1.

Старшов М.А. mastarshov@mail.ru, г. Саратов. Новогодняя задачка.

Приведена «одноразовая» задача с расчётом высоты свободного падения, в ответе которой получается 2015, цифра нынешнего нового года.

Ключевые слова: свободное падение тела, решение задач.

2.

Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru (МЦКО,  г. Москва). Основные результаты ЕГЭ-2014 г. по физике.

Приведён отчёт об итогах ЕГЭ-2014 по физике.

Ключевые слова: единый государственный экзамен (ЕГЭ).

3.

Ивашкина Д.А.  ivashkina.diana@gmail.com (МАОУ Лицей г. Троицка, Московская обл.). Задачный минимум по теме «Насыщенный пар. Влажность».

Приведён необходимый минимум теории для решения большинства задач ЕГЭ и вступительных экзаменов по теме «Насыщенный пар» с примерами её использования для решения задач: от самых простых до достаточно сложных.

Ключевые слова:  задачный минимум, решение задач, насыщенные пары, влажность, испарение и конденсация.

4.

Басов А.А.,  Радионов А.А., Соколова Г.М., Яшин А.Нalla.nic.yashina@gmail.com (Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева,

г. Нижний Новгород). Радиоэкология в общеобразовательной школе.

В рамках внедрения инновационных образовательных программ предложен лабораторный  практикум по методам и средствам радиационной безопасности в средних учебных заведениях.  Представлен разработанный в НГТУ учебный лабораторный комплекс «РАДОН», который можно использовать в общеобразовательных школах и лицеях для выполнения радиационных измерений с использованием естественных источников излучения (без применения специальных радиоактивных источников).

Ключевые слова: лабораторный практикум, радиоэкология, радиоактивное излучение, радиоэкологическая безопасность, бета-излучение, гамма-излучение, радиометр, инновационные образовательные программы.

5.

Анофрикова С.В. asvmosk@ya.ru (г. Москва), Ковалёва Е.А.(МБОУ СОШ №  14, г. Калуга). Умение правильно формулировать цель своей деятельности – основа её успешности.

Обоснована необходимость формировать у школьников как можно раньше умение формулировать цель своей деятельности. Это умение, к сожалению,  редко встречается и учителей.

Ключевые слова: обучение формулированию цели деятельности.

6.

Аджемян Г.А. adzhemyan@i.home-edu..ru (ГБОУ ЦО Технологии обучения, МПГУ, г. Москва).  Пропедевтика элементов физики на уроках математики при формировании УУД.

Описаны две практические работы физического содержания для  уроков математики в 5–6-м классах. Работы выполняются в группах и способствуют активному формированию УУД.

Ключевые слова: младший подросток, УУД,  практические задания, строение молекул, точка Ферма–Торричелли, мыльные пузыри, устойчивое равновесие.

7.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в январе.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведена картина «Плеяды» И. Веддера (Музей искусств Метрополитен, США), а также астрофотография спутников Юпитера.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, Плеяды, спутники Юпитера

8.

Бердников А. beerdoss@mail.ru   (Центр педагогического мастерства, г. Москва). У нас в гостях журнал «Квантик»: Снежинки: научная фотография.

Перепечатка одноимённой статьи из журнала «Квантик» № 12/2013 г., обсуждаются формы снежинок.

Ключевые слова: журнал «Квантик», снежинки.

9.

Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Чем была Рождественская звезда?

Приведены версии, чем могла быть звезда, которую, по преданию, видели волхвы?

Ключевые слова: Рождественская звезда, рождество, рождение Иисуса Христа.

10.

Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru  (журнал «Физика-Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Три задачи (с решениями) из журнала «Physics Teacher»: на закон Архимеда (Пожарная машина подъезжает к мосту…); на скорость звука  (Сверхзвуковой самолёт создал коническую ударную волну…) и на внутреннюю энергию (Внутренняя энергия гелия прямо пропорциональна его температуре…).

Ключевые слова:  решение задач, закон Архимеда, скорость звука, внутренняя энергия, температура.

11.

Весна Е.Б., Муравьёв С.Е. semuraviev@mail.ru,  Скрытный В.И.  (НИЯУ МИФИ, г. Москва). Инженерная олимпиада школьников.

Представлены задачи первой инженерной олимпиады школьников, проведённой сила

ми пяти ведущих российских вузов.

Ключевые слова: абитуриенту, решение задач, инженерная олимпиада НИЯУ МИФИ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», НИУ СГАУ, МГУПС (МИИТ), НГТУ, динамика, электростатика, электродинамика, МКТ, термодинамика.

12.

Веретин В.С. illavvsse@mail.ru, Поляков П.А. polyakovpa@mail.ruЧерновский С.М. chernovskiy51@mail.ru (Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва). Плехановская олимпиада школьников по физике-2014. 

Представлены  задания заочного и очного туров Плехановской олимпиады школьников по физике, проводившейся с октября 2013 г. по март 2014 г. для учащихся 10-х и 11-х классов.

Ключевые слова: решение задач, абитуриенту, олимпиада; РЭУ им. Г.В. Плеханова

13.

Латухина Н.В. natalat@yandex.ru (ГОУ ВПО СамГУ, г. Самара). Физические основы нанотехнологий. Лекция 8. Наномедицина и нанобиотехнологии.

(Окончание, см. № 2–7-8, 10, 11/2014.) На доступном для учеников старших классов средней (полной) общеобразовательной школы уровне изложены основные достижения нанотехнологий в медицине, приведены наиболее яркие примеры использования наноматериалов и наночастиц в диагностике, терапии, фармацевтике и других отраслях медицины (биомаркеры, биовекторы, наночипы).

Ключевые слова: нанотехнологии,  наномедицина, генная инженерия, биомаркеры, визуализация, биовекторы, наночипы.

14.

Содержание журнала за 2014 г.

15.

Рефераты публикаций, размещённых на «облаке» (см. свой личный кабинет)

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) • «Физика вокруг нас» Продолжение пропедевтического учебного курса, 5–6 кл. (второй год обучения), 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время. Пояснительная записка и полный комплект учебного материала к последним темам блока 7 «Электрические явления явления», изучаемым в декабре – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме: 7.5. Электрический ток в газах (Виды самостоятельных разрядов, примеры и применения); 7.6. Занимательная физика (Интересные факты о электричестве); 7.7. Конкурсная игра. Для тех, у кого медленный интернет, на Яндекс-диске выкладываются полные версии каждого занятия с возможностью скачать каждый файл отдельно. Адреса см. в файлах с пояснительной запиской и с послайдовыми текстами.

Корпорация Intel. Пресс-релизы: · IV Всероссийский чемпионат по компьютерному многоборью среди пенсионеров · Intel предложила создать в России ассоциацию в поддержку научно-технического образования STEM-центры (Science-Technology-Engineering-Mathematics) · Делегация Минкомсвязи впервые посетила центр исследований и разработок корпорации Intel в Нижнем Новгороде · Справка о проекте «Классный возраст» по развитию цифровой грамотности населения. 

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). · Новости науки и техники:  Ионы заморозят для повышения производительности компьютеров. Получение водородного топлива при помощи обычных батареек. Впервые измерена энергия Солнца в момент её генерации. В горах Карачаево-Черкесии изучат тёмную материю. Фотосинтез впервые воспроизведён в лаборатории. Итальянец путешествует на дрейфующем айсберге. Роскосмос начинает орбитальную уборку. Ветровая турбина, распечатана на 3D-принтере · МикроЭВМ  Ардуино в школьном физическом эксперименте: 8. Измерение относительной влажности воздуха (продолжение, см. №  10–12/2013; 2, 7-8, 10, 11/2014).

Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания). Стенгазета «Физика для  школьника»: •  № 11 (Законы сохранения, 9 кл.) · Дождь. Заставка для внеклассного мероприятия (8 кл.) · Миниплакаты и плакат «Количество вещества» (10 кл.)