1.

Афанасьева Е.C. afanasyeva70@mail.ru (МОУ лицей № 6, г. Воскресенск, Московская обл.). Сила трения.

Представлен план-конспект урока открытия нового знания, 7 кл., проведённого в соответствии с педагогической технологией деятельностного подхода.  Формируются информационная, коммуникативная, учебно-познавательная компетентности обучающихся. Используется  «Лаборатория L-микро», компьютер, проектор. На облаке дана презентация.

Ключевые слова: урок открытия нового знания, 7 кл., сила трения, виды трения, подшипники, колесо.

2.

Пичугин В.С. himlabo@bk.ruБугаков П.С. psbug@yandex.ru, Артамонов Ю.В. himlabo@bk.ru (ООО «Химлабо»), Степанов С.В. metstep@yandex.ru, к.п.н. (МПГУ), г. Москва. Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности

Приведено описание нового дидактического средства – лабораторного физического комплекса (ЛФК) для организации всех видов ученического эксперимента по физике. Раскрыты его конструктивные особенности, представлен состав оборудования, отмечены особенности некоторых новых приборов, приведены примеры проведения учебных опытов на оборудовании для проведения фронтальных лабораторных работ на разных этапах обучения физике, иллюстрирующие возможности варьирования методических подходов, постановки новых экспериментов, применение цифровых технологий.

Ключевые слова: физика, учебное оборудование, лабораторный комплекс ЛФК, учебная практическая деятельность, проектная деятельность.

3.

Костин Александр ak@inlearno.com (основатель образовательной платформы InLearno). Проект InLearno: умный досуг и мотивация.

Представлен интернет-сервис InLearno – каталог развивающих мероприятий для детей, который связывает площадки и организации, делающие интересные внешкольные мероприятия, с учителями и родителями, желающими посетить такие мероприятия со своими детьми. Форматы самые разные: лекции и занятия в классе, мастер-классы и целые курсы, экскурсии, квесты, игры, познавательные поездки на несколько дней, зимние и летние лагеря, праздничные мероприятия, в том числе  весёлые дни рождения.

Ключевые слова: интернет-сервис InLearno,  внешкольные мероприятия, дополнительное образование, интеллектуальный досуг.

4.

Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МБОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Респ. Сев. Осетия – Алания). Светодиодные панели.

Представлен довольно простой в изготовлении и вместе с тем эффектный ученический проект  – светодиодная панель.  В панель в любом месте можно вставлять светодиоды и создавать красивые разноцетные узоры. С подобны проектом «Энергосберегающие светодиодные лампы и управляющая ими электроника» ученик 9-го класса Вадим Левандовский успешно выступил в 2015 г. на конкурсе научно-технического творчества «Таланаты XXI века» Союзного государства Россия-Беларусь, а также на Всероссийском конкурсе юных изобретателей и рационализаторов.

Ключевые слова: светодиодные панели, светодиоды, светодиодное освещение, ученический конструкторский проект.

5.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru, д.ф.-м-н. (г. Москва). Музей ламп  в Брюгге

Описаны наиболее известные типы ламп из экспозиции в музее Lumina Domesticа (г. Брюгге) – от жировых светильников до рудничных масляных ламп. Незаконченная авторская статья дополнена редакцией. 

Ключевые слова: музей Lumina Domesticа, жировые, масляные и керосиновые лампы.

6.

Козлова Н.Д. nana@1september.ru , к.т.н. (журнал «Физика. Первое сентября», г. Москва).  История электрических ламп.

Кратко представлена история электрических ламп – от дуговых до светодиодных.

Ключевые слова: электрические лампы, дуговая лампа, лампа накаливания, светодиодная лампа, А.Н. Лодыгин, П.Н. Яблочков, Т.-А. Эдисон.

7.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в июле-августе.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведены фотографии Хэнфордской обсерватории с гигантским интерферометром, с помощью которого впервые наблюдали гравитационные волны, порождённые слиянием двух чёрных дыр, а также астрофотография области неба, из которой был зарегистрирован их приход.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты,  Хэнфордская обсерватория, гравитационные волны, чёрные дыры.

8.

У нас в гостях журнал «Квантик»: 1. Старшов М.А. mastarshov@mail.ru (г. Саратов). Поющий алюминий. 2. Почему выходящий из труб дым будто раздваивается?

Перепечатка из журнала «Квантик»: 1. Автор обращает внимание на возможность проведения простого физического опыта, демонстрирующего звучание даже таких «незвучащих» объектов, как алюминий и стекло. 2. Обсуждается раздваивание струи дыма, выходящей из трубы.

Ключевые слова: журнал «Квантик», верёвочный телефон, звучащие металлы.

9.

Козлова Н.Д. nana@1september.ru (журнал «Физика.Первое сентября», г. Москва). Над Копенгагеном дым кольцами.

Рассказывается об эффектной находке датских архитекторов: строящийся сейчас мусоросжигательный завод спроектирован в виде горнолыжного спуска с искусственным снегом, что позволит горожанам заниматься спортом круглый год, причём не выезжая из города. Кроме того, образующийся при сжигании мусора углекислый газ будет периодически выбрасываться из трубы в виде огромных колец, величаво плывущих над заливом Эресунн.

Ключевые слова: мусоросжигательный завод, дымные кольца.

10.

Козлова Н.Д. nana@1september.ru (журнал «Физика.Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Две задачи (с решениями) американского учителя Пола Хьюита (Paul G.Hewit): 140, 141. О движении шарика по внутренней поверхности конуса и по наклонной плоскости.

Ключевые слова: равномерное движение по окружности,  вращательное движение, центростремительная сила, сила нормальной реакции.

11.

Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru,  д.п.н. (МЦКО), Грибов В.А. vitalii_gribov@mail.ru, к.ф.-м.н. (МГУ им. М.В. Ломоносова), Нурминский И.И. nurm481@yandex.ru, д.п.н. (Федеральная предметная комиссия разработчиков ЕГЭ по физике), г. Москва. Типичные ошибки учащихся при выполнении заданий КИМ ЕГЭ по физике: лекция 4 «Квантовая физика».

Начало лекции 4 дистанционного курса. Рассмотрены типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по разделу «Квантовая физика» (гипотеза М. Планка о квантах;фотоэффект (распознавание и объяснение явления); опыты А.Г. Столетова (законы фотоэффекта, красная граница, задпирающее напряжение); уравнение Эйнштейна для фотоэффекта;  фотоны; энергия фотона; импульс фотона; гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц; корпускулярно-волновой дуализм).

Ключевые слова: дистанционный курс,  КИМ ЕГЭ по физике, задачи ЕГЭ, квантовая физика.

12.

Демков  В.П., Озолин В.В., Солохина Г.Э. (МАИ (НИУ), г. Москва). Российская аэрокосмическая олимпиада школьников по физике-2014

Представлены задачи одного из вариантов первого тура Российской аэрокосмической олимпиады школьников. Олимпиада входит в перечень МОиН РФ (см., например, http://info.olimpiada.ru/article/442) и даёт право на льготы при поступлении в вузы.

Ключевые слова: абитуриенту, Российская аэрокосмическая олимпиада школьников, механика, электродинамика, термодинамика, оптика.

13.

Проф. Короновский Н.В. koronovsky@rambler.ru,  д.г.-м.н, Брянцева Г.В. bryan@geol.msu.ru, к.г.-м.н. (геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Метеориты, астероиды, кометы – реальная опасность?

Популярно изложены последствия встречи с Землёй метеоритов, астероидов, комет – космических тел размером до десятка километров, указаны их источники, описаны астроблемы – кратеры ударного происхождения, возникшие в результате падения подобных тел на земную  поверхность, их характерные особенности, даны изображения наиболее крупных. Представлены способы предотвращения столкновений нашей планеты с космическими телами размером более 10 км.

Ключевые слова: метеориты, астероиды, кометы, астроблемы.

14.

Дружинин Б.Л. bdruzhinin@mail.ru (г. Москва). Учительские заметки: 12. На поворотах.

Продолжение публикации фрагментов кружковых занятий из дневника учителя (см. № 1–5_6/2016).

Ключевые слова: движение по окружности, ведро с водой на верёвке, повороты железнодорожного пути, 11 кл.

15.

Кириллов С.Н. kirillov1965@yandex.ru (Театр Занимательной Науки, г. Москва). Шарик в компоте: детский вопрос?

Поставлен вопрос: как объяснить распространённый физический фокус, когда плавающий в неполном стакане с водой шарик притягивается к стенке и прилипает к ней, но в том же стакане с водяной «горкой» – быстро занимает положение в центре.

Ключевые слова: физический фокус, шарик в стакане с водой.

16.

Алексеева Е.В. n-ever@yandex.ru (ЧУ СОШ Первая школа, г. Москва). Эксперименты с шариками

Приведены результаты экспериментов с шариком для пинг-понга, плавающим в стакане с водой. Реализованы  случаи: чистый шарик в чистом стакане (вода смачивает и стакан, и  шарик), шарик, покрытый гидрофобизатором, в чистом стакане (вода смачивает стакан, но не смачивает  шарик), чистый шарик в стакане, обработанном спреем (вода не смачивает стакан, но смачивает  шарик). Во всех случаях работает правило: «одноимённые» мениски притягиваются, «разноимённые» – отталкиваются. Соответствующие видеоролики даны в личном кабинете подписчика и на сайте https://www.youtube.com/watch?v=WXE6pFNOuFo

Ключевые слова: капиллярные явления, мениск, шарик в стакане с водой, смачивание, несмачивание.

17.

Корнильев И.Н. kornilev.i@mail.ru (ОГОУ АО ДПО Институт развития образования, г. Астрахань). Всё дело – в давлении Лапласа.

Приведено качественное объяснение явления «прилипания» шарика для пинг-понга к стенке стакана с водой и его стремления занять положение в центре стакана с водяной горкой. Привлекается понятие давления Лапласа, отвечающего за образование менисков в капилляре – выпуклого в случае несмачивания и вогнутого в случае смачивания. Соответствующие капиллярные явления – поднятие или опускание уровня жидкости – объясняется влиянием давления Лапласа.

Ключевые слова: капиллярные явления, мениск, шарик в стакане с водой, смачиваемость, несмачиваемость, давление Лапласа.

18.

Рефераты электронных публикаций

Афанасьева Е.С.afanasyeva70@mail.ru (МОУ лицей № 6, г. Воскресенск, Московская обл.).  Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Сценарий урока объяснения нового материала, 7 класс. // Занимательные задачи, составленные ученицами 11-го класса: Крылова Арина. Эксперименты с лодками. Однажды летом Масолова Алёна. Летний экспромт Царёва Полина. Сказочные льдинки.

Долгушин А.Н. dolgushin23fizika@yandex.ru  (МОУ лицей № 23, м.р. Воскресенский, Московская обл.). Применение научного калькулятора CASIO fx-82ES PLUS на лабораторном практикуме по физике в старшей школе. Описана последовательность действий на калькуляторе при выполнении работ: «Расчёт работы выхода и постоянной Планка», «Исследование колебаний маятника», «Закон Ома для полной цепи: измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока», «Измерение показателя преломления стекла».

Кузьмина Н.М. n.k.vas@list.ru (МБОУ Ытык-Кюельская СОШ №1 им. А.И. Софронова, Таттинский улус, Респ. Саха (Якутия). Какая бывает роса? Откуда берётся радуга? Почему небо голубое, а закат такой прекрасный? Коллективный исследовательский проект экспедиции «Из школьной скамьи в мастерскую природы».

Логинова Т.А. tan-chek@mail.ru (лицей «Технический», г.о. Самара). Игровые технологии в обучении физике. Описаны игровые  технологии c примерами их реализации, а также методы и приёмы обучения с помощью интеллектуальных игр. Кроме адаптированных под широко известные игры  типа «Что? Где? Когда?», «Веришь - не веришь?», «Брейн-ринг (да-нетки)» , приведены и оригинальные кратковременные (буквально 5-минутки) игры («Эрудит-квартет»,  «Мульти-Азбука», «Надуваловка»,  «Шляпа»,  «Кто это», «Бескрылки», «Контакт»).  В результате отпала необходимость в физических диктантах: дети стали хорошо запоминать термины. Постоянное проведение  интеллектуальных  игр привело к тому, что более 90% лицеистов выбирают физику в качестве предмета для сдачи ЕГЭ, а результаты ГИА и ЕГЭ вот уже пять лет оказываются значительно выше средних по городу  (примерно на 10 баллов) и региону.

Сазанова Е.Б. salen-12@rambler.ru (Удмуртский кадетский корпус Приволжского федерального округа,  г. Воткинск, Удмуртская Респ.). Плотность вещества. Представлен конспект урока объяснения нового материала, 8  кл. Урок разработан на основе деятельностного подхода к обучению с применением ИКТ-средств: доска ActivBoard, программа ActivInspire, пульты ActivExpression для каждого учащегося.

Сугакевич А.Г. sugakevich@mail.ru (лицей ГУ ВПО Белорусско-Российского университета,  г. Могилёв, Респ. Беларусь). Развитие у учащихся умений и навыков исследовательской деятельности в процессе решения физических задач. Осмысление учащимися структуры учебной деятельности по решению физических задач способствует и росту их успеваемости, а также развитию умений и навыков исследовательской  деятельности. Ведущая идея статьи заключается в том, что недостаточно обучить ученика решению данной конкретной задачи. Нужно помочь ему осмыслить структуру своей учебной деятельности по решению физических задач. И чем глубже ученик её постигнет, тем увереннее он будет  решать задачи (в самом широком смысле этого слова).

Эверстова А.Х. avalxr12@rambler.ru (МБОУ Табалахская СОШ, с. Улахан-Кюель, Верхоянский район, Респ. Саха (Якутия). Физика в Арктике. Описана организация учебной деятельности детей коренных малочисленных народов в стационарно-кочевой школе.