Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №4/2005
Учительская судьба

Юбилеи наших авторов

Учительская судьба

Евгений Михайлович Раводин

02.03.35

В г. Прокопьевске имя Евгения Михайловича Раводина известно: заслуженный учитель школы РФ, лучший методист, отличник народного просвещения, Человек года (1995). Это человек необычной судьбы. С рождения мальчика сковала неподвижность. Беспощадный диагноз – паралич центральной нервной системы, – казалось, не оставлял никаких надежд. Медики прямо сказали: умственное развитие невозможно. Но родственники Жени думали по-другому. Надежда заставляла отца, мать и тётю бороться за Женю, не опускать руки. Систематическая специальная гимнастика по методике тёти, Ольги Александровны, уроки развития речи, занятия по развитию умственных способностей, поддержка близких людей постепенно давали свои результаты. Когда пришло время учёбы, учителя А.Книжникова, В.Нэффи и М.Стамова организовали школу на дому. Постоянными советниками и помощниками семьи были также врачи Н.Никифоров, Н.Кашигина, Л.Дурыманова. Подвижничество людей, не оставшихся равнодушными к недугу малыша, дали мощный импульс к жизни. А такие качества, как трудолюбие и терпение, помогли преодолеть запреты: «Высшее образование – заказано», «Работа для инвалида первой группы невозможна».

В Центральном московском институте травматологии и ортопедии подростку сделали ряд сложнейших операций, после которых появилась возможность передвигаться на костылях. За больничными окнами шумела жизнь большого города, а в больнице шла своя жизнь. Творческое начало мальчика, желание жить полноценно, как все здоровые люди, воплотилось в постановках самодеятельного детского кукольного театра.

По возвращении домой, начиная с 7-го класса, обучение проходило в СОШ № 1, куда ученика привозили на горздравовской лошадке. В школе в те годы царил энтузиазм, в полную силу работали пионерская и комсомольская организации. Евгений участвовал в диспутах, литературных вечерах, викторинах, конкурсах, неоднократно побеждал на различных олимпиадах, углублённо изучал ряд дисциплин – и закончил школу с золотой медалью! Своё будущее выпускник Раводин мечтал связать с любимой наукой – физикой. Медалист отправил в Москву заявление о поступлении в университет им. М.В.Ломоносова. Но... получил отказ по причине заболевания. А ведь если бы тогда администрация вуза протянула руку юноше – в науку пришёл бы пытливый учёный. Ограниченные физические возможности с лихвой восполнялись творчеством, выдумкой, организаторскими способностями.

Первое серьёзное поражение не сломило Е.М.Раводина. Желание посвятить себя любимой науке – физике – осталось. Но теперь он мечтал об учительской работе. Евгений стал студентом-заочником Новокузнецкого пединститута. Верным помощником опять же оказалась Ольга Александровна – тётя Лёля. Поездки в соседний город, занятия науками на сессиях и дома по 12 часов подряд, жёсткий режим дня... Несгибаемая сила воли Евгения и поддержка родных помогли выдержать всё это. Раводина интересовало и увлекало буквально всё. Все помнят, как относились студенты к непрофилирующим предметам, например, к политэкономии. «Всеядность» была не в чести. Но Евгений умел отфильтровывать суть. Серьёзное, добросовестное отношение к каждой науке формировало его убеждения, а ведь они проходят проверку временем.

Неудивительно, что именно к Е.М.Раводину со множеством вопросов обращаются сегодняшние и давние ученики. Им и расстояния не помеха, если «во дни сомнений и тягостных раздумий о судьбе Родины» возникает потребность во встрече с Учителем. И заезжают к Раводину в провинциальный городок прибалтийские, украинские и московские гости. Евгений Михайлович не выдаёт готовых рецептов, но, видимо, важно бывшим его ученикам знать, что думает он, как осмысливает время.

Как и прежде, Евгений Михайлович одержим работой, детьми. Как и прежде, трудится весь день. Есть в школе новая методика обучения физике. Уже составлены 53 обучающие, контролирующие, иллюстрирующие и другие компьютерные программы для разных уровней обучения. Есть выступления на областных конференциях, статьи в журнале «Физика в школе» и газете «Физика» («ПС»). Есть учебный фильм. Институты Сибири и Урала узнают в поступающих абитуриентах педагогический «почерк» Раводина и охотно принимают прокопьевских выпускников. Это и есть торжество жизни.

А ведь были моменты, когда можно было опустить руки и даже озлобиться. Когда-то не удалось убедить областной ВТЭК, что Евгений Михайлович способен самостоятельно водить не только мотоколяску, но и автомобиль. Не сразу была одобрена предстоящая педагогическая практика необычного заочника-инвалида, хотя ей предшествовал успешный опыт работы с детьми вожатого пионерлагеря в Керлегеше. Тогда не только мальчишки трудного первого отряда не отходили от своего вожатого, но и воспитатели-практиканты старались поспеть за выдумкой и фантазией Раводина. Всех увлекли поиски кладов Хозяйки Медной горы. Заканчивалась одна игра, а из соседнего лесочка уже слышалась азбука Морзе: тайные шифры задавали предстоящие маршруты. И хотя самому Евгению Михайловичу не суждено было ходить лесными тропами, казалось, что он был рядом. Потому что источник его движения – сила духа, сила творчества.

Раводин не вписывается в привычные стандарты. А он и любимой работой всю жизнь занимается, и семью прочную создал. Вместе с женой, Ниной Романовной (сподвижницей, соучастницей всех дел, добрым гением учителя), воспитал сына Мишу, который продолжает дело отца и серьёзно занимается физикой.

10 лет назад родной город подарил ему автомобиль «Таврию» с ручным управлением. Теперь Евгений Михайлович мог, невзирая на суровые сибирские зимы, устойчиво добираться до школы. Его школьный киноклуб был признан лучшим в области. Всего там было сделано 8 хроникальных, 6 учебных (в том числе один полнометражный фильм-сказка «Если бы в мире исчезло трение») и 3 небольших игровых кинофильма.

Все годы при кабинете физики работала группа учеников-энтузиастов. Вместе с учителем они автоматизировали кабинет, обеспечили телеуправление (с рабочего места учителя можно управлять аудио-, видео- и киноустановками, вакуумной установкой, установкой для наблюдения опытов в увеличенной проекции, затемнением и освещением класса, демонстрировать электрифицированную таблицу элементов Менделеева и т.п.), изготовили несколько десятков физических приборов, получивших призы на городских выставках.

За последние годы бывшие ученики – Юрий Аверичев, Александр Лобода, Наталья Шевченко – стали кандидатами физико-математических наук. К сожалению, не все таланты оказались востребованы на Родине: Лобода трудится над совершенствованием масс-спектрографов в Канаде, Шевченко (металлофизик) работает по контракту в Германии, создавая сплавы, биологически совместимые с живым организмом, Михаил Бейлин, успешный программист, трудится в США. Однако есть и приятные исключения: Любовь Веретенникова, окончив Казанский авиационный институт, участвовала в создании системы «Буран».

Пятеро выпускников 1998 г. успешно окончили магистратуру Томского государственного университета в 2004 г. (один из них, Дмитрий Чудинов, – с красным дипломом) и оставлены в аспирантуре по специальностям «Теоретическая физика», «Металлофизика» и «Радиофизика».

Те, кто ещё сидит за партой, имеют дипломы Всероссийской заочной физико-математической олимпиады, многие систематически побеждают на городских олимпиадах юных физиков.

В 1998 г. Евгений Михайлович тяжко заболел, полностью потерял возможность ходить и оказался прикованным к инвалидной коляске. Но из школы его не уволили, оставили в штате, разрешив вести только групповые (2–8 человек) и индивидуальные занятия. Согласно школьному расписанию, дети приходят к Евгению Михайловичу домой. Недельная нагрузка – 18 ч, 35 учеников. «Классная» комната оборудована доской с освещением, кодопроектором с экраном, видеомагнитофоном, компьютером, видеотекой учебных фильмов. Видеотека постоянно пополняется фрагментами из передач Центрального и местного телевидения, связанными с физикой. Например, из передачи «Хроника стратегического бомбардировщика» удалось записать эпизод заправки самолёта в полёте, и теперь его можно демонстрировать при изучении относительности движения. Эта видеотека и авторские компьютерные обучающие программы используются прокопьевскими учителями. В настоящее время Евгений Михайлович руководит «компьютерной группой» городского МОУ физики. Учителя бесплатно обмениваются программами и учатся эффективно применять их на уроках и внеклассных занятиях.

Свой опыт за 47 лет работы Евгений Михайлович обобщает в статьях (в местной, областной и центральной печати). За серию материалов по методике преподавания по авторским программам Е.М.Раводин в 2002 г. был удостоен премии губернатора и стал победителем 1-го областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса», награждён орденами «Знак Почёта» и Октябрьской революции, медалью «Ветеран труда».

Хобби сейчас – только чтение, компьютер, музыка. А до этого увлекался путешествиями – за рулём автомобиля вместе с женой, сыном, племянниками проехал десятки тысяч километров по Кемеровской, Томской, Новосибирской областям, по Горному Алтаю (вплоть до границы с Монголией). Много фотографировал, снимал на киноплёнку, всей семьёй посещали театр, концерты, кинотеатры, стремясь не пропустить ни одного нового фильма.

От всей души желаем Евгению Михайловичу здоровья и творческих успехов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения!

Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!