1.

Разумовский В.Г., razumovsky-v@mail.ru академик РАО, д. п. н. (ИСРО РАО, г. Москва). Пентин А.Ю. pentin@mail.ru, к. ф-м. н., Никифоров Г.Г. nikiforowgg@mail.ru, к. п. н. (ЦЕНО ИСРО РАО, г. Москва), Губская И.А. irina051972@rambler.ru, к. х. н., Попова Г.М. (МОУ МЦ Раменский Дом учителя, г. Раменское, Московская обл.), Андреева Н.В. nataol@list.ru, Пчёлкина М.А. pchelkin.a@mail.ru (МОУ Удельнинская гимн. им. В.Ф. Горячева, п. Удельная, Раменский м.р., Московская обл.), Королёва Л.Б. larissakoroleva@rambler.ru, Нарыжная Е.А. katynar@yandex.ru, Рябова Е.С. helena1234567@rambler.ru (МОУ Раменская СОШ № 5, г. Раменское, Московская обл.), Поваляев О.А. olegpovalyaev@gmail.com, к. т. н. (фирма «Научные развлечения», г. Москва). Естественнонаучная грамотность и экспериментальные умения выпускников основной школы: проблемы, возможные решения и модели уроков. № 11_12 (см. также ЛКП). Естественнонаучная грамотность и экспериментальные умения выпускников основной школы: проблемы, возможные решения и модели уроков.

Представлены (см. личный кабинет подписчика) материалы мероприятия, проведённого в рамках XV Марафона учебных предметов силами ИД «Первое сентября», Института стратегии развития образования РАО (ИСРО), Комитета по образованию администрации Раменского муниципального района Московской области, Раменского Дома учителя с участием Центра естественнонаучного образования (ЦЕНО ИСРО РАО) и учителей  экспериментальных школ Раменского муниципального района. В диагностике участвовали более 600 учащихся 9-х классов 43-х школ района, которые занимаются по УМК  Пёрышкина А.В., Гутник Е.М. (всего в районе 50 школ). Рассмотрены вопросы:  что такое естественнонаучная грамотность; методика проведения диагностики и её результаты; результаты исследования, методические рекомендации; модели уроков; мастер-класс «Зависимость силы тока от напряжения» Основные результаты исследования и методические рекомендации получили в электронном виде (на диске)  все учителя, пришедшие на мероприятие (см. врез внизу, материал доступен на указанном сайте).

Ключевые слова: спецвыпуск Москвы и Подмосковья, естественнонаучная грамотность выпускников, основная школа, диагностика экспериментальных умений, мастер-класс, XV Марафон учебных предметов.

2.

Пещеркина В.В. s.pescherkina@mail.ru (МОУ СОШ  с УИОП № 4,  г. Фрязино, Московская обл.). Новое использование на уроке и дома исследовательских работ обучаемых.

Показана актуальность компетентностного подхода в образовании как способа построения новой парадигмы. Предложены  технологии использования исследовательских работ учащихся на занятиях.

Ключевые слова: спецвыпуск Москвы и Подмосковья, философия конструктивизма, компетентностный подход, проблемно-ориентированная исследовательская познавательная деятельность, наглядный теоретический материал, развитие творческого мышления обучающихся.

3.

Шакирова Е.М. school_25@edu-mytyshi.ru (МБОУ СОШ № 25, г. Мытищи, Московская обл.). Удельная теплота плавления, 8 кл.

Представлен сценарий урока объяснения нового материала, 8 кл., проведённого на региональном семинаре «Актуальные проблемы обучения физике и математике. Обобщение педагогического опыта». Презентация дана в личном кабинете подписчика.

Ключевые слова: спецвыпуск Москвы и Подмосковья, урок объяснения нового материала, удельная теплота плавления, 8 кл.

4.

Подшивалова И.А. irina_podshi@mail.ru (МОУ ТСОШ № 14, г.  Люберцы, Московская обл.). Путешествие в Термолэнд, 8 кл.

Представлен сценарий урока-путешествия по теме «Тепловые явления», 8 кл. Технологическая карта урока, презентация, видеоролики  и раздаточные материалы даны в электронном приложении (см. личный кабинет подписчика).

Ключевые слова: спецвыпуск Москвы и Подмосковья, урок-путешествие, тепловые явления, 8 кл.

5.

Ивашкина Д.А. aivashkin@mail.ru (к.ф.-м.н., МАОУ Лицей г. Троицка, г. Троицк (Москва). «Задачный минимум» по динамике, 11 кл.

Показан подход к составлению подборки задач, которую можно назвать «задачный минимум». Приведён вариант такой подборки по динамике. К каждой задаче (группе задач) даны ориентировочные сведения, а также обозначен новый опыт, приобретаемый учащимися при её решении. Подборку можно использовать не только для обучения, но и для повторения материала.

Ключевые слова: спецвыпуск Москвы и Подмосковья, обучение решению задач, динамика, подборка задач, «задачный минимум».

6.

Стасенко  А.Л. serpantin37@mail.ru, проф. д. ф.-м. н. (МФТИ , г. Жуковский, Московская обл.). Архимед, Галилей и «великий слепой» Паниковский.

Предложена задача – опять на тему неисчерпаемого закона Архимеда, но теперь с учётом момента инерции. В личном кабинете подписчика дан подробный вывод результирующего уравнения.

Ключевые слова: спецвыпуск Москвы и Подмосковья, закон Архимеда, Галилей, Шура Балаганов, Паниковский, момент инерции вращающегося тела.

7.

Гришин Г.Г. ra4lay@yandex.ru (МБОУ лицей при УлГТУ, г. Ульяновск).   Моделирование электростатического поля точечного заряда с простой регистрацией данных, 10 кл.

Для повышения наглядности изучения одной из сложных тем «Электрическое поле точечного заряда» предложен оригинальный метод регистрации результатов на модели электростатического поля. Модель позволяет получать картину силовых линий электростатического поля, используя низковольтный источник тока и простое оборудование. Соответствующая лабораторная работа  несколько лет апробировалась в 10-х классах лицея и способствовала овладению такими сложными понятиями, как потенциал и эквипотенциальные поверхности.

Ключевые слова: лабораторная работа, электростатика, модель электростатического поля, потенциал, эквипотенциальные поверхности.

8.

Баликоева А.М. balikoeva64@mail.ru (МБОУ СОШ им. А.М. Селютина,  с. Михайловское, Пригородный район,  РСО–Алания). Законы сохранения в механике, 9 кл.

Описан открытый урок повторения, обобщения и систематизации знаний, 9 кл., с применением приёмов педагогической технологии критического мышления:  «Шесть шляп мышления», «Карта  мыслей – кластер», «Кейс-стади». Урок построен по схеме вызов–осмысление–рефлексия. Полностью оригинал дан в личном кабинете подписчика.

Ключевые слова: открытый урок повторения, обобщения и систематизации знаний, педагогическая технология критического мышления, «Шесть шляп мышления», «Карта  мыслей – кластер», «Кейс-стади», законы сохранения в механике.

9.

Чаругин В.М. charugin2010@mail.ru, академик РАКЦ, проф., д. ф.-м. н. (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в ноябре–декабре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведены картина «Рождество» В. Петрова-Кириллова, космический снимок дельты Нила ночью, астрофото туманностей Тарантул и Одуванчик.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты,  рождество, Петров-Кириллов, туманности Тарантул, Одуванчик.

10.

Удивительная жизнь Альберта Эйнштейна. Материал из блога К.Ю. Богданова. Пер. с англ. Козловой Н.Д.

Представлена инфографика биографии Альберта Эйнштейна – Нобелевского лауреата, гения, ребёнком слывшего за недоумка.

Ключевые слова: Альберт Эйнштейн, инфографика, биография в картинках.

11.

Козлова Н.Д. nana@1september.ru (журнал «Физика.Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Три задачи (с решениями) американского учителя Пола Хьюита (Paul G.Hewit): 145. Что будет с силой Архимеда, действующей на улетающий в небо шарик? 146. Что будет с планетой, если её орбитальная скорость удвоится? 147. Как изменяется сила Архимеда при опускании тела на дно Марианской впадины?)

Ключевые слова: сила Архимеда, орбитальная скорость, Марианская впадина.

12.

Короновский Н.В. koronovsky@rambler.ru, проф., д.г.-м.н, Брянцева Г.В. bryan@geol.msu.ru, к.г.-м.н. (геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Земля – планета океанов.

Популярно изложена варианты появления океанов на нашей планете, их роль в истории Земли и земной биоты, описан рельеф дна разных океанов. Отмечено, что в связи с появлением новой глобальной тектоники (тектоники литосферных плит) в геологии произошла революция. Выраженная стратификация океанских вод и вращение Земли приводят к появлению океанских течений и, в частности, к явлению Эль-Ниньо, периодически вызывающему региональную катастрофу. Обсуждено влияние Гольфстрима на климат Земли.

Ключевые слова: океаны Земли, океанские течения, Эль-Ниньо, Гольфстрим, чёрные курильщики, Марианская впадина.

13.

Кириллов С.Н. kirillov1965@yandex.ru (Театр занимательной науки, г. Москва). «Фанера над Парижем» как мечта о небе.

Сценарий представления для школьников в Театре занимательной науки.  См. также http://www.t-z-n.ru/perelman/docs/fanera_nad_Parizhem.pdf.

Ключевые слова: Театр занимательной науки, подъёмная сила,  аэродинамика.

14.

Степанюк И.А. stepanuk2009@rambler.ru, проф., д.г.-м.н ( РГГМУ, г. Санкт-Петербург). «Ловушки» моря без берегов.

Популярный рассказ о Саргассовом море, в котором находится знаменитый Бермудский треугольник. Приведены наиболее популярные легенды и попытки их научных объяснений.

Ключевые слова: Саргассово море, Бермудский треугольник, «конские широты».

15.

Дружинин Б.Л. bdruzhinin@mail.ru (г. Москва). Учительские заметки: 14. Радиоактивность и радиация.

Окончание публикации фрагментов кружковых занятий из дневника учителя (см. № 1–9_10/2016).

Ключевые слова: радиоактивность, закон радиоактивного распада, критическая масса, 10 кл.

16.

Энгель Л.В. 79853176903@ya.ru (г. Москва). Как-то поздней осенью...

Письмо читательницы с фотографией интересного явления: на мостках выросли гигантские снежинки. Объяснение дали И.Н. Корнильев kornilev.i@mail.ru (г. Астрахань) и Н.Д. Козлова nana@1september.ru (г. Москва).

Ключевые слова: рост снежинок, кристаллизация, температура, влажность.

17.

 Cодержание журнала «Физика. Первое cентября» за 2016 г.

18.

Алексеева Е.Вn-ever@yandex.ru (ЧУ СОШ № 1, г. Москва). Как бы выглядело ночное небо если бы Земля находилась...

Подборка интересных картинок (в представлении художника) из интернета.

Ключевые слова: ночное небо.

19.

Рефераты электронных публикаций

АЛЕКСЕЕВА Е.В. n-ever@yandex.ru (ЧУ СОШ № 1, г. Москва). Разработка пропедевтического курса по физике. Дистанционный курс из 8 лекций-вебинаров (72 ч), прослушав который, учитель сможет создать собственный полный пропедевтический (3–6  кл) или элективный (7–11 кл.) курс, а также организовать занятия соревновательного характера (интеллектуальные игры, викторины, миниолимпиады, физические вечера), 7–11 кл. [http://preemstvennost.ru]. Итоговые работы слушателей курса выложены на яндекс-диске https://yadi.sk/d/lG7BDGCXkohVh:

  • Архипова А.Ю. alekseeva-l-g@ya.ru (МАОУ СОШ № 7, г. Стерлитамак, Респ. Башкортостан). Астрономия вокруг нас. Интерактивная игра
  • Бабаян А.С. arusyak-59@mail.ru (Неманское спец. ПУ закрытого типа, г. Неман, Калининградская обл.). Оптические иллюзии
  • Елезова О.В. 2009lolo@mail.ru (МОУ СОШ № 4. г. Коряжма, Архангельская обл.). Физика вокруг нас. Интерактивная игра
  • Коршунова Л.Н. korshunova@gmail.com (ГБОУ лицей № 1557, г. Зеленоград-Москва). Инерция
  • Кузьмина Н.Ю. kunaur0@mail.ru (МБОУ СОШ № 84, г. Воронеж). Способы изменения внутренней энергии
  • Марущак С.В. swetamarusy@gmail.com (МБОУ лицей № 136, г. Новосибирск). Способы описания механического движения
  • Соколюк Н.Б. own.sokol.n@mail.ru (МБОУ СШ № 45, г. Архангельск). Занимательная физика. Киматика
  • Солдатенкова С.В. s.soldatenkova2013@yandex.ru (ГКСУВУ ССОШЗТ, с. Серафимовский,  Туймазинский р., Респ. Башкортостан). Давление.
  • Чертушкина Е.В. elena70578@mail.ru (МБОУ лицей № 136, г. Новосибирск). Давление твёрдых тел.
  • Шестакова И.И. sh_i_i@mail.ru (МБОУ СОШ № 42, г. Владимир). Бозон Хиггса.

Авторские учебные роликиhttp://www.youtube.com // Новости науки и техники.

БАГОЦКИЙ С.В. b1949@mail.ru (г. Москва). Учитель пения Е.А. Быханов – оставшийся безвестным орловско-липецкий астроном-любитель, оспоривший модель Канта–Лапласа возникновения Солнечной системы и поддержавший идею дрейфа континентов.

БОГДАНОВ К.Ю., д. б. н. (г. Москва). Фоторепортаж из Технического музея в Вене.

БОНДАРЕВА С.А. sohranovka3@yandex.ru (МБОУ Сохрановская СОШ, с. Сохрановка, Чертковский р., Ростовская обл.) КВН. Сценарий интеллектуального внеклассного мероприятия по всем темам курса физики для 7-го класса.

БУХАНОВ В.М., к. ф.-м. н., ГРАЧЁВ А.В., к. ф.-м. н., проф. КОЗЛОВ С.Н., д. ф.-м. н., ЛУКАШЁВА Е.В., к. ф.-м. н., НЕВЗОРОВ А.Н., к. ф.-м. н.,  НЕТРЕБКО Н.В., к. ф.-м. н., НИКИТИН С.Ю., к. ф.-м. н., проф. ПЛОТНИКОВ Г.С., д. ф.-м. н., ПОГОЖЕВ В.А. к. ф.-м. н., проф. ПОЛЯКОВ П.А., д. ф.-м. н., ПОЛЯКОВА М.С., к. ф.-м. н., СКЛЯНКИН  А.А., к. ф.-м. н., ЧЕСНОКОВ С.С. sergeychesnokov@mail.ru, к. ф.-м. н., ЧИСТЯКОВА Н.И., к. ф.-м. н. (физический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва). Ломоносов 2015-2016. Олимпиада по физике, 7–11 кл. Задачи всех этапов с решениями. Дипломы победителя и призёров олимпиады учитываются при поступлении во все ведущие вузы России.

ГОРЯЧИХ О.К. taneol@mail.ru, Жукова И.В. zukovaivik@rambler.ru (МАОУ лицей № 2, г. Балаково, Саратовская обл.). Физика в парке. Летнее занятие для одарённых детей, 5–6 кл. В нашем лицее каждый июнь работает площадка для одарённых детей. Кроме оздоровительных мероприятий проводятся занятия по математике, информатике и физике. Если с математикой и информатикой учащиеся, окончившие 5-й и 6-й классы знакомы, то физика для большинства остаётся  загадкой. Мы попробовали соединить получение новых знаний с элементами оздоровления.

ДЕДУШКА А. a.dedushka@mail.ru (г. Ставрополь). Полёт крылатой ракеты как модель жизни. Предложен оригинальный педагогический метод воспитания школьников – коллективная анимация обучения.

ДЁМИНА Е.К. dek-2010@yandex.ru (МБОУ СШ № 9, г. Выкса, Нижегородская обл.). Использование технологии уровневой дифференциации обучения при формировании у школьников способов самостоятельной работы при решении физических задач. Представлены способы обучения решению задач по технологии уровневой дифференциации обучения (УДО), описаны этапы работы в условиях классно-урочной системы, приведены критерии оценки эффективности её использования. В качестве примера  приведён план урока решения задач, повторения и обобщения в 9-м классе на тему «Кинематика прямолинейного движения

ДОЛГУШИН А.Н. dolgushin23fizika@yandex.ru (МОУ Лицей № 23, Воскресенский м.р., Московская обл.). Формирование УУД обучающихся старшей школы в рамках лабораторного практикума по физике с использованием Microsoft Excel для обработки экспериментальных измерений.

ЗИЯТДИНОВ Ш.Г. shamilzg@gmail.com, к. п. н. (Бирский филиал БГУ, г. Бирск, Респ. Башкортостан). Первое рукопожатие в космосе.  Краткая история проекта «Союз-Аполлон», положившего начало международным космическим полётам. Основные этапы проиллюстрированы  филателистическими материалами.

ЗУБЦОВА А.В. subcv@rambler.ru (ГУО СШ № 7, г. Новополоцк, Витебская обл.,  Респ. Беларусь). • Электрическая цепь. Знакомство с приборами для измерения силы тока и напряжения. Урок объяснения нового материала с фронтальным экспериментом, 8 кл. (в России – 7 кл.). • Увеличение эффективности генерации электроэнергии ветроэнергетической установкой. Ученический исследовательский проект Шулепова Даниила и Усович Полины, 8 кл.

ИВАНОВА Н.Ю. 79161282347@ya.ru (МБОУ  СОШ № 3, г. Реутов, Московская обл.). Формирование ИК-компетентности школьников и реализация деятельностного подхода с использованием цифровых лабораторий по физике.

ИВАШКИНА Д.А. aivashkin@mail.ru, к. ф.-м. н. (МАОУ Лицей г. Троицка, г. Москва). Исследование линейного процесса. Урок одной задачи в классах с углублённым изучением физики.

КАПЕЦКАЯ Г.А. kapetskaya@mail.ru (ГУО гимназия г. Светлогорска, Гомельская обл., Респ. Беларусь): • Альпинисты, 9 кл. •  Интеллект-круиз, 7 кл. Интеллектуальные игры  по физике и химии.

КОЗУЛИНА Л.В. kozulina-lv@yandex.ru (ГБОУ СОШ № 554, г. Москва). Силы в природе. Урок контроля знаний, обобщения и повторения, 7 кл. Оригинальная форма зачёта – силами самих учащихся.

КУКАНОВА Т.Г. kukantg@yandex.ru (МОУ Лотошинская СОШ № 2, п. Лотошино, Московская обл.), КУКАНОВ А.С. kukantg@yandex.ru. Как Винни-Пух и Пятачок ловили рыбу. Сказка на тему «Электричество», 7 кл.

ЛУЧКОВ Б.И. b.luchkov@mail.ru, д.ф.-м.н., проф.  (НИЯУ МИФИ, г. Москва). Климат Земли.

МИЛЮКОВА Н.Ю. nmilukova@rambler.ru (ГБПОУ колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова, г. Москва).  Гордимся!  О митинге памяти Ю.А. Гагарина и В.С. Серёгина, который ежегодно проходит в д. Новосёлово Киржачского р-на Владимирской обл. 27 марта, в день гибели экипажа.

ПАНЧЕНКО М.Н. u-235_u-238@mail.ru (МБОУ гимн.  № 36, г. Ростов-на-Дону): • Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС на примере урока объяснения нового материала по теме «Электризация тел. Два  рода зарядов», 8 кл. • Моделирование физических задач, 7 кл.

СТАВСКИЙ ДМИТРИЙ (7 кл., МБОУ ДОД Тазовский районный ДДТ, п. Тазовский, ЯНАО). Прибрежная волновая электростанция. Ученический констр. проект, 7 кл. Рук. С.А. Кунин kunin_taz@mail.ru.

ХУДЯКОВА О.Г. madam.hudyackova2013@yandex.ru (МБОУ Междуреченская СОШ № 6, п. Междуреченский,  Пинежский р-н, Архангельская обл.). Плотность вещества. Урок решения задач, 7 кл. (13 обучаемых).

ЧОПОРОВА Ж.В. zh.choporova@gmail.com (ГБОУ лицей № 1575, г. Москва). Применение метода синектики, 6 кл.

ШАЛИМОВА Т.А. tasha1930@gmail.соm (МОУ Финно-угорская школа имени Элиаса Леннрота, г. Петрозаводск). Решение компетентностно-ориентированных задач на занятиях авторского элективного курса. На примере занятия «Архимедова (подъёмная) сила», 9 кл.

ШВЕДОВА  А.О. fiallochka814@mail.ru (ГБОУ гимназия № 625, г. Москва ). Экспериментальные задачи с физическим содержанием типовых заданий ЕГЭ, 10 кл.

ШЕРОМОВА Т.С. stesher@yandex.ru (МБОУ СОШ № 56, г. Киров). Развитие мышления школьников при решении ситуационных задач по физике на основе текстов с историческим содержанием.