1.

Старшов М.А. mastarshov@mail.ru (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов). Начало физики: первый шаг.

Описан первый урок физики в 10-м классе, приведены приёмы, мотивирующие учащихся к изучению предмета. Видеоролики с картезианским водолазом см. в ЭП (в личном кабинете подписчика).

Ключевые слова: равномерное прямолинейное движение, средняя скорость,  картезианский водолаз, эолипил Герона, 10 кл.

2.

Дружинин Б.Л. vit183@mail.ru (г. Москва). Учительские заметки.

Продолжение публикации фрагментов кружковых занятий из дневника учителя (см. № 7-8/2015).

Ключевые слова: кружковые занятия, тепловые явления, 8 кл.

3.

Мишин А.Н. mish5757@mail.ru (МБОУ Успенская СОШ, Ливенский р-н,  Орловская обл.), Козлова Н.Д.  nana@1september.ru (журнал «Физика. 1 сентября», г. Москва). Простые и эффектные физические опыты.

Подборка простых опытов, которыми можно заинтересовать учащихся на первом в году уроке физики в 7–9-м классах.

Ключевые слова: физические опыты, маятник Максвелла, эффект Бернулли, атмосферное давление, электростатика, подвижный и неподвижный блоки.

4.

Карпинцова  Т.Ю.  tata-2486@yandex.ru (МАОУ Одинцовский лицей № 16, г. Одинцово, Московская обл.).  Инерция.

Представлен сценарий интегрированного (ФИЗИКА + ОБЖ) урока объяснения нового материала, 7 кл. Раздаточный материал см. в ЭП (в личном кабинете подписчика).

Ключевые слова: урок объяснения нового материала, механическое движение, инерция, 7 кл.

5.

Суханькова Е.П. elena517@mail.ru (МБОУ СОШ № 12 им. Героя Советского Союза И.Н. Машкарина.  г. Орёл).  Учебные занятия: в классе, в музее, в вузовской лаборатории...

Рассказывается об учебных занятиях, проведённых в классе, кружке, Юношеской специализированной научно-исследовательской школе физмата  Орловского госуниверситета, в Музее землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова. Ученические исследовательские проекты Ветровой М., Скалиной Е., Егиазарян Р., Хвалея А. см. в ЭП (в личном кабинете подписчика).

Ключевые слова: цифровые датчики, урок физики в музее, МГУ им. М.В. Ломоносова, портфолио.

6.

Камзеева Е.Е. kamzeeva@mail.ru, к.ф.-м.н., Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru, д.п.н. (МЦКО, г. Москва).  Диагностика межпредметных  понятий и умений, формируемых на уроках физики и математики.

Представлен первый опыт диагностики межпредметных  понятий и умений, формируемых на уроках физики и математики, который  был проведён в Москве в 2014/2015 уч. г. Выявлены вопросы, вызвавшие затруднения у большинства участников, показана необходимость совершенствования межпредметных связей на уровне школьных методических объединений учителей. Пример заданий и критерии оценки решений см. в ЭП (в личном кабинете подписчика).

Ключевые слова: межпредметная диагностика.

7.

Капецкая Г.А. kapetskaya@mail.ru (ГУО гимназия г. Светлогорска, Республика Беларусь). «Умнее не придумаешь», 11 кл.

Представлен сценарий межпредметного интеллектуального конкурса, который можно провести в начале учебного года для актуализации знаний обучаемых. Задания составлены по курсам физики и химии 10-го класса. 1Продолжительность конкурса приблизительно два урока (90 мин). Презентацию и видеоролик К.Ю. Богданова «Несгораемая купюра» см. в ЭП (в личном кабинете подписчика).

Ключевые слова: межпредметный интеллектуальный конкурс, 11 кл., курсы физики и химии 10 кл.

8.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в сентябре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведена картина Паоло Веронезе «Марс и Венера», фото неба с Венерой, Марсом и серпиком молодой Луны после полного лунного затмения, а также астрофотография скопления галактик MACS J1149.6+2223.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, пепельный свет Луны, скопление галактик MACS J1149.6+2223, сверхновая Рефсдала, гравитационное линзирование.

9.

Физика вам в помощь... (светлой памяти К.Ю. Богданова посвящается).

Подборка сообщений из блога К.Ю. Богданова URL: http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/: · Если хочешь «нобеля», живи долго! · Г. Галилей: между воздухом и водою существует большая несовместимость · Голубизна неба, зелень леса и белизна облаков темнеют при отражении от водной глади · В условиях невесомости жидкость, выделяющаяся из слёзных желез, не стекает вниз и не очищает поверхность глазного яблока от пылинок · Почему в пруду весной лёд исчезает сначала у берега, а зимой первый лёд появляется тоже у берега? · О полном внутреннем отражении в  волосках меха  · Первый металлоискатель А. Белла  · Мёртвая петля на обычном авто.

Ключевые слова: блог К.Ю. Богданова, механические, оптические, тепловые явления.

10.

Чернов В.,  Щетников А. schetnikov@ngs.ru (СУНЦ НГУ, г. Новосибирск).  У нас в гостях журнал «Квантик»: Процарапанная голограмма.

Перепечатка одноимённой статьи из журнала «Квантик» № 11/2014 г.,  обсуждается  причина окраски предметов, в том числе глаза человека, а также воздуха.

Ключевые слова: журнал «Квантик», голограмма, ТЮФ.

11.

Козлова Н.Д. fiz@1september.ru  (журнал «Физика. Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Три задачи (с решениями) из журнала «Physics Teacher»: 112.  Какая гипотеза из приведённых является научной? 113. Какую сковородку выбрать? 114. Чем заполнены промежутки между атомами в молекуле воды?

Ключевые слова: решение задач, научная гипотеза, тепловые явления, строение вещества.

12.

Брендина Н.В. brennata71@mail.ru (МБОУ СОШ № 56), Овсянникова Г.Г. gal_6868@mail.ru (МОАУ СОШ  С УИОП № 47),  Слаутина Т.В. slautich-42@mail.ru (МБОУ СОШ  № 42), Храмцова С.Н. (МБОУ СОШ  С УИОП № 61), Яранцева Е.А. lena.yarantcewa@yandex.ru (МБОУ СОШ № 56),  г. Киров. Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий.

Представлен фрагмент сборника заданий для формирования и развития познавательных универсальных учебных действий на уроках физики, 7 класс. Полностью сборник см. в ЭП (в личном кабинете подписчика).

Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, 7 класс.

13.

Ковалева С.Я. svekova@mail.ru, к.п.н. (ГБОУ ПО МО Академия социального управления, г. Москва). Актуальные проблемы преподавания физики в условиях реализации ФГОС ООО: целеполагание, планирование, конструирование: Лекция 3. Планирование новых результатов обучающихся в работе учителя (ч. 3.1. Рабочая программа учителя. УУД как элементы планирования.). Примеры рабочих планов жданы также в ЭП.

Продолжение дистанционного курса Педагогического университета «Первое сентября» 16-017: представлена система УУД в виде четырёх структурных блоков. Каждый блок объединяет определённую совокупность понятий о компетентностях и действиях учащихся. УУД и требуемые компетентности формируются у школьника в процессе учебной деятельности. Рассмотрены понятия «учебная деятельность» и «системно-деятельностный подход». Часть таблиц с планированием см. в ЭП (в личном кабинете подписчика).

Ключевые слова: универсальные учебные действия, компетентности, регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные УУД, системно-деятельностный подход. 

14.

Короновский Н.В. koronovsky@rambler.ru, проф., д.г.-м.н., Брянцева Г.В. bryan@geol.msu.ru к.г.-м.н (геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова,
г. Москва). Мусор в нашей жизни.

Описано печальное состояние с накапливанием мусора (в основном, твёрдых бытовых отходов) в российских городах. Приведены примеры организации эффективной уборки и переработки мусора в городах России и за рубежом.

Ключевые слова: твёрдые бытовые отходы, мусороперерабатывающие заводы, экология.

15.

Губкин М.К. gubkinmk@rambler.ru ( МЭИ (НИУ), г. Москва). Некоторые задачи очных и заочных олимпиад по физике в НИУ МЭИ (ТУ) 2013/2014 гг.

Окончание подборки задач (МКТ, динамика, электростатика) с решениями из числа предлагавшихся на олимпиадах МЭИ (ТУ). Победители и призёры получили преференции при поступлении в вузы.

Ключевые слова: абитуриенту, олимпиады МЭИ (ТУ), решение задач, кинематика, динамика,  электродинамика, МКТ.

16.

Бондаров М.Н.  mihail_bondarov@mail.ru ( ГОУ лицей №1501, г. Москва). Б.М. Яворский – истории и легенды (к 100-летию со дня рождения).

Эссе выпускника МПГУ о своём учителе, профессоре Б.М. Яворском.

Ключевые слова: Б.М. Яворский, 100 лет со дня рождения.  

17.

Рефераты статей, размещённых на «облаке» (см. в личном вабинете)

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) • «Физика вокруг нас» Окончание пропедевтического учебного курса, 5–6 кл. (второй год обучения), 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время. Пояснительная записка и полный комплект учебного материала к последним темам блока 10 «Астрономический калейдоскоп» – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме: 10.4. Малые тела Солнечной системы (Астероиды. Кометы. Метеороиды); 10.5. Звёзды  (Процессы в звёздах. Эволюция звёзд. Солнце); 10.6. Занимательная физика (Краткая история космонавтики, интересные факты). Для тех, у кого медленный интернет, на Яндекс-диске выкладываются полные версии каждого занятия с возможностью скачать каждый файл отдельно. Адреса см. в файлах с пояснительной запиской и с послайдовыми текстами.

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru, Алексеева Л.П. alexeyeva.ludmila@gmail.com, г. Москва. Новости науки и техники: • Пассажирский трубопровод Элона Маска заработает в 2016 г.• В Китае напечатали жилые дома на 3D-принтере • Первые очки дополненной реальности для горнолыжников • Кип Торн предложил смоделировать червоточину из «Интерстеллара» • Учёные из Гарварда разработали практичный экзоскелет • NASA отправит подводную лодку на Титан • Seek Thermal  тепловизор для смартфона • Яркие пятна на поверхности Цереры могут иметь криовулканическое происхождение  • Сognitoys – игрушки, использующие искусственный интеллект  суперкомпьютера ibm watson для ответов на детские вопрос  • Робот beachbot создаёт масштабные картины на песчаных пляжах • Конец эры пластика • Цветной душ экономит потребление воды • Equil Smartmarker считывает и оцифровывает информацию с классной доски • Вредят ли клавиатуры и тачскрины развитию мозга у детей?• Могут ли нейтрино быть быстрее света? Ответ даст KATRIN • Физики снизили скорость света и впервые скрутили свет в ленту Мёбиуса • Квантовый компьютер подтвердил  теорию   относительности.

Заборьева О.М. omzaboreva@list.ru (МОУ СОШ № 30 с УИОП имени С.Р. Медведева, г. Волжский, Волгоградская обл.). • Элективный курс «Методы и приёмы решения задач по теме “Механические и электромагнитные колебания и волны”», 11 кл., в рамках подготовки к итоговой аттестации. 16 ч.  •  Первый шаг к подготовке ЕГЭ  по физике –  физические диктанты: 1) кинематика; 2)  законы Ньютона, силы в природе; 3) законы сохранения, механическая работа, мощность, энергия; 4) колебания и волны.

Петушкова Г.М. petushkova.g@mail.ru  (МБОУ лицей № 10, г. Химки, Московская обл.). Техника безопасности на уроках физики. Две презентации с  рисунками  учащихся.

Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания). Стенгазета «Физика для школьника» № 16 (Гимн инженеру, 11 кл.)

Синица А.А. saassl@mail.ru (ГУО гимн. № 1 имени К. Калиновского, г. Свислочь, Респ. Беларусь). Ребусы как средство развития познавательной активности учащихся. См. также на сайте http://www.znatok.grodno.by/o-sayte.html

Тарчевский А.Е. tarchevskiy@mail.ru (ГОУ СОШ № 179 МИОО, г. Москва). Физика на экскурсиях.

Татарников В.В. vit183@mail.ru (МАОУ СОШ № 20, пос. Баранчинский, г. Кушва, Свердловская обл.). Физические величины и их единицы, 7 кл. Кроссворд с заданиями в виде ребусов, подготовлен с помощью генератора ребусов на сайте https://onlinetestpad.com.

Цайгер М.А. m_tsayger@hotmail.com (г. Беэр-Шева, Израиль). Добыть знания своими руками. Предложен эксперимент, который может составить основу ученического исследовательского проекта.