1.

Самая интересная в мире профессия!

Репортаж по материалам беседы космонавта Сергея Рязанского с участниками Фестиваля науки-2014.

Ключевые слова: Фестиваль науки-2014, профессия «космонавт».

2.

Зайцев М.А. ma3ai@bk.ru (Всероссийское молодёжное аэрокосмическое общество «Союз», г. Москва). Внекорабельная деятельность.

Приведена краткая история развития отечественной школы внекорабельной деятельности.

Ключевые слова: космонавтика, открытый космос, космический корабль, внекорабельная деятельность, скафандр.

3.

Дедкова Е.В. krivolapova_e@mail.ru (ФГБУ Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, секция «Космос и ракетостроение», г. Звёздный, Московская обл.). Дистанционное зондирование Земли.

Кратко представлен метод дистанционного зондирования Земли, описаны история развития и предоставляемые им возможности. Приведены интересные космические снимки.

Ключевые слова: дистанционное зондирование Земли, аэрофотосъёмка, космическая съёмка. 

4.

Филюкова Л.В. lyudmila.filyukova@mail.ru, Михеева Т.Ф., Иванова А.А. (ГБОУ СОШ № 2113, г. Москва).  Что нового я узнал о Космосе?

Представлен вариант интегрированного (физика+ИКТ+русский язык) интернет-урока с элементами формирования ФГОС, 7 класс.

Ключевые слова: космонавтика, интернет-урок, интегрированный урок физика + ИКТ + русский язык, 7 класс.

5.

Светич Е.Г. svet.el@mail.ru (изд-во «Экзамен-Медиа», г. Москва). Линзы.

Представлен урок  объяснения нового материала с электронной поддержкой в виде муль­тимедийного электронного пособия «Наглядная физика» изд-ва «Экзамен-Медиа», 8 класс.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», линзы, 8 кл.

6.

Ковалева С.Я. svekova@mail.ru, к.п.н. (ГБОУ ПО МО Академия социального управления, г. Москва). Актуальные проблемы преподавания физики в условиях реализации ФГОС ООО: целеполагание, планирование, конструирование.

Продолжение дистанционного курса Педагогического университета «Первое сентября» 16-017: окончание первой лекции, посвящённой обзору основных проблем глобального образования второй половины ХХ в.  Показан тренд на развитие универсальных качеств личности, компетенций, которые могут быть востребованы в широком диапазоне профессий. Для достижения поставленных обществом целей педагоги должны владеть как историей вопроса, так и системой формируемых универсальных учебных действий.

Ключевые слова: глобальный кризис образования, компетентности, ФГОС, универсальные учебные действия.

7.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в мае.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведена картина Н.-Н. Копеля «Похищение Европы», а также астрофотографии облака газа, пыли и молодых горячих звёзд в созвездии Южной Короны и приливные звёздные потоки вокруг спиральной галактики Щепка (NGC 5907).

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, спиральная галактика Щепка.

8.

Бердников А. beerdoss@mail.ru (Центр педагогического мастерства, г. Москва). У нас в гостях журнал «Квантик»: Глаза цвета неба.

Перепечатка одноимённой статьи из журнала «Квантик» № 11/2014 г.,  обсуждается  причина окраски предметов, в том числе глаза человека, а также воздуха.

Ключевые слова: журнал «Квантик», цвет объекта, цвет глаз.

9.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru Народный учитель России (ПоЦАКО, г. Нижний Новгород www.levpi.narod.ru).  Новости науки и техники.

Дан  обзор последних сообщений в интернете.  Расширенный  обзор см. в ЭП (см. свой личный кабинет): • Тёмная материя окружает нас • Капсула Orion совершила успешный испытательный полёт • Строительство космических лифтов начнётся с лунного лифта в 2020 г. • CES 2014: iOptik - контактные линзы с функцией дополненной реальности • Новый рекорд по эффективности преобразования солнечных батарей • Зеркальное покрытие позволит охладить здания, перекачивая тепло изнутри во внешнее пространство • Вариант компактного реактора ядерного синтеза • Первый чип, позволяющий управлять светом при помощи звука • Оцифрованный мозг примитивного существа управляет движениями робота •Дрейфующие станции в Арктике могут «заселить» автоматикой.

Ключевые слова: тёмная материя,  космический лифт, контактные линзы, солнечные батареи,  реактор ядерного синтеза, оцифрованный мозг.

10.

Козлова Н.Д. fiz@1september.ru  (журнал «Физика. Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Три задачи (с решениями) из журнала «Physics Teacher»: 106. Изменится ли для земного наблюдателя взаимное расположение звёзд  в момент полного солнечного затмения? 107. Что укорачивается, когда дротик длиной 1 м пролетает с релятивистской скоростью через трубку длиной  1 м? 108. Почему же небо кажется нам чёрным, несмотря на мириады звёзд?

Ключевые слова: решение задач, солнечное затмение, теория относительности.

11.

Демков В.П., Озолин В.В., Солохина Г.Э. МАИ (НИУ), г. Москва. Российская аэрокосмическая олимпиада школьников по физике-2014.

Представлены задачи одного из вариантов второго тура Российской аэрокосмической олимпиады школьников. Олимпиада входит в перечень МОиН РФ (см., например, http://info.olimpiada.ru/article/442) и даёт право на льготы при поступлении в вузы.

Ключевые слова: абитуриенту, Российская аэрокосмическая олимпиада,  механика, электродинамика, термодинамика.

12.

Рейман А.М. rey_noc@mail.ru ( ИПФ РАН, НОЦ ИПФ РАН, г. Нижний Новгород).  Графики в курсе физики.

В продолжение серии статей (см. № 2, 3/2015) приведены олимпиадные и неолимпиадные  задачи по электростатике и термодинамике, решаемые с помощью графиков. Показано, какую неочевидную информацию можно извлечь из графика.

Ключевые слова: решение задач, графики, электростатика, термодинамика.

13.

Сауров Ю.А. saurov-ya@yandex.ru  (член-корр. РАО,  проф. ВятГГУ, г. Киров), Козлова Н.Д. fiz@1september.ru (журнал «Физика. 1 сентября», г. Москва). Метод размерностей помогает решать задачи

Очень кратко представлена методика решения задач методом размерностей, приведены примеры. В качестве иллюстрации к задаче о пульсации газового пузыря приведены кадры фотосъёмки пульсаций газообразных продуктов, образовавшихся  в результате взрыва (материал подготовлен М.А. Бражниковым birze@inbox.ru, ИХФ РАН, г. Москва).

Ключевые слова: метод размерностей, решение задач, гравитационное давление, пульсации газового пузыря, электромагнитные колебания в колебательном контуре, заряд в электрическом поле.

14.

Яворук О.А. o11@mail.ru (проф. Югорского госуниверситета, г. Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра). Экспериментальное определение зрительного порога различения отрезков по их длине (точности глазомера).

Описан междисциплинарный эксперимент в рамках факультатива ФИЗИКА + ПСИХОЛОГИЯ, 10–11 кл., демонстрирующий связи между радикально разными науками. В предложенной лабораторной работе учащиеся, определяя точность глазомера, знакомятся с происхождением случайной и систематической погрешностей, со статистическими методами обработки экспериментальных данных.

Ключевые слова: психофизика, межпредметные связи, лабораторная работа, порог различения, постоянная Вебера.

15.

Сауров Ю.А. saurov-ya@yandex.ru (проф. ВятГГУ, г. Киров), Гребенёв И.В. grebenev@phys.unn.ru (проф.  ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Н. Новгород). 20 лет всероссийской научной конференции «Учебный физический эксперимент», г. Глазов.

Проанализированы достижения Глазовской научной школы методистов-физиков в области школьного физического эксперимента на примере организации всероссийских конференций «Учебный физический эксперимент. Актуальные проблемы. Современные решения».

Ключевые слова: учебное экспериментирование, методология, метод научного познания, физические опыты, методические приёмы.

16.

Рефераты статей, размещённых на «облаке» (см. в личном кабинете)

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) • «Физика вокруг нас». Пропедевтический учебный курс, 5–6 кл., 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время, второй год обучения. (Продолжение. См. № 7–12/2013; № 1–12/2014; № 1–3/2015): • Пояснительная записка и полный комплект учебного материала к последним темам блока 9. «Физический калейдоскоп», изучаемым в марте, – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме: 9.4. Удивительные свойства воды (Характеристика механических, тепловых, оптических свойств воды. Интересные факты); 9.5. Разоблачение мифов  (Секреты чудес. Всеобщие заблуждения); 9.6. Занимательная физика (Физические явления в замедленной видеосъёмке. Научно-популярный фильм  «TimeWarp»). Для тех, у кого медленный интернет, на Яндекс-диске выкладываются полные версии каждого занятия с возможностью скачать каждый файл отдельно. Адреса см. в файлах с пояснительной запиской и с послайдовыми текстами.

Белюстов В.Н. belyustov@yandex.ru (МБОУ БГО Борисоглебская гимназия № 1, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Российский изобретатель Иван Петрович Кулибин (21.04.1735–11.08.1818). Краткая биография и презентация.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России levp@rambler.ru (ПоЦАКО, г. Нижний Новгород). МикроЭВМ Arduino (окончание, см. № 10-12/2013; 2, 7-8, 10-12/2014; № 1-3/2015). •  12.  Ардуино измеряет индуктивность катушки Новости науки и техники.

Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания). • Стенгазета «Физика для школьника» № 14 (От костра к светодиоду, 11 кл.) •  Проводники и диэлектрики в электростатическом поле, 10 кл. Презентация.

Корпорация Intel. Пресс-релизы: • Финалисты конкурса IntelScienceTalentSearch-2015 • Итоги социальных и образовательных программ корпорации Intel в 2014 г.: конкурс идей носимой электроники (Make it wearable),  сеть научно-инженерных лабораторий для школьников (STEM-центры), международный научно-инженерный конкурс (Intel® ISEF-2014), проекты по поддержке авторов идей новых «умных» устройств (Intel Maker Club), профессиональное сообщество учителей (Образовательная Галактика Intel®), инициатива по обучению компьютерной грамотности (Классный возраст).

LEGO® Education. Пресс-релиз. Новое мобильное приложение с поддержкой образовательной робототехнической платформы LEGO MINDSTORMS® Education EV3 с возможностью программирования EV3, обеспечивающее простое и эффективное знакомство с робототехникой серии MINDSTORMS.