1.

Колчина И.Н. malkova_102@mail.ru (МБОУ Нижегородская СШ, п. Нижегородец, Дальнеконстантиновский р-н, Нижегородская обл.). Творческие задания для немотивированных, 7–11 кл.

Описан опыт организации творческих заданий, задающей отличную мотивацию учащихся к изучению физики. Приведён список обязательных творческих работ для 7–11-го классов.

Ключевые слова: Нижегородский спецвыпуск, творческие задания

2.

Битюрина В.Ю. bitiurina@yandex.ru (МБОУ лицей № 38, г. Нижний Новгород). Задачи лабораторного практикума как средство подготовки к ЕГЭ, 11 кл.

Разобран пример возможной подготовки к ЕГЭ по заданию уровня, соответствующего ч. 2, предложенного в виде лабораторной работы. Дано описание этой лабораторной работы и соответствующая презентация, возможные вопросы по заданию, сделан его анализ.

Ключевые слова: Нижегородский спецвыпуск, лабораторный практикум, подготовка к ЕГЭ.

3.

Битюрина В.Ю. bitiurina@yandex.ru (МБОУ лицей № 38, г. Нижний Новгород). ФГОС и создание личностно-ориентированной направленности обучения физике в лицее, 11 кл.

Для личностно-ориентированной направленности обучения в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения предлагается участвовать в создании разработок материала по различным темам всем участникам образовательного процесса в отдельно взятом классе. Пример информационного блока («Ток в различных средах»), по материалу которого учащийся делает тематический конспект, приведён в ЛКП.

Ключевые слова: Нижегородский спецвыпуск, системно-деятельностный подход, углублённое изучение физики, ученические конспекты.

4.

Ширшова В.И. Veryna-nn@yandex.ru (МБОУ  Школа № 101, г. Нижний Новгород). Системность и системно-деятельностный подход в преподавании физики.

Размышления  о проблемах, назревших в системе образования, приведены  примеры их решения. В частности, одним из способов разрешения извечного конфликта между «надо» и «неохота» может стать деятельностный подход в обучении, применяемый системно.

Ключевые слова: Нижегородский спецвыпуск, системно-деятельностный подход, ученические конспекты, закон Архимеда.

5.

Пигалицын  Л.В. levp39@mail.ru, Народный учитель России,  ПоЦАКО, г. Нижний Новгород). О творческой деятельности учащихся.

Представлен опыт вовлечения учащихся в творческую деятельность. Приведены примеры наиболее интересных ученических работ.

Ключевые слова: Нижегородский спецвыпуск, творческая деятельность учащихся.

6.

Козлова Н.Д. nana@1september.ru , к.т.н.,  Ковалева C.Я. svekova@mail.ru, к.п.н. (журнал «Физика. 1 сентября», г. Москва). Музей занимательных наук.

Фоторепортаж о нижегородском музее занимательных наук «Кварки» со вступительной статьёй Л.М. Шевчук, программного директора музея.

Ключевые слова: Нижегородский спецвыпуск, музей занимательных наук «Кварки».

7.

Усенко Е.А. elalbel73@mail.ru (МБОУ Школа № 20, г. Саров, Нижегородская обл.). Формирование метапредметной грамотности.

Представлена метапредметная (не межпредметная!) оценочная работа по физике  по теме «Изменение агрегатных состояний вещества», 8 и 10 кл., и кодификатор заданий к ней.

Ключевые слова: Нижегородский спецвыпуск, метапредметные результаты, ФГОС нового поколения по физике, оценка метапредметных умений, кодификатор оценочной метапредметной работы.

8.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в сентябре-октябре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведены астрофотографии полного солнечного затмения, видимого с Луны, кольцевого солнечного затмения, а также Фобоса – спутника Марса.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, солнечное затмение, Фобос – спутник Марса.

9.

У нас в гостях журнал «Квантик»: Панов А.  (г. Москва). Картезианский водолаз.

Перепечатка из журнала «Квантик»: история создания физической игрушки картезианский водолаз, описание принципа действия, фотографии реальных игрушек.

Ключевые слова: журнал «Квантик», картезианский водолаз.

10.

Козлова Н.Д. nana@1september.ru (журнал «Физика.Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Три задачи (с решениями) американского учителя Пола Хьюита (Paul G.Hewit): 142. Может ли расплавиться Земля из-за радиоактивного распада в гранитах? 143. Имеет ли смысл мыть машину в мороз кипятком? 144. Что из изображённого не излучае электромагнитные волны?)

Ключевые слова: радиоактивность, рассеяние энергии в пространстве, тепловые явления, тепловой баланс, закон смещения Вина, ИК-излучение

11.

Проф. Короновский Н.В. koronovsky@rambler.ru, д.г.-м.н, Брянцева Г.В. bryan@geol.msu.ru, к.г.-м.н. (геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Луна – наш вечный спутник.

Популярно изложены основные характеристики естественного спутника Земли – Луны, её строение, теории происхождения.

Ключевые слова: Луна, теории происхождения, строение, лунные кратеры. 

12.

Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru,  д.п.н. (МЦКО), Грибов В.А. vitalii_gribov@mail.ru, к.ф.-м.н. (МГУ им. М.В. Ломоносова), Нурминский И.И. nurm481@yandex.ru, д.п.н. (Федеральная предметная комиссия разработчиков ЕГЭ по физике), г. Москва. Типичные ошибки учащихся при выполнении заданий КИМ ЕГЭ по физике.

Окончание лекции 4 дистанционного курса. Рассмотрены типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ на методологические умения.

Ключевые слова: дистанционный курс, КИМ ЕГЭ по физике, задачи ЕГЭ, методологические умения.

13.

Дружинин Б.Л. bdruzhinin@mail.ru (г. Москва). Учительские заметки: 13. Магнит и магнитное поле.

Продолжение публикации фрагментов кружковых занятий из дневника учителя (см. № 1–7_8/2016).

Ключевые слова: магнит, магнитное поле, сила Лоренца, ускорители элементарных частиц, 10 кл.

14.

 Бабинцева Е.Н. elenampt@yandex.ru (МАОУ Гимназия г. Троицка, г. Москва). Проверка закона Гей-Люссака

Предложена усовершенствованная фронтальная лабораторная работа, в которой исключается традиционная методическая ошибка,  препятствующая в рамках оценённой погрешности подтвердить справедливость закона Гей-Люссака. Дополнительные уточнения и оценки влияния различных физических факторов,  которые полезно разобрать в профильных физматклассах, даны в личном кабинете подписчика.

Ключевые слова: газовые законы, закон Гей-Люссака, 10 класс, фронтальная лабораторная работа, мини-установки.

15.

Кузнецова И.В. irina.kuznecovasmagina@yandex.ru (МКОУ СОШ № 2, г. Омутнинск, Кировская обл.). Сравнение количеств теплоты при смешивании порций воды разной температуры.

Представлен сценарий урока, проведённого в рамках педагогической технологии проблемного обучения и в форме решения проблемной экспериментальной задачи на расчёт количества теплоты в процессе теплообмена при смешивании воды разной температуры, тема «Тепловые явления», 8 кл.

Ключевые слова: тепловые явления, 8 кл., проблемная экспериментальная задача, расчёт количества теплоты.

16.

Бушуева М.Е. (НГТУ, Нижний Новгород), Изжеуров Е.А. (СГАУ, г. Самара), Минина А.А. (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Санкт-Петербург), Муравьёв С.Е. semuraviev@mail.ru (НИЯУ МИФИ, г. Москва), Прунцев А.П. (МГУПС (МИИТ), г. Москва), Скрытный В.И. viskrytnyj@mephi.ru (НИЯУ МИФИ, г. Москва), Чостковская И.В. (СГАУ, г. Самара). Инженерная олимпиада школьников-2015/2016.

Представлены задания отборочного  тура IV инженерной олимпиады школь­ни­ков, проведённой силами пяти ведущих российских вузов. Проведён подробный разбор решений. В ЛКП размещено историческое дополнение редакции (Бражников М.А.) к задаче 3 (8–9 кл.)  – страницы из учебника К.Д. Краевича 1868 г. с подробным разбором действия пожарного насоса. Рекомендуем также ознакомиться с замечательным обзором пожарных помп и повозок http://www.kraeved-samara.ru/archives/481

Ключевые слова: абитуриенту, инженерная олимпиада, динамика  термодинамика, МКТ, НГТУ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», НИЯУ МИФИ, МГУПС (МИИТ), СГАУ.

17.

Бражников М.А. birze@inbox.ru (ИХФ РАН, г. Москва). Во всём нам хочется дойти до самой сути…

Представлена история пожарного насоса – от Ктезибия до наших дней, описан принцип действия.

Ключевые слова: пожарный насос, помпа, пожарная повозка, атмосферное давление, торричелиева пустота.

18.

Кириллов С.Н. kirillov1965@yandex.ru (Театр Занимательной Науки, г. Москва). Термодинамический культуризм.

Предложен оригинальный способ «похудания» для сладкоежек, однако элементарный расчёт сводит его на нет.

Ключевые слова: тепловые явления.

19.

Рефераты электронных публикаций

Абальмасов В.А. abalmasov.v@mail.ru (МОУ гимназия № 1,  г. Балашов), Фадеев А.В. fadey24@maill.ru (МОУ СОШ с. Тростянка, Балашовский р-н),   ФАДЕЕВА И.А. (ГАОУ СПО Балашовское медучилище, г. Балашов). Исследование температуры жидкости переменной массы при нагревании. Авторская лабораторная работа по теме «Тепловые явления» предпрофильной подготовки,  8 кл.

Архипова Е.А. helenapotter@mail.ru (МБОУ гимназия №16, г. Орёл). Неньютоновская жидкость. Ученический исследовательский проект Ионовой А., Митирёвой А., 9 кл.

Винокурова Р.П. birope@mail.ru (МУО УУО Амгинского улуса, Сулгачинская СОШ им. И.И. Константинова–Дэлэгээт Уйбаан, Респ. Саха (Якутия)). Технология эффективного запоминания физических величин. Методическое пособие для учителей физики.

Глобинец О.В. lelja_777@list.ru (МАОУ  СОШ № 1 им. Сергея Бондарева, пгт. Серышево, Амурская обл.).  Сила трения. Урок изучения нового материала, подкрепляемый фронтальным групповым экспериментом, 7 кл.

Ермакова Е.В. ErmakowaEl@mail.ru, к.п.н. (ИПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим, Тюменская обл.). Механическая картина мира. Рекомендуется учащимся и преподавателям средних школ, лицеев и гимназий, членам и руководителям кружков и факультативов, студентам физико-математических факультетов, а также всем, кому интересна физика.

Ермакова Е.В. ErmakowaEl@mail.ru, к.п.н., Курносова А.А. (ИПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим, Тюменская обл.). Вершина. Интеллектуальная игра – межпредметное мероприятие  Физика + Литература по творчеству А. Ахматовой.

Изюмов И.А. izyumoff.igor@yandex.ru (МБОУ гимназия № 3, г. Аксай, Ростовская обл.). Об основной задаче и уравнении состояния. Материал к уроку, 10 кл.

Интентеева З.Г. intenteeva@mail.ru (БПОУ  Балезинский политехнический техникум, Удмуртская Респ.). Физика везде и всюду (интеллектуальный марафон). Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме ТВ «Своей игры».

Князев А.А. aknz@list.ru (г. Саратов). Трудно ли плыть в вязкой жидкости?.. Вопрос возник около трёхсот лет назад, в результате спора между Ньютоном и Гюйгенсом. Ньютон, как автор концепции детального силового описания явлений, склонялся к простому выводу – поскольку вязкая сила создаёт тормозящее действие, пропорциональное скорости, пловцу плыть труднее. Возражение Гюйгенса сводилось к тому, что во время активного продвижения пловца вперёд, вязкая жидкость даёт ему более прочную основу для отталкивания, в результате скорость продвижения может оказаться большей, чем в простой воде. В представленной работе сделана попытка разобраться в обоснованности каждого из выводов, для чего был поставлен контрольный эксперимент и предложены для обоснования некоторые рабочие модели. Основной вывод: если бы не сложность совместного учёта нескольких явлений, оба учёных пришли бы к одному выводу – вязкость замедляет движение, а плотность среды может действовать различно, в зависимости от геометрии тела и степени его погружения в жидкость. В конкретном эксперименте (проведённом с участием 11-классника Михаила Горенкова) скорость в вязкой среде оказалась всё же меньше, чем в чистой воде.

Молодцова В.А. (МБОУ Вороновская ООШ, с. Вороново), Шатохин С.И. sichat@list.ru (МБОУ Крутовская ООШ, с. Крутое), Колпянский р-н, Орловская обл. Закон Ома для участка цепи. Открытый урок, 8 кл.

Орлова И.В. super.irinaorlova2012@yandex.ru (МАОУ Тисульская СОШ, п. Тисуль, Кемеровская обл.). Сейсмические волны. Внепрограммное занятие ФИЗИКА + ГЕОГРАФИЯ, 9 кл.

Подскрёбышева Л.Л. podskrebysheva.l@mail.ru Плазменный шар – это катушка Тесла

Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания): Физика для школьника. Стенгазета № 20. Исследователи, вперёд! 7 кл.)

Рябушкина В.М. rvalentinam@gmail.com (ГБОУ СОШ № 1161, г. Москва). Рычаг на службе у человека Ученические минипроекты 7-классников Лавровой Елизаветы и Голика Алексея.

Сапанович В.А. vsapanovich@gmail.com (Майская базовая  школа, д. Майское, Жлобинский р-н, Гомельская обл., Респ. Беларусь). Физическая эстафета. Внеклассное мероприятие, 6–9 кл.

Спиридонов Д.С. spiridonov_dimka@mail.ru (МБОУ Бежаницкая СШ, п. Бежаницы,  Псковская обл.), Спиридонов С.Ф. (МБОУ Чихачёвская СШ, с. Чихачёво, Бежаницкий р-н, Псковская обл.). Эффективные приёмы обучения решению задач по физике (базовый уровень). Новые приёмы в подходе к обучению решению задач по физике.

Фаизова Л.Х. lima_faizova@mail.ru (г. Дзержинский). Кратковременные фронтальные практические работы по физике для 7–9 кл. Методическое пособие на базе УМК А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник, базовый уровень. Инструкции к 5–8-минутным работам с использованием несложного оборудования и доступных материалов (катушечная нить, спичечный коробок, медицинская пипетка, динамометр, линейка, термометр и прочее). В каждой работе дан вариант примерного ответа с пропусками, которые ученики должны заполнить после выполнения заданий.

Филюкова Л.В. lyudmila.filyukova@mail.ru, Иванова А.А. (ГБОУ СОШ № 2113, г. Москва). Русский и физика – смешанные или параллельные науки? Комбинированный урок: урок-обобщение по физике и урок изучения нового по русскому языку, 9 кл. Школьные занятия – это не получение отвлечённых знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и получение навыков её применения в действительности. Урок проводится в кабинете физики с использованием смарт-доски, комплектов для проведения лабораторных работ по теме «Электричество» и распечаток заданий по русскому языку.