Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2005
Основы кинематики

Читинский спецвыпуск
«Я иду на урок»

И.А.Барышева,
СОШ № 9, г. Чита

Основы кинематики

Повторительно-обобщающий урок. 9-й класс

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель

Задачи урока: повторение и систематизация изученного материала по теме «Основы кинематики»; решение графических и аналитических задач.

Ход урока

I. Организационный этап (3 мин). При входе в класс каждый ученик получает свёрнутый листочек, на котором напечатано название одной из физических величин (путь, перемещение, скорость, ускорение, координата) одним из шести цветов (красный, синий, зелёный и т.д.). После звонка учитель просит ребят собраться в группы по цвету терминов за столами, на которых стоят номера соответствующего цвета. Таким образом, в каждой группе набирается комплект из всех вышеуказанных физических величин. После формирования групп ребятам сообщается тема урока и его цели (проверить теоретические знания по теме, показать умение применять их на практике при работе в группах). Каждой группе придаются 1–2 арбитра (учащиеся старших классов, приглашённые на урок учителя или родители). Арбитры должны внимательно следить за ходом обсуждения вопросов в своей группе и фиксировать активность учащихся в листах контроля знаками «+».

Фамилия, имя Пантомима Музыка, теория Графики Пословица, задача Кто больше?
1            
2            
3            
4            
5            

II. Конкурсы

На столах, в конвертах с определёнными номерами, находятся файлы с конкурсными заданиями для групп.

1. Конкурс «Пантомима»

Учащиеся достают из конверта № 1 листочек с названием одного из физических терминов: материальная точка, поступательное движение, траектория, система отсчёта, путь, перемещение. Группы должны за 1 мин придумать пантомиму, представляющую данный термин, а другие группы, посмотрев эту пантомиму, угадать термин. После этого представитель выступающей группы даёт его определение.

2. Конкурс «Музыкальный»

Для проведения этого конкурса заранее подготовлены двое учащихся: один – для работы с магнитофоном, на котором воспроизводятся музыкальные фрагменты, второй – для работы на компьютере с мультимедийным проектором при просмотре презентации «Виды движения». Группы по очереди прослушивают фрагменты песен, в которых упоминаются различные виды движения, пытаются определить вид движения и охарактеризовать это движение (дать определение, указать формулы для расчёта характеристик движения). Одновременно с ответами на экране демонстрируются соответствующие слайды презентации.

…Голубой вагон бежит, качается.
Скорый поезд набирает ход.
Ах, зачем же этот день кончается?
Пусть бы он тянулся целый год!

                «Голубой вагон», муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского

Такого снегопада, такого снегопада
Давно не помнят здешние места.
А снег не знал и падал,
а снег не знал и падал,

Земля была прекрасна, прекрасна и чиста.

                «Снег кружится», муз. С.Березина, сл. Л.Козловой

Я шёл к себе домой,
Я шёл по мокрым лужам,
По скользкой мостовой,
Ногами снег утюжил.
А мокрый снег падал, а я шёл домой
По зимнему саду, по пустой мостовой…

               В.Бутусов. «Песня идущего домой»

Зима раскрыла снежные объятья,
И до весны всё дремлет тут.
Только ёлки в треугольных платьях,
Только ёлки в треугольных платьях
Мне навстречу всё бегут, бегут, бегут…

                «Три белых коня», муз. Е.Крылатова, сл. Л.Дербенёва

…Замётано, заказано, заколото.
Мне кажется, я следом полечу.
Но мне нельзя – ведь я метатель молота!
Приказано метать – и я мечу!
Эх, жаль, что я мечу его в Италии,
Я б дома кинул молот без труда –
Ужасно далеко, куда подалее,
И лучше – если б враз и навсегда.

                «Песенка про метателя молота» В.Высоцкого

Манит, манит, манит карусель
В путешествие по замкнутому кругу.
Дарит, дарит, дарит карусель
То надежду, то досадную разлуку.

                «Карусель», муз. И.Азарова, сл. Р.Лисиц

Презентация «Виды движения»

Виды механического движения
Прямолинейное равноускоренное движение
Формулы, характеризующие прямолинейное равноускоренное движение
Свободное падение
Формулы, характеризующие свободное падение тела
Прямолинейное равноверное движение
Формулы, характеризующие прямолинейное равномерное движение
Относительность движения тела
Формулы, характеризующие относительность движения тела
Баллистическое движение
Расчёт характеристик тела при баллистическом движении
Равыномерное движение тела по окружности
Формулы, характеризующие равномерное движение по окружности

3. Конкурс «Графический»

Группам предлагается открыть конверт № 2, в котором находятся карточка с графиком зависимости проекции скорости тела от времени wpe23.jpg (736 bytes)(t) и прозрачная плёнка с начерченным шаблоном системы координат. За 5 мин группы должны по графику охарактеризовать движение тела и построить на плёнке график зависимости проекции ускорения от времени ax(t). Затем представители групп отчитываются о выполнении задания. При отчёте на экран проецируется заданный группе график (t) (из презентации «Графики», с помощью компьютера с мультимедийным проектором) и начерченный на плёнке ax(t) (с помощью графопроектора).

Графики зависимости проекции скорости тела от времени

 

4. Конкурс «Народная мудрость»

Учащимся предлагается открыть конверт № 3, в котором находится карточка с заданием. Оно состоит из двух частей: объяснить с точки зрения физики приведённую в карточке пословицу и в течение 10 мин решить задачу, условие которой по смыслу связано с этой пословицей. Решение оформляется на прозрачных файлах и проецируется на экран. Представитель группы защищает решение, отвечая на вопросы других групп (2–3 мин).

Задания

Задача. Найдите центростремительное ускорение, с которым жители Читы обращаются вокруг земной оси. Широта Читы 52°, радиус Земли 6400 км, время оборота Земли вокруг оси – 1 сутки.

Задача. Даны графики движения двух тел. Сравните перемещения, совершённые телами за 30 с.

 

 

Задача. В 1991 г. в Токио американец Майкл Энтони Пауэлл установил мировой рекорд, прыгнув в длину на 8,95 м. Найдите длину разбега, считая, что он длился 5,5 с, а толчковая скорость равна 14,5 м/с. [Ответ. 80 м. Ну, очень много! Разумнее было бы уменьшить максимальную скорость разбега до реальной величины 10 м/с, а время разбега до 4 с. Тогда длина разбега 20 м. – Ред.]

Задача. Найдите высоту яблони, если известно, что яблоко, упавшее с её вершины, за последнюю секунду своего движения пролетело 6,8 м. [Ответ. 7,5 м. Это, скорее, дуб (берёза, ель и т.п.). – Ред.]

Задача. Два пловца, одновременно нырнув с лодки, поплыли в противоположные стороны: один – по течению реки с собственной скоростью 3 м/с, другой – против течения с собственной скоростью 3,5 м/с. Каково будет расстояние между пловцами через 10 с от начала движения? Скорость течения реки 2 м/с. [Ответ. 65 м. Заметим кстати, что мировой рекорд скорости в плавании около 1,7 м/с. – Ред.]

5. Конкурс «Кто больше?»

Из конверта № 4 учащиеся достают лист со словом траектория. За 5 мин группы должны составить из букв этого слова как можно больше слов, связанных с движением. Затем каждая группа зачитывает свои слова. Определяется группа-победитель, придумавшая большее количество слов.

III. Подведение итогов урока. Подвести итог урока предлагается ребятам. Выясняем, что удалось выполнить за урок, достигли ли мы своей цели. По заполненным арбитрами листам контроля выставляются оценки. На дом ребята получают задание решить задачи остальных групп (каждому ученику выдаётся распечатка с задачами).


ОБ АВТОРЕ. Ирина Александровна Барышева – выпускница Иркутского государственного университета, учитель физики высшей квалификационной категории, обладатель гранта Сороса, педагогический стаж 15 лет. Давно поняла, что без использования новых современных технологий в современном образовании нельзя. Сначала робко, вместе с учащимися, составляла обучающие программы, а теперь широко использует материалы на компакт-дисках. С использованием ИКТ можно повысить интерес к физике, реализовать идею дифференцированного подхода к обучению, подготовить учащихся к работе в новом информационном обществе. С мужем (он авиадиспетчер), воспитывает двух сыновей. Старший, Андрей, курсант Орловского военного училища, младший, Георгий, учится в 10-м классе. Ирина Александровна в свободное время любит шить, но такого времени мало. Очень беспокоит слабая материально-техническая база школы.