Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №42/2001

Архив

О.Р.Шефер,
Экономическая гимназия МОУ № 63, г. Челябинск

Воспитание патриота и гражданина

Мы любим повторять, что наше будущее – это наши дети; оно будет таким, каким захотят увидеть его наши потомки. Следовательно, формированию личности необходимо уделять особое внимание. Хотя в современном обществе над этой проблемой работает ряд социальных  институтов – семья, детские дошкольные и внешкольные учреждения, неформальные коллективы, – решающую роль в воспитании  подрастающего поколения играет школа, поскольку процесс обучения каждодневный,   охватывающий всех без исключения детей и организуемый учителем – подготовленным   человеком, имеющим специальное педагогическое образование.

На уроках физики мы можем не только формировать мировоззрение, не только давать представление о картине физического мира, но и на примере биографий известных ученых-физиков, о достижениях которых в науке школьник читает в учебнике, демонстрировать привлекательные личностные черты. Ученые – люди различной судьбы: счастливцы и «мученики науки»; с разными характерами: темпераментные и меланхоличные, застенчивые и предприимчивые, снисходительные и придирчивые, веселые и суровые, добрые и скупые, скромные и честолюбивые и т.д. Но всех их роднит главное: бескорыстное служение науке, готовность идти на жертвы во имя научной цели, громадное трудолюбие и целеустремленность в своих исследованиях, умение критически подходить к полученным результатам и готовность признать свою ошибку. Их научный подвиг внешне мало эффектен, но может оказывать большое моральное воздействие. Школьники должны захотеть соизмерять свои поступки и мысли с поступками и мыслями ученых, «тянуться» к ним. Пусть учитель сообщит на уроке отдельный фрагмент, но в результате постепенного обобщения таких фрагментов у школьников возникает собирательный образ ученого как творца и яркой личности. Приведу несколько биографических фактов, которые можно использовать в этом плане.

l Николай Егорович Жуковский. Он очень любил Москву и не раз делом помогал городскому хозяйству. В частности, однажды к Жуковскому обратился его ученик Н.П.Зимин, заведующий Московским водопроводом. Глубоко под землей лопались трубы, хотя качество чугуна было безупречно. Городская администрация, не одобрявшая введения водопровода в Москве, задумалась: не проще ли опять возить воду в бочках? Ученого заинтересовала эта проблема. Он предположил, что трубы разрывает сама вода. Под его руководством была построена система труб различных длин и диаметров для изучения странной «эпидемии» московского водопровода. В результате экспериментов Жуковский выяснил, что аварии происходят во время закрытия задвижек. Иногда все обходилось без происшествий, а иногда происходил «взрыв»: давление в сети труб резко повышалось. Явление это было названо гидравлическим ударом. Вечером, когда потребность города в воде уменьшается, необходимо убавить напор потока. Затворы закрываются, но сила инерции продолжает гнать воду вперед. Передняя масса упирается в препятствие, а сзади набегают все новые и новые, давление растет. В результате чугун, лишенный упругости, не выдерживает напора и происходит «взрыв». Таким образом, работы Н.Е.Жуковского по гидростатическому удару помогли отстоять технический прогресс в водопроводном хозяйстве Москвы. [Подробнее о Н.Е.Жуковском см. «Физику» № 14/01. – Ред.]

l Макс Карл Эрнст Людвиг Планк. Всю жизнь великий немецкий физик М.Планк сохранял преданность семье, друзьям и своей стране. Он был очень скромным человеком, однако полностью отдавал себе отчет в важности своего открытия. Его сын Эрвин вспоминал, что как-то в конце 1900 г. Планк взял его с собой на прогулку в лес, во время которой сказал: «Сегодня я сделал столь же важное открытие, как в свое время Ньютон». Планк, несомненно, был прав, хотя потребовалось еще несколько лет усилий таких корифеев, как А.Эйнштейн, Н.Бор и других, чтобы это стало ясно всему миру. За свои работы по квантовой теории в 1918 г. Планк получил Нобелевскую премию.

Во время Второй мировой войны Планк поддерживал связь с движением Сопротивления, помогал переправлять за границу ученых, которым грозила опасность со стороны фашистского режима. Его сын Эрвин, единственный выживший ребенок от первого брака, участвовал в покушении на Гитлера в 1944 г. и был казнен нацистами. Позднее дом Планка в Грюнвальде и его огромная личная библиотека были разрушены во время одной из бомбардировок Берлина. После войны Планк перебрался в Геттинген, где продолжил работу по формированию немецкой школы физиков.

l Майкл Фарадей. Поставив перед собой задачу обнаружить токи, рождаемые магнитным полем, Фарадей в течение десяти лет упорно ставил один опыт за другим, используя всевозможные экспериментальные установки. Его дневники заполнялись аккуратно сделанными записями о результатах бесчисленных экспериментов. В конце концов Фарадей пришел к своему великому открытию – открытию явления электромагнитной индукции. [Подробнее о М.Фарадее см. «Физику»
№ 32/96, 45/99. – Ред.]

l Мария Кюри – физик польского происхождения, работавшая во Франции; вместе со своим мужем Пьером Кюри положила начало новой эры в истории человечества – эры изучения и использования атомной энергии. Ни одна женщина-ученый ХХ в. не пользовалась такой известностью. Ей было присуждено десять премий и шестнадцать медалей. Мария Кюри – первая женщина дважды лауреат Нобелевской премии, высшей международной почести, которой отмечается труд ученых. Таких наград не удостаивался до наших дней ни один ученый мира. Мария Кюри была избрана почетным членом десяти различных научных учреждений, академий и научных обществ. Жизнь Пьера и Марии Кюри – яркий гример бескорыстного служения науке, беззаветной преданности своему призванию.

Преданность науке привела к тому, что жизнь обоих поколений Кюри была в прямом смысле принесена ей в жертву. Мария Кюри, ее дочь Ирэн и зять Фредерик Жолио-Кюри умерли от лучевой болезни, возникшей в результате многолетней работы с радиоактивными веществами. Вот что пишет М.П.Шаскольская: «В те далекие годы, на заре атомного века, первооткрыватели радия не знали о действии излучения. Радиоактивная пыль носилась в их лаборатории. Сами экспериментаторы спокойно брали руками препараты, держали их в кармане, не ведая о смертельной опасности. <...> К счетчику Гейгера поднесен листок из блокнота Пьера Кюри (через 55 лет после того, как в блокноте велись записи!), и ровный гул сменяется шумом, чуть не грохотом. Листок излучает, листок как бы дышит радиоактивностью...» [Подробнее о М.Кюри см. «Физику» № 46/96, 9/2000. – Ред.]

l Сэр Исаак Ньютон. «Если я видел дальше, чем другие, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов». Можно рассказать, что, хотя Ньютон получил всемирную славу еще при жизни, он понимал, что все созданное им не есть окончательная победа разума над силами природы, ибо познание мира бесконечно. Незадолго перед смертью Ньютон сказал: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на берегу, развлекающимся тем, что от поры до времени отыскиваю камушек более цветистый, чем обыкновенно, или красивую раковину, в то время как великий океан истины расстилается передо мною неисследованным». [Подробнее об И. Ньютоне см. «Физику» № 32/96; 27–32/97; 45/99; 28, 32/2000. – Ред.]