1.

Кузьминых И.Г.  cuzminyh.ir@yandex.ru (МАОУ Голышмановская СОШ № 4, р.п. Голышманово, Тюменская обл.). Правила механики, простые механизмы.

Представлен урок объяснения нового материала, 7-й класс, показана связь теории с практикой, от сложных механизмов, в частности робота-гуманоида, к простым, которые применяются в быту и технике. Рассмотрены применение разноуровневых лабораторных работ, предложен способ решения педагогической проблемы с применением практико-ориентированной технологии. Раздаточный материал (три лабораторных и три практических групповых работы, а также презентация) дан в электронном виде (см. личный кабинет подписчика).

Ключевые слова: урок изучения нового материала,  простые механизмы, практико-ориентированный урок.

2.

Никифоров Г.Г. nikiforowgg@mail.ru, к.п.н. (Центр естественнонаучного  образования ИСРО РАО, г. Москва). Эвристические возможности обработки результатов измерений в лабораторных работах с использованием калькулятора fx-82ES CASIO.

Представлен мастер-класс, проведённый на Дне физики в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов 4 апреля 2015 г. с выполнением  эксперимента на оборудовании «ФГОС-лаборатория» и последующей обработкой  полученных результатов измерений.

Ключевые слова: Всероссийский педагогический марафон учебных предметов, День физики-2015, мастер-класс, обработка результатов измерений, ФГОС-лаборатория, калькулятор  fx-82ES CASIO.

3.

Никифоров Г.Г. nikiforowgg@mail.ru, к.п.н. (Центр естественнонаучного  образования ИСРО РАО, г. Москва), Поваляев О.А. olegpovalyaev@gmail.com, к.т.н., Мякишев С.А. smiakishev@mail.ru (фирма «Научные развлечения», г.  Москва). «ФГОС-лаборатория» – фронтальные комплекты нового поколения. 

Представлен мастер-класс, проведённый на Дне физики в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов 4 апреля 2015 г., проанализированы причины смены поколений фронтального оборудования, подробно описана «ФГОС-лаборатория», полностью соответствующая требованиям ФГОС.

Ключевые слова: Всероссийский педагогический марафон учебных предметов, День физики-2015, мастер-класс, ФГОС-лаборатория, фронтальное оборудование нового поколения.

4.

Андреева Н.В. nataol@list.ruПчёлкина М.А. pchelkin.a@mail.ru (Удельнинская гимн., Раменский р-н, Московская обл.), Никифоров Г.Г. nikiforowgg@mail.ru, к.п.н. (Центр естественнонаучного  образования ИСРО РАО, г. Москва).  «ФГОС-лаборатория»: набор «Молекулярная физика и термодинамика» – и цифровая лаборатория базового уровня как фронтальное оборудование.

Представлен мастер-класс, проведённый на Дне физики в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов 4 апреля 2015 г. Подробно описан комплект «Молекулярная физика» ФГОС-лаборатории и некоторые эксперименты

Ключевые слова: Всероссийский педагогический марафон учебных предметов, День физики-2015, мастер-класс, ФГОС-лаборатория, молекулярная физика, цифровая лаборатория базового уровня (фирма «Научные развлечения»), фронтальное оборудование, самостоятельный эксперимент.

5.

Королёва Л.Б. larissakoroleva@rambler.ru, Нарыжная Е.А. katynar@yandex.ru (МОУ СОШ № 5, г. Раменское, Московская обл.), Никифоров Г.Г. nikiforowgg@mail.ru, к.п.н. (Центр естественнонаучного  образования ИСРО РАО, г. Москва). «ФГОС-лаборатория»: физика в самостоятельных исследованиях.

Представлен мастер-класс, проведённый на Дне физики в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов 4 апреля 2015 г.  Рассказывается об использовании «ФГОС-лаборатории»  на уроках различного типа  как постоянно действующем факторе учебного процесса.

Ключевые слова: Всероссийский педагогический марафон учебных предметов, День физики-2015, мастер-класс, ФГОС-лаборатория,  фронтальная работа как исследование, оборудование нового поколения, текст учебника – руководство к исследованию.

6.

Фещенко Т.С. tatyana-feshchenko@yandex.ru, д.п.н. (ГАОУ ВПО МИОО, г. Москва). Искусство обучать: методы и приёмы формирования и развития универсальных учебных действий на уроках физики в условиях реализации ФГОС ООО. Лекция 2: Подходы к проектированию современного  урока с помощью педагогической технологии кейс-стади.

Представлена лекция 2 дистанционного курса. Представлены возможные подходы к проектированию современного урока с использованием технологии кейс-стади. Приведены примеры уроков. Лекция дана в сокращении, полный текст см. в электронном виде на диске и в личном кабинете подписчика.

Ключевые слова: ПУПС, ФГОС ООО,  педагогические методы, приёмы, кейс-стади.

7.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в феврале.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях го­ри­зонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведен фрагмент росписи античной вазы «Ганимед наливает вино Зевсу», а также астрофотографии ландшафтов Плутона и Марса.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты,  Ганимед, ландшафты Плутона и Марса, гора Олимп.

8.

У нас в гостях журнал «Квантик»: Бердников А. beerdoss@mail.ru (Центр педагогического мастерства,  г. Москва). Цветные тени.

Популярно объясняется появление цветных теней при освещении источниками разного цвета, а также принцип окраски изображений на мониторе с помощью пикселей всего трёх цветов и построение цветового треугольника.

Ключевые слова: цвет, монитор, RGB-кодирование, цветовой треугольник.

9.

Козлова Н.Д. nana@1september.ru (журнал «Физика.Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Три задачи (с решениями) американского учителя Пола Хьюита (Paul G.Hewit): 126. Что тяжелее: футбольный мяч или воздух в пустом холодильнике? 127. Какое минимальное количество 100-градусного пара  требуется, чтобы расплавить 1 г льда, имеющего  температуру 0 °С? 128. По какой траектории мяч пролетит быстрее?

Ключевые слова: молекулярная физика, термодинамика, движение тела под углом к горизонту.

10.

Буханов В.М., Грачёв А.В., Зотеев А.В., проф. Козлов С.Н., Лукашёва Е.В., Невзоров А.Н., Нетребко Н.В., Никитин С.Ю., Плотников Г.С., Погожев В.А., проф. Поляков П.А., Полякова М.С., Склянкин А.А., Чесноков С.С. sergeychesnokov@mail.ru, Чистякова Н.И. (физфак МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва). Олимпиада «Ломоносов 2014-2015» по физике.

Даны задачи (с решениями) заключительного (очного) этапа олимпиады «Ломоносов», проведённой  в  2014/2015 уч. г. для учащихся 7–11-го классов. Участвовали победители и призёры отборочного этапа.

Ключевые слова: МГУ им. М.В. Ломоносова, Олимпиада «Ломоносов», заключительный этап.

11.

Стасенко А.Л. stasenko@serpantin.ru, проф.(МФТИ, г. Жуковский, Московская обл.). Огонь, магнит и алмаз. Эссе об удивительной  целесообразности построения природой человеческого глаза.

Ключевые слова: глаз человека, геометрическая оптика, волновая оптика.

12.

Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru,  д.п.н (МЦКО), Грибов В.А. vitalii_gribov@mail.ru, к.ф.-м.н. (МГУ им. М.В. Ломоносова), Нурминский И.И. nurm481@yandex.ru, д.п.н. (Федеральная предметная комиссия разработчиков ЕГЭ по физике), г. Москва. Дистанционный курс ПУПС «Типичные ошибки учащихся при выполнении заданий КИМ ЕГЭ по физике». Лекция 2: «МКТ и термодинамика».

Продолжение дистанционного курса. Рассмотрены типичные ошибки при выполнении заданий по разделу «МКТ и термодинамика» (строения газов, жидкостей и твёрдых тел; тепловое движение частиц вещества (его хаотичность и непрерывность); диффузия и броуновское движение; модель идеального газа; абсолютная температура; средняя кинетическая энергия частиц).

Ключевые слова: дистанционный курс, КИМ ЕГЭ по физике, задачи по МКТ и термодинамике (строения газов, жидкостей и твёрдых тел; тепловое движение частиц вещества; абсолютная температура; средняя кинетическая энергия частиц, агрегатные состояния, теплопередача, внутренняя энергия, уравнение Клапейрона-Менделеева, изопроцессы, насыщенный пар).

13.

Дружинин Б.Л. bdruzhinin@mail.ru (г. Москва). Учительские заметки: 7. Внимание, газы!

Продолжение публикации фрагментов кружковых занятий из дневника учителя (см. № 5–12/2015).

Ключевые слова: масса газа, закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Клапейрона,  9 кл.

14.

Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания).  Кого охраняли херувимы? Научно-технический взгляд на древние свидетельства.

Даны толкования библейских текстов, касающихся описания видений пророка Иезекииля. С точки зрения современного инженера или учёного эти тексты могут представлять собой воспоминания очевидца посещения нашей планеты инопланетными существами. Печатается в сокращении, полный текст приводится в электронном виде. Дополнительно в личном кабинете подписчика размещён файл со статьёй на эту же тему Вячеслава Козлова «Очень странная история» http://felbertlj.diary.ru/?tag=695&from=60.

Ключевые слова: видения Иезекииля, херувимы, тетраморфы.

15.

Рефераты статей, размещённых на «облаке» (см. на диске и в личном кабинете подписчика)

Корпорация Intel. Пресс-релиз: по результатам конкурса «Учёные будущего» (состоялся параллельно в Красноярске и в Москве) названы 9 первых претендентов на участие в международном научно-инженерном конкурсе Intel® ISEF-2016.

Плетнёва Н.А., Урванцева Л.Д. (МБОУ СОШ № 45, КРИПКиПРО, г. Кемерово). Экспериментальная деятельность в школе в условиях сетевого  взаимодействия.

Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания). Стенгазета «Физика для школьника» № 18 (Трение – друг или враг? 7 кл.)