1.

Вознесенский А. Россия – Poesia

2.

Архипова Александра archipova.s@mail.ru (8 кл., АОУ Лицей научно-инженерного профиля, г. Королёв, Московская обл.). Шарнир для шагающей биоморфной платформы. Ученический исследовательско-конструкторский проект. Рук. С.В. Архипов archipovkgd@mail.ru, к.м.н. (РНИМУ им. Н.И. Пирогова), г. Москва. 

Шагающие механизмы имеют несомненные преимущества перед колёсными при передвижении по пересечённой местности. Разработан шарнир с гибкими элементами (аналогами связок в суставе живого организма) для шагающей биоморфной платформы, сконструирован прототип её кормовой части – испытательный стенд, на котором изучены свойства шарнира, а также смоделирован одноопорный период шага платформы. Экспериментально определена пространственная кривая оптимального движения общего центра масс кормовой части шагающей биоморфной платформы. Полученные данные позволят снизить затраты энергии шагающих платформ на единицу пути и повысить их устойчивость. Печатается в доработанном и сокращённом виде. Оригинальный текст и презентацию см. в личном кабинете подписчика.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, ученический исследовательско-конструкторский проект, шагающая биоморфная платформа, шаровой шарнир, ходьба технических устройств.

3.

Мосягин Алексей OrangeMatt582@gmail.com, 9 кл.,  Кочев Артём Аrtem_kochev@mail.ru., 10 кл. (МБОУ ДОД Астрономическая школа «Вега», г. Железнодорожный, Московская обл.). Исследование влияния формы небесных объектов на их кривые блеска. Рук. А.М. Татарников andrew@sai.msu.ru,к.ф.-м.н. (ГАИШ МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва).

На оригинальной установке, позволяющей изменять условия освещения моделей космических объектов и автоматически получать кривые блеска, фиксировались изменения блеска, вызванные осевым вращением тел. Модели разной формы изготавливались из одноцветного пластилина. Фотометрические наблюдения проводились через объектив с помощью фотодиода, аналоговый сигнал с которого переводился в цифровой и обрабатывался на компьютере. Печатается в доработанном и сокращённом виде. Оригинальный текст и презентацию см. в личном кабинете подписчика.

Ключевые слова: конкурс имени В. И. Вернадского, ученический исследовательский проект, кривые блеска, астероиды.

4.

Никифоров Александр  nikiforov_sanya_2112@mail.ru, 11  кл.,  Вышнякова Виктория ufclub@list.ru, 10  кл., Силина Анастасия ufclub@list.ru, 10 кл. (лицей ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет», г. Могилёв, Респ. Беларусь).  «Могилёвский звездочёт». Ученический исследовательский проект. Рук.:  А.Г. Сугакевич sugakevich@mail.ru, С.В. Гусев sugakevich@mail.ru, А.Э.Плетнёв a-pletnev@mail.ru.

Изучены принцип работы и устройство солнечных часов «Могилёвский звездочёт» – одного из популярных туристических объектов города. Результаты можно использовать при поведении экскурсий. Печатается в доработанном и сокращённом виде. Оригинальный текст и презентацию см. в личном кабинете подписчика.

Ключевые слова: конкурс имени В. И. Вернадского, ученический проект, солнечные часы, истинное и среднее  солнечное время, «Могилёвский звездочёт».

5.

Никитина Арина  arinia2000@yandex.ru  (8 кл., МБОУ лицей № 1535, г. Москва). Водяной барометр. Ученический проект. Рук. проф. В.П. Наливайко nvpnvp@gmail.com, к.ф.-м.н. (МТУСИ, школа «Новое образование», ДНТТМ, г. Москва).

Предложена действующая модель компактного водяного барометра, сопоставимого по точности и размерам со ртутным барометром Торричелли. Барометр откалиброван в мм рт. ст. и непосредственно показывает атмосферное давление. Прибор может служить  демонстрационным прибором в кабинете физики.  Печатается в доработанном и сокращённом виде. Оригинальный текст и презентацию см. в личном кабинете подписчика.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, ученический проект, водяной барометр, демонстрационное оборудование, атмосферное давление.

6.

Трапезникова Ирина  irinat548@gmail.com (ГБОУ лицей № 1580, г. Москва). Мобильная установка для ускоренного анализа крови методом лазерной дифрактометрии. Ученический исследовательский проект.  Рук. проф. В.П. Наливайко nvpnvp@gmail.com, к.ф.-м.н. (МТУСИ, школа «Новое образование», ДНТТМ, г. Москва).

Создан мобильный программно-аппаратный комплекс для анализа эластичности мембран эритроцитов с существенным упрощением методики работы с ним медицинского персонала без участия высококвалифицированных инженеров.  Авторская компьютерная программа значительно упрощает и ускоряет анализ результатов. Проведены тестовые испытания. Рекомендуется для экспресс-диагностики характера патологии крови пациента бригадами скорой помощи. Печатается в доработанном и сокращённом виде. Оригинальный текст и презентацию см. в личном кабинете подписчика.

Ключевые слова: конкурс имени В. И. Вернадского, ученический исследовательский проект, экспресс-диагностика патологии крови, лазерная дифрактометрия, мобильный программно-аппаратный комплекс

7.

Ван Ж Шэн Пётр Petriwang@yandex.ru, Ельцов Григорий Petriwang@yandex.ru (11 кл., МБОУ СОШ № 15, г. Глазов). Модернизация учебных приборов для исследования адиабатного процесса. Ученический проект. Рук. И.М. Гуляев Igor-guliaew@mail.com (ГГПИ имени В.Г. Короленко, г. Глазов,  Респ. Удмуртия).   

Представлены результаты исследования известного учебного эксперимента с целью совершенствования устаревших учебных приборов. В качестве примера выбрана демонстрация адиабатного сжатия и расширения воздуха в сосуде. Показано, что основными приборами могут служить измерительная термопара с усилителем и виртуальный осциллограф. Предложены конструкция и технология изготовления термоэлектрического измерителя температуры. Приведён график изменения температуры.  Печатается в доработанном и сокращённом виде. Оригинальный текст   см. в личном кабинете подписчика.

Ключевые слова: конкурс имени В. И. Вернадского, ученический проект, адиабатный процесс, учебный прибор, измеритель температуры, виртуальный осциллограф, измерение температуры.

8.

Парейко Павел pasha_pareiko@mail.ru, Тамашевич  Ярослав yar.tamashevich@mail.ru, Вершеня Янина ya.ver97@mail.ru (11 кл.. ГУО Несвижская гимназия, г. Несвиж, Респ. Беларусь). Падение капли с небольшой высоты. Ученический проект. Рук. учитель физики Ж.И. Скачко zhanna_skachko@mail.ru.

Изучен процесс изменения формы капель воды и других жидкостей, падающих на различные твёрдые поверхности, с применением компьютерных программ VirtualDаb (для раскадровки видеофрагмента), Multilab (определение по видеофрагменту координатыточки в любой момент времени).. Произведена классификация исследуемых поверхностей на слабо лиофильные, лиофильные, сильно лиофильные по значению угла контакта. Объяснён эффект вытягивания капли при падении. Печатается в доработанном и сокращённом виде. Оригинальный текст   см. в личном кабинете подписчика

Ключевые слова: конкурс имени В. И. Вернадского, ученический проект, водяной барометр, демонстрационное оборудование, атмосферное давление

9.

Пироженко Татьяна tep2@tpu.ru (11 кл., МБОУ лицей при ТПУ, г. Томск). Исследование процесса плазменной утилизации отходов замкнутого ядерного топливного цикла. Рук. А.Г. Каренгин karengin@tpu.ru,  к.ф.-м.н. (НИ ТПУ, г. Томск).

Представлены результаты исследований процесса совместной плазменной утилизации отходов переработки отработавшего ядерного топлива в воздушной плазме. Определены оптимальные составы и режимы, обеспечивающие их энергоэффективную утилизацию. Рекомендованные режимы экспериментально подтверждены на модельных водно-органических композициях. Печатается в доработанном и сокращённом виде. Оригинальный текст см. в личном кабинете подписчика

Ключевые слова: конкурс имени В. И. Вернадского, ученический исследовательский проект, утилизация отходов переработки отработавшего ядерного топлива в воздушной плазме.

10.

Харина Анна anna.kharina.1998@mail.ru, Молчанова Екатерина tytytytututu@mail.ru (11 кл., ГБОУ  лицей № 1511 при НИЯУ МИФИ). Осаждение пористых кремниевых покрытий на металлические подложки. Ученический исследовательский проект. Рук. С.А. Крат  Stepan.krat@gmail.com (НИЯУ МИФИ), г. Москва.

Методом магнетронного напыления получены пористые кремниевые плёнки, измерены их электроёмкость и толщина. Выявлено, что увеличение рабочего давления приводит к увеличению пористости и, как следствие, ёмкости плёнки. Обработка полученной плёнки в азотной плазме увеличивает ёмкость и смачиваемость плёнки. Печатается в доработанном и сокращённом виде. Оригинальный текст   см. в личном кабинете подписчика.

Ключевые слова: конкурс имени В. И. Вернадского, ученический исследовательский проект, пористый кремний, суперконденсаторы, магнетронное напыление.

11.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в марте.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведены изображения созвездия Возничего со средневековых источников, а также астрофотографии гамма-излучения галактики.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, созвездие Возничего, тёмная материая, WIMP.

12.

У нас в гостях журнал «Квантик» и конкурс «ШУНТ». Антон Сорокин ant-p-s@ya.ru, Марина Позолотина ant-p-s@ya.ru  (shunt.ph@mail.ru, г. Киров). Бочка с водой.

Объясняется, почему оставленная на морозе металлическая бочка с водой не разрушается при замораживании, если в середину бочки воткнуть деревянную палку.

Ключевые слова: превращение воды в лёд, тепловые явления.

13.

Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru  (журнал «Физика. Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Две задачи (с решениями) американского учителя Пола Хьюита (PaulG.Hewit): 129. Куда поедет буер, если на его корме в полный штиль поставить вентилятор и обдувать парус? 130. Если на Земле кубик льда погружается в лимонад на 9/10 своего объёма, то на сколько бы он погрузился этот кубик в такой же лимонад на Луне?

Ключевые слова:  закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон Архимеда.

14.

Мажорин Григорий  Mag.Grigoriy@yandex.ru (11 кл., ГБОУ Московская гимназия на Юго-Западе № 1543. г. Москва). Исследование преломления в линзе пучка световых лучей от внеосевого источника. Ученический исследовательский проект. Рук.  А.В. Селиверстов, к.п.н. (МГУ имени М.В. Ломоносова), г. Москва.

Изучен ход лучей в реальной двояковыпуклой линзе, экспериментально определены радиус кривизны линзы и её показатель преломления. Показано, что тангенс угла наклона выходящего луча к горизонтали линейно зависит от вертикальной координаты луча во входной плоскости.

Ключевые слова: конкурс имени В. И. Вернадского, ученический исследовательский проект, толстая линза, показатель преломления.

15.

Генденштейн Л.Э. genden@list.ru,  к.ф.-м.н., Кошкина А.В. аngko@yandex.ru, г. Архангельск. Обучение решению задач методом наводящих вопросов. Лекция 2: Уравнение состояния идеального газа. Кинетическая теория газов.

Продолжение дистанционного курса Педагогического университета «Первое сентября» 16-036. Показано, как подводить обучаемого к решению задачи по МКТ и термодинамике, формулируя наводящие вопросы. Отвечая на них, обучаемый овладевает общим подходом к решению самых разных задач, встречающихся в заданиях  ОГЭ и ЕГЭ.

Ключевые слова:  дистанционный курс, ПУПС, метод наводящих вопросов, МКТ, термодинамика.          

16.

Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru,  д.п.н, (МЦКО, г. Москва), Грибов В.А. vitalii_gribov@mail.ru, к.ф.-м.н. (МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва), Нурминский И.И. nurm481@yandex.ru, д.п.н. (Федеральная предметная комиссия разработчиков ЕГЭ по физике, г. Москва). Типичные ошибки учащихся при выполнении заданий КИМ ЕГЭ по физике.

Окончание лекции 2 дистанционного курса «Типичные ошибки в заданиях по разделу “МКТ и термодинамика”».  

Ключевые слова:  дистанционный курс, КИМ ЕГЭ по физике, задачи по молекулярной физике и термодинамике (газовые законы, изопроцессы, фазовые переходы, проверка методологических умений).

17.

Степанюк И.А. stepanuk2009@rambler.ru, д.ф-м.н., проф (РГГМУ, г. Санкт-Петербург).  Арктика: ледовые сжатия.

Рассматривается проблема выявления и приборной регистрации ледовых сжатий в Арктике с авиасредств (самолётов, вертолётов) ледовой разведки. Описано современное состояние технологий проводки судов, для которых крайне нужна такая информация.

Ключевые слова: Арктика, ледовые сжатия, ледоколы, проводка караванов судов, разведка льдов. 

18.

Дружинин Б.Л. bdruzhinin@mail.ru  (г. Москва). Учительские заметки: 8. Специальная теория относительности.

Продолжение публикации фрагментов кружковых занятий из дневника учителя (см. № 1/2016).

Ключевые слова: СТО.

19.

Капецкая Г.А. kapetskaya@mail.ru (ГУО гимназия г. Светлогорска, Республика Беларусь). «Риск-версия».

Представлен сценарий  урока-конкурса – последнего урока физики в третьей четверти (в Белоруссии – 6 кл., в России – 7-й). Интерактивная презентация дана на диске и в личном кабинете подписчика.

Ключевые слова:  урок физики, интеллектуальный конкурс, 7-й кл.  

20.

Изюминки: Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МБОУ СОШ № 26,  г. Владикавказ, Респ. Северная Осетия–Алания).  Динамические опросы

Представлен педагогический приём, позволяющий легко совместить «приятное с полезным». А именно, физкультминутку и тотальный «немой» опрос всех учащихся.

Ключевые слова: педагогический приём, физкультминутка, «немой» опрос.