Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №27/2001

Архив

Е.Ф.Гудилина,
ПУ № 189, г. Москва

Электромагнитные явления

Театрализованный повторительно-обобщающий урок-зачет.
11-й класс. Базовый курс

Урок проводится в форме диалога отца-бизнесмена с дочерью, которая хочет сдать зачет по физике. Учащиеся заранее готовят сообщения об электрических, магнитных и электромагнитных явлениях, сами организуют опрос и подводят итоги тестирования. Задействована вся группа. Учитель лишь следит за ответами и в конце урока обоснованно выставляет каждому учащемуся оценку: за правильно выполненные тестовые задания – «удовл.», за каждый правильный ответ с места – по 1–2 балла.

Учитель. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Электромагнитные явления». Давайте проведем его в форме игры. У меня есть знакомый бизнесмен. У него дочь – ваша ровесница. У дочери проблемы с учебой. Давайте попробуем помочь решить эти проблемы. Итак, мы в гостях у бизнесмена Трепина и его дочери.

Бизнесмен. Дочка, ты что такая грустная и серьезная? Что это у тебя?

Дочь. «Физика». Нам задали обобщить знания по теме «Электромагнитные явления» и решить несколько задач. Только я плохо понимаю тему, задачи решить не могу.

Бизнесмен. Да ты бы лучше на дискотеку сходила.

Дочь. Мне, папа, это уже не интересно. Хочется общения с интеллектуальными ребятами.

Бизнесмен. Как же ты их узна1ешь?

Дочь. По результатам выполнения тестовых заданий. (Обращается к классу.) У вас на столах – тестовые задания. Подпишите свои фамилию, группу и отметьте правильные ответы из предложенных вариантов, на работу дается 5 минут. Кто сделает, сдает работу в жюри. Первые пятеро, верно выполнившие задания, наденут шапки «умников» и займут вот эти места (показывает).

Вариант 1

1. Какая формула выражает закон электромагнитной индукции?

2. При вдвигании в катушку постоянного магнита в ней возникает электрический ток. Как называется это явление?

А) электрическая индукция;
Б) магнитная индукция;
В) самоиндукция;
Г) электромагнитная индукция.

3. Единицей измерения какой физической величины является 1 вебер?

А) индукции магнитного поля;
Б) магнитного потока;
В) индуктивности;
Г) самоиндукции.

4) Какая сила действует на движущийся электрический заряд в магнитном поле?

5) Кто открыл явление электромагнитной индукции?

А) Эрстед;
Б) Кулон;
В) Фарадей;
Г) Ампер.

Вариант 2

1) Изменяясь во времени, магнитное поле порождает:

А) вихревое электрическое поле;
Б) электростатическое поле;
В) постоянное магнитное поле;
Г) гравитационное поле.

2) Каким выражением определяется связь ЭДС самоиндукции с силой тока в катушке?

3) Как называется единица измерения индуктивности?

А) Тесла;
Б)  вебер;
В)  генри;
Г)  фарад.

4) Значение силы, действующей на проводник с током в магнитном поле:

А) F = IBsin a;
Б) F = IB e sin
a;
В) F = qvBsin
a;
Г) F = IВl sin
a.

5) Сила тока 1А создает в контуре магнитный поток 1 Вб. Какова индуктивность контура?

А) 1 гаусс;
Б) 1 генри;
В) 1 вебер;
Г) 1 тесла.

Преподаватель собирает тесты, сдает в жюри на проверку.

Коды правильных ответов

 Бизнесмен. А где в жизни применяются электромагнитные явления? («Умники» поочередно называют применения.)

Дочь. Да, вот, пап, смотри!

Включает с помощью пульта видеомагнитофон. Начинается просмотр картины «Физическая картина мира», в процессе которого бизнесмен, останавливая пленку, задает классу вопросы: Что называется полем? Какова его природа? Какие виды полей существуют? Учащиеся отвечают с места. Поднимает руку один из «умников».

Бизнесмен. Что вы хотите сказать?

1-й умник. У нас есть интересные сообщения. Давайте прослушаем их.

Бизнесмен. Спасибо! Это интересно. А что мы называем магнитным полем? (Ответ с места.) Как изображают силовые линии? (Ответ с места.) Каковы основные свойства силовых линий? (Ответ с места.) Какая физическая величина характеризует магнитное поле? (Ответ с места.)

2-й умник. Предлагаю послушать сообщения об истории открытия электромагнитных явлений.

Бизнесмен. Как определить направления вектора магнитной индукции? (Ответ с места.)

3-й умник. Предлагаю продолжить экскурс в историю открытия.

Бизнесмен. Выходит, электрические и магнитные явления тесно связаны между собой? А что произойдет, если проводник с током поместить в магнитное поле? (Ответ с места о действии силы Ампера и о правиле левой руки.)

4-й умник (поднимает руку). Можно мне рассказать о ряде исторических фактов, а также о последних достижениях, связанных с электромагнитными явлениями?

Бизнесмен. А какие явления сопровождают протекание электрического тока?

5-й умник просит слова для сообщения о действии электромагнитных полей на человека и об их применении.

«Я не становлюсь богаче, сколько бы ни приобретал земель... – писал Паскаль, – а вот с помощью мысли я охватываю Вселенную».

К доске выходит художник и показывает всем свою картину – как он представляет электромагнитные явления, – рассказывает о грозе, читает стихи А.С.Пушкина:

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облетала,
И молния грозно тебя обвивала,
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Учащийся. А у меня стихи о грозе Ф.И.Тютчева, но более жизнерадостные, ведь не всегда в грозу бывает страшно.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

Бизнесмен. А вот вам загадка: «Гаркнул гусь на всю Русь». Что это? (Ответ с места. Гром.)

Учащиеся (загадывают загадки):

Бизнесмен. Спасибо. Молодцы!

Дочь. Папа, теперь я поняла, как делается обобщение по электромагнитным явлениям и как решить задачу.

Пап, теперь я не получу двойку!

Бизнесмен. Я рад за тебя. Видишь, мы с ребятами смогли тебе помочь. Всем спасибо.

Учитель. Мы помогли господину Трепину и его дочери, а заодно сдали зачет по электромагнитным явлениям. Подведем итоги урока.

Литература

Детская энциклопедия. Т. 3. – М.: Детская литература, 1966.
М.Колтун. Мир физики. – М.: Детская литература, 1987.
Я.Перельман. Занимательная физика.
Т. 1, 2. – Домодедово, 1994.
Энциклопедический словарь юного физика. – М.: Детская литература, 1984.