1.

Ноздрюхина Т.В., КоролёваЛ.Б. school5ram@mail.ru (МОУ Раменская СОШ № 5, г. Раменское, Московская обл.). Решение задач на оптимизацию. Интегрированный урок АЛГЕБРА+ФИЗИКА, 11-й кл.

Представлен сценарий бинарного урока с равным участием учителей физики и математики. Использованы педагогические технологии: ИКТ, групповая, критического мышления, проблемного обучения. Учащиеся, объединившись по желанию, в смешанные группы «математиков» и «физиков», решают математические и физические задачи на нахождение экстремума функции и достигают основной учебной цели: вырабатывают алгоритм решения задач на оптимизацию.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», межпредметная связь, бинарный урок, производная, задачи на экстремум функции, флюксия, алгоритм.

Nozdryukhina T.V., Koroleva L.B. (MEI Ramenskoye SS № 5, Ramenskoye, Moscow reg.). Solution of tasks on optimization. The integrated lesson of ALGEBRA+PHYSICS, grade 11.

We offer the plan of a binary lesson with equal participation of teachers of physics and mathematics. Pedagogical technologies are used: ICT, group, critical thinking, problem-based learning.The students united by desire in the mixed groups of «mathematicians» and «physicists» solve mathematical and physical tasks of finding the extremum of the function and reach the basic educational objective: develop the algorithm of the solution of tasks on optimization.

Keywords: competition «I´m going to class», interdisciplinary communication, binary lesson, derivative, tasks on the extremum of the function, fluxion, algorithm.

2.

Зубцова А.В. subcv@rambler.ru (ГУО СШ № 7, г. Новополоцк, Витебская обл., Респ. Беларусь). Основы кинематики. Урок обобщения и систематизация знаний, 7 кл.

Представлен план-конспект урока обобщения и систематизация знаний, 7 кл.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», урок обобщения и систематизация знаний, кинематика, гордиев узел, кинематика.

Zubtsova A.V. (SEI SS № 7, Novopolotsk. Vitebsk reg., Resp. Belarus). Bases of kinematics. Lesson of generalization and systematization of knowledge, grade 7.

We give a plan of a lesson of generalization and systematization of knowledge, grade 7.

Keywords: competition «I´m going to class», lesson of generalization and systematization of knowledge, kinematics, Gordian knot.

3.

КовалеваС.Я. svekova@mail.ru (ГБОУ ВПО АСОУ МО, г. Москва). Курс интенсивной (годичной) подготовки к ЕГЭ.

Предложен курс интенсивной подготовки к ЕГЭ по физике учащихся 11-го класса, изучавших предмет на базовом или расширенном уровне (2–3 ч/нед.). Поскольку КИМ ЕГЭ рассчитаны на изучение курса не менее 4 ч/нед., предлагаются среди прочего методически обоснованные подборки заданий (с подсказками), которые учащийся должен выполнить самостоятельно, чтобы в течение года компенсировать пробелы, накопившиеся за недостающие 2–4 ч/нед.

Ключевые слова:   урок обобщения и систематизация знаний, кинематика, гордиев узел.

Kovaleva S.Ya. (SBEI HPE ASoM, MR, Moscow).Course of intensive (year) preparationto the Unified State Examination.

We offer the course of intense training to the Unified State Examination on physics for grade 11 students studied the subject at a base or expanded level (2–3 h/week). As CMM USE are calculated on course studying not less than 4 h/week, methodically reasonable selections of tasks (with helps) are offered among other things, which the student has to execute independently throughout a year to compensate the gaps which have collected for missing 2–4 h/week.

Keywords: lesson of generalization and systematization of knowledge, kinematics, Gordian knot.

4.

Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru (МИОО, ФИПИ, г. Москва). Основные результаты международного сравнительного исследования TIMSS-2011. Физика. Основная школа.

Представлены результаты TIMSS-2011, в основном по физике. Отмечен успех наших участников.

Ключевые слова: TIMSS.

Demidova M.Yu. (MIOE FIPM, Moscow). Main results of the international comparative research TIMSS-2011. Physics. Main school.

We present results of TIMSS-2011, generally on physics. The success of our participants is noted.

Keywords: TIMSS.

5.

Тошин А.Н., г. Тверь. К 100-летию постулатов Н. Бора.

Письмо в редакцию с дополнениями и замечаниями к публикации С.В. Чурочкиной, М.А. Старшова «Гениальная интуиция (драматическая страница истории физики)» в № 4/2013. Документально показано, что российский читатель мог вполне знать о постулатах Н. Бора и модели атома Э. Резерфорда ещё в 1915 г. из журнала «ВОФЭМ» («Вестник опытной физики и элементарной математики»).

Ключевые слова: постулаты Н. Бора, модель атома Э. Резерфорда, атомная физика.

Toshin A.N. (Тver). To the 100 anniversary of postulates of N. Bohr.

We describe the letter to the editorial office with additions and remarks to the publication of S. V. Churochkina and M.A. Starshov «Ingenious intuition (a dramatic page in the history of physics)» in № 4/2013. It is documentary shown that the Russian reader could know about the postulates of N. Bohr and the model of the atom of E. Rutherford in 1915 from the «BEPEM» magazine «Bulletin of Experimental Physics and Elementary Mathematics».

Keywords: postulates of N. Bohr, model of the atom of E. Rutherford, atomic physics.

6.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в сентябре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведено изображение Леды с лебедем (П. Сезанн), а также астрофотографии туманности Петля в Лебеде и гигантского шторма на Сатурне (Гигантское белое пятно).

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, туманность Петля в Лебеде, шторм на Сатурне.

Charugin V.M., professor, academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). The star sky in September.

We describe the star sky, we give star maps in the zenith, the southern and northern parts of the horizon, phases of the Moon, planets, and meteor streams. The image of Leda with the swan (P. Cezanne) is given well as the astrophotography of the nebula Cygnus Loop and a gigantic storm on Saturn (Huge white spot).

Keywords: astronomy, star sky, star maps, nebula, Cygnus Loop, storm on Saturn.

7.

Бражников М.А.  birze@inbox.ru (ИХФ РАН, г. Москва). Историческая физика: 11. Зрительная труба Галилея.

Описана история  открытия подзорной трубы: комбинации двух линз: собирающей – объектива и рассеивающей – окуляра. Этот увеличительный оптический прибор независимо друг от друга создавали несколько человек из разных стран, но лишь Галилей, опубликовав в своём «Звёздном вестнике» зарисовки Луны через телескоп, заставил людей смотреть на небо, спорить и делать новые открытия. Учёный мир и светское общество начала XVII в. – Декарт, Спиноза, Ньютон, короли и принцы, аббаты и монахи, ремесленники, физики, философы и врачи – погрузились в занятия диоптрическими приборами, шлифовали и полировали стёкла. Система из собирающей и рассевающей линз может быть использована для устройства как телескопа, так и микроскопа. Предложен большой исторический учебный материал, посвящённый, в широком смысле, обсуждению путей научных открытий и изобретений, который может быть положен в основу ученического исследовательского и даже проектно-конструкторского проекта. В него входят: 1) фрагменты из статьи академика С.И. Вавилова, написанной в 1942 г. к 300-летию со дня смерти Г. Галилея, в которой затрагиваются такие важные для обучения и воспитания вопросы, как проблема приоритета научного открытия и пути развития науки; 2) фрагменты из работ самого Галилея, в которых он излагает историю изобретения зрительной трубы и тех открытий, которые были сделаны с её помощью; 3) отрывки из работ по истории физики и астрономии, которые лучше позволяют понять атмосферу событий и восприятия открытия современниками; 4) краткая сводка свойств трубы Галилея и развёрнутый фрагмент гимназического курса проф. Московского университета Н.А. Любимова, который 140 лет назад, в 1873 г., уточнил представления о действии трубы Галилея («Новая теория поля зрения и увеличения оптических инструментов»); 5) задачи на оптическую систему, состоящую из собирающей и рассеивающей линз; которые решаются в рамках модели тонкой линзы. Также приводятся задачи из дореволюционных учебников по материалу первых трёх частей с практическими упражнениями. В проекте могут принять  учащихся и гуманитарного склада, склонные к языкам, поскольку многие материалы по истории науки доступны лишь на иностранном языке (английском, немецком, латыни!) С этой целью даны ссылки на подборку на английском языке о микроскопах, созданных Галилеем, перевод которых на русский язык представлял бы несомненный не только учебный интерес.

Ключевые слова: ученические исследовательские проекты, оптика, подзорная труба, зрительная труба Галилея.

Brazhnikov M.A. (ICP RAS, Moscow). Historical physics: 11. Visual pipe of Galilei.

We describe the history of opening of a telescope is described: combinations of two lenses: the collecting – an objective and disseminating – an eyepiece. Some person from the different countries created independently from each other this magnifying optical device, but only Galilei after publishing in in the «The star messenger» sketches of the Moon through a telescope forced people to look at the sky, to argue and do new opening. The scientific world and the secular society of the XVII century – Descartes, Spinoza, Newton, kings and princes, abbeys and monks, craftsmen, physicists, philosophers and doctors – plunged into occupations with dioptric devices, ground and polished glasses. The system of converging lenses and scatters can be used for the device as a telescope and microscope. The big historical training material devoted, in a broad sense, to discussion of ways of discoveries and inventions is offered, which can be the basis for student research and even the design project. It includes: 1) fragments from the article by academician S.I.  Vavilov, written in 1942 for the 300th anniversary from the date of death of Galilei, which deals with such important training and education questions as the problem of the priority scientific discovery and ways of development of science; 2) fragments from the works of Galilei himself, in which he describes the history of the invention of the visual pipe and the discoveries made with it; 3) fragments of works on the history of physics and astronomy, which allows better understand the atmosphere of the event and the perception of the opening by contemporaries. 4) a brief summary of the properties of the pipe of Galilei and the expanded fragment of the gymnasium course of professor. of the Moscow University N.A. Lyubimov, that 140 years ago, in 1873, specified the ideas of the effect of the pipe of Galilei´s «New theory of the field of view and magnification of optical instruments»; the tasks on the optical system consisting of collecting and scattering lenses; which are solved in the framework of the model of a thin lens. Also tasks from pre-revolutionary textbooks on the material of the first three parts with practical exercises are given. Students of humanitarian turn of mind who are inclined to languages also can take part in the project since many materials on the history of science are available only in a foreign language (English, German, Latin!). For this purpose, we give references to a selection in English about the microscopes created by Galilei, which translation into Russian can represent undoubted not only educational interest.

Keywords: student research projects, optics, spyglass, Visual pipe of Galilei.

8.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете. Темы печатного сообщения: «Первое в мире здание, которое снабжают энергией  морские водоросли». Расширенный обзор дан на диске.

Ключевые слова: новости науки и техники, физика и техника.

Pigalitzyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). News of science and technique.

We give a review of the latest messages in the Internet. Themes of the printed message: «The first building in the world, which provides power to the algae».On the disk, an extensive overview is given.

Keywords: news of science and technique, physics and technique.

9.

Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Небо на полотнах художников: 5. Луна Чарлза Бёрчфилда (1893–1967).

Приведена астрономическая задача с анализом картины  лунного затмения, гало вокруг Луны по акварелям Ч. Бёрчфилда. Ещё три задания по его акварелям «Вечерняя звезда» (1923–1926); «Новая Луна в январе» (1918), «Лаванда и старое кружево» (1939–1947)  см. на диске.

Ключевые слова: астрономия, Луна, затмение Луны,  гало, Ч.  Бёрчфилд.

Kartashov V.F. (Institute of transport, Chelyabinsk). The sky on the canvases of artists. 5. The Moon of C. Burchfield (1893–1967).

We present an astronomical task with analysis of the picture of the lunar eclipse, a halo around the Moon on C. Burchfield’s water colors. Three more tasks on its water colors «Evening Star» (1923-1926); «New Moon in January» (1918); «Lavender and old lace» (1939-1947) see on the disk.

Keywords: astronomy, Moon, lunar eclipse, halo, C. Burchfield.

10.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (г. Москва). Физика вам в помощь...

Приведены новости (пер. с англ.), задачки, опыты и прочая «физика» от К.Ю. Богданова из группы «Физика вам в помощь!»: Кто первым измерил g? Правило правой руки ... для тех, кто стесняется. Механика кучи. Физические агитплакаты в старшей американской школе. Как силы поверхностного натяжения борются с нечестными продавцами мёда. Почему хурма «вяжет во рту»? Как смешать «навсегда» воду с маслом? Подробнее см. Facebook ( – автор приглашает всех желающих присоединиться)  http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/

Ключевые слова: http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/; Физика вам в помощь...

Bogdanov K.Ju., (Moscow). Physics to help you...

We present news (translated from English), tasks, experiments and other «physics» from K.Yu. Bogdanov from the group «Physics to help you... »: Who is the first to measure g? Right-hand rule ... for those who are shy. Mechanics of a heap. Physical propaganda posters in the senior American school. As forces of a superficial tension struggle with dishonest sellers of honey? Why persimmon «knits your mouth»? How to mix «forever» oil and water? For details, see Facebook (join – the author invites everyone) http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/.

Keywords: http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/, Physics to help you...

11.

Муравьёв С.Е. semuraviev@mail.ru (НИЯУ МИФИ, г. Москва). Олимпиада по физике имени проф. И.В. Савельева.

Приведён вариант заданий по физике (с решениями), которые предлагались на  олимпиаде имени профессора И.В. Савельева (автора известного учебника по курсу общей физики для студентов технических вузов) для 7–11-го классов, которая состоялась 18 ноября 2012 г. в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ. Эта олимпиада является отборочным туром Отраслевой физико-математической олимпиады школьников «Росатом» для школьников 7–11  кл.

Ключевые слова: олимпиада, «Росатом», 11 класс, абитуриенту.

Muravyyov S.E. (NRNU MEPI, Moscow). Olympiad on physics of a name of professor  I.V.Savelyev

We present a variant of tasks in physics (with solutions) offered at the Olympiad of a name of professor  I.V.Savelyev (the author of the known textbook at the rate of the general physics for students of technical high scools) for grades 7–11 which took place 18.11.2012 in b NRNU MEPI. This Olympiad is a qualifying round of the Branch of physical and mathematical Olympiad «Rosatom» for school students of grades 7–11.

Keywords: olympiad, «Rosatom», grade 11, school leaver.

12.

Князев А.А. aknz@list.ru (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, ЛПН,  г. Саратов). Олимпиадные задачи и вопросы – для учителей и учащихся.

В продолжение серии статей (см. № 1, 2, 5, 6/2013) представлены  задачи, в основном,  высокого уровня сложности для тех, кто хотел бы участвовать в олимпиадах высокого класса или продолжить обучение в вузе с высоким рейтингом. Предлагаемые задачи,  во-первых, вполне доступны для понимания и, во-вторых, способствуют более серьёзному обсуждению темы и более глубокому её исследованию. Названия задач: «Свободное падение», «Две пружины» (по Р.В. Даминову), «Подпрыгивающая пружина», «Катящийся цилиндр», «Два спортивных автомобиля».

Ключевые слова: олимпиадные задачи по физике.

Knyazev, A.A. (SSU of a name of N.G. Chernyshevsky, LAS, Saratov). Olympiad tasks and questions – for teachers and pupils.

In continuation of the series of articles (see № 1, 2, 5, 6/2013), we present tasks, mainly of a high level of complexity for those who would like to participate in the high-class olympiads or continue their education in a high school with a high rating. Offered tasks, first, are quite available to understanding, and secondly, promote more serious discussion of a subject and its deeper research. Names of tasks «Free fall», «Two springs» (after R.V. Daminov), «Jumping-up spring», «Rolling cylinder», «Two sports cars».

Keywords: olympiad tasks in physics.

13.

Короновский Н.В., проф. koronovsky@rambler.ru (геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Землетрясения – разрушительная природная катастрофа.

Возможен ли прогноз?

Популярно изложена природа землетрясений – природных катастроф, связанных с активностью земной коры и движениями литосферных плит. Хотя места проявления землетрясений хорошо известны, прогноз места, времени и силы сейсмических толчков пока ещё не могут прогнозироваться с должной степенью точности.

Ключевые слова: землетрясение, литосферные плиты, тектоническая активность, цунами, сейсмология.

Koronovskiy N.V., professor (geological faculty of the MSU of a name of M.B. Lomonosov, Moscow). Earthquakes – a destructive natural disaster. Whether the forecast is possible?

We popularly outline the nature of earthquakes the natural disasters connected with activity of the earth´s crust and the movements of lithosphere plate. Though places of manifestation of earthquakes are well-known, the forecast of a place, time and force of seismic pushes for the present can´t be predicted with due degree of accuracy.

Keywords: earthquake, lithosphere plates, tectonic activity, tsunami, seismology.

14.

Поздравляем с юбилеем Николая Владимировича Короновского!

Ключевые слова: юбилей, Николай Владимирович Короновский

Congratulations with the anniversary, Nikolay Vladimirovich Koronovskiy!

Keywords: anniversary, Nikolay Vladimirovich Koronovskiy.

15.

Майер В.В., проф. varaksina_ei@list.ru (ФГБОУ ГГПИ им. В.Г. Короленко, г. Глазов, Респ. Удмуртия).  Демонстрация постоянного магнита и электромагнита на уроке физики.

В продолжении серии статей «Школа проф. В.В. Майера» (см., например, 10, 11 № 2012) рассмотрены демонстрационные опыты по изготовлению и сравнению постоянного магнита и электромагнита. Описано необходимое оборудование, приведены минимальные теоретические сведения, даны рекомендации по подготовке к уроку и организации проектной деятельности школьников, связанной с учебными исследованиями магнитов.

Ключевые слова: постоянный магнит, электромагнит, катушка, электрический ток, подготовка к уроку, проектная деятельность.

Mayer V.V., professor (FSBEI, GSPI of a name of V.G. Korolenko, Glazov, Rep. Udmurtia).  

Demonstration of a permanent magnet and an electromagnet at a physics lesson.

In continuation of the series of articles «School of professor V.V. Mayer» (for example, see № 10, 11/2012), we consider demonstration experiments on production and comparison of a constant magnet and electromagnet. The necessary equipment is described, the minimum theoretical data are provided, recommendations are made about preparation for a lesson and the organization of design activity of school students connected with educational researches of magnets.

Keywords: permanent magnet, electromagnet, coil, electric current, preparation for a lesson, design activity.

16.

Новак А.Г. novakdesign@yandex.ru (МОУ СОШ № 58 с УИОП, г. Тольятти, Самарская обл.). Идеи для постановки школьного эксперимента.

Описана технология создания новых учебных пособий с помощью подручных средств. От редакции предложены идеи для постановки нескольких экспериментов с «мертвой петлёй».

Ключевые слова: школьный эксперимент, «мёртвая петля», закон сохранения энергии, невесомость, вращательное движение, закон Ампера

Novak A.G. (SEI SS № 58 with PSSS, Togliatti, Samara reg. Ideas for statement of school experiment.

We describe the technology of creation of new teaching materials with the help of improvised means. From edition, ideas for statement of several experiments with «dead loop» are offered.

Keywords: school experiment. «dead loop», law of conservation of energy, weightlessness, rotary motion, law of Ampere.

17.

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва). «Физика вокруг нас».

Представлен пропедевтический учебный курс, рассчитанный на 34 получасовых кружковых занятия со школьниками 5–6-х классов. Основная цель: мотивация учащихся среднего звена к занятиям физикой в 7–9-м классах.

Ключевые слова: пропедевтический учебный курс, 5–6 кл., занимательная физика, интеграция предметов естественно-научного цикла, деятельностный, дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Alekseeva E.V.  PI «First School», Moscow). «Physics around us».

We present a propaedeutic training course calculated on 34 half-hour lessons with the students study circles of 5-6th grades. Main objective: motivation of middle-level students of 7–9th grades to occupations by physics.

Keywords: propaedeutic training course, 5–6th grades, recreational physics, integration of subjects of the natural-science cycle, activity, differentiated and individual approach to training.

18.

Рефераты электронных публикаций

Abstracts of electronic publications

Белюстов В.Н. belyustov@yandex.ru (МОУ БГО Борисоглебская гимназия № 1, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Хендрик Антон Лоренц (18.07.1853–04.02.1928). Краткая биография (и презентация) «последнего из могикан» классической физики.

Belyustov V.N. (MBEI BCD, Borisoglebsk gymnasium № 1, Borisoglebsk, Voronezh reg,). Hendrik Antoon Lorentz (18.07.1853–04.02.1928). Brief biography (and presentation) of «the last of the Mohicans» of classical physics

Павлов Н.И.,  Митрюхин Л.КL.Mitryukhin@mail.ru (ЧувГУ имени И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Респ. Чувашия). Модернизация старых физических приборов и технических средств обучения с целью дальнейшего их использования в физическом практикуме.

Pavlov N.I. Mitryukhin L.K. (Chuvash state university of a name of I.N. Ulyanov,  Cheboksary, Rep. Chuvashia. Modernization of old physical equipment and technical means of education with the aim of their further use in the physical practical work.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.): •  Электрические измерения неэлектрических (и не только!) величин: 11. Измеряем демонстрационным вольтметром индуктивность катушки...

Pigalitzyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). • Electrical measurements of non-electrical (and not only!) quantities: 11. We measure the inductance of the coil by the school demonstration voltmeter.

Россинская С.А. svetross@mail.ru (ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, г. Ростов). Дидактическая интеграция как средство обеспечения компетентностного роста учителя физики в процессе освоения УМК нового поколения (на примере УМК Грачёва А.В. и др.). Реализация основных положений нового педагогического направления проиллюстрирована уроком О.А. Соколовой (МОУ лицей № 11, г. Волгодонск, Ростовская обл.), призёра всероссийского конкурса «Урок физики XXI века». Этот урок (учебник; Грачёв А.В., Погожев В.А., Вишнякова Е.А. Физика. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2011) на тему «Испарение и конденсация» заполнен самой разнообразной учебной деятельностью: здесь и учебный физический эксперимент, и интересные ЭОР из коллекции цифровых образовательных ресурсов, и работа в группах и парах. Интересно сочетание групповой и индивидуальной работы учащихся, а дома предожено выполнить самостоятельное миниисследование на изучаемую тему.

Rossinskaya S.A. (SBEI APE RR RIPD PRWE, Rostov). Didactic integration as a means of providing a competence-based growth of the teacher of physics in the process of development of EMC of new generation (on example EMC of Grachyov A.V., etc.). Realization of basic provisions of the new pedagogical direction is illustrated with the lesson of O.A.Sokolova, prize-winner of the All-Russian competition «Lesson of Physics of the XXI Century» (MEI lyceum № 11, Volgodonsk, Rostov reg.).  This lesson (textbook; Grachev A.V. Pogozhev V.A., Vishnyakova E.A. Physics. Grade 8: the textbook for students of general educational institutions. M: Ventana-Graf, 2011) on the theme «Evaporation and condensation» it is filled with the most various educational activity: here are educational physical experiment, and interesting EER from the collection of the digital educational resources, and work in groups and pairs. The combination of group and individual work of students is interesting, and an independent miniresearch on the studied theme at home is offered to execute.

Суханькова Е.П. elena517@mail.ru (МОУ СОШ № 12 им. Героя Советского Союза И.Н. Машкарина, г. Орёл). Школьная олимпиада по физике для учащихся 8-х классов. Олимпиада проводится в начале учебного года в течение 1,5 астр. ч. для всех желающих восьмиклассников и способствует более эффективному включению  в учебную деятельность после долгих летних каникул, повышению их мотивации к самообразованию. Приведены условия задач с решениями и критерии оценки.

Sukhankova E.P. (MBEI SS № 12 of a name of Hero of the Soviet Union I.N. Mashkarina, Orel). School Physics Olympiad for students in the 8th grade. The Olympiad Olympiad is held at the beginning of the school year for 1.5 asters. hours for all comers eighth-graders and contributes to a more effective integration in training activities after the long summer holidays, increasing their motivation for self-education. Conditions of tasks with solutions and the evaluation criteria are given.

19.

Поздравляем с юбилеем Алевтину Петровну Попову!

Ключевые слова: юбилей, Алевтина Петровна Попова.

Congratulations with the anniversary, Alevtina Petrovna Popova!

Keywords: anniversary. Alevtina Petrovna Popova.

20.

Поздравляем с юбилеем Татьяну Ивановну Радченко!

Ключевые слова:   юбилей,  Татьяна Ивановна Радченко

Congratulations with the anniversary, Tatyana Ivanovna Radchenko!

Keywords: anniversary. Tatyana Ivanovna Radchenko.