide Telescope (WWT). The possibilities provided by WWT – Microsoft Research product are described: viewing the star sky in several electromagnetic bands, the surfaces of various bodies of the Solar system, and in the literal sense to travel – on the Earth, and in the Universe.

Белюстов В.Н. belyustov@yandex.ru (МБОУ БГО Борисоглебская гимназия № 1, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Лауреат Нобелевской премии по физике Пьер-Жиль де Жен  (24.10.1932– 18.05.2007). Краткая биография и презентация.

Belyustov V.N. (MBEI Borisoglebsk city district  gymnasium № 1, Borisoglebsk, Voronezh reg,).   The Nobel prize winner in physics Pierre-Gilles de Gennes (24.10.1932– 18.05.2007). The brief biography and presentation.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (ГОУ лицей № 1586,  г. Москва). •  Механические колебания. 10 тестовых заданий для on-line подготовки американских школьников к экзамену по физике  AP Physics B • «ЕГЭ» по-американски  (5 тестовых не совсем юмористических заданий из американского журнала «Physics Teacher».

Bogdanov K.Ju. (SEI lyceum № 1586, Moscow). • Mechanical vibrations. 10 test tasks for on-line training of american students for the exam in AP Physics, Physics B. • «USE» in American (5 not quite humorous test tasks from the magazine «Physics Teacher»).

Гремилова И.В. irina_gremilova@mail.ru  (ГБОУ СОШ № 19 с УИОП, г. Москва). Введение в астрономию. Предпрофильный курс астрономии, 17 ч, 7 кл.  Сложные вопросы сферической астрономии и расчётные задачи исключены,  много оригинальных пособий для наглядного объяснения, оригинальных приёмов групповой работы, описана технология создания групповых проектных работ.

Gremilova I.V. (SBEI SS № 19 with PSSS, Moscow). Introduction to Astronomy.  Preprofile course of astronomy, 17 h, grade 7. Complex questions of the spherical astronomy and computing task are excluded, Many original manuals for visual explanation and original receptions of group work are given, technology of creation of group project works is described.

Казакова Ю.В. kazakova546@mail.ru   (ГБОУ СОШ № 546, г. Москва). Внеурочная работа учащихся: от домашнего исследования до проекта. Представлены  рекомендации учителя по организации внеурочной работы учащихся с учётом уровня их подготовки,  имеющейся материальной базы, а также уровня конкурсов и конференций, на которых эти работы могут быть представлены. Составлена таблица с классификацией видов работ и уровнями конкурсов. Приведены примеры проектных работ учащихся и весьма информативная презентация (в соавторстве с Мельниковой И.Ю., учителем физики ГБОУ СОШ № 963, г. Москва, оба соавтора являются членами Ассоциации учителей физики «Разность потенциалов»).

Kazakova Ju.V. (SBEI SS № 546, Moscow). After-hour work of students: from home research to a research project. Recommendations for a teacher on the organization of an after-hour work of students are presented taking into account the level of their training, the existing material base, as well as the level of competitions and conferences, at which the works may be presented. The table with classification of types of works and levels of competitions is made. Examples of design works of students and a very informative presentation are present (in collaboration with Melnikova I.Yu.,  teacher of physics in  SBEI  SS № 963, Moscow, both co-authors are members of the Association of Physics Teachers «potential difference»..

Петрова М.А. mars1502@mail.ru, Оломская С.В. (МБОУ СОШ № 45, г. Белгород). Экспериментальные исследования как необходимый элемент современного УМК по физике для основной школы. Показано, что несомненным достоинством  УМК «Физика-7–9»  Л.С.  Хижняковой, А.А. Синявиной  (МГОУ,  г. Москва) является акцент на эксперимент как основное средство формирования научного мышления. Приводён пример урока-исследования по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса», 7 кл.

Petrova M.A., Olomskaya S.B. (MBEI SS № 45, Belgorod). Experimental research as a necessary element of the modern EMC on physics for the main school. It is shown that the doubtless advantage «Physics – 7–9» of L.S. Hizhnyakova and A.A. Sinyavina (MSRU, Moscow) is an emphasis on the experiment as a primary means of forming scientific thinking. An example a lesson-research is given of the theme «The momentum of a body. The law of conservation of momentum», grade 7.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru  (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.) • Новости науки и техники. • Электрические измерения неэлектрических величин. Описаны несложные демонстрационные установки, позволяющие измерять скорость и ускорение с демонстрацией результатов на стрелочном вольтметре в качестве индикатора  •  Изучение механического движения стробоскопическим  методом  без стробоскопа. Ученический исследовательский проект Щетниковой Евгении (10 кл.).

Pigalizyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). News of science and technique. • Electrical measurements of nonelectrical quantities. We describe We present simple demonstration installations which allow to measure a speed and an acceleration with the demonstration of the results of the arrow voltmeter as an indicator. Studying of a mechanical motion by the stroboscopic method without a stroboscope. Student Research project Schetnikova Eugenia (grade 10).

Шатовская Н.Е. shatovskaya@gmail.com (МБОУ СОШ № 179, г. Москва) • Пропаганда астрономических знаний через игровые формы внеурочной работы. Поскольку курс астрономии исключён из школьной программы,  необходимы  кружковые и факультативные занятия  по астрономии. Одной из наиболее эффективных  форм учебного труда являются профессионально организованные игры. В презентации отражены принципы деятельности и методика обучения нахождению небесных объектов с помощью   разработанных автором слайдов-тренажёров. Указаны авторские сайты, где размещены дидактические материалы и методические разработки: десятки викторин, игр, заданий,  упражнений, презентаций-тренажёров со всеми необходимыми для их проведения материалами • Звёздное небо разных широт в занимательных и олимпиадных задачах. Предложена подборка из 20 занимательных задач-заданий на обширном литературном и естественнонаучном материале.

Shatovskaya N.E. (MBEI SS № 179, Moscow). Popularization of astronomical knowledge through the game forms of after-hour work. As the course of astronomy is excluded from the school program, hobby groups and facultative classes in astronomy are necessary. One of the most effective forms of educational work are professionally organized games The presentation reflects the principles of activity and a training technique to finding heavenly objects with the help of slide-simulators developed by the author. Author's sites where didactic materials and methodical development are placed, tens quizzes; games, tasks, exercises, presentations-training simulators with all materials necessary for their carrying out are specified. • The star sky of different latitudes in the entertaining and olympiad tasks. The selection from 20 entertaining tasks is offered on an extensive literary and natural-science material.