Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №30/2001

Архив

Молодому учителю

В.И.Каледин, школа № 2,
пос. Сылва, Пермская обл.

Опорные конспекты

7-й класс. Базовый курс

В основе работы с опорными конспектами (ОК) на уроках лежит методика В.Ф.Шаталова, подробно описанная в его книгах «Куда и как исчезали тройки», «Точка отсчета» и «Опорные конспекты по кинематике и динамике». Вкратце ее можно изложить так:

1. Первичное предъявление нового материала

Новый материал излагается учителем в форме лекции, беседы, работы в группах по вопросам учителя и т.д. Форма – любая, но обязательно выполнение следующих требований:

а) изложение-объяснение материала следует вести в соответствии с расположением материала в ОК и его содержанием;
б) во время объяснения учащиеся не делают записей, они слушают, думают, отвечают на вопросы учителя, разбираются в материале; главная задача – понимание!
в) после объяснения материала учитель, используя крупно написанный ОК, быстро и четко повторяет изложенное в течение 3–5 мин при максимальном внимании всего класса.

2. Работа учащихся с ОК

После объяснения материала каждому учащемуся выдается ОК и вопросы к нему. Дома ученик работает в следующей последовательности:

1) глядя в ОК, восстанавливает рассказ учителя по памяти, отмечая те места, где ничего не понял и не запомнил;
2) читает учебник, заглядывая в конспект и разбирая непонятные места. Если не все понял и на этот раз – записывает и выясняет на консультации с учителем;
3) отвечает на вопросы, используя ОК и учебник;
4) переписывает конспект в тетрадь и тренируется в его воспроизведении.

3. Оперативный контроль изучения материала

На следующем уроке учащиеся отвечают на вопросы, глядя в ОК. В своей практике я обычно использую два вида взаимного опроса – «лавина» и «группы». При работе «лавиной» начинают отвечать сильные ученики; получив оценку, каждый из них начинает спрашивать других, а учитель в это время тоже спрашивает или проводит контроль опроса. При работе «группой» (по 3–4 человека) сначала каждая группа оценивает ответы каждого своего члена, а затем эти оценки контролируются учителем. На эту работу отводится 20–30 мин, после чего 10–15 мин отводится на воспроизведение ОК. Оставшееся время идет на решение задач. В конце урока каждому учащемуся выдается текст к ОК, по которому дома следует отработать рассказ. Третий урок начинается с воспроизведения ОК, а затем оценивается устный рассказ учащегося по ОК методом «лавины» или «группы». Чтобы «лавина» пошла быстрее, можно сначала провести экспресс-опрос трех-четырех сильных учащихся у доски (они рассказывают поочередно части ОК по указанию учителя и дополняют ответы товарищей), а потом, поставив оценку каждому, попросить их проверить других.

4. Усвоение знаний и их применение

Более глубокое усвоение знаний происходит при решении задач. Обычно сначала решаются качественные задачи, затем экспериментальные и в конце – расчетные. При этом можно выделить два основных этапа: на первом – решения обсуждаются в группах или всем классом, а затем записываются в тетради, на втором – каждый решает самостоятельно (дома или в классе). Задачи подбираются с возрастанием сложности, чтобы каждый мог испытать ситуацию успеха и в то же время почувствовал нарастающую трудность.

5. Заключительный контроль знаний

Этот контроль проводится в конце изучения темы для выяснения уровня усвоения знаний – как теоретических, так и практических, т.е. умения применять знания при решении задач. Для этой цели используются зачеты и тесты.

1. Введение

Физика – это наука о природе (от греч. jusiV – природа). Впервые это слово в русский язык ввел в XVIII в. М.В.Ломоносов. Физика изучает все изменения, происходящие в природе и называемые явлениями.

Явления изучают на основе наблюдений за поведением окружающих объектов, которые называются физическими телами. С целью более детального изучения каких-либо явлений применяются опыты, которые проводят по заранее обдуманному плану с помощью специальных устройств – физических приборов, производя при этом необходимые измерения физических величин, характеризующих данное явление.

Измерить величину – это значит сравнить ее с единицей измерения этой величины (например, чтобы узнать длину стола, надо сравнить ее с метром). В настоящее время в науке используется международная система единиц измерения СИ, где основными единицами являются килограмм, метр, секунда. Эталоны этих единиц измерения хранятся во французском городе Севре, и все государства мира снимают с них копии, по которым изготавливаются все измерительные приборы и принадлежности.

Часто для удобства применяют дольные (более мелкие) или кратные (более крупные) единицы измерения. Они получаются прибавлением определенной приставки к основной единице, например: ДЕЦИметр – одна десятая метра, САНТИметр – одна сотая, МИЛЛИметр – одна тысячная и МИКРОметр – одна миллионная часть метра. или: ДЕКАграмм – 10 граммов, ГЕКТОграмм – 100 граммов, КИЛОграмм – 1000 граммов и МЕГАграмм – 1 000 000 граммов.

Физические величины измеряют с помощью измерительных приборов, но для пользования ими необходимо уметь определять цену деления. Для этого надо найти два ближайших числовых значения на шкале прибора, из большего вычесть меньшее и полученное число разделить на количество делений между этими значениями.

Наблюдения и опыты являются источниками знаний, на основе которых выявляются причины отдельных явлений и выводятся общие законы, связывающие разные явления. Эти законы используются в других науках (биологии, химии, геологии) и применяются в технике. Техника помогает развитию науки, создавая все более совершенные и точные приборы и установки. В результате в науке совершаются новые открытия, которые способствуют дальнейшему развитию техники. Наука и техника – «альпинисты» в одной связке, – поддерживая и помогая друг другу, они поднимаются все выше и выше.

При изучении механических явлений выявляются причины движения тел и выводятся общие законы движения, которые затем применяются в различных механизмах, машинах и устройствах (подъемные краны, станки, транспортные средства).

При изучении тепловых явлений изучаются причины изменения температуры тел, выявляются законы тепловых процессов, на основе которых создаются тепловые приборы (термосы, холодильники, печи для плавки металлов) и тепловые двигатели (для автомобилей, самолетов, ракет).

При изучении электрических явлений исследуется взаимодействие электрических зарядов и устанавливаются законы электрического тока, на основе которых создана вся электротехника (телефон, радио, телевидение, компьютеры).

Изучение световых явлений позволяет выяснить законы распространения света и создавать множество оптических приборов (очки, бинокли, микро- и телескопы, фото- и видеокамеры).


Продолжение. См. № 3/01