1.

Ассоциации учителей физики и астрономии Нижегородской области – 20 лет!

Краткая справка об истории Ассоциации и её деятельности.

Ключевые слова: Нижегородский спецвыпуск, Ассоциация учителей физики и астрономии Нижегородской области  

2.

Ситкова З.П. zsitkova@gmail.com (Нижегородский планетарий, г. Нижний Новгород). Элементы космологии в курсе физики общеобразовательной школы.

Предложен астрофизический материал, раскрывающий  космологические вопросы в курсе средней школы.

Ключевые слова: Нижегородский спецвыпуск, космология, крупномасштабная структура Вселенной, Большой взрыв, инфляция, тёмная материя, тёмная энергия, Мультивселенная.

3.

Молькова М.К. mmolkova@gmail.com (МБОУ СОШ № 47, г. Нижний Новгород). Экспериментальные исследования на уроках и после. Школьная лаборатория и современная наука.

Рассмотрено использование  в процессе обучения физике практических работ творческого характера как средства развития мышления, познавательной активности и самостоятельности учащихся. Приведены примеры таких работ, выполняемых как на уроке, так и в качестве домашних заданий, а также в рамках НОУ. Особо подчёркнута необходимость физического практикума в обучении.

Ключевые слова: Нижегородский спецвыпуск, экспериментальные задачи, физический практикум, волны, резонанс, измерение.

4.

Коновалец Л.С. klc28@mail.ru (НГПУ им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород). Подготовка к решению задач части 2 ЕГЭ.

Предложен метод обучения решению задач ч. 2 ЕГЭ (задачи с развёрнутым ответом), стимулирующий активность обучающихся и направленный на формирование их аналитико-синтетической компетентности. Приведены конкретные примеры с использованием базы задач ЕГЭ прошлых лет.

Ключевые слова: Нижегородский спецвыпуск, ЕГЭ, физика,  аналитико-синтетическая компетентность, задачи с развёрнутым ответом из ч. 2 ЕГЭ.

5.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru Народный учитель России (ПоЦАКО, г. Нижний Новгород).  Круглый Стол нижегородских учителей физики и математики. Видеоролики со сценариями учебных занятий нижегородских учителей см. в личном кабинете подписчика.

Фоторепортаж о выездном семинаре пятого Круглого Стола учителей физики и математики Нижегородской области.

Ключевые слова: Нижегородский спецвыпуск, Круглый Стол  нижегородских учителей физики и математики.

6.

Кузьмичёва Т.Ю. tyuk2001@mail.ru (МАОУ лицей г. Бор, Нижегородская область). И опять о I законе термодинамики.

Предложен метод поэтапного тренинга с целью обучения решению задач на I закон термодинамики,  способствующий лучшему пониманию этого закона  и его сознательному применению в стандартных и нестандартных ситуациях.

Ключевые слова: Нижегородский спецвыпуск, I  закон термодинамики, решение задач, тренинг, 10 кл.

7.

Молькова  М.К. mmolkova@gmail.com (МБОУ СОШ № 47, г. Нижний Новгород).  Волновые свойства света.

Описан урок-семинар, особенности подготовки к нему, оформление доски, позволяющее связать широкий круг вопросов физической оптики и показать связь науки, современных технологий и явлений, наблюдаемых в обычной жизни. Решения предложенных задач, а также таблица с задачами аналогичного по форме урока по термодинамике даны в личном кабинете подписчика.

Ключевые слова: Нижегородский спецвыпуск, физическая оптика, волновые свойства света, интерференция, дифракция, разрешающая способность, лазеры, поляризация.

8.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в апреле.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведено фото солнечных часов на Приморском бульваре в Севастополе, а также астрофотография группы галактик Чеширский Кот.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты,  группы галактик Чеширский Кот.

9.

У нас в гостях журнал «Квантик»: А. Бердников beerdoss@mail.ru (Центр педагогического мастерства,  г. Москва).  Тени.

Перепечатка из журнала «Квантик»: популярно объясняется, почему прозрачная бутылка с водой оставляет тень, такую же чёткую и насыщенную, как и тень от непрозрачных предметов.

Ключевые слова: журнал «Квантик», тени, каустика, линза.

10.

Козлова Н.Д. nana@1september.ru (журнал «Физика.Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Три задачи американского учителя Пола Хьюита (Paul G.Hewit) с решениями: 131. Нарушится ли равновесие весов, если уравновешенный на них шар опустить в воду? 132. Какая сила притяжения действует на ракету на высоте 200 км? 133. Как направлена сила трения между вертикальной стеной и прижатой к ней книгой?

Ключевые слова: выталкивающая сила, сила притяжения, сила трения.

11.

Старченко Т.В. mamatanya10@mail.ru (МБОУ СШ № 20, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Наблюдение полярного сияния 17–18 марта 2015 г.

Обобщена и дополнена теорией работа с интернет-ресурсами участников кружка «Занимательная физика». Выяснено, как выглядит одно и то же астрофизическое  явление на разных широтах Земли в глазах любителей и профессионалов.

Ключевые слова: Нижегородский спецвыпуск, магнитное поле Земли, геомагнитный индекс Kp, полярное сияние.

12.

Балакин М.А. mik_b2220@mail.ru, Тукова Н.Б. tykovaN@mail.ru  (МАОУ лицей № 38, г. Нижний Новгород). Игровые методы срезового входного контроля.

Описаны игровые методы срезового входного контроля, позволяющие быстро составить картину объёма знаний учащихся, пришедших из разных школ в 8-й класс лицея – профильного учебного заведения.

Ключевые слова: Нижегородский спецвыпуск, входной контроль, игровые формы, оценка уровня обученности

13.

Фещенко Т.С. tatyana-feshchenko@yandex.ru, д.п.н. (ГАО УВПО МИОО, г. Москва). Искусство обучать: методы и приёмы формирования и развития универсальных учебных действий на уроках физики в условиях реализации ФГОС ООО. Лекция 3: Образовательная (педагогическая)   технология развития критического мышления через письмо и чтение (РКМПЧ).

Представлена лекция 3 дистанционного курса. Кратко охарактеризованы  универсальные учебные действия (УУД), формируемые на уроках физики. Рассмотрена педагогическая  технология развития критического мышления через письмо и чтение (РКМПЧ). Разъясняется ряд способов организации работы с информацией в рамках этой технологии (приёмы инсёрт, кластер, идеал,  лист решения проблемы, метод Сократа, таск-анализ), а также комплексный дидактический приём – конструктор задач.

Ключевые слова: ФГОС ООО, критическое мышление, педагогическая технология РКМПЧ, конструктор задач.

14.

Дружинин Б.Л. bdruzhinin@mail.ru (г. Москва). Учительские заметки: 9. Атмосферное давление.

Продолжение публикации фрагментов кружковых занятий из дневника учителя (см. № 1, 2/2016).

Ключевые слова: атмосферное давление, решение задач, 8 кл.  

15.

Вартагава Е.Я. elenavartagava@mail.ru (МБОУ СОШ № 23, г. Смоленск), Попова А.А. alla-67@list.ru (МБОУ Гусинская СОШ, д. Гусино, Краснинский район, Смоленская обл.). Смешанное соединение проводников, 11 кл.

Представлен сценарий урока объяснения нового материала (используется УМК А.В. Грачёва, В.А. Погожева, А.М. Салецкого, П.Ю. Бокова, 11 кл.). Рекомендован к публикации издательством Вентана-Граф.

Ключевые слова: урок объяснения нового материала, УМК  А.В. Грачёва и др., электродинамика, электрические цепи, смешанное соединение проводников.

16.

Козлова Н.Д. fiz@1september.ru (гл. ред. журнала Физика» ИД «Первое сентября»),  Аристархова Л.И. 9157895240@mail.ru (МОУ Ревякинская СОШ, п. Ревякино, Ясногорский р-н, Тульская обл.), Каверин Ю.А. kaverin@rambler.ru, к. п. н. (МОУ Тамбовская СОШ, с. Тамбовка, Терновский р-н, Воронежская обл.), Зубцова А.В. subcv@rambler.ru (ГУО СШ № 7, г. Новополоцк, Витебская обл., Респ. Беларусь), Суханькова Е.П. elena517@mаil.ru (МБОУ СОШ № 12 им. Героя Советского Союза И.Н. Машкарина), г. Орёл. Итоги конкурса «Я иду на урок» 2014 и 2015 гг.

Приведены итоги конкурса «Я иду на урок» за 2 года (2014-й и 2015-й). Премии «Мастер» удостоена Н.А. Шишкова (серия уроков по теме «Электромагнитные явления», проведённых с использованием педагогической технологии «Смешанное обучение»), лауреатами стами стали Л.И. Аристархова с уроком «Электромагнитные волны», 11 кл.,  Г.В.  Дмитриев с открытым уроком «Физика и новые технологии», 10 кл. и А.А. Доценко с двумя уроками – «Механические колебательные системы. Маятник как пример колебательной системы», 10 кл. и «Системы отопления в России: от Московской Руси до нынешних дней», 8 кл. Полные рецензии всех членов жюри  представлены на облаке (см. личный кабинет подписчика), как и статьи всех участников с дополнительными материалами к ним.

Ключевые слова: конкурса «Я иду на урок»,  Н.А. Шишкова,  Л.И. Аристархова Г.В.  Дмитриев, А.А. Доценко, электромагнитные явления, тепловые явления, механические колебательные системы, физика и новые технологии, педагогическая технология «Смешанное обучение» (перевёрнутый класс).