1.

Качели школьной физики. 

Приведена иллюстрация из  американского учительского журнала «The Physics Teacher» (январь, 2014) г., показывающая  соотношение в преподавании учебных тем школьного курса физики.

Ключевые слова: The Physics Teacher, соотношение учебных предметов в школьном курсе.

2.

Замахаев Владислав zamakhaev_vlad@bk.ru, Чумакова Анастасия chumakova_anastasiya@rambler.ru (ГБОУ лицей № 1511 при НИЯУ МИФИ, г. Москва). Регистрация гроз мюонными годоскопами. Ученический исследовательско-конструкторский проект. Рук. Е.И. Яковлева EIYakovleva@mephi.ru (НОЦ НЕВОД, НИЯУ МИФИ, г. Москва).

Описан разработанный в ходе выполнения проекта  мобильный грозоотметчик, способный фиксировать грозовые разряды путём регистрации мюонов космических лучей. Полученные данные сопоставлены с данными мюонного годоскопа УРАГАН (НИЯУ МИФИ) и метеостанций,  эффективность грозоотметчика  оценивается равной 62%.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского,  ученический исследовательский проект, регистрация гроз, мюонный годоскоп.

3.

Филимонова Иоанна yasnotka17@yandex.ru (10 кл., ГБОУ СОШ № 192, г. Москва). Исследование оптических свойств фотонных кристаллов на основе синтетических опаловых матриц. Ученический исследовательский проект. Рук. Н.В. Чернега tchera@sci.lebedev.ru, к. ф.-м. н., А.Д. Кудрявцева akudr@sci.lebedev.ru, к. ф.-м. н (ФИАН, г. Москва).

Изучены фотонные кристаллы, одна из наноструктурированных систем, разнообразие проявляемых которыми эффектов и свойств позволяет в будущем широко использовать их в биологии и электронных технологиях.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского,  ученический исследовательский проект, фотонные кристаллы, опаловые матрицы.

4.

Овсянников Александр 270560@list.ru  (11 кл., ГБОУ лицей № 1511 при НИЯУ МИФИ, г. Москва). Гамма-локатор для оперативной диагностики онкологических заболеваний в ядерной медицине. Ученический исследовательск-конструкторский проект. Рук. В.А. Канцеров  vadim.kantserov@cern.ch,  к.т.н.,  к.т.н., доцент НИЯУ МИФИ, г. Москва.

Представлен ученический конструкторско-исследовательский проект, в ходе которого был оптимизирован зонд гамма-локатора для оперативной медицинской диагностики онкологических заболеваний, а именно подобрано оптимальная пара сцинтиллятор + фотоприёмник.

Ключевые слова: ученический исследовательский проект, конкурс имени В.И. Вернадского, гамма-локатор, ядерная медицина, диагностики онкологических заболеваний.

5.

Помещиков Максим m.pomeshchikov@mail.ru (11 кл., ГБОУ СОШ № 3, г. Новокуйбышевск). Количественный анализ основных свойств Большого пылевого кольца Сатурна. Ученический исследовательский проект. Рук. Ю.П. Филиппов yuphil@mail.ru,  к.ф.-м.н., ст. препод. СамГУ,  г. Самара.

Сформулирована новая модель Большого пылевого кольца Сатурна (БПК) с двумя характерными областями, отличающимися своими характеристиками. Определены основные кинематические параметры частиц БПК, получены числовые значения ряда параметров, в том числе полное число пылевых частиц, их средняя концентрация, масса всего БПК.  Показано, что БПК находится вне сферы Роша, но лежит полностью внутри сферы Хилла.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского,  ученический исследовательский проект, Большое пылевое кольцо Сатурна, сфера Роша, сфера Хилла.

6.

Титова Дарья dashatitova2@rambler.ru (11 кл., МАОУ гимназия «Тарасовка», п. Черкизово, Пушкинский р-н, Московская обл.). Определение приемлемых условий возникновения жизни на Земле и поиск подобных объектов в Солнечной системе. Ученический исследовательский проект. Рук.: Л.Ю. Коробкова luka@list.ru, преподаватель ДНТТМ (филиал), г. Москва; В.М. Чаругин charugin2010@mail.ru, академик РАКЦ, проф. МПГУ, г. Москва.

Представлен материал, дающий надежду на существование жизни или будущее её зарождение на других объектах Солнечной системы, таких как Венера, Титан.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского,  ученический исследовательский проект, условия для возникновения жизни, планеты Солнечной системы.

7.

Рожков Алексей rjok_3@mail.ru (10 кл., ГБОУ СОШ № 1987, г. Москва). Определение скорости исходящего вещества из гейзеров на Земле и на других объектах Солнечной системы. Ученический исследовательский проект. Рук. Л.Ю. Коробкова luka@list.ru, преподаватель ДНТТМ (филиал), г. Москва.

Представлен материал, позволяющий показать общую природу процессов, протекающих на некоторых  объектах Солнечной системы.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского,  ученический исследовательский проект, гейзеры, планеты Солнечной системы.

8.

Коробкова Л.Ю. luka@list.ru (ДНТТМ (филиал), г. Москва). Экспедиция на Камчатку-2013.

Короткий фоторепортаж о научно-исследовательской экспедиции на Камчатку сцелью отрабатывания практических навыков астрономических наблюдений.

Ключевые слова: научно-исследовательская экспедиция на Камчатку, отрабатывание практических навыков астрономических наблюдений.  

9.

Арбузова Хелена Николь  nikol.arbuzova@mail.ru (8 кл., МАОУ гимназия «Тарасовка», п. Черкизово, Пушкинский р-н, Московская обл.). Определение географических координат п. Пиначево с помощью гномона. Ученический исследовательский проект. Руководитель Л.Ю. Коробкова luka@list.ru, преподаватель ДНТТМ (филиал), г. Москва.

Представлен способ определения географической широты места нахождения при помощи гномона в полевых условиях.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского,  ученический исследовательский проект, гномон, определение широты места.

10.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в марте.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведена скульптура Дж.-А. Монторосоли – фонтан Ориона в Мессине, а также астрофотографии Сириуса на земном небе и протопланетного диска вокруг звезды HL Тельца.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, фонтан Ориона Дж.-А. Монторосоли, Сириус, звезда HL Тельца.

11.

Физика вам в помощь... (светлой памяти К.Ю. Богданова посвящается).

Подборка сообщений из блога К.Ю. Богданова URL: http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/. Темы: · Северное сияние · Бактерии, которые «едят» электричество · Как достать шарик из бокала, не притрагиваясь к нему · Как соотносятся объёмы карьера и добытой из него меди? · «Подпись» молнии на коже.

12.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru Народный учитель России (ПоЦАКО, г. Нижний Новгород www.levpi.narod.ru). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в интернете. Расширенный  обзор см. в ЭП (см. свой личный кабинет).

Ключевые слова: космические путешествия, выживание в космосе, сверхскоростной поезд, музыкальные дороги.

13.

Мансурова Юлия mansurovaYuliya@mail.ru, Хлиманкова Ольга (11 кл., лицей ГУ ВПО Белорусско-Российского университета,  г. Могилёв, Респ. Беларусь). Исследование процесса образования облаков в атмосферах различных тел Солнечной системы. Ученический исследовательский проект. Рук.: учителя-методисты, учителя физики  С.В. Гусев lab302@mail.ru, А.Э. Плетнёв a-pletnev@mail.ru, А.Г. Сугакевич sugakevich@mail.ru

В рамках модели стационарной атмосферы рассмотрен процесс образования облаков в атмосферах Земли, Марса и Титана. Рассчитаны высоты образования облаков в атмосфере Земли при различных физических условиях у её поверхности, результаты проверены наблюдениями облаков в небе над Могилёвом. Показано, что выбранная модель применима для описания процесса образования слоистых и кучевых облаков в приповерхностном слое атмосферы Земли. Расчётные данные по облакам в атмосферах Марса и Титана хорошо согласуются с полученными с помощью космических зондов. Сделан вывод о том, что рассмотренную модель стационарной атмосферы можно применять для оценки высоты образования облаков и на других небесных телах, имеющих не слишком плотную атмосферу.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, Сахаровские чтения, ученический исследовательский проект, модель стационарной атмосферы, облака.

14.

Ильинская Диана ilirita@yandex.ru (9 кл., ГБОУ СОШ № 546, г. Москва). Определение качества бумажных салфеток. Ученический исследовательский проект. Рук. Ю.В. Казакова kazakova546@mail.ru,  учитель физики.

Представлены результаты изучения физических характеристик и свойств бумажных салфеток разных торговых марок. Выявлено, что наилучшими потребительскими качествами обладают большие белые двухслойные гладкие салфетки, имеющие плотность основы больше 24 г/м2.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, ученический исследовательский проект, бумажные салфетки, структура, механическая прочность, капиллярность.

15.

Старшов М.А. mastarshov@mail.ru (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, МБОУ СОШ № 6  г. Саратов). Старая задача – монета в чашке.

Приведено и проанализировано полное решение популярной задачи про монету в чашке с водой: результат – парадоксальный.

Ключевые слова: задача о монете в чаше с водой, законы преломления, отражения, полного внутреннего отражения.

16.

Грибов В.А. vitalii_gribov@mail.ru (к.ф.-м.н., доцент физического факультета МГУ имени М.В.  Ломоносова). Две реплики по поводу статьи М.А. Старшова.

Приведено два замечания по поводу статьи М.А. Старшова  «Старая задача – монета в чашке».

Ключевые слова: задача о монете в чашке с водой, законы преломления, отражения, полное внутреннее отражение.

17.

Рейман А.М. rey_noc@mail.ru ( ИПФ РАН, НОЦ ИПФ РАН, г. Нижний Новгород).  Графики в курсе физики.

Приведены олимпиадные и неолимпиадные  задачи, решаемые с помощью графиков. Описан ряд приёмов анализа графиков.

Ключевые слова: графики, кинематика, функции, обезразмеривание.

18.

Рейман А.М. rey_noc@mail.ru (ИПФ РАН, НОЦ ИПФ РАН, г. Нижний Новгород). Конденсаторы тоже умеют летать.

Описана  научно-исследовательская работа  учеников 11-го класса Михаила Млодика и Антона Кутлина (рук. студент факультета «Высшая школа общей и прикладной физики» Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского Алексей Булатов), в ходе которой удалось построить теорию движения ионолёта («лифтёра») и выполнить большой объём экспериментальных работ для её проверки. Работа заняла 1-е место на  конкурсе РОСТ-ISEF-2012 и была представлена на международном финале конкурса  Intel&ISEF-2013.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа,  Intel&ISEF-2013, лифтёр, ионолёт, подъёмная сила, ионизация, атмосфера.

19.

Козлова Н.Д. fiz@1september.ru  (журнал «Физика-Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Три задачи (с решениями) из журнала «Physics Teacher»: на электромагнитные волны (Почему не будет выполняться закон сохранения энергии, если скорость распространения  переменных электрического и магнитного полей, взаимно порождающих друг друга, не будет равна скорости света?); на астрофизику (какова будет траектория Земли, если Солнце вдруг станет чёрной дырой?); на силу упругости (Если гравитационная сила притяжения между Землёй и Луной внезапно заменится на силу упругости связывающего их каната, то каким должен быть этот канат?)

Ключевые слова: решение задач, скорость света, скорость распространения электромагнитных волн, гравитационная сила, сила упругости, чёрная дыра.

20.

Гусев Е.Б. e.gusev@rsu.edu.ru (РГУ им. С.А. Есенина,  г. Рязань). Время, которое показывают наши часы.

Рассмотрены различные виды солнечного времени, используемые в астрономии и гражданской практике. Показаны особенности исчисления времени в России в связи с переходом на постоянное зимнее время.

Ключевые слова: системы отсчёта, системы счёта времени (часы), звёздное время, солнечное время, летнее время, зимнее время, часовые зоны.

21.

Рефераты статей, размещённых на «облаке» (см. в личном вабинете)

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) · «Физика вокруг нас». Пропедевтический учебный курс, 5–6 кл., 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время, второй год обучения. (Продолжение. См. № 7–12/2013; № 1–12/2014; № 1/2015): ·  Пояснительная записка и полный комплект учебного материала к последним темам блока 8 «Магнитные явления», изучаемым в январе, – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме. Для тех, у кого медленный интернет, на Яндекс-диске выкладываются полные версии каждого занятия с возможностью скачать каждый файл отдельно. 8.4–8.5. Электромагнитное поле (Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных излучений. Характеристика некоторых видов излучения) 8.6. Занимательная физика (Электромагнетизм в живой природе). 8.7. Конкурсная игра. Корпорация Intel. Пресс-релиз: Результаты второй онлайн-конференции «Новая школа – мой маршрут».

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (ПоЦАКО, г. Нижний Новгород). МикроЭВМ Arduino (продолжение, см. № 10–12/2013; 2, 7-8, 10–12/2014; № 1/2015). 10. Фоторезисторы. Ардуино измеряет освещённость.

Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания). · Стенгазета «Физика для  школьника» № 13 (Электромагнитная индукция, 11 кл.) · Миииплакат «Правило Джоуля-Ленца» (9, 11 кл.)

Юрченко Василиса wsonormalno@yandex.ru (8 кл., НОУ гимназия «Школа бизнеса», г. Сочи, Краснодарский кр.). Экспериментальное исследование малоразмерных моделей зданий при сейсмических воздействиях с использованием пьезоэффекта. Ученический конструкторско-исследовательский проект.  Рук. С.А. Кирия, к.п.н., учитель физики.