Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №13/2003

Архив

Правовая страничка

Е.Л. Болотова,
МПГУ, г. Москва

Поощрения за труд в сфере общего образования

Признание значимости и важности педагогической деятельности, публичное одобрение ее результатов выражаются в виде поощрения. В профессиональной деятельности поощрение – это один из важнейших элементов дисциплины труда, оно играет большую роль в активизации деятельности педагога и представляет собой совокупность мер позитивного воздействия на учителя, способствует развитию моральных и материальных стимулов к труду.

Трудовое законодательство (ст. 191 ТК РФ) устанавливает следующие виды поощрений работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности:

– объявление благодарности;
– выдача премии;
– награждение почетной грамотой;
– представление к званию лучшего по профессии.

Разделяя меры поощрения на материальные и моральные, Трудовой кодекс не исключает одновременного применения к работнику нескольких мер поощрения.

Данный перечень мер поощрения работодателем лучших работников не является исчерпывающим. Так, ч. 2 ст. 191 ТК РФ определяет, что за особые заслуги работники могут быть представлены к государственным наградам.

В РФ система поощрения педагогических работников представлена двумя типами: отраслевые награды Министерства образования России и государственные награды в сфере образования. В свою очередь каждый тип поощрения может быть представлен в виде премии (которые могут быть выражены как в денежном эквиваленте, так и ценным подарком) либо награды. К последним указ Президента РФ «О государственных наградах РФ» от 02.03.1994 № 442 (ред. 21.12.2000) относит почетные звания и ордена, медали, знаки отличия РФ.

В настоящее время поощрение работников отраслевыми наградами регулируется приказом Министерства образования России от 13.01.1999 № 44, утвердившим Положение об отраслевых наградах Министерства общего и профессионального образования РФ («Вестник образования», 1999, № 6).

Отраслевые награды как форма поощрения и стимулирования работников сферы образования за заслуги и достижения в воспитании, образовании, науке, экономике представлены следующими видами наград:

– медаль К.Д.Ушинского;
– нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ»;
– нагрудный знак «Почетный работник начального профессионального образования РФ»;
– нагрудный знак «Почетный работник среднего профессионального образования РФ»;
– нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»;
– нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»;
– Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования РФ;
– Благодарность Министерства общего и профессионального образования РФ.

Из указанных видов наград особые требования к стажу работы и квалификации работника предъявляются в случае награждения учителей:

– нагрудным знаком «Почетный работник общего образования» (не менее 12 лет стажа работы в образовательных учреждениях и высшая либо первая квалификационная категория);
– Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования РФ (не менее 5 лет стажа работы в системе учреждений Минобразования России);
– нагрудным знаком «За милосердие и благотворительность» (не менее 12 лет работы в дошкольных, общеобразовательных учреждениях, специальных – коррекционных – учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), учреждениях дополнительного образования детей).

Помимо отраслевых наград в системе поощрения учителей предусмотрены государственные награды и премии РФ в сфере образования. Эта высшая форма поощрения граждан предусмотрена для морального и материального стимулирования труда работников за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, просвещении и иные заслуги перед государством

Указом Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 (ред. 23.12.2001) «Об установлении почетных званий РФ, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям РФ» («Собрание законодательства РФ» от 25.03.1996, № 13, ст. 1302) установлены почетные звания «Заслуженный учитель РФ» и «Народный учитель РФ».

Почетное звание «Заслуженный учитель РФ» присваивается высокопрофессиональным учителям, преподавателям и воспитателям за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками глубоких знаний, развитие и совершенствование их творческого потенциала, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ, авторских методик, участии в научно-методическом обеспечении образовательного процесса и работающим по специальности 15 и более лет.

Письмо Минобразования России от 14.04.1999 № 93 ин/18-02 «Об упорядочении представления документов на награждение государственными и отраслевыми наградами работников сферы образования» («Вестник образования», 1999, № 7) уточняет порядок присвоения данного почетного звания требованием наличия у претендента на награду помимо педагогического стажа еще и высшей квалификационной категории по оплате труда.

Порядок присвоения почетного звания «Народный учитель РФ» определяется указом Президента РФ от 02.03.2000 № 463 «О внесении дополнения в указ Президента РФ от 20.12.1995 № 1341 РФ» («Собрание законодательства РФ» от 06.03.2000, № 10, ст. 1116). Почетное звание «Народный учитель РФ» присваивается не ранее, чем через пять лет после присвоения почетного звания «Заслуженный учитель РФ», работникам образовательных учреждений, которые внесли выдающийся вклад в отечественное образование и получили широкое общественное признание. И хотя документ не уточняет других требований к претендентам, из процедуры представления к наградам следует, что работник, выдвинутый к награждению данным почетным званием, должен иметь педагогический стаж не менее 20 лет и высшую квалификационную категорию по оплате труда.

Системой государственного поощрения работников в сфере образования предусмотрены премии Президента РФ и премии Правительства РФ.

Премии Президента РФ в области образования регулируются указом Президента РФ от 18.03.1996 № 388 «Об утверждении Положения о премиях Президента РФ в области образования и порядка представления работ на соискание премий Президента РФ в области образования» («Собрание законодательства РФ» от 25.03.1996, № 13, ст. 1302).

Премию Президента присуждают не только за внедрение инновационных разработок в сфере образования, за создание эффективных технологий обучения, но и за участие в конкурсе «Учитель года России». Согласно указу Президента Российской Федерации от 6 июня 1994 г. № 1144 «О премиях работникам образования – лауреатам конкурса “Учитель года России” и обучающимся в общеобразовательных учреждениях – победителям международных олимпиад по учебным предметам» (ред. 2001 г.) («Собрание законодательства РФ», 1994, № 7, ст. 686; 08.10.2001, № 41, ст. 3937), 15 лауреатов конкурса получают премии Президента РФ.

Премии Правительства РФ в области образования регулируются постановлением Правительства РФ от 12.12.1995 № 1221 (ред. от 07.05.2001) «Об учреждении премий Правительства РФ в области образования» («Собрание законодательства РФ» от 18.12.1995, № 51, ст. 5068).

Каким образом все вышеуказанные формы поощрения труда учителя влияют на его социальное обеспечение? К примеру, лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ», устанавливается ежемесячная поощрительная надбавка в размере до 20% включительно от должностного оклада за счет средств образовательного учреждения (п. 3.11 «Положения об отраслевых наградах Минобразования РФ»).

Специалистам и руководителям образовательных учреждений, имеющим почетные звания «Народный учитель» и «Заслуженный учитель», устанавливается оплата труда на один разряд выше, согласно Постановлению Минтруда РФ от 22.11.1995 № 65 «О согласовании изменений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ, а также согласно письму Минобразования РФ и профсоюза работников народного образования и науки № 20-58-196/20-5/7 от 16.01.2001 “О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений”» («Официальные документы в образовании». № 5/01.)

Лицам, награжденным ведомственными наградами, в том числе награжденным до 1995 г. согласно «Отраслевому тарификационному соглашению по учреждениям образования РФ на 2001–2003 гг.» («Официальные документы в образовании». № 8/01), могут быть установлены надбавки к ставкам заработной платы (должностным окладам) исходя из средств образовательного учреждения, что должно быть зафиксировано в коллективном договоре. Это право корреспондируется с положением ст. 32 закона РФ «Об образовании», где отмечено, что в компетенции образовательного учреждения лежит право устанавливать надбавки и доплаты к должностным окладам работников данного учреждения, определять порядок и размер их премирования.

Лауреаты премий Президента и Правительства в области образования, а также лауреаты конкурса «Учитель года России» имеют право при получении пенсии, ежемесячного пожизненного содержания на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Оно назначается в соответствии с федеральным законом РФ № 21 ФЗ от 06.02.2002 «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ» по заявлению лица, обратившегося за указанным обеспечением. Размер дополнительного материального обеспечения составляет 330% размера базовой части трудовой пенсии по старости. Выплата производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии.

В целом лица, удостоенные как государственных, так и отраслевых наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законом РФ. Так, в соответствии со ст. 7 закона РФ «О ветеранах» для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо иметь какую-либо награду, звание СССР или РФ либо ведомственный знак отличия труда. При этом в письме Минтруда РФ от 7.10.1998 № 5635 КС приводится обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда». Здесь же приводится перечень почетных званий, нагрудных знаков, значков, почетных грамот, похвальных грамот, дипломов, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».

Кроме рассмотренных нами наград и премий при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются также звания «Заслуженный педагог», «Отличник народного просвещения», нагрудный значок ЦС ВПО
им.  Ленина «За активную работу с пионерами», почетные грамоты Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюзных работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР «За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся».

В этом письме Министерство труда РФ сообщает, что приведенный перечень не является исчерпывающим, поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне является необоснованным. При присвоении звания «Ветеран труда» учитываются нагрудные знаки министерств и ведомств за многолетнюю и плодотворную работу в системе данных министерств и ведомств. Однако награды, учрежденные и выданные предприятиями (учреждениями, организациями), войсковыми частями, общественными организациями, а также медали ВДНХ (ВСХВ) не учитываются при присвоении звания «Ветеран труда».

В процедуре поощрения за труд следует отметить еще один важный момент. Все поощрения за труд, применяемые по отношению к учителю, оформляются изданием соответствующего приказа (распоряжения) директора (за какие конкретные успехи в труде поощряется работник) с указанием конкретного вида поощрения. Приказ доводится до сведения коллектива образовательного учреждения.

Материал подготовлен при информационной поддержке компании «Консультант Плюс»