1.

Плужникова Н.А. Plygnikova@mail.ru (МКОУ Руднянская СОШ им. А.С. Пушкина, р.п. Рудня, Волгоградская обл.). Электронная  поддержка элективного курса «Подготовка к  ЕГЭ по физике».

Представлен опыт использования электронного обучения при подготовке учащихся к ЕГЭ по физике. Приведено описание совместной работы учителя и учащихся на сайтах: «Решу ЕГЭ», «Интернет-урок». В электронных приложениях дана программа для 10-го класса по теме «Механика» с указанием видеоуроков и, частично, номеров тестовых заданий.

Ключевые слова:  электронные пособия, дистанционное обучение,  ЕГЭ по физике .

2.

Шмырёв А.А. admin@sc7.su  (СОШ с углублённым изучением иностранного языка при Посольстве РФ в ФРГ, г. Берлин). Физика атомного ядра, 11 класс.

Приведён конспект обобщающего урока физики в 11 кл. Урок проходит в рамках предметной недели естественно-математического цикла и отличается формой подготовки и защиты исследовательских проектов. На этапе работы над проектом формируются в среде Moodle как сами исследовательские работы, так и открытый банк вопросов ко всем проектам, что способствует развитию у обучающихся коммуникативности, умению анализировать ситуацию, способности к самооценке и самоанализу. Ученические презентации, критерии оценок и примерные ответы на вопросы см. в ЭП.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», педагогический проект, 11 класс, предметная неделя естественно-математического цикла, обобщающий урок, физика атомного ядра, 11 класс.

3.

Коскокова С.Г. gakeriya@gmail.com (МБОУСОШ п. Кажым,  Койгородский район,  Республика Коми). О некоторых проблемах школьных учебников.

Описаны трудности, с которыми сталкивается сельская учительница в процессе работы с учебниками физики.

Ключевые слова: сельская школа, учебники физики.

 

Лешкевич Н.В. inv56@mail.ru (МАОУ лицей № 17, г. Сухой Лог, Свердловская обл.).

Описание электрических цепей с помощью законов Ома и Джоуля–Ленца, 11 кл.

Представлен обобщающий комбинированный урок-практикум. 

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», законы Ома и Джоуля–Ленца, урок-практикум. 

4.

Брендина Н.В. brennata71@mail.ru (МБОУСОШ № 56, г. Киров). Цифровая лаборатория позволяет повысить  качество урока физики.

Представлены элементы ряда подходов к использованию цифрового эксперимента на уроке физики для повышения качества: практико-ориентированного, поуровневого, «перевёрнутого» обучения.

Ключевые слова: цифровой эксперимент, универсальные учебные действия.

 

Заборьева О.М. omzaboreva@list.ru (МБОУСОШ № 30 имени С.Р. Медведева, г. Волжский, Волгоградская обл.). Нашему городу 60 лет!!!

Приведены ученические микропроекты на тему 60-летия родного города.

Ключевые слова:  г. Волжский, юбилей, ученический микропроект.

5.

Ковалева С.Я. svekova@mail.ru, к.п.н. (ГБОУ ПО МО Академия социального управления, г. Москва). Актуальные проблемы преподавания физики в условиях реализации ФГОС ООО: целеполагание, планирование, конструирование.

В рамках дистанционного курса Педагогического университета «Первое сентября» представлен первая лекция, посвящённая обзору основных проблем глобального образования второй половины ХХ в.  Показан тренд на развитие универсальных качеств личности, компетенций, которые могут быть востребованы в широком диапазоне профессий.  Для достижения поставленных обществом целей педагоги должны владеть как историей вопроса, так и системой формируемых универсальных учебных действий.

Ключевые слова: глобальный кризис образования, компетентности, ФГОС, универсальные учебные действия.

6.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в апреле.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведено составное фото полного затмения Луны, астрофото туманностей  Шарплесс 249 и Медуза, а также клочковатая структура остатков взрыва сверхновой в созвездии Паруса.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, туманности Шарплесс 249 и Медуза, взрыв сверхновой в созвездии Паруса.

7.

Физика вам в помощь... (светлой памяти К.Ю. Богданова посвящается).

Подборка сообщений из блога К.Ю. Богданова URL: http://www.facebook.com/#!­/groups/­378546688887522/. Темы: · Свечение лампы дневного света под высоковольтной 500-кВ линией электропередачи · Снимок сплющенной суперлуны, выполненный  космонавтом Олегом Артемьевым с борта МКС · Связь размера транзистора с вероятностью сбоев · Верующих и в России, а также в США и в ряде других стран становится всё меньше.

Ключевые слова: лампа дневного света, 500-кВ линия электропередач, сплющенная суперлуна, космический снимок, размер  транзистора, вера в Бога.

8.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru Народный учитель России (ПоЦАКО, г. Нижний Новгород www.levpi.narod.ru).  Новости науки и техники.

Дан  обзор последних сообщений в интернете.  Расширенный  обзор см. в ЭП (см. свой личный кабинет): • Нобелевская премия по физике 2014 г. • Первое доказательство реальности телепатии • ЕКА опубликовало фото попрыгушек аппарата «Филы» по комете • Русская  православная церковь допустила участие кометы в зарождении жизни на Земле • Астрофизики запутались между сверхмассивной чёрной дырой и яркой голубой переменной• Новая технология позволит ускорять частицы на предельно коротких дистанциях • Первый в мире самолёт-летающая тарелка • Летающий скейтборд на магнитной подушке • «Лапы геккона» (перчатки с микроскопическими плитками, которые «работают» благодаря силам межмолекулярного притяжения) позволяют лазить по отвесным стенам.

Ключевые слова: Нобелевская премия-2014,  аппарат «Филы»,  зарождение жизни на Земле, самолёт-летающая тарелка, скейтборд на магнитной подушке, перчатки «Лапы геккона».

9.

Бердников А. beerdoss@mail.ru mailto:dvoryan@yandex.ru  (Центр педагогического мастерства, г. Москва). У нас в гостях журнал «Квантик»: Почему птицы не глохнут.

Перепечатка одноимённой статьи из журнала «Квантик» № 4/2013 г., обсуждаются работа слухового аппарата и так называемый акустический рефлекс.

Ключевые слова: журнал «Квантик», акустический рефлекс, слух.

10.

Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru (журнал «Физика.Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Три задачи (с решениями) из журнала «PhysicsTeacher» на тему «Ядерная физика»: влияет липрисутствие счётчика Гейгера насостояние радиоактивного источника? в каком виде первоначально высвобождается энергия при синтезе пары ядер изотопов водорода? какого типа энергия выделяется при ядерной реакции деления при налетании нейтрона на ядро урана-235?

Ключевые слова: решение задач, радиоактивность, счётчик Гейгера, выделение энергии, ядерный синтез.

11.

Демков В.П., Озолин В.В., Солохина Г.Э. МАИ (НИУ), г. Москва. Российская аэрокосмическая олимпиада школьников по физике-2014.

Представлены задачи очного заключительного тура второй инженерной олимпиады школьников, проведённой силами пяти ведущих российских вузов.

Ключевые слова: абитуриенту, инженерная олимпиада,  динамика, электростатика, электродинамика, термодинамика, МКТ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», НИЯУ МИФИ, МГУПС (МИИТ), СГАУ.

12.

Дворянинов С.В. dvoryan@yandex.ru  (журнал «Математика в школе», г. Москва), проф. З. Краутер siegfried.krauter@t-online.de (г. Людвигсбург, Германия).Что такое моделирование.

Описана математическая модель  несложного физического процесса – равномерного вытекания крема из резервуара.

Ключевые слова:  физическая модель, математическая модель, скорость, производная.

13.

Рейман А.М. rey_noc@mail.ru (ИПФ РАН, НОЦ ИПФ РАН, г. Нижний Новгород).  Графики в курсе физики.

В продолжение серии статей (см. № 2/2015) приведены олимпиадные и неолимпиадные  задачи, решаемые с помощью графиков. Описан ряд приёмов анализа графиков.

Ключевые слова: графики, касательные, время установления, площадь под графиком, изломы.

14.

Бражников  М.А. birze@inbox.ru (ИХФ,  г. Москва).  Термометр Галилея – забава или научный прибор?

Описано устройство термометра Галилея, принципы его работы и несложные опыты с устройством.

Ключевые слова:  Галилей, термометр, Флорентийская академия наук, закон Архимеда.

15.

Менский М.Б. Сознание и квантовая механика. Жизнь в параллельных мирах (чудеса сознания – из квантовой реальности).

Дана аннотация книги, в которой изложена авторская  концепция сознания на основании специфического понимания реальности, которое принесла с собой квантовая механика. Показывается, что  сознание обладает способностями, которые обычно трактуются как мистические, что сверхинтуицию и с равным правом можно рассматривать и как порождённые самим сознанием, и как маловероятные естественные события, происходящие в силу случайных совпадений. 

Ключевые слова:  параллельные миры,  квантовая механика, многомировая интерпретация Эверетта, сверхинтуиция, вероятностные чудеса.

16.

Рефераты статей, размещённых на «облаке» (см. в личном вабинете)

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) · «Физика вокруг нас». Пропедевтический учебный курс, 5–6 кл., 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время, второй год обучения. (Продолжение .См. № 7–12/2013; № 1–12/2014; № 1, 2/2015): ·  Пояснительная записка и полный комплект учебного материала к последним темам блока 9 «Физический калейдоскоп», изучаемым в марте, – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме: 9.1. Ядерная физика (Строение ядра. Ядерные реакции. Деление ядра. Ядерная бомба. Атомный реактор. Термоядерный синтез); 9.2. Люминесценция (Виды люминесценции, применение и примеры. Биолюминесценция. Люминофоры); 9.3. Научный лайфхак (Использование знаний по физике в реальных жизненных ситуациях). Для тех, у кого медленный интернет, на Яндекс-диске выкладываются полные версии каждого занятия с возможностью скачать каждый файл отдельно. Адреса см. в файлах с пояснительной запиской и с послайдовыми текстами.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России (ПоЦАКО, г.   Нижний Новгород). Микро ЭВМ Arduino (продолжение, см. № 10–12/2013; 2, 7-8, 10-12/2014; № 1, 2/2015). ● 11.  Ардуино измеряет ёмкость конденсатора (продолжение, см. № 1, 2/2015) ● Ардуино помогает создать умный текстиль – электронную одежду (профилактическую, для диагностики,  мониторинга  и  контроля за температурой, сердцебиением и пр., лечебную, спортивную, военного назначения, декоративные ткани, светодрапировки, одежду для маскарада.