1. |
Новикова О.А. (МБОУ Щеколдинская ООШ, Зубцовский район, Тверская обл.). Уча других, мы учимся сами. Эссе – о предназначении учителя. Итоги конкурса «Я иду на урок»-2013. Ключевые слова: профессия учителя. |
2. |
Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru (гл. ред. журнала Физика» ИД «Первое сентября»), Аристархова Л.И. 9157895240@mail.ru (МОУ Ревякинская СОШ, п. Ревякино, Ясногорский р-н, Тульская обл.), Блинова М.В. mari60@bk.ru (МОУ СОШ № 5, г. Сергач, Нижегородская обл.), Данилова О.И. olgdan1956@yandex.ru (КСШ, c. Кулига, Кезский р-н, Респ. Удмуртия), Дмитриев Г.В. dgena1969@yandex.ru (МОУ Новошимкусская СОШ, д. Полевые Буртасы, Яльчикский р-н, Чувашская Респ.), Зотова Н.А. anastaszotova@yandex.ru (МОУ Щёлковская гимназия, г. Щёлково, Московская обл.), Каверин Ю.А. kaverin@rambler.ru, к.п.н. (МОУ Тамбовская СОШ, с. Тамбовка, Терновский р-н, Воронежская обл.), Лаптев Д.А. dim.dam78@rambler.ru (МОУ ООШ с. Пунгино, Верхошижемский р-н, Кировская обл.), Махова Н.Б. mahnb@mail.ru (МБОУ СОШ № 49, г. Мурманск), Оситняжская Л.Н. ositnyazhskaya.lara@yandex.ru (МОУ Куриловская гимн., г. Серпухов-15, Московская обл.). Представлены итоги конкурса «Я иду на урок-2013», в котором участвовали авторы 14 уроков разного типа. Присуждены три премии: Л.Р. Маркиной – «Мастер», В.П. Маркову и О.Ю. Морозовой, Е.П. Суханьковой. В ЭП даны все рецензии, а также сценарии всех уроков конкурса и дополнительные материалы к ним. Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок-2013», Л.Р. Маркина, В.П. Марков, О.Ю. Морозова, Е.П. Суханькова. |
3. |
Наливайченко О.Н. noln73@mail.ru (МБОУ Кулешовская СОШ № 17, с. Кулешовка, Азовский район, Ростовская обл.). Электрический ток в полупроводниках, 10 класс. Представлен конспект урока объяснения нового материала и первичного закрепления с использованием различных видов физического эксперимента (группового исследовательского, демонстрационного) по УМК Генденштейна Л.Э., Дика Ю.И. Физика-10, -11. Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», полупроводники, УМК: Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика-10, -11; 10 кл. |
4. |
Доценко А.А. docenko79@bk.ru (МБОУ гимназия № 13, г. Новомосковск, Тульская обл.). Механические колебательные системы. Маятник как пример колебательной системы, 10 кл. Приведён сценарий урока физики с применением метода мини-проектов. Урок способствует развитию коммуникативности, креативности, самостоятельности и ответственности, толерантности, способности к самооценке и самоанализу. Дополнительный материал дан в электронных приложениях. Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», механические колебательные системы, математический маятник, пружинный маятник, 10 класс. |
5. |
Игнатьева Д.А. littledasha92@mai.ru (РГПУ им.А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург). Исследование типовых затруднений учащихся при выполнении тестовых заданий по физике. Представлены результаты локального педагогического исследования по выявление типовых затруднений и заблуждений при изучении физики. За основу взяты аналитические отчёты ФИПИ по результатам сдачи выпускниками ЕГЭ по физике, составленные после обработки огромного массива данных. Ключевые слова: ЕГЭ, типовые ошибки, педагогическое исследование. |
6. |
Новикова О.А. nowickowaolia@yandex.ru (МБОУ Щеколдинская ООШ, д. Щеколдино, Зубцовский р-н, Тверская обл.). Обобщающие уроки в нестандартной форме. Предложены планы-конспекты обобщающих уроков по курсу физики 9-го класса (УМК Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. или УМК Громова С.В., Родиной Н.А.), составленных в рамках педагогической технологии В.М. Монахова. Планом урока является однотипная информационная карта, варьируемая в деталях, например, в форме проведения занятия, используемом оборудовании. Аналогичные планы-конспекты обобщающих уроков для 7-го и 8-го классов даны в электронном приложении. Отмечается активность учащихся, повышение их интереса к предмету. Ключевые слова: обобщающий урок, нестандартный урок, педагогическая технология В.М. Монахова, информационная карта. |
7. |
Зиятдинов Ш.Г. shamilzg@gmail.com, к.ф.-м.н. (Бирский филиал БашГУ, г. Бирск, Респ. Башкортостан). Немного о блоках. Представлены нетрадиционные задачи олимпиадного типа «на блоки» и их решения с осмыслением понятия «уравнения связи» для системы связанных тел. Часть решений дана на диске. Ключевые слова: решение задач, динамика системы связанных тел, блоки, систематизация знаний. |
8. |
Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в апреле. Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведено изображение созвездий Большой и Малой Медведиц с извивающимся между ними Драконом (1550 г.), а также астрофотография планетарной туманности Сова и рисунок этой туманности, сделанный лордом Россом в 1848 г. Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, туманность Сова, лорд Росс, спектры излучения и планетарных и газовых туманностей, небулий. |
9. |
Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Цветная Вселенная. 3. Солнечная радуга. Кратко изложены методы изучения структуры солнечной атмосферы спектроскопическим методом. Ключевые слова: спектральный анализ, Солнце, фотосфера, хромосфера, спектр, линии поглощения, оптическая толщина. |
10. |
Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru (журнал «Физика-Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.) Две задачи из журнала «Physics Teacher» на тему «Вес и масса» и «Тормозной путь» (с решениями). Ключевые слова: решение задач. |
11. |
Тарчевский А.Е. tarchevskiy@mail.ru (ГОУ СОШ № 179 МИОО, г. Москва).Учебный физический эксперимент. Фоторепортаж о курсах повышения квалификации школьных учителей в ГГПИ им. В.Г. Короленко, проведённых проф. В.В. Майером. Ключевые слова: учебный физический эксперимент, физический практикум. |
12. |
Черкасов В.И. cvi1939@yandex.ru (пенсионер, почётный энергетик СССР, г. Москва). О мостах и их испытаниях... Воспоминания инженера-строителя с популярным описанием целей и методов обследования и испытания мостов и других ответственных строительных сооружений (определение напряжений и деформаций несущих конструкций, случаи из мостоиспытательной практики). Статья может быть интересна старшеклассникам, раздумывающим над выбором профессии. Ключевые слова: мостоиспытания, модуль упругости, механическое напряжение, тензометр, прогибомер. |
13. |
Бражников М.А. birze@inbox.ru (ИХФ РАН, г. Москва). «…На звание техника путей сообщения». 2. Старинные мосты, рельсы и балки. Предложены познавательные инженерно-строительные задачи из сборника А.В. Цингера, дополненные «историческими» сюжетами. Подборку можно использовать при подготовке тематических уроков физики в 9–10-м классах с целью профессиональной ориентации учащихся. Ключевые слова: механические свойства тел, модуль упругости, предел пропорциональности, предел текучести, предел прочности, прочность на разрыв. |
14. |
Латухина Н.В. natalat@yandex.ru, к.т.н. (ГОУ ВПО СамГУ, г. Самара). Физические основы нанотехнологий. Лекция 2 «Формирование квантовых основ наномира. Корпускулярно-волновой дуализм вещества». Продолжение курса «Физические основы нанотехнологий». На доступном для учеников старших классов средней (полной) общеобразовательной школы уровне изложены основные положения корпускулярно-волнового дуализма вещества, история их формирования, принципы описания состояния микрообъектов в квантовой механике. Ключевые слова: нанотехнологии, корпускулярно-волновой дуализм вещества, волна де Бройля, дифракция электронов, планетарная модель атома, квантовые постулаты Бора, квантовые числа, волновая функция, соотношение неопределенностей, орбитали, энергетические зоны. |
15. |
Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru, г. Москва. Определи свой нано-IQ. Представлены 50 иллюстрированных тестов на знание элементарных основ нанотехнологий. Они касаются многих вопросов физики, химии и биологии. Рекомендуется для межпредметных школьных олимпиад. Ключевые слова: нанотехнологии, тестовые задания. межпредметные школьные олимпиады. |
16. |
Рефераты публикаций на «облаке» Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) • «Физика вокруг нас». Пропедевтический учебный курс, 5–6 кл., 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время. (Продолжение. См. № 7–12/2013; № 1, 2/2014): · Пояснительная записка и полный комплект учебного материала к первым 4 темам блока 4 «Давление. Давление жидкостей и газов. Свойства поверхности жидкости», изучаемым в марте, – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме: 4.1. Давление (Давление, зависимость давления от площади опоры. Шкала давлений). 4.2. Давление жидкостей и газов (Зависимость давления газа от объёма и температуры. Гидростатическое давление.). 4.3. Атмосферное давление (Атмосфера Земли. Как мы дышим? Как мы пьём? Атмосфера на других планетах).. 4.4. Поверхностное натяжение жидкости (Сила поверхностного натяжения. Есть ли у жидкости собственная форма? Мыльные пузыри). Для тех, у кого медленный интернет, на Яндекс-диске выкладываются полные версии каждого занятия с возможностью скачать каждый файл отдельно. Адреса см. в файлах с пояснительной запиской и с послайдовыми текстами. Белюстов В.Н. belyustov@yandex.ru (МОУ БГО Борисоглебская гимназия № 1, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Улугбек (22.03.1394–27.10.1449). Краткая биография (и презентация) выдающегося узбекского астронома и математика, одного из величайших учёных средневековья, внука Тамерлана. Булгакова Г.В. mbulgakova@list.ru (МБОУ СОШ № 16, г. Курск). Космонавтика: первые шаги. Устный журнал – краткий (43 слайда) обзор начального этапа развития космонавтики от основоположников теории космических полётов до космической системы «Буран-Энергия» и марсохода «Curiosity» (9 слайдов – о Ю.А. Гагарине). Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.) • Новости науки и техники • Тематические тестовые задания в форме ГИА, 9 кл. 8. Электромагнитные явления. Оптика. 9. Постоянный ток. Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания). «Физика для школьника»: · Стенгазета «Вектор и скаляр» (№ 6. Архимед) · Учебные плакаты: Вывод формулы Архимеда-1; Вывод формулы Архимеда-2; Кулибин Иван Петрович · Литература |