1.

Новикова О.А. (МБОУ Щеколдинская ООШ, Зубцовский район, Тверская обл.). Уча других, мы учимся сами.

Эссе – о предназначении учителя. Итоги конкурса «Я иду на урок»-2013.

Ключевые слова: профессия учителя.

2.

Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru (гл. ред. журнала Физика» ИД «Первое сентября»),  Аристархова Л.И. 9157895240@mail.ru (МОУ Ревякинская СОШ, п. Ревякино, Ясногорский р-н, Тульская обл.),  Блинова М.В. mari60@bk.ru (МОУ СОШ № 5, г. Сергач, Нижегородская обл.),  Данилова О.И. olgdan1956@yandex.ru (КСШ, c. Кулига, Кезский р-н, Респ. Удмуртия),  Дмитриев Г.В. dgena1969@yandex.ru (МОУ Новошимкусская СОШ, д. Полевые Буртасы, Яльчикский р-н, Чувашская Респ.),  Зотова Н.А. anastaszotova@yandex.ru (МОУ Щёлковская гимназия, г. Щёлково, Московская обл.), Каверин Ю.А. kaverin@rambler.ru, к.п.н. (МОУ Тамбовская СОШ, с. Тамбовка, Терновский р-н, Воронежская обл.), Лаптев Д.А. dim.dam78@rambler.ru (МОУ ООШ с. Пунгино, Верхошижемский р-н, Кировская обл.), Махова Н.Б. mahnb@mail.ru (МБОУ СОШ № 49, г. Мурманск), Оситняжская Л.Н. ositnyazhskaya.lara@yandex.ru (МОУ Куриловская гимн., г. Серпухов-15, Московская обл.).

Представлены итоги конкурса «Я иду на урок-2013», в котором участвовали авторы 14 уроков разного типа. Присуждены три премии: Л.Р. Маркиной – «Мастер», В.П. Маркову и О.Ю. Морозовой, Е.П. Суханьковой. В ЭП даны все рецензии, а также сценарии всех уроков конкурса и дополнительные материалы к ним.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок-2013», Л.Р. Маркина, В.П. Марков, О.Ю. Морозова, Е.П. Суханькова.

3.

Наливайченко О.Н. noln73@mail.ru (МБОУ Кулешовская СОШ № 17, с. Кулешовка, Азовский район, Ростовская обл.). Электрический ток в полупроводниках, 10 класс.

Представлен конспект урока объяснения нового материала и первичного закрепления с использованием различных видов физического эксперимента (группового исследовательского, демонстрационного) по УМК Генденштейна Л.Э., Дика Ю.И. Физика-10, -11.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок»,  полупроводники, УМК: Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика-10, -11; 10 кл.

4.

Доценко А.А. docenko79@bk.ru (МБОУ гимназия № 13,  г. Новомосковск, Тульская обл.). Механические колебательные системы. Маятник как пример колебательной системы, 10 кл.

Приведён сценарий урока физики с применением метода мини-проектов. Урок способствует развитию коммуникативности, креативности, самостоятельности и ответственности, толерантности, способности к самооценке и самоанализу. Дополнительный материал дан в электронных приложениях.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», механические колебательные системы, математический маятник, пружинный маятник, 10 класс.

5.

Игнатьева Д.А. littledasha92@mai.ru (РГПУ им.А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург). Исследование типовых затруднений учащихся при выполнении тестовых заданий по физике.

Представлены результаты локального педагогического исследования по выявление типовых затруднений и заблуждений при изучении физики. За основу взяты аналитические отчёты ФИПИ по результатам сдачи выпускниками ЕГЭ по физике, составленные после обработки огромного массива данных.

Ключевые слова: ЕГЭ, типовые ошибки, педагогическое  исследование.

6.

Новикова О.А. nowickowaolia@yandex.ru (МБОУ Щеколдинская ООШ, д. Щеколдино, Зубцовский р-н, Тверская обл.). Обобщающие уроки в нестандартной форме.

Предложены планы-конспекты обобщающих уроков по курсу физики 9-го класса (УМК  Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. или УМК Громова С.В., Родиной Н.А.), составленных в рамках педагогической технологии В.М. Монахова. Планом урока является однотипная информационная карта, варьируемая в деталях, например, в форме проведения занятия, используемом оборудовании. Аналогичные планы-конспекты обобщающих уроков для 7-го и 8-го классов даны  в электронном приложении. Отмечается активность учащихся,  повышение их интереса к предмету.

Ключевые слова: обобщающий урок, нестандартный урок, педагогическая технология В.М. Монахова, информационная карта.

7.

Зиятдинов Ш.Г. shamilzg@gmail.com, к.ф.-м.н. (Бирский филиал БашГУ, г. Бирск, Респ. Башкортостан). Немного о блоках.

Представлены нетрадиционные задачи олимпиадного типа «на блоки» и их решения с осмыслением понятия «уравнения связи» для системы связанных тел. Часть решений дана на диске.

Ключевые слова: решение задач, динамика системы связанных тел, блоки, систематизация знаний.

8.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в апреле.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведено изображение созвездий Большой и Малой Медведиц с извивающимся между ними Драконом (1550 г.),  а также астрофотография планетарной туманности Сова и рисунок этой туманности, сделанный лордом Россом  в 1848 г.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, туманность Сова, лорд Росс, спектры излучения  и  планетарных и газовых туманностей, небулий.

9.

Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск).  Цветная Вселенная. 3. Солнечная радуга.

Кратко изложены методы изучения структуры солнечной атмосферы спектроскопическим методом.

Ключевые слова: спектральный анализ, Солнце, фотосфера, хромосфера, спектр, линии поглощения, оптическая толщина.

10.

Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru (журнал «Физика-Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Две задачи из журнала «Physics Teacher» на тему «Вес и масса» и «Тормозной путь» (с решениями).

Ключевые слова: решение задач.

11.

Тарчевский А.Е. tarchevskiy@mail.ru (ГОУ СОШ № 179 МИОО, г. Москва).Учебный физический эксперимент.

Фоторепортаж о курсах повышения квалификации школьных учителей в ГГПИ им. В.Г. Короленко, проведённых проф. В.В. Майером.

Ключевые слова: учебный физический эксперимент, физический практикум.

12.

Черкасов В.И. cvi1939@yandex.ru (пенсионер, почётный энергетик СССР, г. Москва).

О мостах и их испытаниях...

Воспоминания инженера-строителя с популярным описанием целей и методов обследования и испытания мостов и других  ответственных строительных сооружений (определение напряжений и деформаций несущих конструкций, случаи из мостоиспытательной практики). Статья может быть интересна старшеклассникам, раздумывающим над выбором профессии.

Ключевые слова: мостоиспытания, модуль упругости, механическое напряжение, тензометр, прогибомер.

13.

Бражников М.А. birze@inbox.ru (ИХФ РАН, г. Москва). «…На звание техника путей сообщения». 2. Старинные мосты, рельсы и балки.

Предложены познавательные инженерно-строительные задачи из сборника А.В. Цингера, дополненные «историческими» сюжетами. Подборку можно использовать при подготовке тематических уроков физики в 9–10-м классах с целью профессиональной ориентации учащихся.

Ключевые слова: механические свойства тел, модуль упругости, предел пропорциональности, предел текучести, предел прочности, прочность на разрыв.

14.

 Латухина  Н.В. natalat@yandex.ru, к.т.н. (ГОУ ВПО СамГУ, г. Самара). Физические основы нанотехнологий.

Лекция 2 «Формирование квантовых основ наномира. Корпускулярно-волновой дуализм вещества». Продолжение курса «Физические основы нанотехнологий». На доступном для учеников старших классов средней (полной) общеобразовательной школы уровне изложены основные положения корпускулярно-волнового дуализма вещества, история их формирования, принципы описания состояния микрообъектов в квантовой механике.

Ключевые слова: нанотехнологии, корпускулярно-волновой дуализм вещества,  волна де Бройля, дифракция электронов, планетарная модель атома, квантовые постулаты Бора, квантовые числа, волновая функция, соотношение неопределенностей, орбитали, энергетические зоны.

15.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru,  г. Москва. Определи свой нано-IQ.

Представлены 50 иллюстрированных тестов на знание элементарных основ нанотехнологий. Они касаются многих вопросов физики, химии и биологии. Рекомендуется для межпредметных школьных олимпиад.

Ключевые слова: нанотехнологии, тестовые задания. межпредметные школьные олимпиады.

16.

Рефераты публикаций на «облаке»

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) • «Физика вокруг нас». Пропедевтический учебный курс, 5–6 кл., 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время. (Продолжение. См. № 7–12/2013; № 1, 2/2014): ·  Пояснительная записка и полный комплект учебного материала к первым 4 темам блока 4 «Давление. Давление жидкостей и газов.  Свойства поверхности жидкости», изучаемым в марте, – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме: 4.1. Давление (Давление, зависимость давления от площади опоры. Шкала давлений). 4.2. Давление жидкостей и газов (Зависимость давления газа от объёма и температуры. Гидростатическое давление.). 4.3. Атмосферное давление (Атмосфера Земли. Как мы дышим? Как мы пьём? Атмосфера на других планетах).. 4.4. Поверхностное натяжение жидкости (Сила поверхностного натяжения. Есть ли у жидкости собственная форма? Мыльные пузыри). Для тех, у кого медленный интернет, на Яндекс-диске выкладываются полные версии каждого занятия с возможностью скачать каждый файл отдельно. Адреса см. в файлах с пояснительной запиской и с послайдовыми текстами.

Белюстов В.Н. belyustov@yandex.ru (МОУ БГО Борисоглебская гимназия № 1, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Улугбек (22.03.1394–27.10.1449). Краткая биография (и презентация) выдающегося узбекского астронома и математика, одного из величайших учёных средневековья, внука Тамерлана.

Булгакова Г.В. mbulgakova@list.ru (МБОУ СОШ № 16, г. Курск). Космонавтика: первые шаги. Устный журнал – краткий (43 слайда) обзор начального этапа развития космонавтики от основоположников теории космических полётов до космической системы «Буран-Энергия» и марсохода «Curiosity» (9 слайдов – о Ю.А. Гагарине).

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.) •  Новости науки и техники  • Тематические тестовые задания в форме ГИА, 9 кл. 8. Электромагнитные явления. Оптика. 9. Постоянный ток.

Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания). «Физика для школьника»: ·  Стенгазета «Вектор и скаляр» (№ 6. Архимед) · Учебные плакаты: Вывод формулы Архимеда-1; Вывод формулы Архимеда-2;  Кулибин Иван Петрович · Литература