Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №9/2005
АЛГОРИТМ

И.А.Поверина,
Знаменская СОШ, Ивантеевский район,
Саратовская обл.

Алгоритм

Я являюсь постоянным подписчиком вашей газеты и очень благодарна за те материалы, которые радуют нас каждую неделю. Сельский учитель не может в полном объёме использовать в своей работе все достижения НТП. Ваша газета позволяет интереснее и разнообразнее проводить уроки, доказывая ученикам, что «только в физике соль»! Каждый год мои выпускники выбирают экзамен по физике, а те, кто учатся в институтах и техникумах, присылают благодарственные письма о том, что не испытывают особых трудностей при изучении физики. Год назад я участвовала в районном конкурсе «Учитель года», где нужно было представить визитную карточку, написать эссе «Моя педагогическая философия», описать систему своей работы, защитить одну из номинаций (я выбрала «Учитель-воспитатель»), разработать фрагмент урока на 20 мин и провести его в незнакомом классе. Мой урок в стихотворной форме очень понравился и детям, и методистам. Показываю фрагмент из него.

1. История. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 г.) учёный из г. Хорезма Абдулла Мухаммед Бен аль Хорезми написал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Само слово «алгоритм» появилось в Европе в результате перевода на латынь этой книги, в которой имя автора (аль Хорезми) писалось Алгоритми.

2. Понятие алгоритма. Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

3. Свойства алгоритмов. Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удаётся выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм:

– дискретность (любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определённом порядке);
– детерминированность (любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае);
– конечность (каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения);
– массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными данными);
– результативность (в алгоритме не должно быть ошибок).

4. Виды алгоритмов:

– линейный (последовательный) – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке;
– циклический – описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или до тех пор, пока не выполнится заданное условие;
– разветвляющийся – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется та или иная последовательность действий;
– вспомогательный – алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя.

Итак:

Алгоритм решения задачи

1. Для начала ты задачу прочитай раз или два, чтобы числа рассмотреть, понять научные слова.
2. И к анализу задачи тут же сразу перейди, выясни, что нам известно, а что надобно найти.
3. Данные фиксируй сразу, но запомни лишь одно: что в условии отыщешь, пишешь в секторе «Дано».
4. А теперь ты вместе с классом сформулируешь вопрос: что искать в задаче будем? – и не будешь вешать нос.
5. Постарайся единицы перевести в систему СИ, если позабыл, как сделать, у учителя спроси. (Для успокоения души ещё подсказку запиши.)
6. А теперь «мозговой штурм» проведи и нужные формулы сразу подбери.
7. Выразив величину, проведи проверку размерности! А потом сравни результат с подсказкой – для верности.
8. Если размерность с подсказкой – в лад, подставь данные в формулу и посчитай результат.
9. Сразу результат оцени, что ты сделал, посмотри.
10. Ответ запиши. Это значит, мы решили всю задачу.