1.

Системно-деятельностный подход – парадигма современного образования.

Редакционная статья с обоснованием положения, что обучение – это не «передача знаний» для их последующего усвоения, а формирование системы действий и знаний, обеспечивающей усвоение. В качестве примера учебников, где реализуется системно-деятельностный подход при обучении физике упомянуты учебники для 10-го класса (базовый и профильный уровни) Л.Э. Генденштейна и Ю.И. Дика (Мнемозина, 2013 г.), учебники для 7–9-го классов Грачёва А.В. с соавторами и Хижняковой Л.С. с соавторами.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, учебники физики для основной школы (авторские коллективы: Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.; Грачёв А.В., Погожев В.А., Селивёрстов А.В., Боков П.Ю., Вишнякова Е.А.; Хижнякова Л.С., Синявина А.А.).

System-active approach – a paradigm of modern education.

We present an editorial article with a justification of the position that education is not «transfer of knowledge» for their further learning, but the formation of the system of actions and knowledge, providing digestion. As an example of textbooks where the system-active approach to teaching in physics is realized, the following textbooks are mentioned (basic and profile levels): of L.E. Gendenstein and Yu.I. Dik (Mnemosyne, 2013) for the 10th grade, textbooks for the 7-9th grades of Grachev A.V. with co-workers and Khizhnyakova L.S. with co-workers.

Keywords: system-active approach, textbooks of physics for the basic school (author teams: Gendenshtein L.E., Dick Yu.I.; Grachev A.V., Pogozhev V.A., Seliverstov A.V., Bokov P.Yu., Vishnjakova EA; Khizhnyakova L.S., Sinyavina A.A.).

2.

Козлова Н.Д., Бражников М.А., Ковалева С.Я. fiz@1september.ru (журнал «Физика-ПС», г. Москва). День физики на XII Московском Марафоне учебных предметов.

Фоторепортаж со Дня физики на XII Московском педагогическом марафоне учебных предметов, 6 апреля 2013 г. Доклады Демидовой М.Ю., Камзеевой Е.Е. (ФИПИ) «Подходы к разработке новых моделей ЕГЭ и ГИА, реализующих требования ФГОС (изменения в 2013 г.)», Кузнецовой С.В. (ДТДиМ «Интеллект» ЮВОУО, г. Москва)  «Академия инженерного образования «Открытый мир» как инструмент реализации высоких образовательных стандартов», Васильевой И.В. (МИОО, г. Москва) «Личное информационно-образовательное пространство учителя физики», Дунина С.М. (МПГУ, г. Москва) «Виртуальные компьютерные лаборатории в проектной деятельности учащихся», Ромашкиной Н.В., Мишиной Е.А. (МПГУ, г. Москва) «Обучение в 5–6-м классах методам естественнонаучных исследований» представлены на диске.

Ключевые слова: день физики, Московский марафон учебных предметов.

Kozlova N.D., Brazhnikov M.A., Kovaleva S.Ya. (Journal «Physics-PS», Moscow). Day of physics at the XII Moscow Marathon of school subjects.

We present the photo-report from the Day of physics at the XII Moscow pedagogical marathon of school subjects, 6 April 2013. On the disk the following reports are given: Demidova .Yu., Kamzeeva E.E. (FIPM) «Approaches to the development of new models of the USE and SFA realizing requirements of FSES (changes in 2013)»; Kuznetsova S.V. (PCCY «Intellect» of S-EDDE, Moscow) «Academy of engineering education "Open world"» as a tool to achieve high standards of education»; Vasilieva I.V. (MIOE, Moscow) «Personal information-educational space of the teacher of physics»; Dunin S.M. (MPSU, Moscow) «Virtual computer laboratories in project activities of students»; Romashkina N.V., Mishina E.A. (MPSU, Moscow) «Training in the 5-6th grades to methods of natural-science researches».

Keywords: Day of physics, Moscow marathon of school subjects.

3.

Литвиненко Г.А. gallitv@rambler.ru (НОУ СОШ ОЦ Газ­пром, г. Москва).  Живая Интересная Развивающая Активная Физика (ЖИРАФ).

Представлен текст ведущей мастер-класса, проведённого на Дне физики в рамках ежегодного Марафона учебных предметов. На диске дана презентация.

Ключевые слова: день физики, Московский марафон учебных предметов.

Litvinenko G.A. (PEI SS EC Gazprom). Live interesting developing active physics (LIDAP).

We give the text of the leader of the master class conducted at the Day of physics in the framework of the annual Marathon of school subjects. On the disk, the presentation is given.

Keywords: Day of physics, Moscow marathon of school subjects.

4.

Поваляев О.А. оlegpovalyaev@gmail.com, Ханнанов Н.К. khann@dio.ru, Хоменко С.В. khomenko331@mail.ru (ООО «Научные развлечения», г. Москва).  Система оборудования нового типа для школьного физического эксперимента.

 Представлены линейки нового оборудования для школы «Научные развлечения»: современные тематические наборы оборудования для проведения простого эксперимента без компьютеров; наборы для проведения демонстраций с использованием цифровых датчиков и без них; цифровые лаборатории учащихся, содержащие датчики, дополнительное оборудование и оснастку; наборы для целевой подготовки к выполнению экспериментальных заданий ГИА. Обсуждаются возможности использования наборов разного типа для реализации задач ФГОС нового поколения по обучению основам исследовательской деятельности учеников основной и старшей школы.

Ключевые слова: день физики, Московский марафон учебных предметов, ГИА, учебное оборудование, физический эксперимент, компания «Научные развлечения».

Povalyaev O.A., Khannanov N.K., Khomenko S.V. (LLC «Scientific entertainments», Moscow). System of the equipment of a new type for school physical experiments.

We present lines of the new equipment for the school «Scientific entertainments: modern thematic sets of the equipment for carrying out a simple experiment without computers; sets for carrying out demonstrations with use of digital sensors and without them; the digital laboratories of students containing sensors, the additional equipment and accessories; sets for target preparation for performance of the SFA experimental tasks. Possibilities of use of sets of different type for realization of problems of FSES of new generation on training in bases of research activity of students of the main and high school are discussed.

Keywords: Day of physics, Moscow marathon of school subjects, SFA, educational equipment, physical experiment, company «Scientific entertainments».

5.

Никифоров Г.Г. nikiforowgg@mail.ru ( ИСМО РАО, ФИПИ, г. Москва).  Апробация «ГИА-лаборатории»: технология проверки, перспективные модели заданий, совершенствование фронтального эксперимента.

Представлены некоторые результаты исследования ФИПИ – апробации перспективных моделей экспериментальных заданий ГИА. Примеры отчётов по  заданию  на тепловые явления («Определите количество теплоты, полученное водой при теплообмене с нагретым алюминиевым цилиндром»), а также задания на наблюдение и объяснение явлений («Исследуйте взаимодействие катушки с током и магнита») приведены на диске.

Ключевые слова: день физики, Московский марафон учебных предметов.

Nikiforov G.G. (ICTM RAE FIPM, Moscow). Approbation of «SFA laboratory»: technology for verification, perspective models of tasks, improvement of the frontal experiment.

We present some results of research of FIPM – approbation of perspective models of the SFA experimental tasks. On the disk, examples of reports on a task for the thermal phenomena («Determine the amount of heat received by water at heat exchange with the heated aluminum cylinder»), as well as tasks for observation and explanation of the phenomena («Investigate the interaction between the coil with a current and the magnet») are given.

Keywords: Day of physics, Moscow marathon of school subjects.

6.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в октябре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки.  Приведено изображение созвездий Скорпиона и Змееносца из средневекового издания Арата, а также астрофотография Луны в гамма-лучах.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, созвездия Скорпиона и Змееносца, Луна в гамма-лучах.

Charugin V.M., professor, academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). The star sky in October.

We describe the star sky and give star maps in the zenith, the southern and northern parts of the horizon, phase of the Moon, planets, and meteor streams. The images of the constellations Scorpius and Ophiuchus from the Arat´s medieval edition as well as the Moon astrophotography in gamma rays.

Keywords: astronomy, star sky, star maps, constellations Scorpius and Ophiuchus, Moon in gamma rays. 

7.

Бражников М.А.  birze@inbox.ru (ИХФ РАН, г. Москва). Историческая физика: 12. Открытие явления самоиндукции.

Описана история  открытия явления самоиндукции американским физиком Джозефом Генри. Расширенный текст, а также вопросы по тексту и задачи из сборника задач Цингера А.В., которые можно обсудить в классе при изучении тем «Электромагнитные явления», «Явление самоиндукции» даны на диске.

Ключевые слова: ученические исследовательские проекты, оптика, подзорная труба, зрительная труба Галилея.

Brazhnikov M.A. (ICP RAS, Moscow). Historical physics: 12. Discovery of the phenomenon of self-induction.

We describe the history of discovery of the phenomenon of self-induction of the American physicist Joseph Henry.

The expanded text, as well as questions on the text and tasks from the collection of tasks of Tsinger A.V. which can be discussed in class when studying the themes "Electromagnetic phenomena", "Self-induction phenomenon" are given on the disk.

Keywords: student research projects, optics, spyglass, Visual pipe of Galilei.

8.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете. Тема печатного сообщения: ультразвуковая сеть, встроенная в тело человека. Расширенный обзор дан на диске.

Ключевые слова: новости науки и техники,  физика и техника.

Pigalitzyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). News of science and technique.

We give a review of the latest messages in the Internet. The theme of the printed message: an ultrasonic network, integrated into the human body. On the disk, an extensive overview is given.

Keywords: news of science and technique, physics and technique.

9.

Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Небо на полотнах художников: 6. Луна и Солнце А.И. Куинджи  (1842–1910).

Приведена астрономические  задачи по картинам А.И. Куинджи: о цвете и форме небесного светила вблизи земного горизонта;  об определении широты места по положению  Луны на небе. Ещё 4 задачи приведены на диске.

Ключевые слова: астрономия, Луна, цвет и форма Солнца на закате, А.И. Куинджи.

Kartashov V.F. (Institute of transport, Chelyabinsk). The sky on the canvases of artists. 6. The moon and the Sun of A.I. Kuindzhi (1842-1910).

We present astronomical tasks in A.I.Kuindgy´s pictures: about the color and shape of a celestial object near the earthly horizon; about definition of latitude of a place by the position of the Moon in the sky. 4 more tasks are given on the disk.

Keywords: astronomy, Moon, the color and shape of the Sun at sunset, A.I. Kuindzhi.

10.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (г. Москва). Физика вам в помощь...

Приведены новости (пер. с англ.), задачки, опыты и прочая «физика» от К.Ю. Богданова из группы «Физика вам в помощь!»: Умные фары, которые могут освещать дорогу, а не падающие капли во время сильного дождя. Гоголь-моголь и школьная физика. Металл легче воздуха.  Подробнее см. страницу FaceBook, зарегистрировавшись на сайте  http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/

Ключевые слова: http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/; Физика вам в помощь...

Bogdanov K.Ju., (Moscow). Physics to help you...

We present news (translated from English), tasks, experiments and other «physics» from K.Yu. Bogdanov from the group «Physics to help you... »: Clever headlights which can shine the road, instead of falling drops during a heavy rain. Eggnog and school physics. Metal lighter than air. For details, see Facebook (join – the author invites everyone) http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/.

Keywords: http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/, Physics to help you...

11.

Козлова Н.Д. fiz@1september.ru  (журнал «Физика-Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Перевод с англ. двух задач из журнала «Physics Teacher» на темы «Вращательное движение» и «Соединения проводников».

Ключевые слова: вращательное движение,  соединения проводников.

Kozlova N.D. (Journal «Physics-the First of September», Moscow). «USE» in American. (Translated from English.)

We give the translation from English to two tasks of the journal «Physics Teacher» on the themes. Rotational movement» and «Connection of conductors».

Keywords: rotational movement, connection of conductors.

12.

Грачёв А.В., проф. Козлов С.Н., Лукашева Е.В., Никитин С.Ю., проф. Плотников Г.С., Погожев В.А., Полякова М.С., проф. Поляков П.А., Склянкин А.А., Чесноков С.С. sergeychesnokov@mail.ru (физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Олимпиада «Ломоносов 2012–2013». Физика.

Приведены примеры заданий отборочного тура олимпиады «Ломоносов» (физика). В 2012/2013 уч. г. олимпиада проводилась в два этапа, причём отборочный этап проходил заочно. Каждый мог участвовать по собственному выбору в одном, двух или трёх турах, проводимых по единой форме и с равноценными заданиями. Задания размещались на сайте http://distant.phys.msu.ru. Участники трижды: с 17 по 21 ноября 2012 г. (1-й тур), с 1 по 5 декабря 2012 г. (2-й тур) и с 11 по 15 января 2013 г. (3-й тур) – могли ознакомиться с условиями и послать решения и ответы. Пройдя все туры, каждый участник до 19.01.2013 г. должен был сам определить номер тура, который для него считался бы официальным. Победители и призёры отборочного этапа были приглашены для участия в заключительном этапе олимпиады.

Ключевые слова: решение задач,  олимпиада «Ломоносов», 7–11 классы.

Grachev A.V., prof. Kozlov S.N., Lukasheva E.V., Nikitin S.Yu., prof. Plotnikov G.S., Pogozhev V.A., Polyakova M.S., prof. Polyakov P.A., Sklyankin A.A., Chesnokov S.S., (physical faculty of the MSU of a name of M.V. of Lomonosov, Moscow). Olympiad «Lomonosov 2012-2013». Physics.

We give examples of tasks of the selection round of the olympiad «Lomonosov» (physics). In 2012/2013 academic year, the olympiad was spent in two stages, and the selection stage passed in absentia.  Everyone could take part of their own choice in one, two or three rounds conducted according to the uniform and with equivalent tasks. The tasks were placed on the site http: // distant.phys.msu.ru. Participants three times: from 17 to 21 November, 2012 (1st round), from 1 to 5 December 2012 (2nd round) and from 11 to 15 January 2013 (3rd round) could examine conditions and send solutions and answers. After all rounds, each participant till 19.01.2013 had to define himself the number of the round which for him would be considered as the official. Winners and prize-winners of the selection stage were invited for participation in the final stage of the olympiad.

Keywords: solving tasks, olympiad «Lomonosov», grades 7–11.

13.

Князев А.А. aknz@list.ru (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, ЛПН,  г. Саратов). Олимпиадные задачи и вопросы – для учителей и учащихся.

В продолжение серии статей (см. № 1, 2, 5–7_8 /2013) представлены  задачи, в основном,  высокого уровня сложности для тех, кто хотел бы участвовать в олимпиадах высокого класса или продолжить обучение в вузе с высоким рейтингом. Предлагаемые задачи,  во-первых, вполне доступны для понимания и, во-вторых, способствуют более серьёзному обсуждению темы и более глубокому её исследованию. Названия задач: «Poul-position», Маленький шарик падает с большой высоты, Галилей и наклонная плоскость, Космический зайчик. Два плота из пустых банок. Аккумуляторы.

Ключевые слова: олимпиадные задачи по физике.

Knyazev A.A. (SSU of a name of N.G. Chernyshevsky, LAS, Saratov). Olympiad tasks and questions – for teachers and pupils.

In continuation of the series of articles (see № 1, 2, 5–8/2013), we present tasks, mainly of a high level of complexity for those who would like to participate in the high-class olympiads or continue their education in a high school with a high rating. Offered tasks, first, are quite available to understanding, and secondly, promote more serious discussion of a subject and its deeper research. Names of tasks: «Poul-position»; Small ball falls from a great height; Galilei and an inclined plane; Space Bunny. Two raft of empty cans. Accumulators.

Keywords: olympiad tasks in physics.

14.

Козодёров В.В. vkozod@mail.ru (Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова),  Дмитриев Е.В. (Институт вычислительной математики РАН),  г. Москва. Аэрокосмическая гиперспектрометрия.

Описаны основы аэрокосмической гиперспектрометрии – новейшего направления развития приложений, в которых объединены достижения в области взаимодействия солнечного излучения с природными средами и построения оптической аппаратуры высокого спектрального и пространственного разрешения, прикладной математики при обработке получаемых изображений и наземных обследований состояния почвенно-растительного покрова зондируемой территории

Ключевые слова: распознавание объектов, обработка изображений, много– и гиперспектральное аэрокосмическое зондирование, распознавание природно-техногенных объектов, спектральные и текстурные признаки.

Kozoderov V.V. (Earth Science Museum of MSU of a name of M.V. Lomonosov), Dmitriev E.V. (Institute of numerical mathematics of RAS), Moscow. Aerospace hyperspectrometry

We describe bases of space hyperspectrometry – the newest direction of development of applications are combined with the achievements in the field of the interaction between solar radiation with environments and creation of the optical equipment of high spectral and spatial resolution, applied mathematics when processing obtained images and land inspections of a condition of a soil and vegetable cover of the probed territory.

Keywords: recognition of objects, processing of images, multi-and hyperspectral aerospace testing. recognition of natural-technogenic objects, spectral and textural characteristics.

15.

Как получают 100 баллов на ЕГЭ.

Интервью нашего редактора М.А. Бражникова с московской школьницей Настей Зюбиной, которую он знает с младших классов и которая более чем успешно сдала в этом году ЕГЭ.

Ключевые слова: 100-балльница, ЕГЭ.

How to get 100 points on USE.

We present the interview of our editor Brazhnikov M.A with the Moscow schoolgirl Nastya Zyubina whom he knows from elementary grades and who more than successfully passed this year the USE.

Keywords: the one who got 100 points, USE.

16.

Чжан М.Б. chzan@mail.ru (лицей им. Героя Советского Союза лётчика Б.Н. Еряшева, г. Фрязино, Московская обл.).  Мои впечатления о китайской школе.

Описаны впечатления учителя физики от туристической поездки в Китай, где он посетил среднюю школу.

Ключевые слова: Китай, школьное образование.

Zhang M.B. (lyceum of a name of the Hero of the Soviet Union pilot B.N. Eryashev, Fryazino, Moscow reg.). My impressions about Chinese school.

We describe impressions of the teacher of physics from the tourist trip to China where he visited a secondary school.

Keywords: China, school education.

17.

Чопорова Ж.В. zh.choporova@gmail.com (ГБОУ лицей № 1575, г. Москва). Интер­актив­ные научные центры.

Дан краткий обзор интерактивных научных центров, описаны экспонаты интерактивной выставки Зазеркалье, которые были представлены на XII Московском педагогическом марафоне учебных предметов в 2013 г., а также научного музея Технорама (Швейцария).

Ключевые слова: интерактивные научные центры, Зазеркалье, Технорама.

Choporova Zh.V. (SBEI lyceum № 1575, Moscow). Interactive science centers.

We present a short review of interactive scientific centers and describe the exhibits of the interactive exhibition «World behind the looking glass», on the XII Moscow pedagogical marathon of subjects in 2013 and also the Tekhnorama scientific museum (Switzerland).

Keywords: interactive scientific centers, «World behind the looking glass», Tekhnorama.

18.

Рефераты электронных публикаций

Abstracts of electronic publications

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) • «Физика вокруг нас» Пропедевтический учебный курс, 5–6 кл., 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время. Пояснительная записка и полный комплект учебного материала к первымчетырём темамблока 1 (Введение. Основные понятия физики. Строение вещества. Механические явления), изучаемым в сентябре, – мультимедийная презентация с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме. 1.1. Физика – наука о природе (Физическое явление. Примеры физических явлений. Причинно-следственная связь). 1.2. Физические величины (Физическая величина. Шкала расстояний. Измерение времени). 1.3. Строение вещества (Молекулы. Атомы. Взаимодействие частиц. Диффузия). 1.4. Взаимодействие тел (Инертность. Масса. Шкала масс).

Alexeyeva E.V. (PS SS First School, Moscow) • «Physics around us», Propaedeutic training course, grades 5–6, 34 weekly half-hour (20-25 min) classes after school. The explanatory note and a complete set of a educational material to the first four subjects of the block1 (Introduction. Basic concepts of physics. Structure of matter. Mechanical phenomena),studied in September, – multimedia presentation with video fragments accompanied by the text on the slides to each theme. 1.1. Physics is the science of nature (Physical phenomenon. Examples of physical phenomena. Relationship of cause and effect). 1.2. Physical values (Physical value. Scale of distances. Measurement of time). 1.3. Structure of substances (Molecules. Atoms Interaction of particles. Diffusion). 1.4. Interaction of bodies (Inertia. Mass. The scale of masses).

Багоцкий С.В. «Мистер нейтрино» в советской стране. К 100-летию со дня рождения выдающегося итальянского и советского физика-теоретика Бруно Понтекорво (22.08.1913–24.09.1993).

Bagotsky S.V. «Mr. neutrino» in the Soviet Union. To the 100th anniversary of the birth of the Italian and Soviet theoretical physicist Bruno Pontecorvo (22.08.1913-24.09.1993).

Белюстов В.Н. belyustov@yandex.ru (МОУ БГО Борисоглебская гимназия № 1, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Хайке Камерлинг-Оннес  (21.09.1853–21.02.1926).

Краткая биография (и презентация) голландского учёного, открывшего явление сверхпроводимости.

Belyustov V.N. (MBEI BCD, Borisoglebsk gymnasium № 1, Borisoglebsk, Voronezh reg.,).

Heike Kamerlingh Onnes (21.09.1853–21.02.1926). Brief biography (and presentation) of the Dutch scientist who discovered the phenomenon of superconductivity.

Ковалева С.Я. svekova@mail.ru  (ГБОУ ВПО АСОУ МО, г. Москва). Курс интенсивной (годичной) подготовки к ЕГЭ. Тема 2.  Динамика. Занятие 3. Движение тел под действием сил трения, упругости, тяготения. Равнодействующая сил: Общие рекомендации. Файлы к теме 3: 1-3. Рекомендации. 2-3. Задачи. 3-3. Дополнительные задания базового уровня. 4-3. Задачи с подсказками («облаками воспоминаний»). 5-3. Ответы  к заданиям А, В и решение задачи С. 6-3. Дополнительный тренинг.

Kovaleva S.Ya. (SBEI HPE ASM MR, Moscow). Course of Intensive (annual) preparation for the USE. Theme 2. Dynamics. Lesson 3. Movement of bodies under the action of forces of friction, elasticity, gravitation. Resultant force. General recommendations. Files to the theme 3: 1-3. Recommendations. 2-3. Задачи. 3-3. Additional tasks of the basic level. 4-3. Tasks with helps «clouds memories»). 5-3. Answers to tasks A, B and the solution of the task C. 6-3. Additional training.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.): • Электрические измерения неэлектрических величин: 8. Измеряем вольт­метром освещённость… 

Pigalitzyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). • Electrical measurements of non-electrical quantities: 8. Voltmeter to measure the intensity of illumination…

Ромашкевич А.И. a_romashkevich@mail.ru (г. Москва).  Флюксия, флюента и Ньютон. Статья  адресована учащимся, начинающим всерьёз интересоваться точными дисциплинами. Рассматриваются определения основных кинематических величин и их связь с возникновением дифференциального исчисления.

Romashkevich A.I. (Moscow). Fluxion, fluentand Newton. The article is addressed to students starting seriously to be interested in exact sciences. Determination of the basic kinematic variables and their connection with the appearance of differential calculus is considered.

Старшов М.А. mastarshov@mail.ru (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов). Лестница Вуда (об одной популярной «силе»).

Starshov M.A. (SSU of a name of N.G. Chernyshevsky, Saratov). Wood’s stairs (about one popular «force»).

Суханькова Е.П. elena517@mail.ru (МОУ СОШ № 12 им. Героя Советского Союза И.Н. Машкарина, г. Орёл). Школьная олимпиада по физике для учащихся 9-х классов.

Sukhankova E.P. (MEI SS № 12 of a name of Hero of the Soviet Union I.N.Mashkarina, Orel). The school Olympiad on physics for students of grade 9.

19.

Поздравляем с юбилеем Наталию Юрьевну Михайлову

Ключевые слова: юбилей,  Наталия Юрьевна Михайлова  

Congratulations with the anniversary,  Natalia Yurievna Mikhaylova!

Keywords: anniversary, Юрьевна.