Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №4/2005
Тульский спецвыпуск

Тульский спецвыпуск № 2
Конкурс "Я иду на урок"

С.Г.Парамонова,
МОУ СОШ № 9, г. Щёкино, Тульская обл.

Законы постоянного тока

Урок-приглашение к эксперименту и расуждениям. 9-й класс

Цели урока: закрепление и контроль знаний по теме, а также навыков работы с измерительной аппаратурой; развитие умения работать в группе, работать с научной литературой, передавать полученную информацию.

Ход урока

1. Организационный этап

(Учитель объявляет цели урока и даёт задания, которые группы выполняют. После обсуждения решений между собой группа докладывает всему классу. Если на большую часть вопросов группа ответила неверно, она получает дополнительное домашнее задание.)

I. Тест-допуск (задания с выбором ответа, в текстах ниже правильные ответы выделены жирным шрифтом).

1. Электрический ток в металлах – это направленное движение:

А) протонов;

Б) нейтронов;

В) свободных электронов;

Г) ионов.

2. На рисунке показаны схемы включения амперметра для измерения силы тока на различных участках цепи. В какой из них после замыкания ключа показания амперметра наибольшие?

Рисунок

А) 1; Б) 2; В) 3;

Г) во всех случаях одинаковы.

3. На рисунке представлены графики зависимости силы тока от напряжения для трёх металлических проводников. Какой проводник обладает наибольшим электрическим сопротивлением?

Рисунок

А) 1; В) 2; Б) 3.

4. Какие из графиков, представленных на рисунке, соответствуют закону Ома для участка цепи?

Рисунок

А) 1, 5; Б) 3, 4; В) 3, 5; Г) 1, 4.

5. Какие из устройств, обозначенных условными знаками на рисунке, служат для плавного регулирования силы тока в электрической цепи?

Рисунок

А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4.

II. Вычислительно-логические задания

(Задания представлены на доске, правильное решение демонстрируется с помощью собранных заранее экспериментальных установок.)

1. Дополните схему вольтметром так, чтобы его показание было 17,5 В.

 Рисунок

А) Подключить к точкам 4 и 2;

Б) подключить к точкам 1 и 4;   

В) подключить к точкам 2 и 3.

2. Какой накал при замкнутом ключе будет у ламп одинаковой мощности, рассчитанных на одно и то же напряжение, если их включить в показанную на рисунке схему электрической цепи?

Рисунок

                    А) Одинаковый;

Б) Л1 будет гореть, Л2 не будет;

                    В) Л2 будет гореть, Л1 не будет.

3. Что будет с показанием амперметра, если замкнуть ключ в показанной на рисунке схеме?

Рисунок

А) уменьшится; Б) увеличится; В) останется прежним.

4. Сравните электросопротивления двух ламп, представленных ниже.

Рисунок

А) R1 > R2; Б) R1 < R2; В) R1 = R2.

5. Определите конечный результат расчёта представленных типовых схем.

Рисунок

А) 3 А; Б) 4 А; В) 2 А.

III. Конструкторское задание. Начертите схему такого соединения трёх ламп (фиолетовой, белой, жёлтой), чтобы в случае выкручивания белой лампы горели фиолетовая и жёлтая, а в случае выкручивания фиолетовой не горели бы все.

Ответ.

Рисунок

IV. Экспериментальное задание. Как, имея вольт-метр, резистор известным сопротивлением R, ключ и измерительный прибор, найти сопротивление неизвестного резистора Rx? Составьте схему, соберите её и рассчитайте Rx.

Ответ.

Рисунок

Вопросы по технике безопасности

1. Ученик по ошибке включил амперметр вместо вольтметра при измерении напряжения на лампе. Что произошло с силой тока в цепи?

2. Можно ли на место перегоревшего предохранителя вставить толстую проволоку?

3. Ёлочная гирлянда спаяна из лампочек для карманного фонаря. При включении этой гирлянды в сеть на каждую лампочку приходится 3 В. Почему же опасно, выкрутив одну из лампочек, сунуть в патрон палец?

4. Один ученик крепко скрутил оборванные концы спирали электроплитки, а затем обмотал это место медной проволокой. Другой ограничился только простым соединением концов обрыва спирали. Спираль какой из этих плиток может скорее перегореть в месте соединения?

Информационный поиск

Группы получают теоретико-экспериментальные задания с целью получения дополнительных знаний:

1. «Шунт к амперметру»;

2. «Добавочное сопротивление к вольтметру»;

3. «Резисторы, делители напряжений»;

4. «Схема квартирной электропроводки».

Итог урока. ДЗ: § 20 (самостоятельно) по учебнику С.В.Громова, Н.А.Родиной. Физика-9. – М.: Просвещение,2004.

Лист учёта работы группы

Задание

I II III IV V
Тест-допуск

Вычислительно-логические задачи

Конструкторское задание
Экспериментальное задание
Вопрос по ТБ
Информационный поиск
Итог

Об авторе. Светлана Геннадьевна Парамонова – учитель физики высшей квалификационной категории, награждена значком «Почётный работник общего образования РФ».