Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №3/2005
Плазма – четвёртое состояние вещества

Профильная школа

В.А.Орлов, С.В.Дорожкин
vlad.a.orlov@mtu-net.ru

Плазма – четвёртое состояние вещества

Элективный курс, 35 ч. 10–11-й классы. Физматпрофиль

Формирование системы знаний о веществе нельзя считать полноценным без изучения его четвёртого агрегатного состояния – плазмы. Это наиболее распространённое состояние вещества в природе. Внешняя поверхность земной атмосферы покрыта плазменной оболочкой – ионосферой. За пределами ионосферы, в околоземном пространстве, находятся своеобразные плазменные образования – радиационные пояса. Солнце и звёзды можно рассматривать как гигантские сгустки горячей плазмы. Наконец, плазма заполняет всю Вселенную в виде очень разреженного газа, масса которого составляет около 99% всей массы Вселенной. Без знания законов физики плазмы невозможно понять эволюцию звёзд и Вселенной. В земных условиях – в природе, лаборатории, на производстве, в быту – мы встречаемся с плазмой при различных газовых разрядах (молния, искра, дуга и др.).

Учебное пособие «Плазма -
четвёртое состояние вещества» (М.: Бином,
Лаборатория знаний, 2005) и методическое пособие к
нему, одобренные ФЭС и получившие гриф «Допущено
Минобрнауки РФ», являются победителями конкурса
учебников, проводимого Национальным фондом
подготовки кадров.

Учебное пособие «Плазма – четвёртое состояние вещества» (М.: Бином, Лаборатория знаний, 2005) и методическое пособие к нему, одобренные ФЭС и получившие гриф «Допущено Минобрнауки РФ», являются победителями конкурса учебников, проводимого Национальным фондом подготовки кадров.

В настоящее время плазма находит широкое применение в самой различной технике: в газоразрядных источниках света, газовых лазерах, плазменных дисплеях, термоэмиссионных преобразователях тепловой энергии в электрическую, магнитогидродинамических (МГД) генераторах. Если «обратить» МГД-генератор, то получится плазменный двигатель, весьма перспективный для длительных космических полётов.

Плазменные технологии используются для антикоррозионной и упрочняющей обработки металлов, для нанесения алмазоподобных плёнок и тонкоплёночных покрытий, кардинально изменяющих фрикционные и прочностные свойства материалов. Химические реакции в плазме используются для получения химических соединений, которые нельзя получить в других условиях, например, соединений инертных газов. Возникла даже новая наука, исследующая такие реакции, – плазмохимия (область химии, в которой изучаются химические процессы в низкотемпературной плазме, закономерности протекания реакций в ней и основы плазмохимической технологии). Во многих случаях такая технология позволяет получать материалы и вещества, обладающие весьма ценными свойствами. Промышленностью освоены многие плазмохимические процессы: получение ацетилена и водорода из природного газа, азотной кислоты, винилхлорида, диоксида титана и других важнейших промышленных продуктов.

Плазма – это и лампа-вспышка для накачки рубинового лазера, и основное рабочее тело огромного семейства газовых лазеров. Плазму используют как резец при плазменной резке и как шлифовальный камень при плазменной шлифовке и травлении поверхностей. Ионные пучки, получаемые с помощью плазменных источников, служат для введения малых добавок в полупроводники при конструирования интегральных схем. Но, конечно, основное будущее плазмы связано с той ролью, какую она призвана сыграть в решении одной из важнейших проблем XXI в. – овладении энергией управляемого термоядерного синтеза.

С педагогической точки зрения учебный материал по физике плазмы имеет не только огромное познавательное и мировоззренческое значение, но и большой практический интерес. На этом материале решаются такие педагогические проблемы, как создание политехнической направленности школьного курса физики, формирование естественнонаучной картины мира, развитие познавательной активности и самостоятельности школьников.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что изучение плазменного состояния вещества должно занять достойное место в формировании системы знаний учащихся о веществе и его физических свойствах. В систематическом курсе физики изучить на достаточном уровне эти вопросы не представляется возможным в связи с малым количеством времени, отводимом федеральным компонентом базисного учебного плана. Элективный курс по выбору школьников является хорошей возможностью дополнить знания о четвёртом состоянии вещества – плазме – и сформировать у них более полное представление о физической картине мира.

«...Достоинством книги является разделение текста на параграфы такого объёма, который соответствует возможностям изучения на одном уроке. Текст каждого параграфа завершается либо вопросами для самопроверки, либо задачами, ориентированными на формирование умений применять полученные теоретические знания на практике.

Авторы дают некоторое количество задач с образцами их решения и довольно много задач для самостоятельного решения. Задач для самостоятельного решения в книге больше, чем можно решить во время элективных занятий, но помещение избыточного количества задач в элективный курс можно признать целесообразным в качестве материала для самостоятельной работы учащихся по их желанию с учётом необходимости подготовки к конкурсным экзаменам по физике.

В качестве одного из достоинств рецензируемого элективного курса и учебного пособия к нему можно отметить органичное соединение различных разделов физики – от механики и электродинамики до ядерной физики и астрофизики.

Текст пособия снабжён наглядными иллюстрациями, способствующими пониманию излагаемого материала».

Программа элективного курса
«Плазма – четвёртое состояние вещества»

I. Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях (6 ч). Электромагнитное поле. Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в электрическом поле. Движение заряженной частицы в магнитном поле. Движение заряженных частиц при наличии электрического и магнитного полей. Дрейф частиц.

Демонстрации:

II. Плазма. Основные характеристики плазмы (6 ч). Электрический ток в газах. Виды электрических разрядов. Плазма. Степень ионизации плазмы. Коллективное движение частиц в плазме. Квазинейтральность плазмы. Дебаевский радиус экранирования. Температура плазмы.

Демонстрации:

III. Методы описания плазмы (2 ч). Магнитная гидродинамика и неустойчивости плазмы. Магнитное давление. Вмороженность магнитного поля. Число Рейнольдса. Кинетическое описание плазмы.

Демонстрации:

IV. Процессы в плазме (4 ч). Газовая (идеальная) плазма. Условие идеальной плазмы. Колебания в плазме. Ленгмюровская частота колебаний. Волны в плазме.

Демонстрация:

V. Плазма в природе (4 ч). Геомагнитное поле. Пояса радиации. Магнитосфера Земли. Магнитные бури и причины их возникновения. Ионосфера Земли. Полярные сияния. Космическая плазма. Солнечный ветер. Космические лучи.

Демонстрации:

VI. Плазма в технике (6 ч). Плазменные генераторы (плазматроны): электродуговые, высокочастотные, магнитогидродинамические. МГД-генератор. Плазменный двигатель. Плазменный дисплей. Проблема управляемого термоядерного синтеза (УТС). Магнитные ловушки. Токамак. Методы нагрева плазмы. Лазерный УТС. Электронный УТС.

Демонстрации:

VII. Лабораторный практикум (6 ч)

1. Измерение отношения заряда электрона к его массе по отклонению плазменного пучка в магнитном поле.

2. Измерение индукции магнитного поля Земли по отклонению электронного пучка.

3. Расчёт периода релаксационных электрических колебаний в RC-цепи и его экспериментальная проверка.

4. Регистрация и исследование космических лучей.

5. Изучение люминесцентной лампы. Сравнение коэффициентов световой отдачи люминесцентной лампы и лампы накаливания.

VIII. Обобщающее занятие (1 ч). Физико-техническая конференция по теме «Плазма на Земле и в космосе».

Экскурсии на обсерваторию, метеорологическую станцию, в лаборатории НИИ.

Творческие и конструкторские задания: изготовление действующей модели МГД-генератора.