Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №27/2000

Архив

В.С.Лебединская,
МЦРО, г. Лабинск, Краснодарский кр.

«Физические методы изучения природы»

Диагностическая работа. 7-й класс. Базовый курс

При традиционной «отметочной» системе отметки не всегда оказываются объективными, да и предлагаемые в сборниках контрольные работы в основном позволяют оценить лишь факт знания или незнания учебного материала, но не сформированности умений, предусмотренных программой. Средством для выявления степени достижения учащимися планируемых суммарных результатов обучения является, по нашему убеждению, системная диагностика. Это система включает в себя контрольные работы по каждой теме, разделу (тематические), в конце каждой четверти учебного года (промежуточные) и в конце учебного года (итоговую). Системная диагностика предметной обученности позволяет учителю определить трудности в формировании предметных умений и зону ближайшего развития каждого ребенка, организовать целенаправленную развивающе-коррекционную работу с учащимися и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели.

Такие материалы разрабатываются проблемной группой учителей физики при Муниципальном центре развития образования нашего города. В зависимости от объема на выполнение диагностической работы отводится либо 10–15 мин, либо целый урок, либо даже несколько уроков (по 10–15 мин), когда она выполняется частями.

По результатам работы составляется диагностическая карта (таблица).

 

1 – в определении цены деления шкалы прибора;
2 – в измерении объема жидкости;
3 – в выборе слов, обозначающих вещество;
4 – в выборе слов, обозначающих физическое тело;
5 – пользоваться шкалами измерительных приборов;
6 – различать понятия вещество, физическое тело.

 При проверке работ в таблице знаком | отмечается количество ошибок, допущенных при выполнении всей работы, знаком  – сформированность данного умения, – умение находится в стадии формирования, – умение не сформировано. Под таблицей подсчитывается обученность класса в процентах, а также делаются статистические выводы. Такой анализ позволяет учителю спланировать развивающе-коррекционную работу и с помощью системы упражнений помочь каждому учащемуся достигнуть планируемых результатов обучения. Коррекционную работу можно проводить в начале каждого урока физики в течение 5–10 мин или посвятить целый урок. Формы такой работы общеизвестны: индивидуальная и групповая в соответствии с допущенными ошибками.

Учащихся необходимо ознакомить с результатами диагностики, показав каждому, какие умения сформированы, а над формированием каких умений надо еще работать. Чтобы дети проявляли интерес к диагностическим работам и не испытывали чувства страха, как иногда бывает перед контрольной работой, надо в начале изучения темы сообщить им четко выделенные требования к результатам обучения и поставить цель: овладеть определенными умениями. О дате проведения диагностической работы не сообщается, т.е. она проводится без специальной подготовки, но цель ее проведения обязательно известна всем. Тон учителя должен быть доброжелательным, располагать к ответственной работе. Все это способствует успешности обучения. Исчезают проблемы с психологией: нет обид за «двойку», нет страха перед родителями за отметки, внимание на уроках становится стабильным, а не вызывается единовременным желанием получить хорошую отметку, работа учащихся на уроках становится целенаправленной и мотивированной.

Анализ диагностических карт позволяет увидеть и слабые места методик преподавания. Если при сравнении диагностических карт по одной и той же теме за несколько лет обучения обнаруживается, что большинство учащихся допускают из года в год одну и ту же ошибку, то причины этого следует искать в неэффективности применяемых форм и методов организации учебной деятельности, в неверном отборе содержания, целей и задач уроков и т.д.

Такой поиск ведет не только к повышению профессионального мастерства учителя, но и раскрывает возможность предупреждения ошибок учащихся в последующие годы. Громоздкая, на первый взгляд, диагностическая работа впоследствии окупается...

Приводим образец тематической диагностической работы и методику обработки результатов. Работа проводится в конце изучения раздела «Физические методы изучения природы». В самом начале обучения физике, в 7-м классе, начинается формирование умений:

– определять цену деления измерительной шкалы;
– пользоваться шкалами измерительных приборов;
– различать понятия вещество и физическое тело.

Эти умения лежат в основе использования приборов в течение всех лет обучения и дальнейшей практической деятельности учащихся.

Диагностическая работа

Задание № 1

а) Как называются приборы, изображенные на рисунках а и б?
б) Чему равна цена деления шкал приборов?
в) Сколько жидкости налили в мензурку а?
г) Какой объем жидкости можно измерить мензуркой б?

Задание № 2 (под диктовку)

Запишите слова, обозначающие:

вар. I – вещество; вар. II – тело.

Книга, нож, бумага, тетрадь, сталь, самолет, воск, птица, фарфор, чашка, свинец, мел, ручка, стекло, окно.

Развивающе-коррекционные упражнения

Цель этой работы: формирование умений, предусмотренных минимумом содержания образования, у всех учащихся. В набор входят задания различной степени трудности, поэтому разным учащимся можно предлагать различные задания с целью формирования умения или его совершенствования.

1. Заполните таблицу, используя приведенный ниже перечень (слова в скобках можно не выписывать).

Свинец, свист, рельс, ракета, прыжок, алюминий, буран, Луна, спирт, ножницы, испарение, смерч, ртуть, стол, мед, снегопад, вертолет, нефть, молоко, карандаш, радуга, полет (самолета), воздух, (футбольная) камера, стакан, вата, извержение (вулкана), падение (шара), камень, вода, звучание (музыки), корабль (космический), медь, кипение (воды), гранит, ручка, керосин, плывет (лодка), картофелина, дует (ветер), лопата, железо, мяч, сахар, воздух, чайник, золото, затмение (Солнца), пластилин, шарик, спичка.

2. Назовите по три вещества, из которых могут быть изготовлены изображенные на рисунке тела.

3. Какова цена деления изображенных на рисунке линеек?

4. Определите цену деления демонстрационного термометра. Какую минимальную температуру можно измерить данным термометром? Какую максимальную температуру можно измерить данным термометром? Какова температура воздуха сейчас?

5. Найдите цену деления мензурок. Какой самый большой объем и какой самый маленький объем жидкости можно измерять каждой из этих мензурок? Каков объем воды, налитой в каждую мензурку?

Упражнения могут быть использованы как для устной, так и для письменной работы учащихся.

На основе развивающе-коррекционных упражнений можно составлять наборы технологических материалов для организации развивающе-коррекционных занятий по физике – карточки многоразового использования. Например, набор серии К-Р-1, состоящий из семи карточек, позволит организовать развивающе-коррекционную работу с учащимися не только по перечисленным выше формам, но и использовать их для самостоятельной работы с самоконтролем как в классе, так и дома. Ответы, напечатанные на обратной стороне карточки, помогают учащимся контролировать свою деятельность. В случае несовпадения ответов они могут обращаться за помощью (к соседу по парте, консультанту, другим членам группы, учителю).


От редакции. Во всех опытах предполагается:
1. Жидкость можно наливать в мензурки только один раз.
2. Объем тела V определяется при условии, что в обеих мензурках содержится одинаковое количество жидкости.

Карточка № 1

1. Определите цену деления шкал приборов а и б.

2. Определите цену деления шкалы прибора и его показание.

3. Определите цену деления шкалы мензурки (рис. в).

Обратная сторона карточки № 1. Ответы к заданиям

1. а) c = 1; б) с = 0,5.   2. с = 1; 9.  3. с = 20 мл = 20 см3; Vмакс = 280 мл; Vж = 140 cм3;
Vж +т = 260 см3; Vт = 120 см3;
r = 1,2 г/см3; оргстекло.

Карточка № 2

1. Определите цену деления шкал приборов а и б.

2. Определите цену деления шкалы прибора и его показание.

3. Определите цену деления шкалы мензурки (рис. в).


Обратная сторона карточки № 2. Ответы к заданиям

1. а) c = 0,5; б) с = 5. 2. с = 0,5; 1,5. 3. с = 2,5 мл = 2,5 см3; Vмакс = 50 мл; Vж = 27,5 cм3;
Vж + т = 42,5 см3; Vт = 15,0 см3;
r = 7,00 г/см3; чугун.