1.

Богданов А.Ф. bogdanov-af@mail.ru (МБОУ СОШ № 160, г. Тайга, Кемеровская обл.). О педагогическом мастерстве.

Эссе.

Ключевые слова: Кемеровский спецвыпуск, показатели профессионализма.

2.

Мелентьева Е.Г. taylin@mail.ru (МБОУ лицей № 23), Горнов А.М.  (КРИПКиПРО), г. Кемерово. Роль учителя физики в создании деятельностной среды на уроке.

Рассмотрены принципы деятельностного подхода к построению урока, что проиллюстровано структурами уроков решения задач в 8-м классе и в 10-м физматклассе. В ЭП выложена презентация.

Ключевые слова: Кемеровский спецвыпуск, ФГОС, деятельностный подход

3.

Грифинштейн А.В. grifinshtein@mail.ru (МБОУ Топкинская ООШ,  с. Топки, Кемеровская обл.). Физика и новогодняя ёлка.

Приведены 9 «новогодних» лабораторных работ для 7-го кл. 

Ключевые слова: Кемеровский спецвыпуск, лабораторные работы, 7–8 кл.

4.

Богданов А.Ф. bogdanov-af@mail.ru (МБОУ СОШ № 160, г. Тайга, Кемеровская обл.). Эксперимент в профильной школе.

Реферативный обзор материалов интернета, посвящённых разным видам физического эксперимента. Печатается в сокращении, полный текст реферата выложен в ЭП.

Ключевые слова: Кемеровский спецвыпуск, кратковременные фронтальные работы, физический практикум, погрешность измерений, домашние экспериментальные задания, 9–11 кл.

5.

Богданов А.Ф. bogdanov-af@mail.ru (МБОУ СОШ № 160, г. Тайга, Кемеровская обл.). Закон Ома для участка цепи.

Приведён конспект комбинированного урока с использованием экспериментальной и исследовательской деятельности обучающихся, 8 кл. Презентация дана в ЭП.

Ключевые слова: Кемеровсикй спецвыпуск, физический экперимент, 8 кл.

6.

Белкин С.Л. tatya_69@mail.ru (МБОУ КСОШ имени Героя Советского Союза н.а. шорникова,  п. Кузбасский, Кемеровская обл.). Приборная панель для проведения лабораторных и практических работ по электричеству.

Информация об удобной приборной панели для проведения учебных работ по электричеству.

Ключевые слова: Кемеровский спецвыпуск, приборная панель, учебные работы по электричеству, 8, 10 кл.

7.

Булатова А.А. bualbina@yandex.ru (МБОУ лицей № 23, г. Кемерово). Фронтальный эксперимент в 7-м классе.

Приведены 4 серии фронтальных работ по темам «Давление», «Закон Архимеда», «Условия плавания тел», а также две экпериментальные задачи на закон Архимеда и демонстрационный эксперимент на атмосферное давление.

Ключевые слова: Кемеровский спецвыпуск, физический эксперимент, фронтальные работы, 7 кл.

8.

Сергеева  О.В. sergeeva.lnk76@gmail.com ( МБОУ ООШ № 37, г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.). Плотность вещества, 7 кл.

Сценарий урока изучения нового материала (с элементами исследования)  по УМК А.В. Пёрышкина,  Е.М.  Гутник «Физика-7» (8-й урок). Презентация представлена в электронном приложении к журналу.

Ключевые слова: Кемеровскский спецвыпуск, конкурс «Я иду на урок», урок изучения нового материала, плотность вещества.

9.

Сотниченко Л.Г. sotnichencol@rambler.ru (МБОУ СОШ № 6, г. Мариинск, Кемеровская обл.). Период колебаний в нестандартной механической системе.

Приведён алгоритм решения задач на механические колебания, 11 кл.

Ключевые слова: Кемеровскский спецвыпуск, механические колебания, алгоритм решения задач.

10.

Урванцева Л.Д. urvantcewa1965@mail.ru (МБОУ  СОШ № 45, г. Кемерово).  Универсальный опросник.

Приведён опросник для учащихся 9-го и 11-го классов, позволяющий повторить формулы и теорию всех разделов курса физики в ходе подготовки к государственной аттестации. Вопросы сопровождаются ответами как на основе учебников, так и  в соответствии с требованиями кодификатора КИМ. В печати рассмотрена тема «Электростатика», остальные темы курсов и вопросы на тематических зачётах приведены в ЭП.

Ключевые слова: Кемеровскский спецвыпуск, подготовка к ЕГЭ, опросник, 9 и 11 кл. 

11.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в ноябре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях го­ри­зонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведены  фото радителескопа ALMA в пустыне Атакама (Чили), а также астрофотографии линзированной галактики SDP.81 и Улыбающегося скопления галактик (ATLAS J090311.6+003906).

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, фото радителескопа ALMA в пустыне Атакама, линзированная галактикв SDP.81 и Улыбающееся скопление галактик (ATLAS J090311.6+003906).

12.

Козлова Н.Д.  periodical@1sept.ru (журнал  «Физика. Первое сентября), Алексеева Е.В. (ЧУ Первая школа), г. Москва. И снова – о законе Архимеда...

Критически рассмотрен видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=QD3hbVG1­yxM, где показаны результаты эксперимента, противоречащие закону Архимеда. В ЭП представлены ролики авторских экспериментов, доказывающих, что обсуждаемый в исходном ролике эксперимент выполнен некорректно.

Ключевые слова: закон Архимеда.

13.

Козлова Н.Д.,  Алексеева Л.П. periodical@1sept.ru (журнал «Физика. Первое сентября», г. Москва). Как преодолеть тяготение...

Популярно изложены причины, позволяющие геккону быстро бегать по вертикальным гладким поверхностям и даже «вверх тормашками». Приведён пример применения «эффекта геккона» в технике – бесклеевые скотчи Гекко-скотч и Гекко нанопласт.

Ключевые слова: геккон, силы Ван-дер-Ваальса, диполь-дипольное взаимодействие между соседними атомами и молекулами, бесклеевой скотч.

14.

Морозова Л.В. morozlyu@mail.ru (МБОУ СОШ № 18 имени Н.И. Жадовца, г. Кемерово). «Её величество, волшебница вода».

Представлен ученический коллективный реферативный проект учащихся 7–8-х классов, завершающийся командной игрой-путешествием по реке Томь с использованием собранной информации о свойствах воды, её пользе и охране водных ресурсов. В ЭП представлены собранные участниками материалы, презентация учителя и интерактивная презентация-игра «Птичка-невеличка, дай воды напиться», придуманная Верещагиной Дианой, 8  кл.

Ключевые слова: Кемеровский спецвыпуск, коллективный реферативный проект, вода и её свойства, интерактивная презентация-игра.

15.

Панов Дмитрий, Панов Алексей, Андреев Андрей (г. Москва). Фонарик-светлячок. Вифлеемская звезда.

Вариант одноимённых статей из журнала «Квантик» № 12/2014 г., обсуждается, какие опыты можно сделать со светодиодом.

Ключевые слова: журнал «Квантик», светодиод, эксперимент.

16.

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва), Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель РФ (ПоЦАКО, г. Н. Новгород). Новости науки и техники

Дан обзор последних сообщений в интернете. Расширенный обзор см. в ЭП:  • Российская орбитальная станция-2023 • Путешествие на Марс  • Робот передвигает вес в 2000 раз больше собственного • Магнитное поле Меркурия – древнее земного • Пауки плетут сверхпрочные сети из графена • Япония: солнечные электростанции… на воде:  •  Магнитная лента способна запомнить 220 ТБ • Биопринтер печатает искусственные глаза •  Редчайшая – «четверная» – радуга в Нью-Йорке • Как отделить нефть от воды: фильтр нового типа • Японский маглев побил 12-летний рекорд скорости для железных дорог, продержавшийся •  Физики впервые наблюдали волны от единичного электрона • Зонд Rosetta снял газопылевую струю от кометы Чурюмова-Герасименко • Большой Адронный Коллайдер разогнал два пучка протонов до рекордной энергии в 6,5 ТэВ • Оптическое волокно тормозит свет почти до полной остановки • Камера может определить состав вещества, попавшего в поле зрения её объектива • Квантовые точки превращают вырабатываемое электроникой тепло опять в энергию • Высокотехнологичные «воздушные змеи» – летающие ветрогенераторы.

Ключевые слова: Российская орбитальная станция, путешествие на Марс, магнитное поле Меркурия, сверхпрочные сети из графена, солнечные электростанции, терабайт­ная магнитная лента, биопринтер, «четверная»  радуга, маглев, квантовые точки, ле­та­ющие ветрогенераторы.

17.

Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru  (журнал «Физика. Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Три задачи (с решениями) из журнала «Physics Teacher»: 118.  Кинетическая энергия и импульс 119. Что видит наблюдатель, находясь на Луне, когда на Земле наблюдают лунное затмение? 120. Как на глаз определить расстояние от Земли до Луны?

Ключевые слова: кинетическая энергия и импульс, Луна, Земля.

18.

Ковалева С.Я. svekova@mail.ru, к.п.н. (ГБОУ ПО МО Академия социального управления, г. Москва). Актуальные проблемы преподавания физики в условиях реализации ФГОС ООО: целеполагание, планирование, конструирование: Лекция 4: Проектирование и конструирование занятий.

Продолжение дистанционного курса Педагогического университета «Первое сентября» 16-017/36. Предложен обзор различных точек зрения на структуру урока. Сделана попытка систематизировать понимание термина «структура урока» с учётом требований ФГОС.

Ключевые слова: ПУПС, проектирование и конструирование  занятий, ФГОС ООО, таксономия Блума.

19.

Баранов С.П. baranov@lebedev.ru (Физический институт РАН,  г. Москва). Зачем мы открыли бозон Хиггса?

Популярно изложены принципы построения общей теории взаимодействий элементарных частиц (так называемой Стандартной модели). Основное внимание уделено наиболее «проблемной» составляющей – теории электрослабых взаимодействий. Поясняется роль механизма Хиггса в снятии внутренних противоречий теории.

Ключевые слова: спонтанное нарушение симметрии, вакуум, электрослабая теория, бозон Хиггса.

20.

Буханов В.М., Грачёв А.В., Зотеев А.В., проф. Козлов С.Н., Лукашёва Е.В., Невзоров А.Н., Нетребко Н.В., Никитин С.Ю., Плотников Г.С., Погожев В.А., Полякова М.С.,

проф. Поляков П.А., Склянкин А.А., Чесноков С.С. sergeychesnokov@mail.ru, Чистякова Н.И. (физфак МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва). Профильный экзамен-2014.

Даны задачи (с решениями) дополнительного вступительного испытания (ДВИ) – профильного экзамена, проведённого в июле 2014 г. как обязательной части  при­ёмных экзаменов на физический факультет в МГУ им. М.В. Ломоносова и физи­ческий факультет его Севастопольского филиала. От этого экзамена осво­бождались только победители олимпиад I и II уровня (а том числе олимпиады «Ломоносов») – они сразу зачислялись вообще без экзаменов,  и призёры этих олимпиад – они за Дви получали автоматом 100 баллов.

Ключевые слова: МГУ им. М.В. Ломоносова, Севастопольский филиал МГУ, профильный экзамен.

21.

Дружинин Б.Л. bdruzhinin@mail.ru (г. Москва). Учительские заметки: 3. Невесомость. Куда пропал вес?

Продолжение публикации фрагментов кружковых занятий из дневника учителя (см. № 5–9/2015).

Ключевые слова: невесомость, 9 кл.

22.

Рефераты

Беляева С.Л. polysaevolyceum@rambler.ru (МБНОУ  лицей г. Полысаево, Кемеровская обл.).  Создание и использование логико-смысловых моделей как основы систе­матизации содержания учебного предмета «Физика» при подготовке к ЕГЭ. Очень кратко представлена  суть технологии дидактических многомерных инструментов (ДМИ, или ДМТ) и её основной инструмент – логико-смысловые модели (ЛСМ).

Заборьева О.М. omzaboreva@list.ru (МОУ СОШ № 30 с УИОП имени С.Р. Медве­дева, г. Волжский, Волгоградская обл.). Физические диктанты. Презентации с послайдовыми аудиофайлами диктанта по четырём темам раздела «Механика»: 1. Кинематика; 2. Законы Ньютона.Силы в природе; 3. Законы сохраниния. Работа; 4. Колебания и волны. (Подготовила Коник Анастасия,  ученица 11 кл.)

Капецкая Г.А. kapetskaya@mail.ru (гимназия г. Светлогорск, Респ. Беларусь).  Турнир юных физиков, 7 кл. Сценарий последнего урока (игры) в конце 1-й четверти.

Мелентьева Е.Г. taylin@mail.ru Современные  технологии на уроках физики в рамках ФГОС. Кратко описаны результаты, достигаемые при использовании педагогических технологий: развитие критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения, кейс-технология, технология полного усвоения

Морозова Л.В. morozlyu@mail.ru (МБОУ СОШ № 18 имени Н.И. Жадовца, г. Кемерово). Игра «Гусёк». 

Пестрецова И.В. pland@kuzbass.net (МБОУ Верх-Чебулинская СОШ, п. Верх-Чебула, Кемеровская обл.). Путешествие по планетам Солнечной системы, 4 кл. Ссценарий урока, на котором в увлекательной игровой форме четвероклассники знакомятся с планетами Солнечной системы. Сделать урок наглядным, интересным и запоминающимся позволяет авторская модель Солнечной системы

Шлык Н.С. natskvor@gmail.com (БОУ СОШ № 2006 г. Москва). Планеты земной группы. Урок изучения нового материала – теоретическое групповое исследование в 10-м классе социально-гуманитарного профиля (3 ч/нед.).