Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2005
Магнитное поле

Читинский спецвыпуск

И.А.Барышева,
СОШ № 9, г. Чита

Магнитное поле

Урок решения творческих задач.
11-й класс

Наука своими корнями уходит в практику.

Академик А.Н.Несмеянов

Сесть на железный круг
И, взяв большой магнит,
Его забросить вверх высоко,
Докуда будет видеть око,
Он за собой железо приманит.

            Эдмон Ростан

Задачи урока: развитие навыков самостоятельной работы с оборудованием, а также физического мышления и речи учащихся.

Подготовка к уроку. За день до урока класс делится на группы. Выдаётся общий список заданий, например: предложить способ удаления записи с магнитной ленты, увеличения пределов измерения приборов магнитоэлектрической системы, размагничивания магнита; определить расположение полюсов магнита с помощью осциллографа. Группы, выбрав тему исследования, дома составляют его план.

Ход урока

I. Организационный этап (3 мин). Сообщаются цели урока: на основе знаний, полученных при изучении темы «Магнитное поле», решить ряд проблем. Предлагается комплект оборудования для решения экспериментальных задач:

Группы рассаживаются за лабораторные столы.

II. Эксперимент. В течение 10 мин учащиеся проводят эксперимент, решая выбранную проблему.

III. Представление результатов исследований (по 6 мин). Рабочие группы представляют результаты своих исследований. Вначале они напоминают классу краткую теорию по своей проблеме: «Устройство электронно-лучевой трубки», «Сила Лоренца» (1-я группа); «Магнитные свойства веществ. Ферромагнетики», «Магнитная запись информации» (2-я группа); «Увеличение пределов измерения электроизмерительных приборов», «Устройство измерительных приборов магнитоэлектрической системы» (3-я группа); «Доменная природа ферромагнетиков», «Явление гистерезиса» (4-я группа). Затем предлагают способ решения и демонстрируют его.

IV. Подведение итогов. Анализируется порядок выполнения действий для решения проблемы, учащиеся самостоятельно формулируют вывод о важности эксперимента как необходимом этапе в решении поставленных практических задач.